Автор: Чепурная Елена Эдуардовна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО -Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет."
Раздел: дошкольное образование
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей
среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу
«Истоки»»
Образовательные области
Виды деятельности
Центры, уголки, мастерские и др.
Организация
образовательной предметно-
пространственной развивающей среды для
поддержки детской инициативы
Речевое развитие
Игровая
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Развивающая предметно-игровая
среда.
Создавать условия для речевого развития детей
п у т е м
в о в л еч е н и я
д е т е й
в
и г р о в у ю
деятельность
(сюжетно-ролевые
и г р ы ,
театрализованные
игры,
дидактиче ские,
настольно-печатные игры).
Способствовать
диалогическому
общению
детей,
через
создание
игровых
ситуаций
(сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации).
Пополнить
картотеку
речевых,
подвижных,
дидактических игр.
Коммуникационная
Обеспечить
необходимым
оборудованием
для
театрализованных
игр,
с п о с о б с т во ват ь
развитию коммуникативных навыков у детей по
развитию всех компонентов устной речи.
С о з д а в а т ь
в
г р у п п е
у с л о в и я
д л я
коммуникативной
деятельности
детей,
для
речевого развития детей.
Обогащать
содержание
общения
детей
с
взрослыми и сверстниками. Вовлекать детей в
игры, путем создания игровой ситуации.
Обеспечить
дидактическими
пособиями
для
проведения упражнений с целью формирования
коммуникативной функции.
Поддерживать интерес детей к рассказыванию
п о
с о б с т в е н н о й
и н и ц и ат и в е
и л и
п о
предложению взрослого.
Конструктивная
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Разнообразные
строи-
тельные
наборы.
Библиотека.
Создавать
условия
для
п р а кт и ч е с ко го
экспериментирования
поискового
характера
с
новыми
деталями
конструктора
с
целью
обнаружения самими детьми их свойств.
Способствовать
конструктивной
деятельности
детей. Путем вовлечения в игры-театрализации,
что способствует речевому творчеству детей.
Обогащать и активизировать лексический запас
детей путем создания практических заданий.
Познавательная
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Дидактиче ские
игрушки
и
пособия
(в
т.ч.
н а гля дн ы е
пособия).
Игрушки
и
оборудование
для
экспериментирования,
в
т.ч.
динамические игрушки.
Библиотека.
Способствовать
познавательно-речевому
развитию детей через расположение в группе
оборудования
для
экспериментирования,
игр
для
сенсорного
развития,
предметных
картинок, карт, энциклопедий и т. д.
С о з д а в а т ь
в
г р у п п е
с и т у а ц и ю
д л я
познавательного
интереса,
путем
обогащения
п р е д м е т н о - р а з в и в а ю щ е й
с р е д ы .
Способствовать
активизации
познавательной
деятельности детей.
Самообслуживание
и элементарный
бытовой труд
Создавать условия для трудовой деятельности
детей.
Способствовать
речевому
общению
детей
в
процессе
трудовой
деятельности.
Пополнять словарь детей новыми терминами и
выражениями.
Формировать
способность
к
организации
взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
ходе
совместной
деятельности.
Создавать
условия
для
совершенствования
у
детей
навыков
самостоятельности
и
навыков
общения.
Изобразительная
Развивающая среда творческих
видов деятельности.
Материалы и оборудование для
художественного творчества
(рисование, лепка, аппликация),
в т.ч. природные материалы.
Библиотека.
Обеспечить
необходимым
оборудованием
(коллекции
народных
игрушек,
наборы
художественных
открыток,
репродукции
художественных
произведений)
для
развития
художественно-эстетических
способностей
у
детей.
Обеспечить детей наглядным материалом для
уточнения
понимания
названий
предметов
изобразительного
искусства,
для
обогащения
активного словаря детей.
Музыкальная
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
М у з ы к а л ь н ы е
и г р у ш к и
и
оборудование.
Игрушки
и
о б о р у д о в а н и е
д л я
театрализованной
деятельности
(все
виды
театрализованных
игрушек), элементы костюмов и
т.д.
Обеспечить
детей
дидактическим
и
игровым
материалом
(муз.
