Напоминание

"День и ночь – сутки прочь"


Автор: Прокопьева Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 178"
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "День и ночь – сутки прочь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по природе с детьми подготовительной

группы на тему: «День и ночь – сутки прочь»

Прокопьева Наталья,

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 178»

г. Чебоксары, Чувашской Республики.

Задачи: обобщить и закрепить знания детей о природных явлениях.

Цели:

1.

Формировать представление о цикличности природных явлений.

2.

Закрепить знания детей о причинах смены дня и ночи, сутках.

3.

Продолжать знакомство с Луной, звездами, созвездиями.

4.

Пополнять и активизировать словарный запас.

5.

Развивать наблюдательность, логическое и образное мышление.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, картинки с изображением

созвездий, ночного и звездного неба, Солнца. Познавательные энциклопедии,

атласы с изображением звездного неба.

Ход занятия:

Дети стоят в полукруге.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу пришел гость, только я его

совсем не знаю. Давайте мы все вместе с ним познакомимся и узнаем, что же

он хочет нам рассказать. Готовы? (Да!)

Дети садятся на стулья.

На экране интерактивной доски появляется наша планета Земля и герой по

имени «Всезнайка»:

«Здравствуйте, ребята, я – Всезнайка –хочу все знать! И прилетел к вам из

далекого – далекого космоса – «космодома». Я люблю путешествовать, а для

этого

нужно

очень

много

знать.

Всю

новую

информацию

я

собираю

в

«космод» - железный чемоданчик - и забираю к себе домой. А хотите ли вы

узнать, что интересного я сегодня узнал? (ДА!) Только добывать знания не

просто, нужно будет приложить усилия. Отгадайте загадку:

«В черном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари – Фонарики,

Меньше чем комарики…(Звезды) (Ответы детей).

На экране появляются картинки звездного неба.

Всезнайка: Верно, это звезды. Ребята, давным-давно люди заметили, что

расположение звезд напоминает им очертания некоторых животных.

На доске появляются картинки с изображением созвездий и их названиями:

Большая и Малая Медведица, Лебедь, Лев, Собака. Ковш и др.

Воспитатель: А знаете ли вы ребята, что такое звезда? (ответы детей). Звезда

– это огромное солнце, которое ярко светит. Просто все звезды, кроме нашего

Солнца, находятся очень - очень далеко от Земли, и до нас доходит только их

слабый свет. (на экране появляются картинки звездного неба).

Всезнайка: А я тут узнавал, что все звезды перемещаются по небу, кроме

одной, которая называется Полярная (на экране появляется картинка). Эта

звезда указывает, где находится север. Ориентируясь на нее, моряки и другие

путешественники, как я, могут находить ночью дорогу.

Воспитатель: Очень интересно, правда, ребята? (Да).

Всезнайка: Друзья, пришло время отгадывать следующую загадку:

Леденцом висит она.

Звездами окружена,

В темном небе всем видна,

Эта круглая …..(Луна).

На экране появляется картинки с изображением Луны.

Всезнайка: Правильно ребята, это луна. А похожа ли луна чем-нибудь на

солнце? (ответы детей). Верно, как и солнце, она круглая и желтая.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что бывает лунный и солнечный свет.

Какой из них помогает нам видеть днем, а какой ночью? (ответы детей).

Всезнайка: Молодцы, ребята, много знаете. А что сильнее светит и лучше

освещает все вокруг: Луна или Солнце? (Ответы детей). Когда мы видим

лучше окружающие нас предметы: днем или ночью? (ответы детей).

Воспитатель:

Всезнайка,

наши

ребята,

молодцы,

на

все

твои

вопросы

отвечают. И они, конечно, знают, что Солнце – это огромная горячая звезда,

которая дает нам свет и тепло.

На экране появляется изображение луны.

Всезнайка: А в своих путешествиях я узнал, что Луна – это спутник нашей

планеты Земля. А кто-нибудь из вас знает, что такое спутник? (ответы детей).

Это то, что всегда рядом. Луна всегда рядом с Землей, и не просто рядом –

она постоянно вращается вокруг Земли по кругу. Путешествуя, я делаю очень

много

фотографий,

вот

посмотрите:

на

экране

появляются

картинки

с

изображением Земли и Луны.

