Напоминание

"Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет."


Автор: Чепурная Елена Эдуардовна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО -Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей

среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу

«Истоки»»

Образовательные области

Виды деятельности

Центры, уголки, мастерские и др.

Организация

образовательной предметно-

пространственной развивающей среды для

поддержки детской инициативы

Речевое развитие

Игровая

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Развивающая предметно-игровая

среда.

Создавать условия для речевого развития детей

п у т е м

в о в л еч е н и я

д е т е й

в

и г р о в у ю

деятельность

(сюжетно-ролевые

и г р ы ,

театрализованные

игры,

дидактиче ские,

настольно-печатные игры).

Способствовать

диалогическому

общению

детей,

через

создание

игровых

ситуаций

(сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации).

Пополнить

картотеку

речевых,

подвижных,

дидактических игр.

Коммуникационная

Обеспечить

необходимым

оборудованием

для

театрализованных

игр,

с п о с о б с т во ват ь

развитию коммуникативных навыков у детей по

развитию всех компонентов устной речи.

С о з д а в а т ь

в

г р у п п е

у с л о в и я

д л я

коммуникативной

деятельности

детей,

для

речевого развития детей.

Обогащать

содержание

общения

детей

с

взрослыми и сверстниками. Вовлекать детей в

игры, путем создания игровой ситуации.

Обеспечить

дидактическими

пособиями

для

проведения упражнений с целью формирования

коммуникативной функции.

Поддерживать интерес детей к рассказыванию

п о

с о б с т в е н н о й

и н и ц и ат и в е

и л и

п о

предложению взрослого.

Конструктивная

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Разнообразные

строи-

тельные

наборы.

Библиотека.

Создавать

условия

для

п р а кт и ч е с ко го

экспериментирования

поискового

характера

с

новыми

деталями

конструктора

с

целью

обнаружения самими детьми их свойств.

Способствовать

конструктивной

деятельности

детей. Путем вовлечения в игры-театрализации,

что способствует речевому творчеству детей.

Обогащать и активизировать лексический запас

детей путем создания практических заданий.

Познавательная

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Дидактиче ские

игрушки

и

пособия

т.ч.

н а гля дн ы е

пособия).

Игрушки

и

оборудование

для

экспериментирования,

в

т.ч.

динамические игрушки.

Библиотека.

Способствовать

познавательно-речевому

развитию детей через расположение в группе

оборудования

для

экспериментирования,

игр

для

сенсорного

развития,

предметных

картинок, карт, энциклопедий и т. д.

С о з д а в а т ь

в

г р у п п е

с и т у а ц и ю

д л я

познавательного

интереса,

путем

обогащения

п р е д м е т н о - р а з в и в а ю щ е й

с р е д ы .

Способствовать

активизации

познавательной

деятельности детей.

Самообслуживание

и элементарный

бытовой труд

Создавать условия для трудовой деятельности

детей.

Способствовать

речевому

общению

детей

в

процессе

трудовой

деятельности.

Пополнять словарь детей новыми терминами и

выражениями.

Формировать

способность

к

организации

взаимодействия со взрослыми и сверстниками в

ходе

совместной

деятельности.

Создавать

условия

для

совершенствования

у

детей

навыков

самостоятельности

и

навыков

общения.

Изобразительная

Развивающая среда творческих

видов деятельности.

Материалы и оборудование для

художественного творчества

(рисование, лепка, аппликация),

в т.ч. природные материалы.

Библиотека.

Обеспечить

необходимым

оборудованием

(коллекции

народных

игрушек,

наборы

художественных

открыток,

репродукции

художественных

произведений)

для

развития

художественно-эстетических

способностей

у

детей.

Обеспечить детей наглядным материалом для

уточнения

понимания

названий

предметов

изобразительного

искусства,

для

обогащения

активного словаря детей.

Музыкальная

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

М у з ы к а л ь н ы е

и г р у ш к и

и

оборудование.

Игрушки

и

о б о р у д о в а н и е

д л я

театрализованной

деятельности

(все

виды

театрализованных

игрушек), элементы костюмов и

т.д.

Обеспечить

детей

дидактическим

и

игровым

материалом

(муз.

