Автор: Бутримова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОО Гвардейская СОШ
Населённый пункт: посёлок Гвардейский Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Решение задач гражданско - патриотического воспитания младших школьников средствами УМК "Начальная инновационная школа" в условиях реализации ФГОС НОО.
Раздел: начальное образование
Светлана Викторовна Бутримова,
учитель начальных классов
высшей категории,
руководитель методического объединения
учителей начальной школы
МКОО Гвардейская СОШ
Дубенского района Тульской области
Решение задач гражданско - патриотического воспитания
младших школьников средствами УМК
"Начальная инновационная школа"
в условиях реализации ФГОС НОО
… Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству
состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Ш. Монтескье.
«С чего начинается Родина?...», так звучат первые слова всем известной
песни. Действительно, с чего? Более точным будет вопрос: «С чего начинается
любовь к Родине, как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине?» Именно
«пробудить любовь», потому что она есть в каждой душе, и надо её усилить
точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо вос-
питывать. Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её насто-
ящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение до-
рожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
На мой взгляд, воспитание любви к своему Отечеству, к семье, традициям
начинается с «пелёнок». С молоком матери ребёнок «впитывает» ласку, заботу,
нежность, чувство защищённости. Его семья – это крепость. Далее, развиваясь
и воспитываясь в окружении самых близких ему людей, ребёнок получает пер-
вые знания о своей семье, своём роде, своей малой Родине.
К сожалению, социально-экономические изменения, происходящие в на-
шей стране на протяжении последних двух десятилетий, привели к тому, что
большинство российских семей перестали быть основой первичной социализа-
ции личности. Достигнув школьного возраста, дети не знают: как зовут членов
их семьи, где они живут (название страны, города, посёлка), не могут назвать
свой адрес. И эти минусы социализации младших школьников особенно ярко
выражены в сельской местности. Поэтому работу по гражданско-патриотиче-
скому воспитанию детей в нашей школе, которая работает по модели «Адап-
тивная школа на селе», мы начинаем с первых дней их учёбы.
При знакомстве с детьми на первых уроках и часах общения я выяснила,
что они очень мало знают о себе, о своей семье и о Родине. Сведения об этих
знаниях на начало первого года обучения представлены в таблице.
Знания о стране и малой родине
Знание государственной
символики
Назва-
ние
страны
Название
областного
центра
Домаш-
ний
ад-
рес
Название
улиц
посёлка
Флаг
России
Герб
России
Гимн
России
0 %
17 %
(1 чел.)
0 %
0 %
17 %
(1 чел.)
0 %
0 %
История
народной
культуры и традиций
Личностный компонент
Народ-
ная
и г-
рушка
Народные
праздники
Отноше-
н и е
к
окружа-
ющей
среде
З а б о т а
о
близких
Проявле-
ние
дру-
желюбия
Умение
управлять
своими
чувствами,
догово-
риться
Умение
ана-
лизировать
свои поступ-
ки и поступ-
ки других
17 %
(1чел.)
83 % (5чел.)
50 %
(3 чел.)
67 %
(4 чел.)
67 %
(4 чел.)
17 %
(1чел.)
34 %
(2 чел.)
Одновременно с детьми опрашивались и родители первоклассников. Им
было предложено ответить на вопросы анкеты «Гражданско-патриотическое
воспитание ребёнка».
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
Да (30 %) Нет (70 %)
2. Что для вас означает выражение «быть патриотом своей страны»?
Ответили на вопрос – 60 % Не ответили – 40 %
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей младшего школьного возраста гра-
жданско - патриотических чувств?
Да (100 %) Нет (0 %)
4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
В школе (50 %) В семье (33 %) В школе и в семье (17 %)
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
Да (66 %) Нет (0 %) Иногда (34 %)
6. Рассказываете ли вы своему ребенку о Тульской земле, о своём посёлке, его истории,
достопримечательностях, знаменитых людях?
Да (30 %) Нет (70 %) Иногда (0 %)
7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
В парке, в цирке (66 %) Ничего не ответили – 34 %
8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
В основном отвечали, что проводят беседы, либо не отвечали ничего.
9. Какой помощи в этом направлении ждете от школы?
По данному вопросу предложений было много, все они легли в основу плана ра-
боты по обозначенной теме.