Всезнайка: Вот только я запутался, куда же исчезает Солнце ночью? И почему

оно снова появляется каждое утро? (грустный).

Воспитатель: Не переживай, Всезнайка, мы сейчас с ребятами тебе об этом

расскажем и покажем, правда ребята? (Да). Для этого мы пройдем в нашу

планетную лабораторию и выясним, почему на Земле день сменяет ночь.

Ребята проходят в лабораторию и садятся.

Всезнайка: Хорошо, а я буду внимательно слушать, и наблюдать за вами в

свой волшебный телескоп.

Опыт: «День и ночь»:

Оборудование: настольная лампа, глобус, клейкая белая лента.

Содержание:

На столе устанавливается и включается настольная лампа – это Солнце.

Землю символизирует глобус. На той стороне глобуса, где находится наша

страна, мы закрепим кусочек белой клейкой бумаги (это наш город). Наша

планета постоянно вращается вокруг своей оси (вращаем глобус), участок с

белой клейкой лентой оказывается на стороне освещенной лампой: «Что

сейчас должно быть в нашем городе: день или ночь? (ответы детей) Почему?»

(это место хорошо освещается Солнцем). Поворачиваем глобус вокруг оси, и

в освещенном месте оказывается другая сторона. Сторона с белой клейкой

лентой находится в неосвещенной стороне. Дети определяют, какое время

суток теперь на участке с белой наклейкой, а какое на другой стороне, и

объясняют свои ответы.

Всезнайка: Здорово, теперь я знаю, что Земля движется вокруг своей оси и

на вашей планете происходит смена дня и ночи, и наоборот.

Воспитатель:

А

время,

за

которое

Земля

сделала

полный

поворот,

называется сутками. Сутки состоят из дня и ночи. Даже есть такая поговорка:

«День и ночь – сутки прочь».

Всезнайка: Я понял! День – это время между восходом и заходом солнца, а

ночь – это время между закатом и восходом солнца.

Воспитатель: Совершенно верно, Всезнайка. И наши ребята это поняли,

правда, ребята (ДА!).

Всезнайка:

Здорово

у

вас

тут!

А

чтобы

было

еще

веселей,

предлагаю

выполнить вместе со мной физкультминутку и отдохнуть.

На экране появляется физкультминутка «Улыбнись», дети повторяют:

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи,

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая

вниз, рывками руки меняются)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо – влево наклонись. (Наклоны в сторону).

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания)

А в конце ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте).

Упражненье повтори:

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два-три, раз-два-три,

Упражненье

повтори.

(Одна

прямая

рука

вверх,

другая вниз, рывком менять руки)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и

вправо)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся).

А теперь давайте поиграем в игру (разминка для глаз «День и ночь»): На

слово «Ночь» - нужно крепко зажмурить глаза, на слово «День» - открыть

глаза. Повторить 5 раз. (играют).

Дети садятся.

Всезнайка: Как же весело ребята, молодцы! А вот я слышал, что в разное

время года дни и ночи бывают разной длины.

Воспитатель:

Да,

это

так

и

есть.

Ребята,

когда

дни

короче,

зимой

или

весной? (ответы детей). А 22 декабря – самый короткий день в году. До этого

числа день уменьшается, а ночь становится длиннее. После 22 декабря день

постепенно увеличивается и становится длиннее ночи.

Всезнайка: А я, во время своих путешествий, где только не побывал. И на

Севере я узнал и увидел полярную ночь – там темно даже днем (на экране

появляются картинки). Она длится всю зиму, а весной ее сменяет полярный

день. В полярный день в ночное время хорошо видно, даже читать можно без

лампы.

Воспитатель: очень интересно!

Всезнайка: Ребята, мне с вами сегодня понравилось! И я хочу показать вам из

своего атласа познавательные картинки: на экране появляются картинки с

изображением, планеты Земля, созвездий, Луны и Солнца, звездного неба,

северного сияния.

А мне пришла пора возвращаться домой, до новых встреч, ребята!

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Всезнайку и попрощаемся с

ним. (Дети благодарят и прощаются).



В раздел образования