Автор: Ковалева Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с 20 "Катюша"
Населённый пункт: города Брянска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование современных подходов при формировании лексико-грамматических категорий речи у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Использование современных подходов
при формировании лексико-грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста
Учит
ель-лог
опед:
Ковалева Юлия
Владимировна
2017 год
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и
орудие
мышления, творчества, носитель памяти, информации. Чем богаче и правильнее речь ребенка,
тем легче ему высказывать свои мысли. Современная школа требует от ребёнка высокого
уровня
умственного и
речевого
развития.
Поэтому
для
ребёнка
-
дошкольника
хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе.
Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая
имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не
у всех
детей
одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи.
Количественный рост словарного запаса очень во многом зависит от условий жизни и
семейного
воспитания,
от
того
внимания,
которое
взрослые
уделяют
речевому
развитию
ребёнка. Если некоторые слова и грамматические формы не употребляются в окружающей
среде, то они будут отсутствовать и в его речи в силу отсутствия образца для подражания. Это
проявляется в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста из-за нехватки слов не может
правильно
назвать
признаки
хорошо
знакомых
ему
предметов.
Заменяет,
сходные
по
значени ю существительные
(«утка»
вместо
«гусь»,
«самовар»
вместо
«чайник»,
и
многое
другое). Допускает неточное употребление глаголов (змея «ходит»).
Характерно для детей и неумение изменять слова в соответствии с общепринятыми
языковыми
нормами.
Это
проявляется
в
затруднениях
при
образовании
существительных
множественного числа: дом – до'мы, ( дома), у
х
и (уши), дерева', де'ревы (вместо деревья),
цыплёнки (цыплята) и т.д.
Естественно, что такие дети не могут и грамматически правильно связывать слова между
собой.
Это
проявляется,
в
частности,
в
ошибках
согласования
существительных
с
числительными: 5 гусёв (вместо гусей), 5 ух или 5 ухов (вместо ушей), и т.п. В неправильном
согласовании прилагательных с существительными, в ошибках при употреблении предлогов.
Большую сложность для детей представляет и выполнение задания на образование новых слов,
в частности существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных и
притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.
Все описанные выше трудности, отражающие несовершенство устной речи детей, не
могут
не
приводить
и
к
затруднениям
при
усвоении
грамматических
правил.
Именно
в
дошкольном возрасте нужно проявлять необходимую заботу о развитии устной речи ребёнка,
об обогащении его словаря, о преодолении аграмматизмов в устной речи. Учитывая важность и
актуальность данной проблемы моя коррекционно – педагогическая деятельность в детском
саду,
в
последние
годы,
основывается
на
опытно
–
исследовательской
работе
по
теме
«Использование системного
подхода в развитии лексико – грамматического строя
речи у
детей – логопатов старшего дошкольного возраста».
Чтобы решить эту проблему я взяла за основу пособия Лопатиной Л.В., Серебряковой
Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников»; Лопатиной Л.В. «Логопедическая
работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами»;
Ткаченко Т.А. « Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у
детей».
Цель работы – устранение речевых нарушений у детей с нарушениями речи.
Предмет исследования – процесс развития лексико – грамматического строя у детей –
логопатов с использованием системного подхода.
Основными задачами логопедической работы по коррекции лексико – грамматического
строя речи является:
- обогащение словаря
- уточнение значений слов
- усвоение морфологических средств языка.
Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за
счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных
грамматических
форм
словоизменения
и
словообразовательных
моделей,
но
и
точное
употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства
языка.
Работу
по
формированию
лексико-грамматического
строя
речи
веду
с
учетом
коррекционно-развивающих задач основной образовательной программы детского сада. Мною
были разработаны методические рекомендации и составлен тематический план для детей –
логопатов старшей и подготовительной к школе групп.
Свою
работу
по
коррекции
нарушений
лексико
–
грамматического
строя
речи
у
дошкольников провожу по следующим направлениям:
расширение объема словаря;
формирование структуры значения слова;
развитие лексической системности и семантических полей,
развитие словообразования;
уточнение грамматического значения слова.
Сущность
работы
состоит
в
том,
что
формирование
грамматического
строя
языка
(синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику,
для его развития должны применяться различные педагогические средства (приёмы, формы
организации).
Для
освоения
морфологии
и
словообразования
важны
приёмы,
стимулирующие
языковые
игры;
для
формирования
синтаксиса
первостепенное
значение
имеет
создание
положительной
мотивации
для
развернутых
высказываний.
Формирование
разных
сторон
грамматического
строя
языка
дошкольника,
происходит
не
синхронно,
соответственно
обучение должно проходить поэтапно.
