Напоминание

"Что такое доброта?"


Автор: Трофимова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ Шаховская общеобразовательная школа №1
Населённый пункт: П. Шаховская Московская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Что такое доброта?"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема :Что такое доброта?

Цель: научить детей быть человечными, ценить друзей, заботиться о

ближних людях. Формирование этических норм поведения в обще-

стве и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной

сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей.

Задачи:

помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище, по-

мочь сделать свой нравственный выбор;

содействовать становлению личности, способной самостоя-

тельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том,

какую жизнь он предпочитает;

учить нести полную ответственность за свой выбор;

научить интерпретировать происходящее с точки зрения общих

основ жизни собственным отношением к тому или иному явлению.

- Продолжить формирование таких нравственных понятий

как доброта, вежливость. Учить учиться самостоятельному выпол-

нению заданий.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направлен-

ную на анализ собственного поведения и поступков окружающих

людей.

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способ-

ность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Технология проведения : Педагогическая мастерская интересна тем, что

объединяет в себе:

а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно –

исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии яв-

ляется моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуа-

ций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть де-

ловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра.

Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.

Б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса

воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организаци-

онная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе

активного взаимодействия всех участников процесса.

Методы проведения поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование

жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собствен-

ного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы,

над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов, формирует

собственную культуру мысли, действия.

Оборудование: запись песни (песня кота Леопольда «Если добрый ты»), кон-

верты с заданием для каждой группы. Шаблоны из картона или плотной бу-

маги: солнышко, облака, дерево. Шаблоны цветов, листьев дерева, плодов

ввиде яблочек, сердечек.

Ход работы:

1 этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный клубный час. А начали мы

его со знакомого вам мультфильма (песня кота Леопольда «Если добрый ты»)

Ребята ,о каком человеке поет Леопольд ?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Да, доброте.

С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда

вы слышите слово Доброта?

1 слайд -Что такое доброта?

Выслушиваются ответы детей

Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие .У человека есть

два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, ра-

бота, выполнение обязанностей, взаимоотношении с другими людьми. И есть

скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир.

А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, я вам предла-

гаю отправиться в необычное путешествие к "Доброй земле" за ответом на

такой вопрос.

Так что же такое доброта ?Для начала, обратимся за помощью к толковому

словарю

2 - слайд Доброта -это отзывчивость , душевное расположение к лю-

дям ,стремление делать добро другим.

1) Давай все вместе прочитаем синонимы к слову добрый :

3-слайд - Добрый - отзывчивый, хороший ,нравственный ,честный , по-

рядочный ,вежливый, заботливый и т.д. (В виде ромашки)

2) Ребята, а как вы думаете, что никогда не сделает добрый человек?

Добрый человек никогда: не обманет, обидит, убьет ,украдет ,ударит, сдела-

ет больно, бросит в беде ,оставит без помощи и т.д.

Ребята , в какой книге написаны все эти слова (в библии, показать)

А что такое библия ?.....!!!!!

4 Слайд - Библия (картинка)

Библия – это книга ,содержащая мифы христианской религии.

В библии написаны так же и притчи . А что такое притча? Давайте, опять за-

глянем в словарь.

5 слайд. Притча –это рассказ с нравоучением.

А теперь прослушайте притчу.

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один

волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту,

верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько

мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь

Ребята ,а какого волка вы кормите и чем ?

Расскажите о добром поступке ,который совершили вы сами или такой посту-

пок оставил добрую отметину в вашем сердце ,или видели ,или слышали о

людской доброте и не забыли «Добрый поступок»

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться добро-

те?

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились

на примере библии ,притчи . Эту мысль они отразили и в пословицах, кото-

рые передаются из уст в уста.

6 слайд «Восстановите пословицы».

1) Жизнь дана на……………….дела

2) Мир не без……………людей

3) ……….. слово и железные ворота открывает.

4) …………… слово человеку, что дождь в засуху

От какого слова произошли все эти слова? (доброта)

Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю

жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и ста-

рые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

7 слайд - Сказки ( Картинка)

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела,

приносили радость окружающим.. Я называю вам поступок, а вы называете

героя:

1. –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и

часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)

2. - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья

мне пришлось стать Людоедом.(Кот в сапогах)

3. –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозя-

ину аленького цветочка. (Настенька)

4. -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

5. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

6. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной

королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

7. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздоро-

веть больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева).

