Автор: Наумова Елена Александровна
Должность: воспитатель 1кк
Учебное заведение: МКДОУ д/с №4 "Теремок"
Населённый пункт: г. Семилуки, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» г. Семилуки Воронежской области
С внедрением ФГОС ДО в систему образования мы, воспитатели,
ориентируемся на формирование личности ребенка через разные виды
деятельности, через познавательную активность. Жизнь в постоянно
изменяющихся условиях требует от специалиста умение решать регулярно
возникающие новые нестандартные проблемы. Новые задачи и направления
развития образования определяют и особые требования к компетентности
педагога. Это способствует проявлению самостоятельности, «подталкивает»
к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать
решение в различных ситуациях. И, безусловно, современная педагогика
отдает первенство в обучении активным методам.
Активные методы обучения – это методы, обеспечивающие мыслительную
активность и практическую деятельность обучаемого в процессе освоения
знаний. В дошкольном возрасте в естественной игровой среде, где
отсутствует принуждение, происходит обучение, оно же влечет за собой
развитие. К активным методам относится – обучение через деятельность,
например – творческая игра «лэпбук».
Лэпбук – это книжка – копилка из плотного картона с наклеенными
кармашками разной формы и цвета, с помощью которого можно изучать,
систематизировать, организовывать новую тему. Хорошо организованный
материал позволяет легче усвоить процесс обучения, запоминания. Лэпбуки
полезны взрослым ничуть не меньше, чем детям. Ведь воспринимать
информацию всегда легче через образы и картинки. Это может пригодиться в
будущем, если обучением придется заниматься самостоятельно. Ну и,
наконец, это просто увлекательно!
Для начала выбирается тема, она может быть любая. Затем составляется
план, можно собрать коллекцию по данной теме, пополнить лэпбук
загадками, пословицами, поговорками, сделать подборку картинок,
выполнить ряд развивающих заданий (отгадывание ребусов и т.д.), от самого
простого – текстового, до игр с правилами. Формы представления заданий
могут быть любые, для фантазии здесь границ нет. Принимая участие в
создании лэпбука, сам ребенок становится активным в своем выборе. Ребята
не только оформляют, продумывают расположение материала, но и
раскладывают материал по кармашкам, придумывают игры – ходилки и
правила к ним. Это отличный способ для повторения пройденного материала.
В любое время ребенок может открыть копилку и вспомнить ту или иную
тему.
В создании лэпбука могут принимать участие и родители. По окончанию
знакомства с новой темой, когда лэпбук «собран», его используют как для
коллективной, так и индивидуальной работы. Использование лэпбука, как
современного метода обучения достигла положительной динамики в
познавательном умственном и речевом развитии детей. С помощью лэпбука
ребенок может самостоятельно не только понять и запомнить новую тему, но
и организовать изучение новой информации. Лэпбук хорошо подходит для
групп, где обучаются одновременно дети разных возрастов. Можно выбрать
задания под силу каждому. Детям младшего возраста можно предложить
задания с карточками и кармашками, а детям подготовительной группы
задания, подразумевающие умение писать.
Создание лэпбука развивает творческие способности, воображение детей.
Работа с лэпбуком позволяет осмыслить, например, содержание книги,
провести исследовательскую работу, участвовать в поиске, анализе и
сортировке информации. Лэпбук можно представить как форму итога проекта
или итог математической недели. Использование «Лэпбука» позволяет
сделать вывод, что это метод представляет важную сферу познавательной
деятельности. Лэпбук обладает рядом характеристик, которые оказывают
положительное влияние на развитие дошкольника. А получение
познавательной информации играет немаловажную роль в развитии
способностей анализировать, обобщать, сравнивать и оценивать.
Литература
1.
Блохина Е.; Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга»// Обруч. – 2015.
- №4.
2.
Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС /Д.А.
Гатовская// Проблемы и перспективы развития образования: материалы
VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь:
Меркурий, 2015. – С. 162 – 164.