Автор: Платоненко Людмила Миихайловна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: г. Гагарин, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Семинар для воспитателей
Тема: «Организация познавательно-
исследовательской деятельности детей
дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила: заместитель заведующего
Платоненко Л.М.
г. Гагарин
Цель: расширение знаний педагогов по вопросу организации познавательно-
исследовательской
деятельности
детей;
уточнить
знания
педагогов
о
содержании центров экспериментирования.
Предварительная работа
1. Показ НОД по познавательно - исследовательской деятельности детей.
2. Домашнее задание педагогов:
-
разработка
конспектов
по
познавательно
–
исследовательской
деятельности с детьми дошкольного возраста.
-
разработка
перспективного
планирования
по
познавательно
–
исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста на год.
3. Индивидуальные консультации по вопросам педагогов.
План
1.Задачи, методы и формы организации познавательно - исследовательской
деятельности детей в ДОУ.
2.Требования к оформлению и содержанию центров экспериментирования в
ДОУ.
3.Формы
работы
по
познавательно-исследовательской
деятельности
по
программе «Мозаика» во 2 младшей группе.
4.Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
посредством исследовательской деятельности.
5.Организация познавательно - исследовательской работы во 2-ой младшей
группе в процессе игровой деятельности.
6.Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании.
Ход
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
познавательно-исследовательская
деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с
игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально
организованная
деятельность,
позволяющая
ребенку
под
руководством
педагога
или
самостоятельно
добывать
информацию
и
овладевать
представлениями
о
том
или
ином
предмете,
объекте,
физическом
или
природном явлении.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования определены задачи
познавательно
-
исследовательского
развития:
1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
3. Развитие воображения и творческой активности.
4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.).
5. Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира.
6 . Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки
предметов и явлений окружающего мира.
7. Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и
явлениями, делать простейшие обобщения.
При этом организация познавательной деятельности должна проходить в
форме партнерства взрослого и ребенка. Где педагог демонстрирует образцы
исследовательской
деятельности,
а
дети
получают
возможность
проявить
собственную познавательную активность.
Кроме того, стандарт определяет целевые ориентиры, согласно которым
выпускник на этапе завершения дошкольного образования:
1. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.
2. Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
3. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями
о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
4. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.
5. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.
Структура детского исследования, этапы
1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
2. Выдвижение гипотезы.
3. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
4. Сбор материала.
5. Обобщение полученных данных.
Типы исследований
1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами.
2. Коллекционирование (классификационная работа).
3. Путешествие по карте (пространственные отношения).
Этот тип исследования используется в старшем дошкольном возрасте.
Алгоритм деятельности состоит в том, что воспитатель вместе с детьми на
глобусе
или
карте
выбирают
пункт
назначения
-
куда
отправятся
путешествовать, определяем на каком транспортном средстве передвижения
можно добраться, отмечаем на глобусе и на карте маршрут, выясняем у детей,
что и кто может встретиться в пути, на карте обозначаем вырезками- метками
пройденный
маршрут,
животных,
растения
и
подводим
итог,
что
нового
узнали.
4.
Путешествие
по
«реке
времени»
(временные
отношения).
Этот
тип
исследования используется тоже в старшем дошкольном возрасте. Для этого
типа
исследования
заранее
оформляется
дидактическое
пособие
–
это
длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерный
размер 50х160 см или 60х180 см), на котором полосой синего цвета во всю
длину
обозначена
река.
Вдоль
«реки
времени»
намечаются
несколько
«остановок»: «древность» - «старина» - «наше время».
Основные методы и приемы развития познавательно-исследовательской
деятельности в свете требований ФГОС ДО:
наблюдения,
экскурсии,
решение
проблемных
ситуаций
- форма
совместной
деятельности
педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а
педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести
новый опыт, активизирует детскую самостоятельность,
опыты и экспериментирование,
коллекционирование
—
форма
познавательной
а кт и в н о с т и
дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание
чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка,
моделирование,
проектный метод,
игровые
методы:
дидактические,
развивающие
игры,
игры-
путешествия, сюжетно-ролевые игры, подвижные,
ИКТ.
Содержание
познавательно - исследовательской
деятельности
строится из четырех
блоков
педагогического
процесса:
1.Непосредственно-организованная
деятельность
с
детьми
(плановые
эксперименты), когда педагог обучает определенному алгоритму действий.
2.Совместная
деятельность
с
детьми
(наблюдения,
труд,
художественное
творчество).
3 . С а м о с т оя т е л ь н а я
д е я т е л ь н о с т ь
д е т е й
( р а б о т а
в
ц е н т р а х
экспериментирования).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских
проектах).
Приёмы мотивационных ситуаций
внешние стимулы;
мотив помощи;
познавательный момент (почему так?);
проблемная ситуация;
соревновательный эффект;
презентации, схемы, кроссворды;
тайна, сюрприз.