При этом учитывается следующее:
вся работа носит коррекционную направленность;
применяемый материал выбирается в соответствии с особенностями детей конкретной
группы и с постепенным усложнением;
работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограничивается периодом,
указанном в годовом плане, а носит лишь наиболее сконцентрированный и
целенаправленный характер. Закрепление изученного материала, его усложнение,
дифференциация осуществляется в течение всего последующего обучения.
создаются условия для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде
всего его системы, богатства синтаксических, морфологических и словообразовательных
средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности
ребёнка в сфере грамматики.
В
процессе
коррекции
лексико-грамматического
строя
речи
детей
применяю
специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим
темам.
В связи с этим остановлюсь на таком виде игр, как коррекционно – развивающие. КРИ
– это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими
и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой
материал максимально насыщается автоматизируемым звуком.
КРИ дают возможность:
обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей
во время занятий;
повысить речевую мотивацию;
компенсировать недостаточность фонематического слуха;
автоматизировать
необходимые
звуки
в
результате
проговаривания
большого
количества речевого материала.
Так
как
детский
сад
посещают
дети
с
самыми
разными
речевыми
заключениями,
фронтальные методы работы в наших условиях неприемлемы, КРИ являются одним из самых
эффективных методов исправления звукопроизношения и развития речи.
Коррекционная работа становится более эффективной при применении различных игр и
упражнений с привлечением наглядного материала. При опоре на зрительный образ дети
быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, использую
различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с игрушками, элементами
речедвигательной ритмики, музыкального сопровождения.
Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного
подхода к
детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.
Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:
систематического проведения:
размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;
подчиненности заданий выбранной теме;
вариативности упражнений.
«Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» - говорил
К.Д. Ушинский. Картинки-
помощники незаменимые спутники в работе логопеда на любом этапе.
С картинками ребёнку
становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений. Игра
строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. Задача логопеда превратить
волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и
в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. Поэтому игры подбираются
те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:
знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;
согласование прилагательных с существительными разных родов;
правильное употребление местоимений «он, она, они»;
образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел;
закрепляются навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой,
моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными
множественного числа;
навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам.
расширяется и обогащается словарный запас.
Использование
такого
подхода
в
работе
с
детьми
логопатами
позволяет
автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого
материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.
Таким
образам,
использование
игровых
приёмов,
способствует
более
глубокому
и
осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно
подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют
языковые закономерности и вводят их в свою речь.
В своей работе, я использую метод наглядного моделирования (схемы, пиктограммы,
символы), который выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой –
как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.
Метод наглядного моделирования
предполагает формирование умений анализировать
языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами
языка.
Он
позволяет
ребенку
осознать
звучание
слова,
поупражняться
в
употреблении
грамматических форм, а также
способствует расширению словарного запаса, формированию
языкового чутья.
Набор
пиктограмм
позволяет
показать
многообразие
однокоренных
слов,
которые
можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а
необходимые
для
словообразовательного
акта
средства
ребенок
подыскивает
и
применяет
самостоятельно. Работа с пиктограммами помогает развить у ребенка ощущение системного
устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами
одного семантического поля.
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является
то,
что
речь
педагога
сводится
к
минимуму
–
он
показывает
пиктограмму,
а
ребенок
образовывает
нужное
слово.
Пиктограммы
можно
изменить,
дополнить,
все
зависит
от
творчества педагога. Используя в своей работе наглядное моделирование, я учу детей:
1)
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий
внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2)
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3)
применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие
неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование наглядного моделирования в
системе
коррекционной
работы
дает
положительный
результат
в
освоении
лексико-
грамматического
строя
речи.
У
детей
повышается
чувство
заинтересованности
и
ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.
Следующий эффективный метод, который я использую в своей работе, является работа
над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Напомню,
что
синквейн
с
французского
языка
переводится
как
«пять
строк»,
пятистрочная строфа стихотворения.
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Сочинение
синквейнов
является
своеобразным
инструментом
для
синтезирования
полученной информации. При работе с данным приёмом я решаю множество важнейших задач:
- изученный
на занятии
материал приобретает некую
эмоциональную окраску,
что
способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи;
- знания о предложении;
- значительно активизируется словарный запас ребёнка;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Кажущаяся
простота
формы
этого
приёма
скрывает
сильнейший,
многосторонний
инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли,
чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому
человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и для ребенка. Думаю,
что коллеги, применяющие данный приём на своих занятиях, согласятся с тем, что созданные
детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить
синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной,
планомерной работы.
Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!
Целесообразно
вначале
предлагать
детям
для
прослушивания
готовые
синквейны,
например:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится,
радует.
В парке осыпаются
листья. Золото,
красота, счастье!
