Напоминание

"Добро должно быть активным!"


Автор: Сергеев Николай Дмитриевич
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ "Большечурашевская СОШ"
Населённый пункт: с Большое Чурашево
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Добро должно быть активным!"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок Мужества «Добро должно быть активным!»

Цели: Формирование у обучающихся готовности к общественно полезной деятельности на

основе добровольчества, через осознание важности поступков, отражающих

нравственную силу человека при преодолении страха, равнодушия, душевной «лени» на

примерах отважного, высоко оценённого обществом поведения их сверстников;

Формирование у обучающихся готовности стойко преодолеть сложные семейные

ситуации, ограничения в здоровье, не опускать руки даже в самых сложных ситуациях на

примере Лауреатов Инициативы.

Задачи:

Мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного

отношения к различным жизненным ситуациям.

Включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры

«горячих сердец» России;

познакомить учащихся с Инициативой, с материалами Почётной книги «Горячее

сердце»

Организовать дискуссию «кто такие горячие сердца?»

Оборудование: компьютер, проектор, высказывание о героизме, благородстве, презентация

Почётной книги «Горячее сердце»

Ход классного часа.

1 Подготовительный этап

На экране проектор изображение нагрудного знака «Горящее сердце».

Ребята, подумайте и скажите, что это за знак? (ответы учащихся)

Как вы думаете, кому могут вручить этот знак? (ответы учащихся)

Обратите на центральный элемент знака. Что там изображено? (Ответы учащихся)

Всероссийская общественно-государственная инициатива "Горячее сердце" – это новый

проект Фонда социально-культурных инициатив. Реализуется с ноября 2013 года.

Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и

молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную

позицию, совершившим героические и мужественные поступки,бескорыстно пришедшим

на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации.

В оргкомитет инициативы ежегодно поступают более тысячи представлений на

награждение Нагрудным знаком «Горячее сердце» со всех девяти Федеральных округов и

более 70 субъектов Российской Федерации.

Награждение проводится ежегодно на торжественных церемониях в Москве, а также в

регионах РФ при поддержке Полномочных представителей Президента РФ в Федеральных

округах и губернаторов субъектов Российской Федерации.

По итогам реализации инициативы ежегодно издается Почетная книга «Горячее сердце» с

рассказами о поступках награжденных ребят и деятельности общественных организаций и

объединений. Книга также размещена на сайте инициативы в открытом доступе и является

важной составляющей для воспитательной работы с подрастающим поколением в семье и

в образовательных организациях страны.

Благодаря этой инициативе, мы не просто уверены, мы точно знаем, что в трудную минуту

обязательно найдется «горячее сердце», готовое прийти на помощь!

2 Групповая работа:

Класс делится на две группы. Им предлагаются следующие вопросы и задания:

«Какие синонимы слова «мужество» вы знаете?». Что такое «мужество»? «Кто такой

волонтер?» «Что такое волонтерство?»

Краткая справка:

Первоначально волонтерами назвали исключительно солдат-добровольцев. В

Италии, Франции, Англии и Германии входе Восьмидесятилетней и Тридцатилетней войн

различные сюзерены призывали под свои знамена все новых и новых охотников

повоевать, но, часто уже не имея денег на содержание войск, оговаривали, что наградой

им будут только слава и военная добыча. Многим этого было достаточно: в XVII веке

французское volontaire. Итальянское volontario, немецкое Volontair. Английское volonteere

появляются почти одновременно, из-за чего в русском языке в течение XVIII-XIX веков

слово долго не могло устояться: волентир, волонтир, волунтир, валентир, волонтер,-

использовались на письме в зависимости от того, какой иностранный язык предпочитал

русский дворянин, ставший добровольцем.

Слово принимало как престижный («Именовать сей полк всегда полк Гусарский

волонтеров Екатеринославских, ибо имя волонтеров больше привлекает охотников»,

1788), так и пейоративный оттенок («он страшный волонтир», 1830), поскольку легко

представить, как вели себя солдаты, наградой которых была только слава или только

военная добыча, или то и другое вместе.

К концу XVII века в большинстве европейских стран институт волонтеров оформился уже

в полноценные окологосударственные системы вербовки или срочной мобилизации ( в

случае войны) добровольцев. Система использовалась для укомплектования

вспомогательных воинских подразделений с пониженными казенными тратами на

содержание. Использовалась эта система и в России, начиная с Петра Iно дальше всех

процесс пошел в Англии, где армия комплектовалась в основном добровольцами вплоть до

Первой мировой войны. Здесь же и раньше других встречается и прилагательное

волонтерский (1640-е), и причастие «волонтерствующий» (1690-е), и глагол

«волонтерствовать»(1755), и первое упоминание (в 1630-е) волонтеров, не связанных с

военной службой.

