Напоминание

А.Н.Островский. "Доходное место"


Автор: Боркивец Любовь Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СШ"Земля родная"
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: А.Н.Островский. "Доходное место"
Раздел: полное образование





Назад




Дисциплина – литература.

Преподаватель- Любовь Сергеевна Боркивец.

Тема программы- «А.Н.Островский сегодня».

Тема занятия – «Почему нелегко быть честным? В чём актуальность этой темы

сегодня? » (По пьесе Островского «Доходное место».)

Цели занятия.

Образовательные: осмыслить основную нравственную проблему, поставленную

Островским в этой пьесе; вывести на диалог об актуальности проблемы сегодня и путей

её решения; закрепить навыки литературоведческого анализа драматического

произведения.

Развивающие: развивать потребность в познании себя и окружающих на примере

художественных произведений; нравственно-важные качества личности;

Воспитательные: прививать навыки коллективного труда, осуществлять нравственное

воспитание на примере художественных произведений; демонстрировать актуальность

проблемы, поставленной автором произведения сегодняшнему дню, искать пути решения.

Тип занятия: практикум ( исследовательский, по С Г Манвелову )

Вид занятия: проблемный

Методы обучения: проблемный (диалогический, поисковый).

Содержание занятия.

В жизни каждого человека есть любопытное

…явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния бывают чрезвычайно

сильными…Человек с волей не поддаётся дурному влиянию, он сам выбирает себе

путь. Человек же безвольный поддаётся дурным влияниям. Бойтесь безотчётных

влияний: особенно если вы не можете чётко отличать хорошего от плохого, если вам

нравятся похвалы и одобрения, какими бы они ни были: лишь бы хвалили.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром»

Информация для педагога. Группа делится на подгруппы (4-6человек), студенты

получают предварительное домашнее задание для всех. Выписать из текста пьесы реплики

персонажей, которые наиболее ярко и точно отражают их жизненную позицию.

Задания группам:

№1Каковы особенности конфликта в пьесе? Сделайте выводы. Перед каким выбором

поставлен герой пьесы?

№2 Пользуясь выписками реплик персонажей, выберите для каждого героя пьесы одну

ключевую реплику, которая могла бы быть начертана на его условном щите в качестве

жизненного девиза. Почему реплики героев актуальны сегодня?

№3 Найдите лексическое значение слов «конформист», «конформизм»,

«нонконформист», подумайте, кого в пьесе можно назвать нонконформистом и почему?

№4 В высказываниях каких героев отразились их представления о семейной жизни?

Подумайте, есть ли выход из ситуации, в которой оказался Жданов? Как бы поступил

Жданов, будь он нашим современником? Был бы он счастлив?

Преподаватель. Чем «Доходное место» отличалось от ранее написанных

произведений?

В конце 1856 года, лёжа дома со сломанной ногой, Островский работал над «Доходным

местом». Работа была непростой. После 1855 года обличительные пьесы так сказать

вошли в моду, и написать очередную уже не было делом чести. После выхода в свет пьесы

В.А.Сологуба «Чиновник»(одобренной императором) литератор и критик Дружинин едко

подметил: «Теперь вот как нужно писать пьесы. Благородный отец, дочь, кисейная

барышня её жених и губернская сплетница. Мы влюблены, мы счастливы, скоро свадьба.

Вдруг узнаётся, что жених взял взятку. Отец в гневе, дочь в отчаянии, свадьбе не бывать.

Драматическое положение: жених в недоумении, он взяток не берёт, он честен и.. о

радость! Всё напутала сплетница: он взял лишнюю взятку в преферанс! Всё кончается

благополучно ».

Так писать Островский не хотел. Но не хотел он и мириться с расхожим мнением: мол,

стоит ли пылать против взяточников благородным негодованием, если таков весь строй

жизни? Не лучше ли « влезть в кожу » этих людей, показать их внутренний мир,

продемонстрировать логику самооправдания…поговорить о взятке с «человеческой

стороны» … ведь те, кто «берут» не злодеи, не идолы порока, а просто люди, какими

кишат все суды, департаменты, канцелярии, каких легко встретить в любом трактире или

кофейне.. в любом «приличном доме» наконец.