инструменты,
предметные
картинки,
дидактические
игры
и
т. д . )
способствующих
развития
предпосылок
ц е н н о с т н о - с м ы с л о в о го
в о с п р и я т и я
и
п о н и м а н и я
п р о и з в е д е н и й
и с к у с с т в а
(словесного,
музыкального);
формированию
элементарных
представлений
о
в и д а х
искусства;
восприятие
музыки,
фольклора;
реализации
самостоятельной
творческой
деятельности детей (музыкальной).
Двигательная
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
о б е с п е ч е н и я
ф и з и ч е с к о й
а кт и в н о с т и
и
у к р е п л е н и я
здоровья.
Библиотека.
Обеспечить детей дидактическим материалом
(гимнастика
для
стимуляции
деятельности
речевых центров) для развития речи в игровой
деятельности.
Способствовать
развитию
и
обогащению
словарного
запаса
детей
через
использование игр с речевым сопровождением.
Познавательное развитие
Игровая
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Дидактиче ские
игрушки
и
пособия
(в
т.ч.
н а гля дн ы е
пособия).
Обеспечить
необходимое
оборудование
(дид.
игры,
пособия,
конструкторы,
оборудование
для
экспериментирования)
для
развития
внимания, памяти, мышления.
Создавать в группе развивающую предметную
среду,
стимулирующую
познавательную
Конструкторы.
Игрушки
и
оборудование
для
экспериментирования,
в
т.ч.
динамические игрушки.
Библиотека.
активность (разместить дидактические игры и
игрушки, природный материал и др.), создавать
ситуации
для
проведения
самостоятельной
игровой деятельности детей.
Коммуникативная
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Дидактиче ские
игрушки
и
пособия
(в
т.ч.
н а гля дн ы е
пособия).
Конструкторы.
Игрушки
и
оборудование
для
экспериментирования,
в
т.ч.
динамические игрушки.
Библиотека.
Обеспечить
необходимым
оборудованием
(дидактиче ские
игры
мат е мат ич е с ко го
содержания, экологического содержания и т.д.)
способствующих познавательному развитию и
коммуникативной деятельности детей.
Познавательно-
исследовательская
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Дидактиче ские
игрушки
и
пособия
(в
т.ч.
н а гля дн ы е
пособия).
Конструкторы.
Игрушки
и
оборудование
для
экспериментирования,
в
т.ч.
динамические игрушки.
Библиотека.
Средства
ИКТ:
интерактивные
игрушки.
Создавать в группе развивающую предметную
среду,
стимулирующую
исследовательскую
активность (разместить дид. игры и игрушки,
природный
материал,
специальный
материал
для экспериментирования, предметы взрослого
быта и др.), создавать ситуации для проведения
самостоятельных
опытов
детей
(внесение
иллюстрация,
атрибутов,
художественной
л и т е р а т у р ы ,
э н ц и к л о п е д и й
и
т . д . ) .
П о д д е р ж и в а т ь
и н и ц и а т и в у
д е т е й
в
исследовательской
деятельности
путем
поощрения.
Конструирование
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Конструкторы.
Помогать детям
реализовывать собственный
з а м ы с е л
в
р а з в и т и и
ко н с т р у к т и в н о й
деятельности.
Способствовать
активизации
познавательной
деятельности
детей
путем
вовлечения
в
конструктивные игры.
Поощрять
конструирование по собственному
замыслу (индивидуальному и коллективному)
н а
о с н о в е
с а м о с т о я т е л ь н о г о
экспериментирования;
создавать
условия
для
п р а к т и ч е с ко го
э к с п е р и м е н т и р о в а н и я
поискового
характера
с
новыми
деталями
конструктора
с
целью
обнаружения
самими
детьми их свойств.
Самообслуживание
и элементарный
бытовой труд
Развивающая среда для
познавательно-
исследовательской деятельности.
С о з д а в ат ь
у с л о в и я
с п о с о б с т в у ю щ и е
и з г о т о в л е н и ю
а т р и бу т о в
д л я
и г р
и
дидактических игр путем привлечения детей к
трудовой деятельности.
Изобразительная
деятельность
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
Создать
необходимую
среду
(разнообразные
изобразительные
материалы,
материалы
для
нет радиционной
техники
р и с о в а н и я ) .