Молодцы ребята! Вы хорошо знаете сказки и помните о героях, которые со-

вершили добрые поступки.

Физминутка. И один сказочный герой пришёл к нам в гости.

Прошу вас встать и выполнить упражнения в месте с нашим гостем.

8 слайд Добрая земля (картинка)

Вот ребята ,мы и добрались до Доброй земли.

Изготовление коллажа.

Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле за-

сияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солн-

це. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу

Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим дру-

зьям, и просто тем, кто вас окружают.

Сначала ребята выслушайте внимательно задание для каждой группы: У вас

на столе конверты с заданием.

1. Первая команда - изобразит солнце. Вашей команде нужно выбрать из

этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на

солнце вместо лучиков. (Вопросы в конвертах на шаблонах ввиде маленьких

лучей солнца)

Развязный, аккуратный ,доброжелательный ,вежливый ,грубый, неучти-

вый ,умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый ,помогает в беде ,часто

ссорится, вспыльчивый,

скромный ,общительный ,ласковый ,веселый ,счастливый ,наглый ,

внимательный жадный ,крикливый

Солнце дает жизнь на Земле ,значит на Доброй земле должно быть чисто

светлое небо, должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже ра-

дуется доброте.

2. Вторая команда -- выберет и приклеит к облакам слова, с которыми ассо-

циируются слова добро: (слова в конвертах, отдельно шаблоны из голубой

бумаги-облака, дети наклеивают и капитан группы выносит и вместе с

воспитателем размещают на доске.

“Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, лю-

бовь.”

“Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.”

3 команда: приклеит к дереву корни , на них напишет свои добрые слова ,

ведь дерево вырастет сильным только тогда ,когда у него будут добрые(креп-

кие ) корни . (Шаблоны корней, вопросы в конвертах)

Добрые слова: спасибо, пожалуйста, будьте любезны, извините, добрый

день, добрый вечер, доброе утро, Отстаньте от меня! , не хочу, не буду, надое-

ло! простите.

4.Третья команда напишет на цветах добрые мысли:

к примеру: Хочу что бы не было войны, что бы люди уважали друг друга,

5. Четвертая команда - напишет на плодах добрые поступки :

порвал блузку; защитил слабого;

обидел друга; проведал больного друга;

поссорился с мамой; обогрел и накормил

толкнул ногой щенка; помог младшей сестре одеться и др.

ударил котенка и др. уступил место старшим помог маме

6 команда - на листьях написана слова, прочитайте, и замените их слова-

ми противоположными по значению:

Плохо - хорошо

Зло – добро

Война - мир

Жадность- щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь - правда

Предательство - преданность

Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась.

9 слайд.

Добрые слова – корни

Добрые мысли – цветы

Добрые дела – плоды

Добрые сердца – сады.(открыть в последнюю очередь )

Мне кажется ,что здесь кого –то не хватает .Конечно же нас !!!Наших добрых

сердец !!!

Продолжение жизни на картине ,на нашей Земле зависит от нас ,от того ка-

кие поступки будем совершать (подпишите свои «сердца» ,приклейте на

картину.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняй-

те его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Дети читают стихи:

1. Придумано кем — то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

пусть доброе утро длится до вечера!

2. Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья та сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

***

3. Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

4. В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Добрый вечер,

Ночь добра

Было доброе вчера

И откуда спросишь ты

В доме столько доброты.

***

5. Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

***

6. Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека,

большого и маленького, свой путь к добро-

те.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взле-

ты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть

по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и

размышлять о своих совершенных поступках.

Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые,

умные мысли, за творческое отношение к работе.

10 слайд. Всего вам доброго!

Дополнительный материал (если останется время):

Игра «Вежливые слова».

(Задача: формировать у детей понимание важности вежливого отношения к

окружающим людям.)

- Первый шаг к доброте – это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки

вежливыми словами:

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче…(здравствуй)

Вылез крот на белый свет,

И сказал ежу …(привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать…(пожалуйста)

Порвал воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну…(извините)

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:…(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …(добрый день)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим мы,…(простите, пожалуйста)

Если вы друзей уважаете,

При встрече спросите,…(как поживаете)

Не забудьте, что на прощанье

Говорить всем нужно…(до свидания)



В раздел образования