Напоминание

ОБЖ 8 класс


Автор: Сергеев Николай Дмитриевич
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ "Большечурашевская СОШ"
Населённый пункт: с Большое Чурашево
Наименование материала: учебная программа
Тема: ОБЖ 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа

Учебный предмет Основы безопасности жизнедеятельности

Уровень образования_ основное общее

Класс_8

Рабочую программу разработал

Преподаватель ОБЖ Сергеев Николай Дмитриевич

с. Большое Чурашево-2016 г

Требования к уровню подготовки

Знать/понимать

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие

здоровье; вредные привычки и их профилактику;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального,

природного и техногенного характера;

способы

безопасного

поведения

в

природной

среде:

ориентирование

на

местности,

подача

сигналов

бедствия,

добывание

огня,

воды

и

пищи,

сооружение

временного укрытия.

Уметь

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные

средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

оказывать

первую

медицинскую

помощь

при

ожогах,

отморожениях,

ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,

респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской

аптечкой) и

средствами коллективной защиты;

вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления

людей;

действовать

согласно

установленному

порядку

по

сигналу

«Внимание

всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов

питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдения

мер

предосторожности

и

правил

поведения

пассажиров

в

общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы

экстренной помощи.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Раздел. Основы безопасности личности, общества и государства.

Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация.

Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации

природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

Опасные природные явления, характерные для нашей страны.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ.

Происхождение и классификация землетрясений.

Понятие о землетрясении. Сейсмические пояса и сейсмически активные районы. Понятие

об очаге и эпицентре землетрясения. Причины возникновения землетрясений и

их последствия. Классификация землетрясений по происхождению. Отслеживание

землетрясений с помощью сейсмографа.

Оценка землетрясений, их последствия и меры по уменьшению потерь.

Понятие о магнитуде и интенсивности землетрясений. Оценка землетрясений по шкале

Рихтера и шкале Меркалли. Типичные проявления землетрясений и уровень разрушений

при различных величинах магнитуды и интенсивности. Типичные последствия

землетрясений, их характеристика. Меры по снижению ущерба от землетрясений.

Правила безопасного поведения при землетрясениях.

Основные причины несчастных случаев при землетрясениях. Меры по предотвращению

повреждений или уменьшению их тяжести. Признаки приближающегося землетрясения.

Действия при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время него и после: на

улице, в школе, в доме (квартире). Правила безопасного поведения в случае попадания в

завал.

ВУЛКАНЫ ИЗ ИСТОРИИ ИЗВЕРЖЕНИЙ ВУЛКАНОВ.

Общее понятие о вулканах.

Понятие о вулкане. Сейсмоактивные пояса. Процесс извержения вулкана. Строение

вулкана. Понятие о магме, гейзере, фумарол. Различные состояния лавы при извержении.

Палящие тучи.

Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов.

Опасные явления, связанные с извержениями вулканов. Признаки приближающегося

извержения. Способы уменьшения опасного воздействия лавовых потоков.

Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении

вулкана и во время него.

ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, ОБВАЛЫ И СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ

ОБЩЕЕ УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПОЛЗНЕЙ, СЕЛЕЙ, ОБВАЛОВ И

ЛАВИН. ЗОНЫ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Оползни.

Из истории оползней. Понятие об оползне. Природные и антропогенные факторы,

влияющие на образование оползней. Классификация оползней по масштабу, месту

образования и мощности. Причины образования ополз ней.

Сели (селевые потоки).

Из истории селей. Понятие о селе. Причины образования селей, их характерные

особенности и места возникновения. Классификация селей по составу солеобразующих

пород, мощности и высоте истоков. Теплая и холодная зона селеопасных горных районов

на территории России.

Обвалы.

Из истории обвалов. Понятие об обвале. Причины, вызывающие обвалы. Классификация

обвалов по мощности и масштабу. Разновидности обвалов и их характеристика.