инструменты,

предметные

картинки,

дидактические

игры

и

т. д . )

способствующих

развития

предпосылок

ц е н н о с т н о - с м ы с л о в о го

в о с п р и я т и я

и

п о н и м а н и я

п р о и з в е д е н и й

и с к у с с т в а

(словесного,

музыкального);

формированию

элементарных

представлений

о

в и д а х

искусства;

восприятие

музыки,

фольклора;

реализации

самостоятельной

творческой

деятельности детей (музыкальной).

Двигательная

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

о б е с п е ч е н и я

ф и з и ч е с к о й

а кт и в н о с т и

и

у к р е п л е н и я

здоровья.

Библиотека.

Обеспечить детей дидактическим материалом

(гимнастика

для

стимуляции

деятельности

речевых центров) для развития речи в игровой

деятельности.

Способствовать

развитию

и

обогащению

словарного

запаса

детей

через

использование игр с речевым сопровождением.

Познавательное развитие

Игровая

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Дидактиче ские

игрушки

и

пособия

т.ч.

н а гля дн ы е

пособия).

Обеспечить

необходимое

оборудование

(дид.

игры,

пособия,

конструкторы,

оборудование

для

экспериментирования)

для

развития

внимания, памяти, мышления.

Создавать в группе развивающую предметную

среду,

стимулирующую

познавательную

Конструкторы.

Игрушки

и

оборудование

для

экспериментирования,

в

т.ч.

динамические игрушки.

Библиотека.

активность (разместить дидактические игры и

игрушки, природный материал и др.), создавать

ситуации

для

проведения

самостоятельной

игровой деятельности детей.

Коммуникативная

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Дидактиче ские

игрушки

и

пособия

т.ч.

н а гля дн ы е

пособия).

Конструкторы.

Игрушки

и

оборудование

для

экспериментирования,

в

т.ч.

динамические игрушки.

Библиотека.

Обеспечить

необходимым

оборудованием

(дидактиче ские

игры

мат е мат ич е с ко го

содержания, экологического содержания и т.д.)

способствующих познавательному развитию и

коммуникативной деятельности детей.

Познавательно-

исследовательская

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Дидактиче ские

игрушки

и

пособия

т.ч.

н а гля дн ы е

пособия).

Конструкторы.

Игрушки

и

оборудование

для

экспериментирования,

в

т.ч.

динамические игрушки.

Библиотека.

Средства

ИКТ:

интерактивные

игрушки.

Создавать в группе развивающую предметную

среду,

стимулирующую

исследовательскую

активность (разместить дид. игры и игрушки,

природный

материал,

специальный

материал

для экспериментирования, предметы взрослого

быта и др.), создавать ситуации для проведения

самостоятельных

опытов

детей

(внесение

иллюстрация,

атрибутов,

художественной

л и т е р а т у р ы ,

э н ц и к л о п е д и й

и

т . д . ) .

П о д д е р ж и в а т ь

и н и ц и а т и в у

д е т е й

в

исследовательской

деятельности

путем

поощрения.

Конструирование

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Конструкторы.

Помогать детям

реализовывать собственный

з а м ы с е л

в

р а з в и т и и

ко н с т р у к т и в н о й

деятельности.

Способствовать

активизации

познавательной

деятельности

детей

путем

вовлечения

в

конструктивные игры.

Поощрять

конструирование по собственному

замыслу (индивидуальному и коллективному)

н а

о с н о в е

с а м о с т о я т е л ь н о г о

экспериментирования;

создавать

условия

для

п р а к т и ч е с ко го

э к с п е р и м е н т и р о в а н и я

поискового

характера

с

новыми

деталями

конструктора

с

целью

обнаружения

самими

детьми их свойств.

Самообслуживание

и элементарный

бытовой труд

Развивающая среда для

познавательно-

исследовательской деятельности.

С о з д а в ат ь

у с л о в и я

с п о с о б с т в у ю щ и е

и з г о т о в л е н и ю

а т р и бу т о в

д л я

и г р

и

дидактических игр путем привлечения детей к

трудовой деятельности.

Изобразительная

деятельность

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

Создать

необходимую

среду

(разнообразные

изобразительные

материалы,

материалы

для

нет радиционной

техники

р и с о в а н и я ) .

Способствовать самостоятельной декоративно-

о ф о рм и т е л ь с ко й

д е я т е л ь н о с т и

д е т е й

(изготовление

атрибутов

для

кукольной

комнаты, настольного театра).