Способствовать самостоятельной декоративно-
о ф о рм и т е л ь с ко й
д е я т е л ь н о с т и
д е т е й
(изготовление
атрибутов
для
кукольной
комнаты, настольного театра).
Художественно-эстетическое
развитие
Игровая
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
Развивающая предметно-игровая
среда.
Обеспечить
необходимое
оборудование
( м у з ы к а л ь н о - д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы ,
музыкальные
игрушки).
Создавать
условия
и
помогать организовать сюжетно-ролевую игру
(художественно-эстетической направленности),
вовлекая детей в игру, изготавливать атрибуты
для игры привлекая детей.
Коммуникация
Развивающая предметно-игровая
среда.
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
Поддерживать детей в стремлении совместно
действовать
путем
нахождения
общих
интересов. Организовать совместную с детьми
изобразительную
деятельность
(рисование,
лепка, игры с музыкальными инструментами)
помогая
детям
находить
товарища
про
интересам.
Познавательно-
исследовательская
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
Способствовать
художественно-эстетическому
развитию детей через расположение в группе
репродукций, картин, иллюстраций, дид. игр и
т.д.
Поддерживать у детей интерес к рисованию,
с о з д а в а я
н е з а к о н ч е н н ы е
р и с у н к и
(незаконченные фигуры, предметы быта и т.д.)
Раскрыть
возможности
изобразительных
материалов,
расположив
их
в
у го л ке
художественной
деятельности
(трубочки,
печати, губки, листья, пальчиковые краски).
Художественная
литература
Библиотека.
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Организовать
создание детьми (совместно со
взрослыми) «книг» — сборников сочиненных
детьми
сказок,
рассказов
из
личного
опыта,
песенок,
проиллюстрированных
детскими
рисунками; комиксов; пополнять и обновлять
б и бл и о т е к у
н о в о й
л и т е р ат у р о й ,
д л я
формирование
у
детей
запаса
литературных
впечатлений.
Художественный
труд
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Раскрыть
возможности
изобразительных
материалов,
расположив
их
в
у го л ке
художественной
деятельности
(трубочки,
печати,
губки,
листья,
пальчиковые
краски,
ткань, нитки, подходящая литература и т.д.).
Конструирование
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Способствовать
реализации
самостоятельной
творческой
деятельности
(конструктивно-
модельной),
снабжая
детей
разными
видами
конструктора.
Побуждать
детей
играть
в
конструктивные игры, через создание игровой
ситуации.
Помогать
детям,
реализовывать
с о б с т в е н н ы й
з а м ы с е л
в
р а з в и т и и
конструктивной деятельности.
Обеспечивать
связь
конструирования
с
другими
видами
детской
деятельности
—
рисованием, игрой.
Изобразительная
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
Материалы и оборудование для
художественного
творче ства
(рисование, лепка, а ппликация),
в т.ч. природные материалы
Раскрыть
возможности
изобразительных
материалов,
расположив
их
в
у го л ке
художественной
деятельности
(трубочки,
печати,
губки,
листья,
пальчиковые
краски,
ткань, нитки, подходящая литература и т.д.).
Поддерживать у детей интерес к рисованию,
создавая
незаконченные
рисунки
сказочных
сюжетов, схем для конструирования.
Создавать
условия
для
во сприятия
и
созерцания
красоты
природы,
живописи,
предметов декоративно-прикладного искусства,
путем
размещения
в
группе
книжных
иллюстраций,
журналов,
картин,
игрушек
народного творчества и детских рисунков.
Создание условий для экспериментирования с
х у д о ж е с т в е н н ы м и
м а т е р и а л а м и ,
и н с т р у м е н т а м и ,
и з о б р а з и т е л ь н о -
выразительными средствами, самостоятельного
интегрирования разных видов художественного
т в о р ч е с т в а
с
ц е л ь ю
о б о г а щ е н и я
выразительности образа.
Создать условия для самостоятельного выбора
приемов
декорирования
лепного
образа
( р е ль е ф н ы е
н а ле п ы ,
п р о р е з а н и е
и л и
процарапывание
стекой,
отпечатки,
кистевая
роспись
по
мотивам
народного
декоративно-
прикладного
искусства
или
по
собственному
замыслу).
Музыкальная
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
М у з ы к а л ь н ы е
и г р у ш к и
и
оборудование.
Игрушки
и
оборудование
для
театрализованной деятельности.