Снежные лавины

Из истории лавин. Понятие о лавине. Характерные особенности лавин, места и причины

их возникновения. Помощь поисковых собак в обнаружении за сыпанных снегом людей.

Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин.

Основные поражающие факторы оползней, селей, обвалов и лавин, наносимый ими

ущерб. Меры по предупреждению этих явлений и снижению потерь от них. Правила

безопасности для населения, проживающего в опасных районах.

Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин.

Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя,

оползня, обвала, лавины и во время него. Действия, способствующие безопасному выходу

из зоны стихийного бедствия.

УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ

ИЗ ИСТОРИИ УРАГАНОВ, БУРЬ, СМЕРЧЕЙ

Происхождение ураганов, бурь и смерчей. Шкала Бофорта и измерение скорости

воздушных масс. Происхождение ураганов, бурь, смерчей, причины их возникновения.

Понятие о циклонах и их характеристика. Области зарождения тропических циклонов.

Классификация ураганов, бурь и смерчей. Понятие об урагане. Классификация

ураганов по скорости ветра. Происхождение ураганов и причиняемые ими разрушения.

Понятие о буре. Классификация бурь в зависимости от окраски и состава частиц и

скорости ветра. Понятие о смерче. Классификация смерчей по происхождению, строению,

времени действия и охвату пространства.

Последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по уменьшению ущерба от них.

Основные поражающие факторы ураганов, бурь и смерчей и наносимый ими ущерб. Меры

по снижению потерь от ураганов, бурь, смерчей.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей.

Действия при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.

Подходящие укрытия. Правила безопасного поведения во время урагана, бури, смерча и

после них.

НАВОДНЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ НАВОДНЕНИЙ

Виды наводнений. Классификация наводнений по масштабу, повторяемости и

наносимому ущербу. Виды наводнений по причинам возникновения и их характеристика.

Последствия наводнений и меры по уменьшению ущерба от них. Основные

поражающие факторы наводнений и наносимый ими ущерб. Радикальные средства

защиты и оперативные предупредительные меры по снижению потерь от наводнений.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений. Правила

безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении. Действия в

случае внезапного наводнения и правила самоэвакуации. Правила безопасного поведения

после наводнения.

ЦУНАМИ ИЗ ИСТОРИИ ЦУНАМИ

Причины и классификация цунами. Понятие о цунами. Классификация цунами по

причинам возникновения и интенсивности.

Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Основные поражающие

факторы цунами и последствия их воздействия. Предупредительные меры по

снижению потерь среди населения. Признаки приближения цунами. Меры по

уменьшению ущерба от цунами.

Правила безопасного поведения при цунами. Правила безопасного поведения при

заблаговременном оповещении о цунами. Рекомендуемые и запрещенные действия в

случае внезапного прихода цунами. Действия при попадании в волну цунами.

ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ. ИЗ ИСТОРИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ.

Причины природных пожаров и их классификация.

Понятие о лесном пожаре. Основные причины возникновения лесных пожаров.

Классификация лесных пожаров по площади. Виды пожаров по характеру

распространения и силе, их характеристика.

Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение. Основные

поражающие факторы природных пожаров и последствия их воздействия. Способы

тушения при родных пожаров. Меры по предупреждению природных пожаров.

Запрещенные действия в лесу в пожароопасный сезон.

Правила безопасного поведения в зоне лесного или торфяного пожара и при его

тушении. Правила безопасного по ведения при нахождении в зоне лесного пожара или

около нее. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу.

МАССОВЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И

РАСТЕНИЙ.

ИЗ ИСТОРИИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Понятие об эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

Инфекционные заболевания, приводящие к массовому поражению людей, животных и

растений.

Защита от инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Понятие о

вакцинации. Наиболее важные меры предупреждения инфекционных болезней. Общие

правила личной гигиены. Меры по защите сельскохозяйственных растений от

инфекционных заболеваний.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.

Человек и стихия.