Художественно-эстетическое

развитие

Игровая

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

Развивающая предметно-игровая

среда.

Обеспечить

необходимое

оборудование

( м у з ы к а л ь н о - д и д а к т и ч е с к и е

и г р ы ,

музыкальные

игрушки).

Создавать

условия

и

помогать организовать сюжетно-ролевую игру

(художественно-эстетической направленности),

вовлекая детей в игру, изготавливать атрибуты

для игры привлекая детей.

Коммуникация

Развивающая предметно-игровая

среда.

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

Поддерживать детей в стремлении совместно

действовать

путем

нахождения

общих

интересов. Организовать совместную с детьми

изобразительную

деятельность

(рисование,

лепка, игры с музыкальными инструментами)

помогая

детям

находить

товарища

про

интересам.

Познавательно-

исследовательская

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

Способствовать

художественно-эстетическому

развитию детей через расположение в группе

репродукций, картин, иллюстраций, дид. игр и

т.д.

Поддерживать у детей интерес к рисованию,

с о з д а в а я

н е з а к о н ч е н н ы е

р и с у н к и

(незаконченные фигуры, предметы быта и т.д.)

Раскрыть

возможности

изобразительных

материалов,

расположив

их

в

у го л ке

художественной

деятельности

(трубочки,

печати, губки, листья, пальчиковые краски).

Художественная

литература

Библиотека.

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Организовать

создание детьми (совместно со

взрослыми) «книг» — сборников сочиненных

детьми

сказок,

рассказов

из

личного

опыта,

песенок,

проиллюстрированных

детскими

рисунками; комиксов; пополнять и обновлять

б и бл и о т е к у

н о в о й

л и т е р ат у р о й ,

д л я

формирование

у

детей

запаса

литературных

впечатлений.

Художественный

труд

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Раскрыть

возможности

изобразительных

материалов,

расположив

их

в

у го л ке

художественной

деятельности

(трубочки,

печати,

губки,

листья,

пальчиковые

краски,

ткань, нитки, подходящая литература и т.д.).

Конструирование

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Способствовать

реализации

самостоятельной

творческой

деятельности

(конструктивно-

модельной),

снабжая

детей

разными

видами

конструктора.

Побуждать

детей

играть

в

конструктивные игры, через создание игровой

ситуации.

Помогать

детям,

реализовывать

с о б с т в е н н ы й

з а м ы с е л

в

р а з в и т и и

конструктивной деятельности.

Обеспечивать

связь

конструирования

с

другими

видами

детской

деятельности

рисованием, игрой.

Изобразительная

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

Материалы и оборудование для

художественного

творче ства

(рисование, лепка, а ппликация),

в т.ч. природные материалы

Раскрыть

возможности

изобразительных

материалов,

расположив

их

в

у го л ке

художественной

деятельности

(трубочки,

печати,

губки,

листья,

пальчиковые

краски,

ткань, нитки, подходящая литература и т.д.).

Поддерживать у детей интерес к рисованию,

создавая

незаконченные

рисунки

сказочных

сюжетов, схем для конструирования.

Создавать

условия

для

во сприятия

и

созерцания

красоты

природы,

живописи,

предметов декоративно-прикладного искусства,

путем

размещения

в

группе

книжных

иллюстраций,

журналов,

картин,

игрушек

народного творчества и детских рисунков.

Создание условий для экспериментирования с

х у д о ж е с т в е н н ы м и

м а т е р и а л а м и ,

и н с т р у м е н т а м и ,

и з о б р а з и т е л ь н о -

выразительными средствами, самостоятельного

интегрирования разных видов художественного

т в о р ч е с т в а

с

ц е л ь ю

о б о г а щ е н и я

выразительности образа.

Создать условия для самостоятельного выбора

приемов

декорирования

лепного

образа

( р е ль е ф н ы е

н а ле п ы ,

п р о р е з а н и е

и л и

процарапывание

стекой,

отпечатки,

кистевая

роспись

по

мотивам

народного

декоративно-

прикладного

искусства

или

по

собственному

замыслу).

Музыкальная

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

М у з ы к а л ь н ы е

и г р у ш к и

и

оборудование.

Игрушки

и

оборудование

для

театрализованной деятельности.