П о о щ р я т ь
ж е л а н и е
д е т е й
с в о б о д н о ,
выразительно
двигаться
под
музыку,
через
создание условий по звучанию музыки, игре на
муз
инструментах
(металлофонах,
маракасах,
колокольчиках, ложках и т.д.).
Поощрять инициативу и творческие проявления
детей
в
инструментальной
импровизации
(например,
в
озвучивании
музыкальных
х а р а к т е р и с т и к
п е р с о н а ж е й
в
и г р а х -
драматизациях и пр.) и подборе мелодий по
слуху.
Вовлекать
детей
в
игры-драматизации
со
многими и разнохарактерными персонажами, с
использованием
разнообразных
в и д о в
музыкальной деятельности.
Развивать
умение
использовать
в
игре
предметы-заме стители,
в о о б р а ж а е м ы е
предметы, входить в образ и оставаться в нем
до конца игры.
Двигательная
Игрушки
и
оборудование
для
театрализованной деятельности.
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
о б е с п е ч е н и я
ф и з и ч е с к о й
а кт и в н о с т и
и
у к р е п л е н и я
здоровья.
Поощрять
желание
детей
двигаться
под
музыку, через создание условий по звучанию
музыки. Создавать условия для двигательной
активно сти,
с
помощью
м у зыка л ьн ых
инструментов, применяя их во время утренней
гимнастики.
Социально-коммуникативное
развитие
Игровая
Игрушки и оборудование для
театрализованной деятельности.
Обеспечить
необходимое
оборудование
(картотека
игр
и
упражнений
для
развития
социально-коммуникативных
н а в ы ко в ,
художественная
литература,
атрибуты
для
сюжетно-ролевых игр и т.д.).
Создават ь
услов ия
и
с п о с о б с т в о в а т ь
организации
сюжетно-ролевой
игры,
путем
вовлечения детей в игру, создания проблемной
с и т у а ц и и ,
п о п о л н е н и я
а т р и б у т и к и ,
использование предметов-заместителей.
Поощрять инициативность игрового поведения
д е т е й ,
п р о я в л е н и е
с о б с т в е н н о й
индивидуальности
в
коллективных
играх,
используя
традиционные
народные
игры
с
правилами,
способствующие
физическому,
социальному,
и
этнокультурному
развитию
детей.
Познавательно-
исследовательская
Развивающая среда для
познавательно-
Создавать
условия
для
познавательно-
исследовательской
деятельности
с
помощью
исследовательской деятельности.
и г р у ш е к
и
о б о р у д о в а н и я
д л я
экспериментирования с водой, снегом, песком,
специальные
игрушки
и
оборудование
для
детского экспериментирования.
Создавать
исследовательскую
ситуацию
для
понимания
ребенком
признаков
и
свойств
предметов.
Расширять и обогащать представления детей о
предметах
непосредственного
окружения,
их
признаках и свойствах через создание ситуации
для
манипулирования,
экспериментирования.
Наблюдение
за
работой
взрослых
для
обогащения
представлений
у
детей
о
пользе
труда.
Самообслуживание
и элементарный
бытовой труд.
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Создавать
в
группе
ситуацию
для
развития
навыков самообслуживания путем размещения
иллюстраций,
художественной
литературы,
в и д е о т е к и
п о
т е м е .
С п о с о б с т в о в а т ь
формированию
представлений
о
т руде
взрослых, его роли в обществе и жизни каждого
человека,
через
расположение
в
группе
литературы,
иллюстраций,
журналов,
картин,
материалов взрослого быта и т.д.
Создавать условия для элементарного бытового
труда,
путем
организации
дежурства
детей,
формируя
у
детей
бережное
отношение
к
вещам, умения замечать малейший беспорядок
и по собственной инициативе устранять его.
Создание
условий
для
присвоения
детьми
культурных норм поведения и общения, а также
ценностей, принятых в обществе (пополнение
библиотеки
подходящей
л и т е р ат у р о й ,
иллюстрациями;
создание
проблемных
ситуаций).
С п о с о б с т в о в ат ь
в к л юч е н и ю
д е т е й
в
коллективную
трудовую
д е я т е л ь н о с т ь
общественного значимого содержания.
Конструирование
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
познавательно-
исследовательской деятельности.