Из анкет видно, что родители в большинстве своём не озадачены вопроса-
ми воспитания детей в духе любви к отчему краю. Кто в этом виноват? Государ -
ство, которое «разрушает» деревни, «лишая» взрослых работы, детей – детских
садов и школ? Средства массовой информации, для которых истинными героя-
ми сегодняшнего времени являются «звёзды» шоу-бизнеса, а главными событи-
ями – аварии, убийства, разоблачения и т.д.? Общество, которое стало жесто-
ким, завистливым, расчётливым и алчным? Родители, которые забыли, когда
разговаривали с собственными детьми и на какие темы? Каким бы ни был ответ,
вывод один: главным помощником и родителям, и обществу, и государству в
деле воспитания достойного гражданина должна стать школа.
Если педагог хочет, чтобы его воспитанники были честными, трудолюби-
выми,
ответственными,
уважающими
старших,
не
обижающими
младших,
необходимо делать всё, чтобы они захотели быть таковыми, чтобы они испыты-
вали потребность в совершении нравственных поступков. Это можно достичь
не путем наставлений и рекомендаций, а только мастерством учителя и его соб-
ственным примером в отношениях с людьми и окружающим миром. Говоря о
любви к Отечеству, педагогу всегда надо помнить, что это качество не должно
носить искаженного характера, не должно иметь примесей шовинизма, нездоро-
вого национализма, превознесения своей нации над другими. Если наставник не
обладает теми качествами, которые он старается привить своим воспитанникам,
то никакие педагогические технологии и учебники не помогут в его усилиях.
Для решения учебных задач есть два подхода. Один императивный, когда
педагог сам решает задачу, а учащиеся повторяют за ним весь ход решения.
Другой гуманный, то есть такой, когда педагог стремится приобщить детей к ре-
шению задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками.
Самое главное, что должен приобрести ребёнок за годы ученичества, - это чув-
ство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает и умеет.
Большую помощь и учителю, и учащимся в их совместной деятельности оказы-
вают учебники.
Реализацию ФГОС в 2011- 2012 учебном году я начала по учебно-методи-
ческому комплекту «Начальная инновационная школа», цель которого состоит
в том, чтобы обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное,
организационное и информационное поле для развития личности младшего
школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Одной из
задач реализации цели, поставленной в УМК, является развитие и воспитание
личности младшего школьника путем освоения им духовных, нравственных,
гражданских, патриотических, трудовых, экологических и эстетических ценно-
стей.
И цель, и задачи, и теоретические основы построения УМК «Начальная
инновационная школа» нашли свое отражение в структурировании и содержа-
нии учебных курсов: «Русский язык» (авт. Л.В. Кибирева и др.), «Литературное
чтение» (авт. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова), «Математика» (авт. Б.П.
Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева), «Окружающий мир» (авт. В.А. Самко-
ва, Н.И. Романова), «Английский
язык» (Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж.
Перретт), «Изобразительное искусство» (авт. Ю.Ф. Катханова), «Музыка» (авт.
Д.А.Рытов), «Технология» (авт. Л.Ю. Огерчук), «Физкультура» (авт. В.Я. Ба-
рышников, А.И. Белоусов), «Основы духовно-нравственной культуры народов
России.
Основы
религиозных
культур» (авт. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров),
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» (авт.
М.Т. Студеникин).
Важнейшая задача российской школы — становление российской гра-
жданской идентичности обучающихся, в комплекте учебников «Начальная ин-
новационная школа» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориен-
тацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных
предметов системы учебников «Начальная инновационная школа» в детях вос-
питывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине,
своему народу, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное
отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобыт-
ным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федера-
ции.
Дети
знакомятся
с
образцами
служения
Отечеству,
постигают
при-
частность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значи-
мость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в
этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, краеведческие знания, содержательное, дидактическое и мето-
дическое
обеспечение
которых
составляет
значительную
часть
содержания
учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана и воз-
растные психологические особенности младших школьников, одной из важней-
ших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к
познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и об-
щественной жизни, ее духовного и культурного величия.
УМК «Начальная инновационная школа» — это мощный потенциал для
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов, соответствующих задачам современного образования; эффективное
сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практика-
ми образовательного процесса инноваций; понятная учителю образовательная
система для начальной школы. Система учебников «Начальная инновационная
школа» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эф-
фективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственно-
го развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из
методологических
основ
федерального
государственного
образовательного
стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в
самой концепции системы «Начальная инновационная школа» и программах по
учебным предметам для начальной школы.