П о о щ р я т ь

ж е л а н и е

д е т е й

с в о б о д н о ,

выразительно

двигаться

под

музыку,

через

создание условий по звучанию музыки, игре на

муз

инструментах

(металлофонах,

маракасах,

колокольчиках, ложках и т.д.).

Поощрять инициативу и творческие проявления

детей

в

инструментальной

импровизации

(например,

в

озвучивании

музыкальных

х а р а к т е р и с т и к

п е р с о н а ж е й

в

и г р а х -

драматизациях и пр.) и подборе мелодий по

слуху.

Вовлекать

детей

в

игры-драматизации

со

многими и разнохарактерными персонажами, с

использованием

разнообразных

в и д о в

музыкальной деятельности.

Развивать

умение

использовать

в

игре

предметы-заме стители,

в о о б р а ж а е м ы е

предметы, входить в образ и оставаться в нем

до конца игры.

Двигательная

Игрушки

и

оборудование

для

театрализованной деятельности.

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

о б е с п е ч е н и я

ф и з и ч е с к о й

а кт и в н о с т и

и

у к р е п л е н и я

здоровья.

Поощрять

желание

детей

двигаться

под

музыку, через создание условий по звучанию

музыки. Создавать условия для двигательной

активно сти,

с

помощью

м у зыка л ьн ых

инструментов, применяя их во время утренней

гимнастики.

Социально-коммуникативное

развитие

Игровая

Игрушки и оборудование для

театрализованной деятельности.

Обеспечить

необходимое

оборудование

(картотека

игр

и

упражнений

для

развития

социально-коммуникативных

н а в ы ко в ,

художественная

литература,

атрибуты

для

сюжетно-ролевых игр и т.д.).

Создават ь

услов ия

и

с п о с о б с т в о в а т ь

организации

сюжетно-ролевой

игры,

путем

вовлечения детей в игру, создания проблемной

с и т у а ц и и ,

п о п о л н е н и я

а т р и б у т и к и ,

использование предметов-заместителей.

Поощрять инициативность игрового поведения

д е т е й ,

п р о я в л е н и е

с о б с т в е н н о й

индивидуальности

в

коллективных

играх,

используя

традиционные

народные

игры

с

правилами,

способствующие

физическому,

социальному,

и

этнокультурному

развитию

детей.

Познавательно-

исследовательская

Развивающая среда для

познавательно-

Создавать

условия

для

познавательно-

исследовательской

деятельности

с

помощью

исследовательской деятельности.

и г р у ш е к

и

о б о р у д о в а н и я

д л я

экспериментирования с водой, снегом, песком,

специальные

игрушки

и

оборудование

для

детского экспериментирования.

Создавать

исследовательскую

ситуацию

для

понимания

ребенком

признаков

и

свойств

предметов.

Расширять и обогащать представления детей о

предметах

непосредственного

окружения,

их

признаках и свойствах через создание ситуации

для

манипулирования,

экспериментирования.

Наблюдение

за

работой

взрослых

для

обогащения

представлений

у

детей

о

пользе

труда.

Самообслуживание

и элементарный

бытовой труд.

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Создавать

в

группе

ситуацию

для

развития

навыков самообслуживания путем размещения

иллюстраций,

художественной

литературы,

в и д е о т е к и

п о

т е м е .

С п о с о б с т в о в а т ь

формированию

представлений

о

т руде

взрослых, его роли в обществе и жизни каждого

человека,

через

расположение

в

группе

литературы,

иллюстраций,

журналов,

картин,

материалов взрослого быта и т.д.

Создавать условия для элементарного бытового

труда,

путем

организации

дежурства

детей,

формируя

у

детей

бережное

отношение

к

вещам, умения замечать малейший беспорядок

и по собственной инициативе устранять его.

Создание

условий

для

присвоения

детьми

культурных норм поведения и общения, а также

ценностей, принятых в обществе (пополнение

библиотеки

подходящей

л и т е р ат у р о й ,

иллюстрациями;

создание

проблемных

ситуаций).

С п о с о б с т в о в ат ь

в к л юч е н и ю

д е т е й

в

коллективную

трудовую

д е я т е л ь н о с т ь

общественного значимого содержания.

Конструирование

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

познавательно-

исследовательской деятельности.