Именно в Англии, в 1844 году, возникла всемирно теперь известная волонтерская

организация «Христианская ассоциация молодых людей» (YMCA), ставившая своей

целью развитие здоровых «тела, ума и души», утвержденных на христианской вере. В

1851 году отделения YMCA появилась в США, как раз перед Гражданской войной, во

время которой быстро сформировались цели и методы бескорыстной помощи

пострадавшим или остро нуждающимся в результате военных действий, - раненным,

обездоленным, осиротевшим.

Развитие всемирное распространения в последние десятилетия XIX века таких

декларативно волонтерских организаций как Общество милосердия, «армия спасения»,

«Общество Красного креста» все больше ассоциировали слово «волонтер» с

благотворительной, общественно полезной и, главное, бескорыстной деятельностью.

Наоборот, развитие промышленности, укрупнение экономических национальных систем и

как следствие растущая налоговая база позволяли правительствам содержать все более

профессиональные и многочисленные армии, резко снижая эффективность

«волонтерских» мобилизаций. В результате в литературе о Первой мировой войне гораздо

легче найти упоминания «сестер милосердия» (членов многочисленных волонтерских

обществ), чем волонтерских полков.

В СССР слово «волонтер» употреблялось довольно редко; ему предпочитали слова

«доброволец» и «ополченец». С распадом СССР и в стране образовался временный

социальный вакуум. Низкий уровень жизни, сопряженный с тяжелой порой всесторонней

переоценкой ценностей, обусловил вынужденный перерыв в развитии волонтерских

принципов и организаций в России.

Однако к середине 2000-х годов запрос на подобного рода деятельность в стране

очевидно сформировался. Стали появляться первые волонтерские ассоциации. Какие-то из

них смогли заработать некий общественный капитал и выйти на новый уровень

организации- региональный или даже федеральный. Количество участников различных

волонтерских проектов понемногу увеличивается. С 2010 года о поддержке волонтерских

проектов официально объявило Правительство РФ. 2018 год объявлен Годом Волонтера

в России.

Таким образом, волонтеры участвуют в бесплатном труде во благо

нуждающихся, занимаются полезной деятельностью на благо общества.

3 Просмотр книги «Горячее сердце 2018 г.

Есть ли Герои Нашего Времени? Конечно, есть!. Они живут среди нас и мы порой даже не

подозреваем о том, что это за люди.. Они скромные, не рассказывают о своих подвигах.

Мы расскажем несколько историй об этих замечательных, смелых, самоотверженных

героях, которые награждены наградой «Горячее сердце» и внесены в Почетную книгу

«Горячее сердце» 2018 г

Маяк добрых дел

Добровольческий отряд «Маяк» создан в профессиональном училище № 74 города

Шахты Ростовской области. К 70-летию Великой Победы ребята осуществляли проект

«память поколений» с целью оказания помощи ветеранам города Шахты. Кроме помощи

по хозяйству, волонтеры организовали для ветеранов концерты на дому, совместные

чаепития, неформальное общение и поздравления с праздниками. Важной составляющей

такого общения являлась запись ценных воспоминаний ветеранов, которые потом

используются в мероприятиях для молодежи.

Другим направлением работы отряда является проект «безопасная дорога». Цель –

формирование нового мышления и поведения у всех участников дорожного движения,

воспитание дисциплинированного молодого поколения, привлечение внимания

общественности к проблемам безопасного движения и к ситуации на дорогах. Волонтеры

проводят публичные мероприятия, которые привлекают внимание общественности –

флешмобы, акции, выступления агитбригады, интервьюируют граждан. Обучают детей и

молодежь основам безопасного поведения. Для несовершеннолетних воспитанников

Центра помощи детям была проведена акция по обучению безопасному поведению на

дорогах: волонтеры придумывают тексты листовок, используют костюмы, игрушки,

анимацию т слоганы. В городе проводится ежегодно 5-7 крупных акций и флешмобов:

«Внимание, дети!», «каждый водитель – тоже родитель», «Молодежь за уважение и

культуру дорожного движения», «пропусти пешехода!». На основе опыта волонтерской

работы снят социальный ролик «Помоги старикам и детям на дороге». Участники отряда

создали агитационную бригаду «Дорожный патруль», которая своей работой привлекает

внимание к важнейшей социальной проблеме – безопасности на дорогах. А в 2017 году

волонтеры участвовали в «Марафоне добрых дел», посвященном 80-леитю Ростовской

области.

