Автор: Соврикова Лариса Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО городского округа "Город Калининград""Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича"
Населённый пункт: Калининградская область г.Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Создание педагогически оправданных ситуаций успеха в учебной деятельности, как один из важнейших факторов воспитания творческой личности обучающихся"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования городского округа «Город Калининград»
«Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича»
«Создание педагогически оправданных ситуаций успеха в
учебной деятельности, как один из важнейших факторов
воспитания творческой личности обучающихся»
Методическая работа
Автор - Соврикова Лариса Андреевна, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный
деятель Всероссийского музыкального общества, преподаватель высшей квалификационной
категории ДМШ имени Д.Д. Шостаковича
Содержание методической работы
«Создание педагогически оправданных ситуаций успеха в
учебной деятельности, как один из важнейших факторов
воспитания творческой личности обучающихся»
I.
Введение
II.
Необходимость и польза музыкального образования
III.
Основные алгоритмы педагогической деятельности.
IV.
Создание педагогически оправданных ситуаций успеха в учебной
деятельности,
как
один
из
важнейших
факторов
воспитания
творческой личности обучающихся
V.
Золотые правила музыкальной педагогики
Задачи методической работы
I.
Систематизировать основные алгоритмы педагогической
деятельности
II.
Определить варианты создания педагогически оправданных ситуаций
успеха в учебной деятельности, как одного из важнейших факторов
воспитания творческой личности обучающихся
III.
Определить основные правила музыкальной педагогики
Создание педагогически оправданных ситуаций успеха в учебной
деятельности, как один из важнейших факторов воспитания творческой
личности обучающихся
I.
Введение
«Люби, что делаешь,
и
делай, что любишь…» - это основной принцип в моей
профессии, которую я очень люблю и которой я занимаюсь очень много лет.
В этом году отмечаю 40 – летие педагогической деятельности, и вся она прошла в ДМШ
имени
Д.Д.
Шостаковича.
Деятельность
преподавателя
оценивается
результатами
деятельности
его
учеников.
Сейчас
в
классе
50%
учащихся
успешно
участвуют
в
конкурсной деятельности, подрастают маленькие. Из выпускников разных лет сейчас:
Иргашева Елизавета – студентка III курса Государственной Московской консерватории
имени П.И.Чайковского (г.Москва)
Мамонова Антонина – студентка II курса Музыкальной академии имени Гнесиных
Лосева
Василиса
–
студентка III
курса
Государственной
консерватории
(г.Сарагоса,
Испания)
Табельская Анна – ученица 9 класса Средней специальной музыкальной школы имени
Гнесиных (г.Москва)
Иноземцева Милана – студентка I курса Калининградского музыкального колледжа имени
С.В.Рахманинова.
Сегодняшнее
выступление
–
своего
рода
размышление,
попытка
педагога
систематизировать
и
выделить
наиболее
важные
моменты
в
педагогической
деятельности, исходя из собственного опыта, а также обозначить актуальные проблемы и
технологий в обучении игре на фортепиано и пути их решения.
II.
Необходимиость и польза музыкального образования
Необходимость
и
пользу обучения детей в музыкальной школе обсуждать излишне:
именно в музыкальной школе воспитывается душа, эстетический вкус и интерес к
искусству. Музыка развивает эмоциональность и способность чувствовать, сопереживать.
Помимо
воспитания
воли
и
дисциплинированности
занятия
музыкой
развивают
структурное
мышление
у детей, (ведь любая музыкальная форма состоит из более
мелких,
т.е.
соотношение
частей
и
целого).
Когда
ребенок
играет
двумя
руками,
он
тренирует
многоканальное мышление – одновременно держит в уме разные ноты и
обозначения, единовременно решает несколько задач.
Беда современных музыкальных школ - это чрезмерное завышенные требований, ранняя
профессионализация
и,
как
следствие,
большие
стрессы
у
ребенка.
Естественно,
выдерживают не все. Как найти ту золотую середину, когда обучение в музыкальной
школе будет эффективным и результативным, но основной акцент будет ставиться
на интересе и удовольствии ребенка?
III.
Основные алгоритмы педагогической деятельности
Педагог по специальности – учитель и воспитатель.
Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. С первых уроком
педагог стремится не только обучать ребенка непосредственно игре на фортепиано, но
обучение сочетать с воспитательной работой (как с учеником, так и с родителями). Среди
начинающих
–
подавляющее
число
детей,
правильно
не
представляющее
объем
и
специфик
у
работы
в
музыкальной
школе.