Кукла
Красивая, любимая.
Стоит, сидит,
улыбается. Моя кукла
самая красивая.
Игрушка.
Ель
Душистая,
чудесная. Растет,
веселит, радует. Я
люблю зимнюю
ель.
Зима, новый год, детство.
Машина
Быстрая,
мощная.
Едет, обгоняет,
тормозит. Я люблю
кататься.
Транспорт.
Грамматика - материал сложный. Здесь очень важно придерживаться
правила:
учиться
надо весело, чтоб хорошо учиться. Применение информационных
компьютерных
технологий
облегчает
усвоение
учебного
материала,
а
также
предоставляет
новые
возможности
для
развития
творческих
способностей
детей.
Компьютерная
презентация
дает
возможность
ребенку в занимательной форме выполнить задание - найти нужную, с его точки зрения, форму.
В своей работе с
детьми
по
формированию грамматического
строя
речи
самостоятельно
разрабатываю мультимедийные презентации, а также использую заимствованные из интернет-
ресурсов
презентации,
которые
несут
обучающий
и
развивающий
характер.
Организация
занятия с ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность,
создает
интерес
к
занятию
с
первых
минут
и
удерживает
этот
интерес
на
всём
его
протяжении.В процессе занятия с ИКТ речь является средством мыслительных действий, и в
то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.
Работа над синтаксисом включает построение различных типов предложений. В игре
«Чей? Чья? Чьи?» дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе
словосочетаний предлагается детям самим придумать предложения.
- д/и «Кого зовёт мама?» -формирование умения изменять слова по падежам, усвоение
категорий родительного падежа;
- д/и «Заколдованные картинки» - формирование навыков словообразования приставочным
способом, усвоение категорий родительного падежа;
- д/и «Прятки» - формирование навыков образования притяжательных прилагательных.
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по
формированию грамматического строя речи позволяет:
Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей
лексико-грамматическими категориями.
Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться
значительного обучающего эффекта.
Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией,
обогащая словарь детей.
Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).
Безусловно,
информационно-коммуникативные
средства
обучения
повышают
эффективность
работы
педагога
поформированию
грамматических
навыков,
стимулируя
эмоционально-мотивационное
звено
речевой
деятельности
дошкольников.
При
условии
систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в
сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные
впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.
В
работе
над
формированием
лексико
–
грамматического
строя
речи
поддерживаю
тесную
связь
с
воспитателями
группы.
Для
этого
мною
разработаны
методические
рекомендации по лексическим темам для воспитателей.
Для улучшения речевой ситуации в
группах,
использую
с
воспитателями
такие
формы
работы,
как
индивидуальные
беседы,
консультации,
практикумы,
семинары,
анкетирование.
Оказываю
практическую
помощь
в
планировании работы по развитию речи детей, составляю
наглядные материалы, памятки,
советы
по
подбору
речевого
материала
для
праздников.
Например,
ребёнку
подбирается
стихотворение с наименьшим использованием неправильно произносимых звуков, и звуков,
находящихся на этапе автоматизации.
Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития
страдают и другие психические функции (внимание, память, мышление). На этом этапе работы
большое
значение
играет
сотрудничество
с
педагогом-психологом,
который
помогает
осуществить поставленную задачу. Таким образом, воспитатели получают рекомендации от
двух специалистов, имеющих одну цель.
Не менее важную роль в работе над данной проблемой
отвожу родителям. Практика
показывает,
что
для
полноценного
речевого
развития
дошкольников
необходимо
тесное
взаимодействие
с
родителями.
Труд
родителей
по
преодолению
нарушений
речи
у детей
незаменим. Они принимают участие в коррекционно – педагогическом процессе, выполняя
советы и рекомендации учителя- логопеда,
понимая их значимость. Мною разработаны для
родителей
воспитанников
алгоритмы
организации
занятий
по
закреплению
лексико
–
грамматических категорий. Родители проявляют заинтересованность в учебных успехах детей,
внимательно относятся к выполнению заданий, что в значительной мере способствует темпу и
качеству
коррекционной
работы.
Советы
и
рекомендации
я
оформляю
в
виде
буклетов,
памяток,
где
размещаю
подбор
комплексов
упражнений
и
игр,
способствующих
своевременному речевому развитию.
Использованием современных подходов при формировании лексико – грамматического
строя речи у детей – логопатов старшего дошкольного возраста способствует более глубокому
и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. Результаты работы вы видите
на слайде. Дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к
игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.
Расширяются границы восприятия и осмысления речевых единиц до предложения и текста,
повышается
речевая
активность,
развивается
оперативнаю
память,
логическое
мышление.
Деятельность
по
данной
проблеме
обеспечивает
адаптацию
дошкольников
к
условиям
школьной жизни.