Свойства мышления, необходимые для оценки чрезвычайной ситуации. Повышение

психологической подготовленности. Необходимые знания, позволяющие успешно

противостоять стихийному бедствию.

Характер и темперамент

Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их характеристика. Понятие о

характере. Влияние темперамента и характера на действия в чрезвычайной ситуации.

Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии.

Особенности психологических процессов во время стихийных бедствий. Негативное

влияние внезапного стихийного бедствия на психику неподготовленного человека.

Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных

ситуациях природного характера.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

НАЛОЖЕНИЕ ПОВЯЗОК И ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ

Правила наложения повязок.

Разновидности повязок и их характеристика. Индивидуальный пакет первой помощи.

Общие правила наложения повязок. Приемы наложения повязок на нижние и верхние

конечности, грудь.

Первая помощь при переломах, переноска пострадавших.

Понятие о переломе. Виды и характеристика переломов, первая помощь при травме кости.

Способы наложения шин. Принципы и способы транспортировки пострадавших. Порядок

применения способов транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома.

Основы здорового образа жизни

РЕЖИМ УЧЕБЫ И ОТДЫХА ПОДРОСТКА

Режим — необходимое условие здорового образа жизни.

Понятие о режиме. Формирование навыков здорово го образа жизни. Умственная и

физическая работоспособность. Утомление и переутомление, их причины, признаки и

последствия для здоровья человека.

Профилактика переутомления и содержание режима дня.

Понятия о режиме дня и бюджете времени. Влияние труда и отдыха на здоровье человека.

Активный отдых, сон и рациональное питание. Трудовая деятельность школьников.

Основные принципы и содержание режима дня подрост ков. Рекомендации по повышению

эффективности самоподготовки.

Основы безопасности личности, общества и государства

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация.

Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной

ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных

ситуаций техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий.

Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация

и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных

веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий

и сооружений и др.).

Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них.

Понятие о потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф

техногенного характера. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях

техногенного характера. Заблаговременные меры по предупреждению и защите от

чрезвычайных ситуаций.

ВЗРЫВЫ И ПОЖАРЫ ИЗ ИСТОРИИ КАТАСТРОФ

Аварии на пожаро - и взрывоопасных объектах.

Наиболее распространенные причины пожаров и взрывов на промышленных

предприятиях, транспорте, в складских помещениях. Понятие о пожаро - и взрывоопасных

объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Общие сведения о взрыве и пожаре.

Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия

взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения.

Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация

веществ и материалов по группам возгораемости.

Классификация пожаров.

Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения.

Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия первых

пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное

распространение пожара.

Причины пожаров и взрывов, их последствия.

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и

взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в жилых домах и связанных с

ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов

и пожаров на объектах экономики и в жилых зданиях.

Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов.

Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная

температура окружающей среды, токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы

поражения пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения

людей при взрывах.

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и

повышении температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после

взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала.

Тушение на человеке одежды.

Пожары и паника.

Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм панического

бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения

при панике во время пожара в общественном месте. Меры по предотвращению паники.

АВАРИИ С ВЫБРОСОМ АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЗ

ИСТОРИИ ХИМИЧЕСКИХ АВАРИЙ

Виды аварий на химически опасных объектах.

Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической

аварии. Классификация промышленных объектов, городов, городских и сельских районов,

областей, краев и республик по степени химической опасности.

Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм

человека.

Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм чело века.

Понятие об аварийно химически опасном веществе. Наиболее распространенные

аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика,

воз действие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой

помощи.

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Причины химических аварий и их возможные по следствия. Понятие об очаге

химического поражения и зонах химического заражения. Характеристика зон химического

поражения, их глубина и форма. Стойкость аварийно химически опасных веществ.

Защита населения от аварийно химически опасных веществ.

Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ.

Принципы работы системы оповещения. Использование средств индивидуальной защиты

органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно-

марлевой повязки. Укрытие людей в защитных сооружениях и последовательность

герметизации помещений. Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически

опасных веществ.

Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по

зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения.

Действия при подозрении на поражение аварийно химически опасными веществами.

АВАРИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВИЗ ИСТОРИИ

РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ

Радиация вокруг нас.

Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека. Виды

ионизирующего излучения (альфа, бета и гамма излучения) и их характеристика.

Измерение дозы облучения. Естественные и искусственные источники ионизирующего

излучения. Внешнее и внутреннее облучение человека. Дозы облучения от различных

источников излучения.

Аварии на радиационно-опасных объектах.

Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий с выбросом

радиоактивных веществ и их причины. Деление районов радиоактивного заражения на

зоны. Четыре фазы аварии на радиационно-опасном объекте и их характеристика.

Последствия радиационных аварий.

Специфические свойства радиоактивных веществ. Понятие о периоде полураспада.

Радиоактивное загрязнение местности. Виды радиационного воздействия на людей и

животных и их по следствия. Понятие о радиочувствительности органов чело века, их

классификация по этому признаку и установленные для них значения основных дозовых

пределов. Определение допустимых доз облучения. Последствия однократного и

многократного облучения. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды.

Защита от радиационных аварий.

Меры предосторожности, принимаемые проживающими вблизи от радиационно-опасных

объектов людьми. Действия в случае поступления сигнала об аварии на радиационно-

опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств

защиты). Режим поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по

защите населения: режим радиационной защиты, использование средств индивидуальной

защиты, проведение йодной профилактики, радиометрический контроль продуктов

питания.

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ АВАРИИ ИЗ ИСТОРИИ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ АВАРИЙ

Аварии на гидродинамически - опасных объектах, их причины и последствия

. Классификация гидродинамических аварий. Затопление как последствие

гидродинамической аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического

затопления и их характеристика. Классификация гидродинамические - опасных объектов,

основные причины аварий на них. Поражающие факторы и последствия

гидродинамических аварий.

Защита от гидродинамических аварий.

Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамические -опасных

объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при

авариях на гидродинамически опасных объектах.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ ИЗ ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ

АВАРИЙ.

Автомобильные аварии и катастрофы.

Автомобильные аварии и катастрофы и их основные причины. Автомобиль как источник

опасности на дороге. Безопасное поведение на дорогах.

Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов.

Правила движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и

торможения. Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге

.ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

.Состояние природной среды и жизнедеятельность человека.

Антропогенные изменения в природе: преднамеренные преобразования и попутные

изменения. Формы воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайных ситуациях

экологического характера, их классификация. Источники загрязнения окружающей среды

и их классификация. Понятие о токсичности. Экологические последствия хозяйственной

деятельности человека.

Изменение состава атмосферы (воздушной среды).

Функции воздушной среды. Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Влияние

хозяйственной деятельности человека на воздушную среду. Опасные явления, связанные

с изменением состава атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового экрана,

кислотные осадки. Основные источники загрязнения воздушной среды вредными

веществами. Меры по улучшению ситуации.

Изменение состояния гидросферы (водной среды).

Значение воды для жизни на Земле. Физико-химические свойства питьевой воды.

Причины ухудшения качества пресных природных вод. Понятие о сточных водах.

Классификация и характеристика сточных вод. Отрицательная динамика состояния

питьевой воды.

Изменение состояния суши (почвы).

Функции и значение почвы. Основные причины сокращения сельскохозяйственных

угодий. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность, исходящая из

почвенных покровов в связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее

причины. Классификация отходов и их влияние на загрязнение почвы.

Нормативы предельно допустимых воздействий на природу.

Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и

почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Правила поведения для

уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов.

Раздел.Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. Помощь

при массовых поражениях.

Основные факторы поражения людей при чрезвычайных ситуациях. Главная задача и

основная цель первой помощи. Мероприятия первой помощи при массовых поражениях.

Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами.

Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых

веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт,

через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие

правила оказания первой помощи при поражении аварийно химически опасными

веществами: удушающего действия; общеядовитого действия; удушающего и

общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного

действия. Первая помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении

соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при ожогах химическими веществами.

Первая помощь при бытовых отравлениях.

Признаки отравления средствами бытовой химии (инсектицидами, уксусной эссенцией,

перекисью водорода и др.) и оказание пер вой помощи. Причины, последствия и признаки

отравления минеральными удобрениями. Оказание первой помощи при первых признаках

отравления минеральными удобрениями (при отравлении через органы пищеварения,

дыхательные пути, глаза и кожу).

Основы здорового образа жизни Физическая культура и закаливание.

Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Развитие

необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Пути

развития сердечно дыха тельной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных

качеств. Понятие о закаливании. Роль закаливания в профилактике простудных

заболеваний. Принципы закаливания. Факторы окружающей среды, применяемые для

закаливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.

Семья в современном обществе.

Роль и задачи семьи в современном обществе. Создание семьи путем заключения брака.

Понятие о законном браке. Права и обязанности супругов. Пути достижения

взаимопонимания в семье.

Раздел.Основы безопасности личности, общества и государства

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Структура законодательства в сфере безопасности и защиты от чрезвычайных

ситуаций. Краткое содержание основных правовых актов.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

. Понятие о национальной безопасности и основные на правления ее обеспечения. Угрозы

в сфере военной, государственной и общественной безопасности. Меры по защите от этих

угроз.

Международный терроризм как угроза национальной безопасности.

Понятие о терроризме. Цели террористических организаций. Типы терроризма и их

характеристика. Основные направления международного сотрудничества в сфере

антитеррористической деятельности. Правовая основа антитеррористической

деятельности в России.

Наркотизм и национальная безопасность.

Понятие о наркотизме, наркомании, токсикомании. Социальная опасность наркотизма.

Правовая основа государственной политики в сфере оборота наркотических и

психотропных веществ.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности

Понятие о гражданской обороне. Основные задачи в области гражданской обороны и

защиты населения. Силы гражданской обороны. Структуры, руководящие гражданской

обороной.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И

ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Цели, задачи и структура РСЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(РСЧС) и причины ее создания. Цели, задачи и структура РСЧС. Координационные органы

РСЧС и их характеристика.

Режимы функционирования, силы и средства РСЧС.

Ре жимы функционирования и основные мероприятия при их введении: в отсутствие

чрезвычайной ситуации; при угрозе ее возникновения; при возникновении и ликвидации.

Силы и средства РСЧС, их задачи и характеристика.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за

нарушение норм.

Понятие о международном гуманитарном праве и сфера его применения. Лица,

находящиеся под защитой международного гуманитарного права. Основные документы

международного гуманитарного права. Действия, нарушающие нормы международного

гуманитарного права, и ответственность за их совершение.

Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и

духовного персонала.

Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Обес печение

защиты раненых и больных во время вооруженного конфликта. Основные требования по

защите раненых и больных из состава действующей армии и вооруженных сил на море.

Защита медицинского и духовного персонала. Состав медицинских формирований и их

эмблемы.

Защита военнопленных и гражданского населения.

Понятие о комбатанте и военнопленном. Основные требования по защите военнопленных.

Случаи применения защитных мер в отношении гражданского населения.

Основные требования по защите лиц из числа гражданского населения, находящихся во

власти противника. Особая защита женщин и детей.

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.

Защита от мошенников.

Понятие о мошенничестве, обмане, злоупотреблении доверием. Распространенные

способы мошенничества. Правила безопасного поведения, если вы подозреваете, что

являетесь объектом мошенничества.

Безопасное поведение девушек.

Понятие о преступлениях на сексуальной почве. Безопасное поведение девушек

при столкновении с молодыми и взрослыми хулиганами, уголовниками и лицами,

находящимися в нетрезвом состоянии. Правила поведения девушки в обществе мужчины:

в незнакомом месте; при возникновении угрозы или опасности насилия. Подручные

средства самообороны и способы самозащиты. Наиболее уязвимые части тела.

Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из

конфликтных ситуаций.

Само оценка поведения. Признаки потенциальной жертвы. Уверенное и решительное

поведение в криминогенных ситуациях. Тренировка уверенности. Правила безопасного

поведения при неизбежности конфликта. Поведение при столкновении с хулиганами,

похищении, попытке изнасилования.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ .

Причины травматизма и пути их предотвращения.

Понятие о травматизме. Основные причины травматизма и виды травм в школьном

возрасте. Меры по предотвращению различных видов травм.

Безопасное поведение дома и на улице.

Правила безопасного поведения в быту, снижающие риск получения травм в домашних

условиях. Меры по снижению опасности на воде. Защита от дорожно- транспортных

происшествий. Что делать, если вы оказались свидетелем или участником ДТП.

Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом.

Правила поведения на уроках физики, химии, во время перемен. Причины травматизма на

уроках физической культуры и во время занятий спортом. Виды спорта с высокой

степенью травматического риска. Профилактика травматизма на уроках физической

культуры и на занятиях спортом. Безопасная одежда, обувь и защитное снаряжение.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика.

Понятие о ране. Виды ран. Понятие об анти септике и ее виды. Основные

антисептические средства и порядок их применения. Понятие об асептике.

Предупреждение инфицирования ран с помощью асептических средств.

Травмы головы, позвоночника и спины.

Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и

позвоночника; первая помощь при них. Сотрясение головного мозга: признаки и

симптомы; первая помощь. Признаки и симптомы повреждения спины. Предупреждение

повреждения спины и первая помощь при болях.

Экстренная реанимационная помощь.

Понятие о клинической смерти и ее признаки. Основные правила определения признаков

клинической смерти. Последовательность проведения реанимационных мероприятий.

Подготовка по страдавшего к реанимации. Понятие о прекардиальном ударе, непрямом

массаже сердца, искусственной вентиляции легких. Техника и последовательность

действий при вы

полнении этих реанимационных мероприятий.

Основные неинфекционные заболевания.

Характеристика наиболее распространенных и опасных неинфекционных заболеваний.

Причины неинфекционных заболеваний и доступные меры их профилактики.

Основы здорового образа жизни

ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье человека.

Понятие о здоровье. Физическое, духовное, социальное здоровье. Характеристика групп

здоровья детей и подростков. Взаимосвязь между индивидуальным и общественным

здоровьем. Факторы, влияющие на здоровье.

Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и

современные методы оздоровления.

Понятие о здоровом образе жизни. Основные компоненты здорового образа жизни:

двигательная активность, рациональное питание, закаливание, режим труда и отдыха; их

характеристика. Теории оздоровления.

Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма

человека и его здоровье.

Понятие о внешней среде. Факторы риска во внешней среде и их влияние на организм

человека. Понятие о внутренней среде организма. Роль внутренней среды организма.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды.

Понятие о гигиене и личной гигиене. Правила ухода за кожей. Основная функция одежды

и гигиенические требования к ней.

Гигиена питания и воды.

Важность питания в процессе нормальной жизнедеятельности организма. Группы

продуктов питания. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого

человека и подростка. Суточное распределение пищевого рациона. Гигиена питания.

Функции, выполняемые водой в организме человека. Гигиена воды. Способы очистки

воды.

Гигиена жилища и индивидуального строительства.

Гигиена жилища. Микроклимат помещения. Нормы искусственной освещенности.

Гигиена индивидуального строительства.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА

ПОДРОСТКА

Физиологическое и психологическое развитие подростков.

Особенности физиологического развития в период полового созревания. Психологическая

уравновешенность и ее значение для здоровья человека. Мероприятия, помогающие

справиться с чувствами и эмоциями.

Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции.