В это время Островский уже снискал славу «Колумба Замоскворечья» - тем, что вывел

на сцену купечество, живущее в своём замкнутом мирке, по особым законам и правилам и

даже говорящие на своём особом языке. Но Островский чувствовал, что пора переходить в

другие сферы – за пределы купеческого Замоскворечья. Об этом ему уже говорили друзья,

коллеги по литературному цеху. Так, А.Ф.Писемский советовал: «На одной

среде(купеческой) ни один европейский и русский писатель не останавливался, потому что

это сверх творческих средств. Если мы и мастера первого разряда, то всё-таки в нас есть

столько душевных сил, чтобы переходить из одной среды в другую. Если ты этого не

можешь сделать, то знакомься всё больше и больше с купеческим бытом; или, наконец,

отчего ты не займёшься мужиком, которого ты, я знаю – знаешь. Говорят твоя новая

комедия из чиновничьего быта. Я радуюсь заранее».

Время показало, что Писемский радовался не зря. Впоследствии Л.Н.Толстой(который

был скуп на комплименты литераторам) сказал о «Доходном месте»: «Это огромная вещь

по глубине, силе, верности современного значения и по безукоризненному миру Юсова».

Да и сегодня «доходное место» - одна из самых актуальных пьес Островского, ибо

актуален положенный в её основу вопрос: легко ли быть честным? И можно ли быть

честным и счастливым?

Ответы на эти вопросы мы попытаемся сегодня найти.

Итак, по какому принципу и на какие группы можно разделить всех персонажей

пьесы? (ответы студентов)

Вышневский, Юсов, Белогубов, Кукушкина,

Юлинька

Взяточники и те, кто рассматривают

взяточничество как единственный источник

благосостояния чиновника и его семьи

Вышневская, полина, Мыкин, Досужев

Взяточничествокак образ жизни противен,

но они не могут противостоять

сложившемуся порядку вещей(Вышневская,

презирая мужа, пользуется его средствами;

Полина заставляет Жадова идти к дяде и

просить «доходного места»; Досужев

презирает купцов –клиентов и пьёт;

Мыкин отказывается от любимой девушки,

считая, что честный человек не может иметь

семьи и счастья).

Жадов

Стоит особняком в пьесе. Ещё не

определился. Книжным взглядам и идеалам,

усвоенным в пору студенческой юности ещё

предстоит пройти проверку жизнью

Педагог. Каковы особенности конфликта в пьесе? Перед каким выбором поставлен

герой Жадов? (ответы 1-ой группы).

Вариант ответа. В пьесе представлены следующие типы конфликта.

Внутренний

Внешний

Идеалы Жадова сталкиваются с прозой

жизни, теория – с практикой, стремление

жить честно- с любовью к молоденькой

жене и вполне понятным желанием угодить

ей, доставить приятные минуты.

А) социальный, общественный:

Жадов- взяточники, карьеристы;

Б) семейно-бытовой:

Жадов – Кукшина, Юленька, Полина.

Точка зрения Жадова: «Жена – помощница,

а не игрушка» - сталкивается с убеждением

Кукшиной и её дочерей в том, что жена

существо декоративное, пользы не

приносящее,

служащее только для «украшения дома» и

для всяческого ублажения.

В) любовный:

Жадов – Полина;

Г) нравственный:

идеалы Жадова не совпадают с идеалами

окружающих.

Островский поставил героя перед выбором: честная бедность и, возможно,

одиночество, разбитая любовь – и богатство, нажитое бесчестно.

Вариант ответа группы №2.