Еще одним направлением отряда является проект «Доброе сердце», адресованный

детям из неблагополучных семей. Дети приглашаются на новогодние праздники,

концерты, получают новогодние подарки, участвуют в играх и конкурсах. Социально

важная работа Добровольческого отряда «Маяк» получила высокое общественное

признание, его оценили и участники проводимых акций, и специалисты. Волонтеры

отряда являются победителями многочисленных конкурсов и фестивалей. Но главное-

ребята чувствуют, что участвуют в важном деле, необходимом как отдельному человеку,

так и городу в целом.

Отряд привлекает к акциям учащихся и студентов из других образовательных

учреждений, расширяя круг участников добрых дел «Маяка».

По дороге добра

Часто нам не хватает времени на что-то важное. Мы куда-то бежим, суетимся, не замечая

ничего вокруг, забывая о своих потребностях и желаниях, не говоря уже о нуждах других

людей. И когда встречаешь человека, который нашел в своем сердце место для других,

невольно восхищаемся им. Анастасия Агаркова отдала свое сердце целиком добрым

делам.

Еще в детстве Настя познакомилась с суровой реальностью, которая не просто оттолкнула

её, а заставила задуматься и проникнуться добрыми мыслями. Ей былой было лет, когда в

одном из торговых центров она увидела жертвенный ящик. На вопрос маме, что это

Анастасия услышала рассказ о том, что есть «особенные дети», которые нуждаются в

нашей помощи. И этот ящик – один из способов помощи больной девочке. Насте очень

захотелось помочь этой девочке, и она бросила в ящик данные мамой деньги. Через

несколько дней, гуляя с родителями, девочка нашла деньги на дороге, которые она вновь

опустила в тот ящик. Так в жизни Насти открылась дорога добра.

В 10 лет девочка поступила в воскресную школу при Свято-Казанском храме села

Углянец, где получила более глубокое познание милосердия и добросердечия. Именно там

Настя увидела «особенных» детей. По благословению протоиерея Евгения Кулешова, на

базе воскресной школы организовали волонтерское движение, которое занимается

благотворительной работой, направленной на помощь «особенным» детям. Настя

принимает самое активное участие в этой подвижнической работе, и все ее ближайшие

жизненные планы связаны с ней: «Сдать хорошо экзамены, поступить в Воронежский

государственный профессионально-педагогический колледж, работать с детьми». А еще

девушке хочется, чтобы окружающие не смеялись и не тыкали пальцем на тех, кто

выглядит не как все, думает или поступает не как все. Настя уверена, что если бы люди

больше делали добра, мир стал бы лучше.

К 15 годам у девушки уже много почетных наград – дипломы и благодарности за активное

участие в волонтерской деятельности на территории Воронежской области. Анастасия

организовала и провела более 30 благотворительных акций, 7 благотворительных ярмарок,

ведет в воскресной школе урок по декоративному творчеству для детей из

малообеспеченных семей, шефствует над старейшей жительницей района, которой 104

года. Как председатель волонтерского объединения «Наследие» Настя работает с

нуждающимися, реализует на территории села социальный проект «Мы вместе»:

посещает детей-инвалидов на дому, чтобы вместе с ними заниматься творчеством. Дорога

добра открыта многим, но идут по ней не все. Настя выбрала свой путь.

Волонтерское объединение «Маяк перемен» колледжа Федерального

государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный

университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова»

стремится донести до людей мысль о том, что каждый человек, независимо от положения

и возраста, должен нести личную ответственность за тех, кому в этот момент одиноко,

тяжело и больно. Быть рядом и помогать тем, кто в этом нуждается, особенно, если это

дети. Объединение со-стоит из волонтеров – преподавателей, студентов и курсантов

колледжа.

В Санкт-Петербурге уже более 10 лет действует детский хоспис. Он помогает семьям

с детьми, которые страдают неизлечимым заболеванием и имеют короткий прогноз жизни.

Попечение оказывается детям с потенциально смертельными заболеваниями, чье

выздоровление маловероятно. Волонтеры и курсанты колледжа взаимодействуют с такими

детьми и их семьями. Для многих детей в хосписе жизнь ограничена во времени. Для

кого-то

это месяцы. А для кого-то – дни. Но даже такое короткое время человека должно быть

заполнено не страхом, скорбью и пустотой, а радостью, деятельностью, общением.

На самом деле волонтеры, помогая детям, помогают и себе. Они сами учатся понимать

ценность каждого дня жизни, учатся сочувствию, состраданию, сердечному участию.

Учат-ся любить ближних.

Когда все только начиналось, 60 студентов колледжа прошли специальное обучение,

чтобы прийти на помощь детям и хоспису. Волонтеры – курсанты и студенты колледжа –

Щельмякова Елизавета, Воробьев Максим, Соколов Денис, Петрова Елена, Некрасов

Максим, Аверченко Владислав – наряду с другими, с первых дней своего обучения в

колледже откликнулись на предложение помочь специалистам детского хосписа в работе с

деть-ми-пациентами. Ежедневно они вместе с другими волонтерами встречаются с

тяжелобольными детишками, дарят им заботу и внимание, общаются, обмениваются

впечатлениями и рассказывают друг другу о происходящих событиях. Душевно это

непросто. И чтобы

общение было искренним, у ребят должно быть большое сердце. Кто-то проводит

общение в палатах, осуществляет уход за детьми, кто-то помогает в уборке территории и

хозяйственных работах. А кто-то участвует в городских акциях «Мечты сбываются» и

«Белый цветок», чтобы привлечь внимание петербуржцев к добрым делам.

Душа любого ребенка всегда ждет чуда, и волонтеры делают все возможное, чтобы чудеса

сбывались. Это так необходимо детям, чтобы максимально полно проживать каждый

день своей короткой жизни.

Защитница

беззащитных

Денисенко

Надежда

Алексеевна

В наше время электроники человек нередко бывает беззащитен перед электронным

мошенничеством, особенно пожилые люди. Их легко обмануть, подставить, причинить

боль. И далеко не каждый протянет им руку помощи. Многим известна sms-история:

«Привет, бабушка, это я, мой мобильник «сел». Положи мне 300 рублей на телефон

срочно. Потом все объясню». И бабушки с дедушками бегут, кладут деньги, беспокоясь,

ждут внуков домой. А в итоге деньги уходят обманщикам. И это самый простой способ

мошенничества. Совершенствуется техника, а вместе с ней и технология обмана по

выкачиванию денег на лекарства/вызволение внуков из полиции. Именно этой проблемой

озаботилась москвичка Надежда Денисенко, которая создала проект «Технологии молодых

в помощь старшим».

Надежда состоит в поисковом отряде, который базируется в ее школе. Однажды,

принимая участие в поисковой экспедиции, она разговорилась с парнем, который поведал

ей, как мошенники обманули его бабушку. Надя прониклась этой историей, и родилась

идея создать способ информирования пожилого населения о видах телефонного

мошенничества. Были произведены исследования с целью выявления статистики

подобного вида обмана. И результаты оказались неутешительными: проблема стала уже

распространенной. Девушка включилась в ее решение. Надежда стала настоящей

надеждой, что благодаря общим усилиям можно будет свести эту проблему к минимуму

или существенно снизить последствия.

Проект направлен на информирование жителей Москвы о широко используемых

схемах мошенничества: sms-рассылка, телефонные звонки, интернет-ресурсы. В процессе

его

реализации была собрана информация о наиболее распространенных и опасных способах

обмана населения. Особое внимание уделено разработке и изготовлению буклетов и

плакатов, информирующих пожилых людей. Следующим шагом проекта стало

размещение подготовленных информационных материалов в самых посещаемых местах:

аптеки, поликлиники, магазины, школы, органы социальной защиты, районные стенды.

Для молодежи были использованы другие информационные каналы: социальные сети,

тематические сообщества. Надежда не забыла даже о самых маленьких: с ними

проводятся беседы, их учат распознавать мошенников и не поддаваться на их уговоры.

Проект вошел в учебно-методическое пособие «Социальные проекты образовательных

организаций города Москвы: обзор лучших практик» 2017 года и занял 1-е место в

московском конкурсе «Школа активных волонтеров-старшеклассников Москвы».

Надежда Денисенко готовится к поступлению в институт, чтобы на новом уровне

продолжить свою работу по защите пожилых людей от мошенников.

4 этап завершения

Звучит Гимн «горящих сердец»

Происходит обсуждение проблемного вопроса.

Мужество

-

это

способность

человека

оставаться

Человеком

в

любой

ситуации,

постоянный осознанный

выбор в пользу порядочности, честности, искренности. Это

выбор, который делается не только в серьезных испытаниях, но и в мелочах, повседневно.

Волонтером может стать каждый. Добро можно делать, не отходя далеко от дома.



В раздел образования