Автор: Козлова Алевтина Валентиновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ ООШ №21
Населённый пункт: г. Оленегорск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Атомы химических элементов"
Раздел: среднее образование
Козлова Алевтина Валентиновна,
учитель химии МОУ ООШ №21
г. Оленегорск Мурманская область
Тема: «Атомы химических элементов»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Технология: традиционная
Задачи урока:
а) образовательные: закрепить, повторить и обобщить знания
обучающихся о строении атомов химических элементов на основании
их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева, о природе
химической связи;
б) развивающие: развивать умение применять теоретические знания
при выполнении заданий различного уровня сложности, развивать
внимание, воображение, мышление, память;
в) воспитательные: формировать мировоззрение, коллективизм,
содействовать повышению интереса к предмету.
Оборудование: Периодическая таблица Д.И. Менделеева, ИК-средства
обучения, карты-лабиринты, карточки с заданиями.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые, словесные, наглядные.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент. Вводное слово учителя.
Весь класс заранее поделен на 4 группы. Учитель сообщает тему и задачи
урока.
II. Обобщение и систематизация знаний.
1. Положение химических элементов в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева.
Задание 1 всему классу: найдите в каждом ряду один химический элемент,
который отличается от остальных по положению в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева и объяснить причину своего выбора.
На слайде:
а) H He Ne Ar
б) H Li Be B
в) Fe Co Ni Ar
г) F Cl Mn Br
Запишите правильный ответ.
2. Взаимосвязь строения атома и положения химического элемента в
таблице периодической системы Д.И. Менделеева.
а) Задание 2 один человек выполняет у доски, учитель и весь класс
контролируют правильность выполнения задания.
Задание: определите, какие величины, характеризующие строение атома и
положение химического элемента в периодической таблице Д.И. Менделеева,
численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам,
образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 г. в
солнечном спектре. На доске:
Строение атома
Положение химического элемента в таблице
периодической системы Д.И. Менделеева
порядковый
номер
номер
периода
номер
группы
1. Заряд ядра
Г
Д
Ж
2. Число электронов в атоме
Е
З
К
3. Число протонов в ядре
Л
М
Н
4. Число нейтронов в ядре
атома
Ю
У
С
5. Число электронов в
наружном слое атома
О
П
И
6. Число электронных слоев
(энергетических уровней) в
атоме
Ч
Й
Я
Ответ: Гелий
б) Задание 3 обучающиеся выполняют в карточках в своих группах. Карточки
у всех групп одинаковые. После выполнения задания учитель собирает
карточки на проверку и показывает правильный результат. Задание на
карточках: заполните графы в таблице в соответствии с приведенными
данными. Сумма цифр третьего, четвертого и пятого столбцов равна
относительной молекулярной массе азотной кислоты (HNO3).
Название
химического
элемента
Электронные
формулы
Порядковый
номер
Номер
периода
Номер
группы
4
1s
2
2s
2
2p
3
2
4
1s
2
2s
2
2p
6
3s
2
3p
6
3. Изменение свойств атомов химических элементов. Химическая связь.
Задание 4 выполняется по разным карточкам в группах самостоятельно.
Задания в карточках:
Карточка №1
Какие суждения о строении и свойствах атомов, приведенные в левом
столбце, соответствуют понятиям из правого столбца:
1) Атомные радиусы уменьшаются с увеличением зарядов
ядер атомов.
2) Атомные радиусы увеличиваются с увеличением
зарядов ядер атомов.
3) Одинаковое число электронов на внешних
энергетических уровнях атомов.
4) Металлические свойства ослабевают с увеличением
заряда ядер.
5) Металлические свойства усиливаются с увеличением
заряда ядер.
а) главная
подгруппа
б) группа
в) период
Карточка №2
Какие из попарно приведенных свойств не взаимосвязаны между собой:
а) большие значения атомного радиуса и электроотрицательности;
б) небольшое значение атомного радиуса и сильно выраженные
неметаллические свойства;
в) большое значение атомного радиуса и сильно выраженные металлические
свойства;
г) небольшое значение электроотрицательности и большое значение атомного
радиуса;
д) небольшое значение электроотрицательности и слабо выраженные
металлические свойства?
Карточка №3
Определите в каком ряду пары атомов расположены в порядке
последовательного увеличения смещения общей электронной пары:
а) F – F, H – F , Na – F
б) F – F, Na – F, H – F
в) Na – F, F – F, H – F
г) H – F, F – F, Na – F
д) Na – F, H – F, F – F.
Карточка №4
В каком из рядов соединения расположены в порядке увеличения полярности
связи:
а) CH
4
, HF, HCl, H
2
O, NH
3
б) HCl, CH
4
, NH
3
, HF, H
2
O
в) CH
4
, HCl, NH
3
, H
2
O, HF
г) HCl, CH
4
, H
2
O, NH
3
, HF
д) HF, CH
4
, HCl, NH
3
, H
2
O.
После самостоятельной работы в группах представителями от каждой группы
оглашаются результаты и оцениваются другими группами и учителем.
4. Задание 5 игра в «Крестики- нолики» на определение вида химической
связи выполняют на доске представители из каждой группы по очереди,
после выполнения проверяются всем классом и оцениваются учителем.
Задание на доске: исходя из вида химической связи, определите для каждого
случая выигрышный путь, если его составляют вещества с а) с неполярной
ковалентной связью, б) полярной ковалентной связью, в) ионной связью, г)
ионной связью.
а)
NH
3
NaI
I
2
Cl
2
N
2
NaCl
в)
H
2
S
CH
4
KBr
HCl
NaCl
H
2
O
CH
4
F
2
NaF
CaCl
2
N
2
O
MgF
2
б
)
CH
4
H
2
S
HCl
Br
2
HF
CaCl
2
NH
3
N
2
H
2
O
г)
H
2
O
CaF
2
NaF
CsCl
HCl
RbBr
Cl
2
NH
3
LiI
5. Игра-лабиринт проводится самостоятельно в группах по картам-
лабиринтам. Та группа, которая быстрее выполнит задание, озвучивает
результат. Учитель проверяет правильность выполнения задания и
показывает правильный ответ.
Задание: найдите путь в лабиринте, который приведет вас к финишу,
принимая за исходные разные клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку,
правильное, то продолжайте путь по стрелке с обозначением «да». Если
данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с
обозначением «нет».
III. Подведение итогов.
Выставление оценок за урок. Завершающее слово учителя.