В курсах учебных предметов одной из главных задач является духовно-
нравственное воспитание человека и гражданина. Во всех учебниках красной
нитью протянута патриотическая тема.
Системообразующими понятиями,
охватывающими весь комплект «Начальная инновационная школа» являются:
человек, люди, человечество, семья, общество, мир вокруг, природа, Земля, кос-
мос, Вселенная; добро и зло, красота, милосердие, сострадание, человечность,
доброта,
великодушие,
предательство;
учение,
класс,
школа;
дружба,
честность, любовь, верность, счастье; любовь к родному дому и родному краю,
Отечеству; история, отвага, героизм, патриотизм, народные представления
и традиции, труд и др..
УМК построен по концентрическому принципу.
1 класс. Первоклассник, которому, как правило, семь лет, предельно эгоцентри-
чен. Он живет в мире, считая и осознавая себя его центром. Содержание учеб-
ников отражает специфику миропонимания учеников 1 класса. Например, такие
разделы, как «Я и моя семья», «Я и моя страна», «Я и мои друзья», «Я и мои
дела», «Я и природа» это подтверждают.
2 класс. Пройдет всего один учебный год, и произойдет важнейший перелом в
сознании: от я к мы. Этот переход отражается в изменении и расширении тема-
тических блоков: «Мы играем», «У нас в школе», «У нас дома», «Наша приро-
да», «Мы трудимся», «Наше Отечество».
3 класс. Задания в учебниках, включенные в содержание программы для 3 клас-
са, способствуют выработке обобщенных представлений школьников об обще-
стве, стране, мире, космосе: «Дети и взрослые», «Дружба всего сильней»,
«Делу время, а потехе час», «Мир природы», «Славные страницы российской
истории», «Вселенная».
4 класс – завершающий этап начального образования. Здесь выделяются следу-
ющие тематические блоки: «Наша семья», «Наша школьная жизнь», «Наши
дела и заботы», «Наша природа», «Мир вокруг нас», «Наша страна».
Основные принципы построения УМК
•
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
•
Принцип природосообразности.
•
Принцип наглядности.
•
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении.
•
Принцип доступности и посильности.
•
Принцип научности.
•
Принцип систематичности и последовательности.
•
Принцип индивидуального подхода к учащимся.
•
Принцип социокультурного соответствия (сообразности).
•
Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального
климата обучения.
•
Принцип «здоровье через образование».
•
Принцип безусловной любви.
Такое построение УМК способствует реализации принципиальных требо-
ваний стандарта: формированию у младших школьников основ гражданской
идентичности, духовно-нравственному развитию и воспитанию, усвоению уча-
щимися моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Важной методологической основой комплекта является утверждение единства
урочной и внеурочной деятельности.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными,
поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоцио-
нальная, волевая и духовная незрелость. Да и не только детей, но и родителей
тоже. Высокий уровень детской преступности в стране вызван общим ростом
агрессивности и жестокости в обществе. Бездуховность, безнравственность,
грубость, наркомания, алкоголизм, а также культ насилия, эгоизма, обмана и
многие другие пороки нашего времени — все они разрушают человека, обще-
ство и государство. Поэтому сегодня так важно не допустить разрушения лич-
ности ребенка. На это направлена Программа духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая
входит в Основную образовательную программу УМК «Начальная инноваци-
онная школа». Цель программы — развитие и воспитание личности младшего
школьника путем освоения им духовных, нравственных, гражданских, патрио-
тических, трудовых, экологических и эстетических ценностей.
Задачи программы
Формирование у детей знаний о гражданских и патриотических ценно-
стях;
Подготовка учащихся к осмысленной, ответственной жизни и деятельно-
сти в демократическом правовом государстве;
Развитие чувства сопричастности судьбе своей страны;
Осознание себя полноправным гражданином своей страны;
Воспитание гражданина и патриота своей Родины.