А.В.Вышневский

«Благородная бедность хороша только в

театре»; «спокойствие совести …не спасёт

тебя от голода»; «В обществе заметно

распространяется роскошь. А ваши

спартанские добродетели не живут вместе с

роскошью»; «Вот тебе общественное

мнение: не пойман - не вор»

Анна Павловна Вышневская

«Страдают не от одной бедности, страдают

и от богатства»

Аким Акимович Юсов

«Мальчишки стали нос поднимать»;

«Гордость ослепляет»; «Мне можно

плясать. Я всё в жизни сделал, что

предписано человеку »; «Посмеялся ты

нынче над пьяницей, а завтра сам, может

быть, будешь пьяница; осудишь нынче

вора, а может быть, завтра сам будешь

вором».

Онисим Панфилыч Белогубов

«Чисто одетый чиновник всегда на виду-с у

начальства».

Фелисата Герасимовна Кукушкина

«Умел жениться, умей и жену содержать

прилично»; «Для женщины нужно, чтобы

она всегда была одета хорошо, чтобы

прислуга была, а главное – нужно

спокойствие, чтобы она могла быть

отдалена от всего по своему благородству,

ни в какие хозяйственные дрязги не

входила».

Юлинька

«выйти замуж нехитро – эта наука нам

известна; надобно подумать и о том, как

будешь жить замужем»; «Нынче совсем не

такой тон. Нынче у всех принято жить в

роскоши»; «Деньги и хорошая жизнь

облагораживают человека»; «Человек

создан для общества»; « За что их даром

любить мужьёв- то»

Полинька

«Ещё Юлия кой-что знает, я так вовсе

дурочка»

Мыкин

«Нет, нашему брату жениться нельзя. Мы

работники»

Досужев

Питии вмерти, и не питии вмерти, так вже

лучше питии вмерти

Василий Николаевич Жданов

«Спокойствие совести может заменить для

меня земные блага»; « От равнодушия

недалеко до порока»; «для чего же нас

учили»

Ключевые реплики, которые могут быть начертаны на условном щите в качестве

жизненного девиза. (запись на доске и обсуждение)

«Вот тебе и общественное мнение: не пойман – не вор»;

«Страдают не от одной бедности, страдают и от богатства»;

«Посмеялся ты нынче над пьяницей, а завтра сам, может быть, будешь пьяница; осудишь

нынче вора, а завтра сам, может быть, станешь вором »;

«Умел жениться, умей и жену содержать прилично»;

«За что их даром любить мужьёв- то»;

«.. я так вовсе дурочка»;

«Нет нашему бату жениться нельзя. Мы работники»;

«Спокойствие совести может заменить для меня земные блага»

Вариант ответа группы №3. (Работа со словарями по терминологии проводится всеми

студентами заранее)

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка,

отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому

образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Конформист - букв. Согласный.

Нонконформизм – в первичном значении отказ от общепризнанного религиозного

учения, требования реформы государственной церкви. Политический смысл термины

конформизм и нонконформизм приобрели в 60-80-е годы 20 века, когда на Западе

появились настроения, связанные с неприятием устоявшихся форм социальной жизни. В

основном это вылилось в движения молодёжного протеста, хиппи, сексуальной

революции.

Делая вывод из вышесказанного, Жадова можно назвать нонконформистом.

Преподаватель. Прослушаем фрагмент из статьи Н.Добролюбова: «… С

половины пьесы он начинает спускать своего героя с того пьедестала, на котором он

является в первых сценах, а в последнем акте показывает его решительно

неспособным к той борьбе, какую он принял было на себя…»

Выскажите свою точку зрения: являются ли колебания Жадова и его приход к

дяде свидетельством его морального падения?

Вариант ответа. Добролюбов не прав. Жадов поколебался, но не упал. Он живой

человек, а не рыцарь без страха и упрёка. Пройдя через унижения, лишения,

разочарования в семейной жизни и своих педагогических способностях, осознав

бессилие и испытав острое чувство стыда, Жадов решает вернуть к былым убеждениям,

пусть даже ценой отказа от любимой. И это выстраданное решение, которое дороже, чем

книжный опыт. Жадов уже никогда не забудет нравственного урока, преподанного ему

жизнью.