Ребенок
должен
понимать,
что
это
государственная школа с государственной программой, которую он обязан выполнять
(в отличие от кружка). Вопрос мотивации обучения также важен: есть те дети, кто будет
учиться музыке, потому что этого хотят его родители; есть и те, кто хочет «играть», но не
хочет работать и добиваться поставленной цели (таких большинство)
Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим, поэтому из главных
воспитательных задач выделяются следующие:
1.
воспитание
мировоззрения
и
любви
к
музыке
(музыкальных
вкусов,
пристрастий, предпочтений)
2.
формирование
моральных
качеств
(усидчивости,
организованности,
сосредоточенности,
целеустремленности,
терпеливости,
настойчивости,
желания достичь результата), воли и характера
3.
воспитание интереса к труду и умения работать
Воспитательная работа должна быть ненавязчивой, незаметной для ученика. Основная
часть воспитательной работы проводится на уроке, поэтому решение художественных
задач при изучении произведения надо связывать с жизненно важными темами.
Воспитывать у учеников чувство любви к музыке.
Практика последних лет и результаты тестирования среди учащихся ДМШ показывают,
что дети поколения, родившегося и воспитанного в лихие 90 –х, к сожалению, далеки от
музыки и типичных для русской интеллигенции опорных символов: интернет им заменяет
филармонию,
театры,
книги
и
даже
телепрограмму
«Культура».
Однозначно,
что
эстетическое воспитание неразрывно связано с развитием любви к музыке. Пробуждать
глубокий длительный интерес к музыке — одна из самых важных задач педагога и верное
средство резкого повышения работоспособности ученика.
Научить трудиться, работать, добиваться конечного результата
С первых дней обучения в музыкальной школе начинающий пианист должен четко знать:
1.
труд пианиста – это упорный, ежедневный труд и длительная работа
2.
освоение любимого инструмента – источник радости увлеченности
Все положительные результаты рождаются только в тесном взаимодействии трех сторон:
ученика,
его
родителей
и
педагога,
поэтому
воспитательное
и
образовательное
воздействие педагога в равной степени распространяется на ученика и его родителей.
Воспитывать самостоятельность у учащегося
Человеку
по
природе
свойственна
самостоятельность,
стремление
самому
все
попробовать, испытать. Ответы на многочисленные вопросы детей должны обязательно
звучать из уст преподавателя, это явится залогом развития его самостоятельности. Педагог,
воспитывающий
в
ученике
пытливость
мысли,
дает
ему
вернейший
ключ
к
самостоятельной
творческой
работе.
Важно
систематически
использовать
широкие
обобщения, позволяющие в частном раскрыть закономерности художественных явлений.
Обобщения
педагога
значительно
лучше
усваиваются,
если
ученику
на
этой
основе
предлагается самостоятельно решать различные исполнительские задачи. Они могут быть
весьма
разнообразными,
Например,
впервые
показав
где-нибудь
в
полифоническом
произведении прием связи звуков путем скольжения пальцев с клавиши на клавишу,
педагог
предлагает
ученику
найти
в
том
же
сочинении
другие
места,
в
которых
целесообразно использовать аналогичную аппликатуру. Очень часто ученик проделывает
лишнюю и даже вредную работу. Невнимательно разбирая и заучивая ошибки, он потом
тратит много времени на их исправление. Педагог приучает постепенно ученика не только
слушать свое исполнение, но и контролировать себя в процессе работы там, где скорее
всего могут возникнуть ошибки и погрешности исполнения. Надо знакомить учащихся с
типическими случаями появления тех или иных ошибок.
Важно, чтобы ученик знал и о том, какие ошибки и недостатки чаще всего встречаются у
него самого. Для воспитания в учениках самостоятельности полезно, чтобы они время от
времени сами, без помощи педагога, выучивали небольшие произведения. Обсуждения их
всем
классом
с
последующим
выявлением
достоинств
и
недостатков
исполнения,
а
желательно
и
с
вынесением
оценки,
будет
способствовать
улучшению
качества
самостоятельной работы учащихся.
IV.
Создание
педагогически
оправданных
ситуаций
успеха
в
учебной
деятельности, как один из важнейших факторов воспитания творческой
личности обучающихся
Для успешного учебного процесса в рамках обучения в ДМШ необходимо активное
взаимодействие и взаимопонимание трех сторон: ученика, его законных представителей
(родителей, дедушек и бабушек), а также преподавателя.
1.
Важным
аспектом
педагогической
работы
является работа
с
родителями.
По
собственному опыту
знаю, что если
преподавателю
удалось помочь родителям
ученика понять свою роль в воспитании у ребенка любви к занятиям музыкой,
значит, он приобрел надежных сторонников, на которых всегда сможет опереться.
