Напоминание

"Развитие культуры и грамотности речи средствами театрализованной деятельности"


Автор: Колотовкина Валентина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦВР
Населённый пункт: П. Ванино Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие культуры и грамотности речи средствами театрализованной деятельности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




"Развитие культуры и грамотности речи средствами

театрализованной деятельности"

В современном мире среди детей наблюдается снижение интереса к

искусству, коллективному творчеству, наблюдается разобщенность, действует

девиз «Каждый сам за себя». К сожалению, в век «высоких технологий» дети

просто разучились играть вместе в реальном мире, предпочитая общаться и

играть «виртуально» с «виртуальными» партнерами. Дети, как и взрослые,

стали читать гораздо меньше, их словарный запас, воображение и речь

становятся от этого, к сожалению, все скуднее. Но ведь именно речь -

отличительная черта культурного, грамотного человека. О важности развития

грамотной, правильной речи писали и пишут многие педагоги и психологи,

но именно сейчас, в век «высоких технологий» это стало настоящей

проблемой.

А помочь в решении ее может Театр и его искусство. Театр как ничто другое

объединяет в себе все виды творчества и дает потенциал для развития речи и

самовыражения личности.

Речь – грамотная, культурная, свободная и выразительная, речь, пусть не

оратора, но уверенного в себе человека - такой она может стать, если ребенка

не просто учат правильной речи на занятиях и повседневной жизни, но и если

ребенок занимается творчеством, в том числе театрализованной

деятельностью. В этом мы убедились на опыте работы театральной студии

«Сказка», созданной на базе Центра внешкольной работы 11 лет назад.

Программа театральной студии «Сказка» называется «Театр- Фантазия-

Дети» рассчитана на 5 лет обучения детей 6-12лет и состоит из 5 разделов:

1. театральная игра, 2. ритмопластика, 3. культура и техника речи, 4. основы

театральной культуры, 5. работа над спектаклем. Программа

предусматривает дальнейшее участие в работе студии детей старших

школьников.

Одной из целей в работе театральной студии является: раскрытие

творческого потенциала, а, исходя из нее, выделены следующие задачи :

-----учить детей грамотной, культурной речи родного языка,

-----учить детей самостоятельно сочинять сказки, стихи, придумывать

диалоги, этюды с заданными и нафантазированными сюжетами,

предлагаемыми обстоятельствами.

-----овладение детьми навыков общения и коллективного творчества.

Занятия в театральной студии строятся по различным сюжетам, это, по

сути- интегрированные уроки, в которых важнейшее место отводится

музыкальному, поэтическому и зрительному ряду. На каждом

театрализованном занятии речи особое внимание уделяется речи. Дети знают,

как важно, чтобы речь была понятной, грамотной и выразительной, ведь это

50% успеха будущей роли, как на сцене, так и в жизни. Для развития

грамматически - правильной речи на театрализованных занятиях используем

1

различные игры и упражнения (на развитие речевого дыхания, на свободу

дыхания, артикуляционную гимнастику).

На занятиях в театральной студии дети заучивают в течении года 7-10

скороговорок и произносят их в разном темпе, учат 7-10 стихотворений

русских и зарубежных авторов.

Большой интерес представляет для детей рифма. С ней дети знакомятся уже в

младшей (1-й год обучения) группе. И если на первом занятии по знакомству

с рифмой лишь несколько детей понимает смысл рифмы-хвостика, то на

следующих дети уже быстро подбирают рифму, причем, весьма

оригинальную. (книжка – малышка, покрышка, мормышка, шишка…). Дети

настолько увлекаются игрой в рифму, что привлекают к этому родителей и

приносят на занятия целые списки рифмованных слов, подобранных ими

вместе с родителями.

Еще более сложное, но очень увлекательное дело – сочинение стихов. У

нас нет цели – сделать каждого ребенка поэтом. Это невозможно. Но

попробовать разбудить в ребенке поэтическое начало, заставить работать

фантазию и творческое воображение, пробудить умение слышать и видеть

поэзию в окружающем мире ,- такую возможность дети получают. Пример:

Витя К. и Настя Е. (мл. гр.), им были предложено слово ЧАШКА. Дети

подобрали рифму – КАШКА и сочинили маленькое стихотворение:

Со стола упала чашка,

А в той чашке была кашка.

Подбежала к чашке кошка,

Кашки стало вдруг немножко.

Кристина и Дима:

рифма: НОС – Мороз.

У дедули красный нос,

Значит это Дед мороз!

Витя К. Тихо падает снежинка,

Ведь она почти пушинка.

Развитию творческого воображения, фантазии помогают игры со словом

«Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Придумай диалог», «Моя сказка»,

«Фантазии о…».

Интересные диалоги, сказочные сюжеты, их варианты, наиболее удачно

придуманные детьми, мы включаем в сценарии предстоящих

театрализованных мероприятий («капустников», спектаклей). Так в спектакле

«Красная Шапочка» появились Белочка и Еж и диалоги с ними, а в спектакле

«Волк и семеро козлят» вторая коза и ее козочка.

Дети очень любят театрализованные занятия и все игры, упражнения,

превращения и волшебство, которые происходят в это время. Каждому

ребенку предоставляется возможность сотворить и показать себя новым,

таким, каким тебя еще не знали твои друзья и близкие: робкой девочке с

тихим голосом стать смелой Белоснежкой, а подвижному, эмоциональному

мальчику тихого, испуганного Зайчика. Со временем дети учатся

преодолевать зажатость, боязнь «публики» и с каждым разом все увереннее и

2

убедительнее проявляют себя в самых разных ролях во время представлений

Ведь они уже свободно владеют своей речью и своими жестами.

Занимаясь театрализованной деятельностью, участвуя в маленьких и все

более сложных спектаклях, дети не просто развивают грамотную речь, но и

учатся управлять ею, тембром, силой голоса, учатся передавать характерные

нюансы в голосе своих героев, эмоции. При этом, учатся управлять своими

эмоциями. Можно с уверенностью сказать, что 80% детей, которые узнали

мир театра, не прощаются с ним. Они продолжают приходить на занятия в

театральную студию «Сказка», продолжают участвовать в спектаклях студии.

И это у них прекрасно получается! При этом, дети осознают силу и красоту

слова, голоса, культуру речи и бережно обращаются с ними.

Воспитание ТВОРЦА, духовно – творческой личности…

Эту задачу можно решить с помощью театрализованных занятий. Творя

действием и словом, созидая, дети неосознанно приближают наш взрослый

мир к своему, более чистому и органичному.

3



В раздел образования