Автор: Хромова Лариса Михайловна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Корликовская ОСШ"
Населённый пункт: с. Корлики Нижневартовский район ХМАО-Югра
Наименование материала: Родительская конференция
Тема: "Выбор профессии - дело серьезное"
Раздел: полное образование
Родительская конференция «Выбор профессии – дело серьезное».
Цель: 1) знакомство родителей старшеклассников с результатами изучения склонностей и
способностей старшеклассников;
2) сориентировать родителей на правильный выбор будущей профессии детей с
учетом их способностей и психологических особенностей.
Оформление:
Все работы хороши,
Выбирай на вкус».
(В.В. Маяковский)
Профессия – это тягость, переходящая в радость.
(высказывание прохожего в ходе интервью_
Подготовительная работа классных руководителей и педагога-психолога:
1.
Провести изучение профессиональных предпочтений учащихся 9 - 11 классов;
2.
Подготовить выступления родителей по вопросам:
а) Роль педагогов школы в выборе профессии старшеклассников.
б) Выступление родителей бывших выпускников по теме конференции.
в) Советы и рекомендации психолога. Как выбрать будущую профессию?
Ход конференции.
I.
Открытие конференции. Объявление темы конференции.
Уважаемые папы и мамы, гости нашей конференции!
Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьезных, от которых зависит
будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что
приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно
отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.
Если человек не знает, к какой пристани
он держит путь, для него ни один ветер
не будет попутным.
(Сенека)
Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием.
Однако, выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её
специфику и возможные трудности. Чтобы принять правильное решение, важно учесть
основные факторы, влияющие на выбор профессии.
Есть два способа выбрать профессию. Первый способ – метод проб и ошибок, когда
человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет
ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к
достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина
человеческой жизни.
Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной
системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому
человеку в выборе той или иной профессии.
Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои
возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только
тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов.
Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и
передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколения были верны
традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное – это отношение
взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Перед началом конференции раздать анкеты.
Анкета 1.
1.
Обсуждали ли вы со своим ребёнком проблему выбора профессии?
2.
Какую профессию выбирает ваш ребёнок?
3.
Что советуете ему вы?
4.
Совпадают ли ваши интересы и точки зрения на избранную профессию?
5.
Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашим ребёнком?
6.
Если ребёнок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете
ли вы ему препятствовать?
II.
Анализ диагностических данных, которые были подготовлены на основе
опроса старшеклассников. Выступление классных руководителей.
На доске или экране - список самых преимущественных профессий в глазах учащихся.
С анализом выступит классный руководитель или психолог.
III.
Выступления родителей по проблемным вопросам анкеты №2.
Анкета 2.
1.
Довольны ли вы избранной профессией?
2.
Что повлияло на ваш профессиональный выбор?
3.
Что интересного в вашей профессии
4.
Какие минусы своей профессии вы можете назвать?
5.
Если начать жизнь сначала, вы бы её поменяли на другую или нет?
IV. Выступление родителей бывших выпускников школы по анализу тех требований,
которые предъявляются при поступлении в учебное заведение и рассказ о
содержании обучения в них.
V. Выступление психолога с рекомендациями и советами по выбору профессии.
VI. Итоги конференции.
Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии.
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии – важное и ответственное дело!
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребёнка, его
склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
1.
Дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии.
2.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им
профессии.
3.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции
материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего
ребёнка, которые необходимы ему в данной специальности.
5.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность
посоветоваться со специалистами-консультантами.
6.
Не давите на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться
стойкими конфликтами.
7.
Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его
мечта сбылась.
8.
Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно
исправить.
9.
Если ваш ребёнок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему
возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в
кружках и т д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих
родителей!
Типичные ошибки ребёнка и семьи при выборе профессии:
1.
Ориентация ребёнка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый,
дипломат, директор, управляющий банка и т.д.)
2.
Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и
значимыми в жизни.
3.
Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по
собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
4.
Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем
данной профессии, на саму профессию.
5.
Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
6.
Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим
учебным предметом.
7.
Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
8.
Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в
выбранной профессии.
9.
Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого
ребёнка.
10. Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая
формирует неадекватность в выборе этой или Ионой профессии.
Для выбора будущей профессии ребёнок должен знать о себе:
- свои интересы к профессии, свои способности, свои склонности, степень
профессиональной пригодности.
Анкета 1.
1.
Обсуждали ли вы со своим ребёнком проблему выбора профессии?
2.
Какую профессию выбирает ваш ребёнок?
3.
Что советуете ему вы?
4.
Совпадают ли ваши интересы и точки зрения на избранную профессию?
5.
Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашим ребёнком?
6.
Если ребёнок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете
ли вы ему препятствовать?
Анкета 1.
1.
Обсуждали ли вы со своим ребёнком проблему выбора профессии?
2.
Какую профессию выбирает ваш ребёнок?
3.
Что советуете ему вы?
4.
Совпадают ли ваши интересы и точки зрения на избранную профессию?
5.
Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашим ребёнком?
6.
Если ребёнок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете
ли вы ему препятствовать?