Побуждать детей к разнообразным действиям с
предметами, направленными на ознакомление с
их
качествами
и
свойствами
(вкладывание
и
изымание,
разбирание
на
части,
подбор
по
форме
деталей
конструктора.
Создавать
условия
для
совместной
деятельности
детей
путем объединения общих интересов.
Обеспечить
возможность
для
свободного
и
доступного пользования материалами;
наличие
образцов
различных
поделок
и
конструкций.
Изобразительная
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
С п о с о б с т в о в а т ь
с а м о с т о я т е л ь н о й
изобразительной
деятельно сти
д е т е й ,
направленной
на
развитие
тво рч е с к и х
способностей, активизацию детей.
Обеспечить
детей
игровым,
дидактическим
материалом
для
развития
художественных
способностей.
Способствовать
обмену
впечатлениями,
свободному
и
деловому
общению
детей
путем
объединения
по
интересам. Поддерживать детей в совместной
худ ож е с т в е н н о й
д е я т е л ь н о с т и
п у т е м
привлечения к работе в коллективе.
Музыкальная
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
Создавать
условия
для
коммуникативных
м у з ы к а л ь н ы х
и г р
п у т е м
с о з д а н и я
положительного
эмоционального
настроя,
пополнение картотеки музыкальных игр.
Двигательная
Игрушки и оборудование для
театрализованной деятельности.
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
о б е с п е ч е н и я
ф и з и ч е с к о й
а кт и в н о с т и
и
у к р е п л е н и я
здоровья.
Обеспечить
необходимое
оборудование
(атрибуты
для
подвижных
игр,
спортивный
инвентарь)
для
развития
двигательной
активности детей. Побуждать детей играть в
подвижные
игры,
через
создание
игровой
ситуации.
Обогащать двигательный опыт детей, создавая
в
группе
обстановку
спо собствующую
д в и г а т е л ь н о й
а к т и в н о с т и
д е т е й .
Способствовать
формированию
привычки
к
ЗОЖ,
желанию
заниматься
физическими
упражнениями.
Физическое развитие
Игровая
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
о б е с п е ч е н и я
ф и з и ч е с к о й
а кт и в н о с т и
и
у к р е п л е н и я
здоровья.
О с у щ е с т в и т ь
п о д б о р
н е о б х о д и м о г о
физкультурно-игрового
о б о р уд о в а н и я .
Учит ы вая
о снов ны е
в иды
д в и ж е н и й ,
обеспечить
необходимое
оборудование
(атрибуты
для
подвижных
игр,
развивающие
игры,
иллюстрации,
литература
и
т.д.).
Создавать
условия
формирования
интереса
к
занятиям физкультурой и спортом.
Изобразительная
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
Создавать
условия
для
изобразительной
деятельности,
путем
создания
альбомов
с
иллюстрациями о видах спорта.
Помогать
детям
реализовывать
собственный
замыс ел
в
развитии
и з о б р а з и т е л ь н о й
деятельности.
Музыкальная
Развивающая
среда
творческих
видов деятельности.
Обогащать двигательный опыт детей, создавая
в группе ситуацию использования музыкальных
инструментов,
игрушек,
аудиотеки,
путем
использования
их
во
время
у т р е н н е й
гимнастики и физминуток.
Двигательная
Р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
д л я
о б е с п е ч е н и я
ф и з и ч е с к о й
а кт и в н о с т и
и
у к р е п л е н и я
здоровья.
П о д д е р ж и в а т ь
д е т е й
в
с т р е м л е н и и
использовать
атрибуты
для
подвижных
игр,
путем
вовлечения
детей
в
игру.
Создавать
условия и помогать организовывать подвижные
игры,
путем
совместного
изготовления
атрибутики.
Обогащать двигательный опыт детей, создавая
в
группе
обстановку
спо собствующую
двигательной активности детей.
Создавать
условия
для
освоения
элементов
спортивных игр: городки, бадминтон, футбол,
хоккей, баскетбол.
Использовать
подвижные
игры
как
важное
средство повышения двигательной активности,
активизации имеющегося опыта в движении и
формирования двигательных качеств детей.
Создавать
условия
для
удовлетворения
потребности
детей
в
с а м о с тоя те льн о й
деятельности и активности.