Обозначенные выше цель и задачи данной программы реализуются в совмест-
ной педагогической деятельности образовательного учреждения, семьи и дру-
гих общественных институтов. Программа состоит из шести разделов:
I раздел — «Учусь чувствовать и понимать»
II раздел — «Учусь поступать правильно»
III раздел — «Учусь быть гражданином и патриотом»
IV раздел —«Учусь трудиться»
V раздел — «Учусь ценить природу»
VI раздел —«Учусь видеть прекрасное»
Каждый раздел программы отражает одно или два направления воспита-
тельной работы: духовное, нравственное, гражданское, патриотическое, трудо-
вое, экологическое, эстетическое воспитание, слитые в целостный педагогиче-
ский процесс.
Содержание III раздела программы «Учусь быть гражданином и патрио-
том»
Политическое устройство Российского государства. Герб, флаг и гимн
России. Герб и флаг родного края. Права и обязанности гражданина России.
Права и обязанности учащихся начальной школы. Государственный язык —
русский. Язык своего народа. Многонациональное население России. Культур-
ные традиции народов России. Важнейшие исторические события России. Во-
енное прошлое России. Роль малой родины в судьбе России. Герои России.
Люди, прославившие родной край. Праздники: календарные, семейные, религи-
озные и др. современные праздники. Порядок и время их проведения.
Результат работы по УМК «Начальная инновационная школа» вижу в ак-
тивном
участии
детей
в
школьных,
районных,
Всероссийских
конкурсах,
направленных на гражданско-правовое и патриотическое воспитание. Через
уроки и внеклассные мероприятия я стараюсь прививать детям уважительное
отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепля-
ются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных ду-
ховных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и
чувство долга маленьких граждан нашей страны.
Во втором классе повторно проводилось анкетирование детей и родителей
по теме «Гражданско-патриотическое воспитание». Также, как и год тому назад,
было опрошено 6 человек. Результаты опроса следующие:
Знания о стране и малой родине
Знания о государственной
символике
Название
страны
Название
областного
центра
Домаш-
ний
адрес
Название
улиц
посёлка
Флаг
России
Герб
России
Гимн
России
100 %
100 %
100 %
67 %
(4 чел.)
100 %
100 %
67 %
(4 чел.)
И с т о р и я
н а р о д н о й
культуры и традиций
Личностный компонент
Народная
игрушка
Народные
праздники
Отноше-
н и е
к
окружа-
ющей
среде
З а б о т а
о
близких
Прояв-
ление
друже-
любия
Умение
управ-
лять
своими
чувства-
ми,
до-
гово-
риться
Умение
анализиро-
вать
свои
поступки и
поступки
других
50 %
100 %
83 %
(5 чел.)
100 %
83 %
(5 чел.)
50 %
67 %
(4 чел.)
Результаты анкетирования родителей.
1
. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
Да (70 %) Нет (30 %)
2. Что для вас означает выражение «быть патриотом своей страны»?
Ответили на вопрос – 100 % Не ответили – 0 %
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей младшего школьного возраста гражданско
- патриотических чувств?
Да (100 %) Нет (0 %)
4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
В школе (50 %) В семье (0 %) В школе и в семье (50 %)
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
Да (100 %) Нет (0 %) Иногда (0 %)
6. Рассказываете ли вы своему ребенку о Тульской земле, о своём посёлке, его истории,
достопримечательностях, знаменитых людях?
Да (80 %) Нет (0 %) Иногда (20 %)
7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
В парке, в цирке, Тульский Кремль, музеи, выставки, экскурсии по городу.
8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
Проводят беседы, ездят на экскурсии по городу, в музеи, читают книги, газеты,
журналы о своём городе.
Результаты сравнения анкет говорят сами за себя. Значит УМК «Начальная
инновационная школа» действительно помогает решать задачи по гражданско –
патриотическому воспитанию.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, тре-
бующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.
Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие
годы школьной зрелости. Но старт даёт учитель начальных классов, «упражняя
детей в этом священном чувстве», с помощью грамотно подобранного учебно-
методического комплекта и логически выстроенной системы учебной и внеучеб-
ной деятельности младших школьников.
Список литературы:
1.
Болотова С.А. Основная образовательная программа начального общего
образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная
школа»/ авт.-сост. С.А. Болотова.— М.: ООО «Русское слово — учебник»,
2011.
2.
Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове/ Э. Борохов. – М.:
ООО «Издательство АСТ», 2003.
3.
Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. «Концепция духовно-нрав-
ственного развития и воспитания личности гражданина России».
4.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования.