Напоминание

"Атомы химических элементов"


Автор: Козлова Алевтина Валентиновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ ООШ №21
Населённый пункт: г. Оленегорск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Атомы химических элементов"
Раздел: среднее образование





Назад




Козлова Алевтина Валентиновна,

учитель химии МОУ ООШ №21

г. Оленегорск Мурманская область

Тема: «Атомы химических элементов»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Технология: традиционная

Задачи урока:

а) образовательные: закрепить, повторить и обобщить знания

обучающихся о строении атомов химических элементов на основании

их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева, о природе

химической связи;

б) развивающие: развивать умение применять теоретические знания

при выполнении заданий различного уровня сложности, развивать

внимание, воображение, мышление, память;

в) воспитательные: формировать мировоззрение, коллективизм,

содействовать повышению интереса к предмету.

Оборудование: Периодическая таблица Д.И. Менделеева, ИК-средства

обучения, карты-лабиринты, карточки с заданиями.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводное слово учителя.

Весь класс заранее поделен на 4 группы. Учитель сообщает тему и задачи

урока.

II. Обобщение и систематизация знаний.

1. Положение химических элементов в периодической системе

химических элементов Д.И. Менделеева.

Задание 1 всему классу: найдите в каждом ряду один химический элемент,

который отличается от остальных по положению в периодической системе

химических элементов Д.И. Менделеева и объяснить причину своего выбора.

На слайде:

а) H He Ne Ar

б) H Li Be B

в) Fe Co Ni Ar

г) F Cl Mn Br

Запишите правильный ответ.

2. Взаимосвязь строения атома и положения химического элемента в

таблице периодической системы Д.И. Менделеева.

а) Задание 2 один человек выполняет у доски, учитель и весь класс

контролируют правильность выполнения задания.

Задание: определите, какие величины, характеризующие строение атома и

положение химического элемента в периодической таблице Д.И. Менделеева,

численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам,

образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 г. в

солнечном спектре. На доске:

Строение атома

Положение химического элемента в таблице

периодической системы Д.И. Менделеева

порядковый

номер

номер

периода

номер

группы

1. Заряд ядра

Г

Д

Ж

2. Число электронов в атоме

Е

З

К

3. Число протонов в ядре

Л

М

Н

4. Число нейтронов в ядре

атома

Ю

У

С

5. Число электронов в

наружном слое атома

О

П

И

6. Число электронных слоев

(энергетических уровней) в

атоме

Ч

Й

Я

Ответ: Гелий

б) Задание 3 обучающиеся выполняют в карточках в своих группах. Карточки

у всех групп одинаковые. После выполнения задания учитель собирает

карточки на проверку и показывает правильный результат. Задание на

карточках: заполните графы в таблице в соответствии с приведенными

данными. Сумма цифр третьего, четвертого и пятого столбцов равна

относительной молекулярной массе азотной кислоты (HNO3).

Название

химического

элемента

Электронные

формулы

Порядковый

номер

Номер

периода

Номер

группы

4

1s

2

2s

2

2p

3

2

4

1s

2

2s

2

2p

6

3s

2

3p

6

3. Изменение свойств атомов химических элементов. Химическая связь.

Задание 4 выполняется по разным карточкам в группах самостоятельно.

Задания в карточках:

Карточка №1

Какие суждения о строении и свойствах атомов, приведенные в левом

столбце, соответствуют понятиям из правого столбца:

1) Атомные радиусы уменьшаются с увеличением зарядов

ядер атомов.

2) Атомные радиусы увеличиваются с увеличением

зарядов ядер атомов.

3) Одинаковое число электронов на внешних

энергетических уровнях атомов.

4) Металлические свойства ослабевают с увеличением

заряда ядер.

5) Металлические свойства усиливаются с увеличением

заряда ядер.

а) главная

подгруппа

б) группа

в) период

Карточка №2

Какие из попарно приведенных свойств не взаимосвязаны между собой:

а) большие значения атомного радиуса и электроотрицательности;

б) небольшое значение атомного радиуса и сильно выраженные

неметаллические свойства;

в) большое значение атомного радиуса и сильно выраженные металлические

свойства;

г) небольшое значение электроотрицательности и большое значение атомного

радиуса;

д) небольшое значение электроотрицательности и слабо выраженные

металлические свойства?

Карточка №3

Определите в каком ряду пары атомов расположены в порядке

последовательного увеличения смещения общей электронной пары:

а) F – F, H – F , Na – F

б) F – F, Na – F, H – F

в) Na – F, F – F, H – F

г) H – F, F – F, Na – F

д) Na – F, H – F, F – F.

Карточка №4

В каком из рядов соединения расположены в порядке увеличения полярности

связи:

а) CH

4

, HF, HCl, H

2

O, NH

3

б) HCl, CH

4

, NH

3

, HF, H

2

O

в) CH

4

, HCl, NH

3

, H

2

O, HF

г) HCl, CH

4

, H

2

O, NH

3

, HF

д) HF, CH

4

, HCl, NH

3

, H

2

O.

После самостоятельной работы в группах представителями от каждой группы

оглашаются результаты и оцениваются другими группами и учителем.

4. Задание 5 игра в «Крестики- нолики» на определение вида химической

связи выполняют на доске представители из каждой группы по очереди,

после выполнения проверяются всем классом и оцениваются учителем.

Задание на доске: исходя из вида химической связи, определите для каждого

случая выигрышный путь, если его составляют вещества с а) с неполярной

ковалентной связью, б) полярной ковалентной связью, в) ионной связью, г)

ионной связью.

а)

NH

3

NaI

I

2

Cl

2

N

2

NaCl

в)

H

2

S

CH

4

KBr

HCl

NaCl

H

2

O

CH

4

F

2

NaF

CaCl

2

N

2

O

MgF

2

б

)

CH

4

H

2

S

HCl

Br

2

HF

CaCl

2

NH

3

N

2

H

2

O

г)

H

2

O

CaF

2

NaF

CsCl

HCl

RbBr

Cl

2

NH

3

LiI

5. Игра-лабиринт проводится самостоятельно в группах по картам-

лабиринтам. Та группа, которая быстрее выполнит задание, озвучивает

результат. Учитель проверяет правильность выполнения задания и

показывает правильный ответ.

Задание: найдите путь в лабиринте, который приведет вас к финишу,

принимая за исходные разные клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку,

правильное, то продолжайте путь по стрелке с обозначением «да». Если

данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с

обозначением «нет».

III. Подведение итогов.

Выставление оценок за урок. Завершающее слово учителя.



В раздел образования