Положительные
результаты труда
возможны
лишь
при
постоянной
поддержке
родителей учащихся – с первых дней обучения они должны прочувствовать соучастие в
обучении в музыкальной школе, поэтому надо сразу налаживать самый близкий контакт
педагога
с родителями учащихся, вводить их в круг проблем, учить их решать эти
проблемы,
учить
помогать
начинающим
детям,
обязательно
подсказывая
им,
как это
сделать результативно. Они обязательно должны воспринимать успехи своих детей как
результат коллегиальной работы (своей и их ребенка).
2.
Но решающее влияние на результаты учебного процесса имеет роль преподавателя.
Музыкальная педагогика держит в руках ключи от многих проблем, внедряясь в самые
тонкие вопросы детской педагогики и воспитания. Труд педагога сродни профессии
врача, где нельзя ошибиться.
Труд педагога будет
результативным
и всегда будет цениться
учениками и их
родителями, если работа педагога – это постоянная отдача самого себя и постоянное
самообновление.
Строжайшая
дисциплина,
самоотверженность
в
работе,
бескорыстие,
скромность,
честность,
способность
к
самоанализу,
чувство
ответственности – все это необходимые качества педагога
Самое главное в человеке – это доброта. Она составляет нравственную основу взаимоотношения
людей. Основная задача преподавателя ДМШ – помочь ученику «открыть себя». Это невозможно
без уважительного и доброго отношения к ребенку. Никакого диктата и окрика. Все спокойно, в
меру
строго, доверительно и правдиво. Надо стремиться к сотворчеству с ребенком. Надо
стараться договариваться с детьми, не насаждать собственное мнение, а аргументировать ту или
иную задачу,
находить возможность общаться с ребенком на темы, интересные ребенку….
Ребенок должен чувствовать в преподавателе поддержку во всех отношениях, соучастие
и сотворчество, но не воспринимать его как «карающее зло»….
В нашей работе постоянно встречаются психологические трудности (и не только с ребенком, а с
родителями детей), поэтому современный преподаватель обязан быть еще и психологом. Бывают
моменты отчаяния и бессилия. В нашей педагогической практике , как и в любой другой, без
препятствий не обойтись. Ведь не зря говорят, что педагогика – это битва за человеческие сердца,
а каждый ученик – это целый мир.
Самое страшное в педагогической практике – это равнодушие. Первый директор школы
О.А. Ковалевская учила молодых преподавателей: «Не будьте урокодателями!».
Педагог
должен быть одержимым жаждой научить своего подопечного! Наше время требует
новых постижений произведений, новых трактовок, далеких от канонов. Нельзя создавать
в классе унылую атмосферу скуки и пессимизма, муштры.
Ни трудности жизни, ни
перегрузки учеников не могут быть оправданием. Настоящие неравнодушные педагоги,
любящие
свое
дело,
умеют
увлечь
музыкой
даже малоодаренных учеников, помогая
каждому развить свои задатки.
Крупнейший советский педагог Л.В. Николаев считал, что педагогический процесс – это
совместная работа ученика и учителя, сотворчество. Он утверждал, что если педагоги
оказывают влияние на учеников, то и ученики также оказывают влияние на педагогов.
Следовательно, нужно уметь учиться у своих учеников.
Педагогика – человековедение. Музыкальная педагогика – это именно творчество, а не
ремесло. Каждый настоящий педагог индивидуален, н
еповторим
. У каждого свой путь
.
Преподаватель для ученика всегда должен быть разным: то значительным, то спокойным, то
энергичным, то артистичным, находить возможность общаться с ребенком на темы, интересные
ребенку….
3. Публичные выступления, участие во внеклассной и музыкально – просветительской
работе, участие в детских творческих коллективах способствуют позитивному отношению
к музыкальному образованиюи достижению успехов
V. Золотые правила музыкальной педагогики
В
системе мотивации обучения детей в музыкальной школе есть свои золотые правила
музыкальной педагогики:
- с младших классов погружать ребенка в изучение музыки в широком смысле слова ( не
технологического процесса только)
- учить ребенка учиться, помогать ему в освоении этого важного навыка самостоятельно дома;
учить родителей ученика помогать учиться своему ребенку
- подбирать репертуар, согласовывая его с учеником. Но не идти на поводу у желания ребенка
(репертуар развивающий, но одобренный ребенком)
- увлекать ребенка участием в детских творческих коллективах
- неустанно следить за ростом и переживаниями детей;
- помочь каждому укрепиться в своей самостоятельности;
- развить уверенность в своих силах;
- воспитать необходимые качества: волю, дисциплинированность, смелость, артистизм;
-
приучить с детства воспринимать каждое концертное выступление как праздник