В чём компромиссный способ разрешения конфликтной ситуации, в которую попал

Жадов? Можно ли найти выход из неё?(вариант ответа групп№4)

На первый взгляд разрешение конфликтной ситуации просто не может быть.

Однако, в речи сквозит возможность компромисса, который не почувствовал Жадов. Он

женился на простенькой, неразвитой барышне, воспитанной в семье, исповедующей

принципиально другие взгляды на жизнь. С другой женщиной он мог бы быть

действительно счастлив, она вела бы скромное хозяйство, он работал бы, они вместе бы

читали воспитывали детей, общались с единомышленниками.

Высказывания героев.

Жадов

«Я буду жить трудом»; «Я надеюсь, что

спокойствие совести может заменить мне

земные блага»; «Не верю тому, чтобы

честным трудом образованный человек не

мог обеспечить себя»; «Не хочу верить и

тому, что общество так развратно»; « Нет,

Полина, вы ещё не знаете высокого

блаженства жить своим трудом. Вы во всём

обеспечены. Бог даст, узнаете»; «Жена не

игрушка, а помощница мужу».

Жадов (со слезами)

«А ведь знаешь, что,Полина? Когда

хорошенькая жена да хорошо одета? И

хорошо с ней выехать в хорошем экипаже?

Ведь молодую, хорошенькую жену надо

любить, надо её лелеять..(кричит)Да, да, да,

надо её наряжать…Это легко сделать! (С

отчаянием) Прощайте юношеские мечты

мои! Прощайте великие уроки! Прощай моя

честная будущность! Пойдём к дядюшке

просить доходного места »

Жадов дяде

«Не все женщины таковы, как выговорите»

Вышневский

«Почти все. Есть, конечно, исключения, но

мудрено. Чтоб на твою долю выпало это

исключение. Для этого надобно пожить,

поискать, а не влюбляться, как ты, в первую

встречную »

Полина

«…Вот хоть сейчас голову на отсечение,

ничего не понимаю, что он говорит»; «Что-

то очень мудрено. Погоди. Может быть

вспомню только как бы не засмеяться, слова

такие смешные »; «Какое назначение

женщины в обществе? Про какие-то ещё

гражданские добродетели говорил. Я уж

инее знаю что такое. Нас ведь этому не

учили.»; «он должно быть в тех книгах

читал, которые нам не давали. Помнишь.. в

пансионе? Да мы, правда, никаких не

читали.»

Кукушкина

«Другой полоумный вдруг берёт

воспитанную барышню…и вдруг запирает

её в конуру какую-то! Что же, по- ихнему,

Из воспитанных барышень им хочется

прачек переделать? Уж коли хотят жениться,

так и женились бы на каких –нибудь

заблуждённых, которым всё равно, что

барыней быть, что кухаркой, которые из

любви к ним, рады будут себе и юбки

стирать, и по грязи на рынок трепаться. А

ведь есть такие, без понятия женщины».

Преподаватель. Итак, конфликт в пьесе «Доходное место» драматургом утрирован,

заострён. Островский пишет не трагедию, а комедию.

Настоящей безысходности нет. Честным быть нелегко, но можно! (развязка пьесы –

известие об отставке Юсова, и о том, что Вышневского отдают под суд, наглядно

показывает, как

преходяще

неправедно приобретённое благополучие).

Островский, на протяжении всего творческого пути, задавался вопросом: «Легко ли

быть честным? Что поддерживает человека и не даёт опуститься до уровня

безнравственности большинства?» И мы с вами попытаемся в своём сочинении-

рассуждении ответить на эти вопросы. (Домашнее задание)

Литература:

1.

А.Н.Островский пьеса «Доходное место».

2.

Д.С.Лихачёв «Письма о добром »/ Санкт-Петербург.- Изд. «Логос»,2007.

3.

Л.Г.Максидонова. Конспекты уроков «Русская литература 19века».-М.-2002

4.

Большой энциклопедический словарь.- М., Санкт-Петербург, 1997г.

5.

Словарь политических терминов.



В раздел образования