Факторы, разрушающие развитие детской познавательной активности:
авторитарный стиль взаимодействия взрослого с ребенком;
угроза наказания за неуспешное действие;
оценочный подход к действиям и личности ребенка;
постоянная критика в адрес ребенка;
эмоциональное отвержение ребенка;
отсутствие
творческой
атмосферы
в
педагогическом
коллективе
(шаблонность).
2. Для того, чтобы реализовать задачи по познавательно – исследовательской
деятельности необходимо в предметно-развивающей среде группы создавать
условия – центры экспериментирования или мини-лаборатории.
Требования к оформлению и содержанию центров экспериментирования
в дошкольном учреждении
Задачи
центра: развитие
первичных
естественнонаучных
представлений,
наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций
(анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование
умений комплексно обследовать предмет.
В центре экспериментирования должны быть выделены:
1. Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные
коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья
и т.п.).
2. Место для приборов-помощников.
3. Место для хранения материалов (природного и "бросового").
4. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки,
стружка, пенопласт и др.)
Младший дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент
стимулирующий
- книги познавательного
характера для младшего
возраста;
- тематические
альбомы;
- коллекции: семена
разных растений,
шишки, камешки,
коллекции "Подарки :"
(зимы, весны, осени),
"Ткани".
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и
пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной;
красители - непищевые (гуашь,
акварельные краски).
Простейшие приборы и
приспособления:
- лупы, сосуды для воды, "ящик
ощущений" (чудесный мешочек),
зеркальце для игр с "солнечным
зайчиком", контейнеры из "киндер-
сюрпризов" с отверстиями, внутрь
помещены вещества и травы с
разными запахами;
- "бросовый материал": веревки,
шнурки, тесьма, катушки деревянные,
прищепки, пробки;
- семена бобов, фасоли, гороха.
- на видном месте
вывешиваются
правила работы с
материалами,
доступные детям
младшего возраста;
- персонажи,
наделанные
определенными
чертами
("почемучка") от
имени которого
моделируется
проблемная
ситуация.
Средний дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент
стимулирующий
- книги
познавательного
характера для среднего
возраста;
- тематические
альбомы;
- коллекции: семена
разных растений,
шишки, камешки,
коллекции "Подарки :"
(зимы, весны, осени),
"Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей
(тематика различна,
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и
пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной;
красители - непищевые (гуашь,
акварельные краски);
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар,
соль, крахмал, мука).
Простейшие приборы и
приспособления:
- лупы, сосуды для воды, "ящик
ощущений" (чудесный мешочек),
зеркальце для игр с "солнечным
зайчиком", контейнеры из "киндер-
- на видном месте
вывешиваются
правила работы с
материалами,
доступные детям
среднего возраста;
- персонажи,
наделанные
определенными
чертами
("почемучка") от
имени которого
моделируется
проблемная
ситуация;
например "Камни",
Чудеса из стекла" и
др.).
сюрпризов" с отверстиями, внутрь
помещены вещества и травы с разными
запахами;
- "бросовый материал": веревки,
шнурки, тесьма, катушки деревянные,
прищепки, пробки.
- карточки-схемы
проведения
экспериментов
(заполняется
воспитателем):
ставится дата, опыт
зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент
стимулирующий
- схемы, таблицы,
модели с алгоритмами
выполнения опытов;
- серии картин с
изображением
природных сообществ;
- книги
познавательного
характера, атласы;
- тематические
альбомы;
- коллекции;
- мини-музей (тематика
различна, например
"Часы бывают
разные:", "Изделия из
камня").
- материалы распределены по разделам:
"Песок, глина, вода", "Звук",
"Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло",
"Резина" ;
- природный материал: камни,
ракушки, спил и листья деревьев, мох,
семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал:
проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки,
скрепки, болты, гвозди, винтики,
шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон,
наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые
(гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с
закругленными концами, колбы,
деревянные палочки, мерные ложки,
резиновые груши, шприцы без игл;
- прочие материалы: зеркала,
воздушные шары, масло, мука, соль,
сахар, цветные и прозрачные стекла,
свечи и др.
- сито, воронки;
- половинки мыльниц, формы для льда;
-приборы-помощники: увеличительное
стекло, песочные часы, микроскопы,
лупы;
- клеенчатые фартуки, нарукавники,
резиновые перчатки, тряпки.
- мини-стенд "О чем
хочу узнать завтра";
- личные блокноты
детей для фиксации
результатов опытов;
- карточки-подсказки
(разрешающие
-запрещающие
знаки) "Что можно,
что нельзя"
- персонажи,
наделанные
определенными
чертами
("почемучка") от
имени которого
моделируется
проблемная
ситуация.