Побуждать детей к разнообразным действиям с

предметами, направленными на ознакомление с

их

качествами

и

свойствами

(вкладывание

и

изымание,

разбирание

на

части,

подбор

по

форме

деталей

конструктора.

Создавать

условия

для

совместной

деятельности

детей

путем объединения общих интересов.

Обеспечить

возможность

для

свободного

и

доступного пользования материалами;

наличие

образцов

различных

поделок

и

конструкций.

Изобразительная

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

С п о с о б с т в о в а т ь

с а м о с т о я т е л ь н о й

изобразительной

деятельно сти

д е т е й ,

направленной

на

развитие

тво рч е с к и х

способностей, активизацию детей.

Обеспечить

детей

игровым,

дидактическим

материалом

для

развития

художественных

способностей.

Способствовать

обмену

впечатлениями,

свободному

и

деловому

общению

детей

путем

объединения

по

интересам. Поддерживать детей в совместной

худ ож е с т в е н н о й

д е я т е л ь н о с т и

п у т е м

привлечения к работе в коллективе.

Музыкальная

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

Создавать

условия

для

коммуникативных

м у з ы к а л ь н ы х

и г р

п у т е м

с о з д а н и я

положительного

эмоционального

настроя,

пополнение картотеки музыкальных игр.

Двигательная

Игрушки и оборудование для

театрализованной деятельности.

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

о б е с п е ч е н и я

ф и з и ч е с к о й

а кт и в н о с т и

и

у к р е п л е н и я

здоровья.

Обеспечить

необходимое

оборудование

(атрибуты

для

подвижных

игр,

спортивный

инвентарь)

для

развития

двигательной

активности детей. Побуждать детей играть в

подвижные

игры,

через

создание

игровой

ситуации.

Обогащать двигательный опыт детей, создавая

в

группе

обстановку

спо собствующую

д в и г а т е л ь н о й

а к т и в н о с т и

д е т е й .

Способствовать

формированию

привычки

к

ЗОЖ,

желанию

заниматься

физическими

упражнениями.

Физическое развитие

Игровая

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

о б е с п е ч е н и я

ф и з и ч е с к о й

а кт и в н о с т и

и

у к р е п л е н и я

здоровья.

О с у щ е с т в и т ь

п о д б о р

н е о б х о д и м о г о

физкультурно-игрового

о б о р уд о в а н и я .

Учит ы вая

о снов ны е

в иды

д в и ж е н и й ,

обеспечить

необходимое

оборудование

(атрибуты

для

подвижных

игр,

развивающие

игры,

иллюстрации,

литература

и

т.д.).

Создавать

условия

формирования

интереса

к

занятиям физкультурой и спортом.

Изобразительная

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

Создавать

условия

для

изобразительной

деятельности,

путем

создания

альбомов

с

иллюстрациями о видах спорта.

Помогать

детям

реализовывать

собственный

замыс ел

в

развитии

и з о б р а з и т е л ь н о й

деятельности.

Музыкальная

Развивающая

среда

творческих

видов деятельности.

Обогащать двигательный опыт детей, создавая

в группе ситуацию использования музыкальных

инструментов,

игрушек,

аудиотеки,

путем

использования

их

во

время

у т р е н н е й

гимнастики и физминуток.

Двигательная

Р а з в и в а ю щ а я

с р е д а

д л я

о б е с п е ч е н и я

ф и з и ч е с к о й

а кт и в н о с т и

и

у к р е п л е н и я

здоровья.

П о д д е р ж и в а т ь

д е т е й

в

с т р е м л е н и и

использовать

атрибуты

для

подвижных

игр,

путем

вовлечения

детей

в

игру.

Создавать

условия и помогать организовывать подвижные

игры,

путем

совместного

изготовления

атрибутики.

Обогащать двигательный опыт детей, создавая

в

группе

обстановку

спо собствующую

двигательной активности детей.

Создавать

условия

для

освоения

элементов

спортивных игр: городки, бадминтон, футбол,

хоккей, баскетбол.

Использовать

подвижные

игры

как

важное

средство повышения двигательной активности,

активизации имеющегося опыта в движении и

формирования двигательных качеств детей.

Создавать

условия

для

удовлетворения

потребности

детей

в

с а м о с тоя те льн о й

деятельности и активности.



В раздел образования