Понятие о влюбленности. Рекомендации по снятию стресса, вызванного безответной

любовью. Понятие о «ловушках влюбленности». Нежелательные мотивы вступления в

сексуальные отношения.

Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие о конфликте. Виды конфликтов и методы преодоления разногласий. Правила

поведения в конфликтной ситуации. Управление чувствами и эмоциями в конфликтной

ситуации. Приемы управления чувствами и эмоциями.

Суицидальное поведение в подростковом возрасте.

о суициде. Причины и факторы, повышающие вероятность суицида. Признаки,

указывающие на возможность суицида. Зависимость числа суицидов от возраста и

пола. Суицид среди подростков и молодежи. Причины и признаки эмоционального

неблагополучия человека. Угнетенное психическое состояние. Профилактика суицида.

ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Употребление табака.

Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и окружающих его

людей. Стадии никотиновой зависимости. Как бросить курить.

Употребление алкоголя.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Развитие алкоголизма. Профилактика

употребления алкогольных напитков. Помощь при алкогольном отравлении.

Наркомания и токсикомания.

Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических и токсических веществ

на организм человека. Три основных признака наркомании и токсикомании. Развитие

психической и физической зависимости от наркотика. Признаки наркотического

отравления и отравления лекарственными препаратами; оказание первой помощи.

Заболевания, передающиеся половым путем.

Опасность заболеваний, передающихся половым путем. Характеристика

распространенных заболеваний, передающихся половым путем, и их негативное влияние

на здоровье человека.

Тематическое планирование. 8 класс

№ урока

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

природного и техногенного характера.

24

1

Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация.

1

2

Землетрясения.

1

3

Вулканы.

1

4

Оползни, сели, обвалы, снежные лавины.

1

5

Ураганы, бури, смерчи.

1

6

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов,

бурь и смерчей.

1

7

Наводнения.

1

8

Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений.

1

9

Цунами.

1

10

Лесные и торфяные пожары.

1

11

Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного

пожара и его тушении .

1

12

Производственные аварии и катастрофы.

1

13

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их

классификация.

1

14

Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях.

1

15

Взрывы и пожары.

1

16

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

1

17

Пожары и паника.

1

18

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ

1

19

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно

химически опасных веществ.

1

20

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

1

21

Защита населения при радиационных авариях.

1

22

Гидродинамические аварии..

1

23

Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях.

1

24

Нарушение экологического равновесия.

1

Основы медицинских знаний и правила оказания первой

медицинской помощи.

6

25

Повязки. Общая характеристика.

1

26

Отработка практических навыков наложения повязок.

1

27

Правила оказания первой оказания первой медицинской помощи

при переломах.

1

28

Способы эвакуации пострадавших.

1

29

Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически

опасными веществами.

1

30

Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях.

1

Основы здорового образа жизни.

4

31

Режим учебы и отдыха подростка.

1

32

Физическая культура и закаливание.

1

33

Основы репродуктивного здоровья подростков.

1

34

Профилактика травм в школьном возрасте.

1

35

Обобщение и контроль знаний.

1

Способы и формы оценки результатов.

Порядок оценивания теоретических вопросов.

отметка

«5» (отлично): учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос,

привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие,

сделал вывод;

отметка

«4» (хорошо):

учащийся

правильно

изложил

теоретический

вопрос,

но

недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительные неточности. На

заданные учителем дополнительные вопросы ответил правильно;

отметка

«3» (удовлетворительно):

учащийся

смог

частично

раскрыть

теоретический

вопрос, привести некоторые примеры, иллюстрирующие те или иные положения. На

заданные учителем дополнительные вопросы ответить не смог;

отметка

«2» (неудовлетворительно):

не

раскрыл

теоретический

вопрос,

на

заданные

учителем вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

Порядок оценивания практических заданий.

отметка «5»: учащийся выполнил задание и обосновал свои действия, грамотно применив

соответствующие умения и теоретические знания в конкретной чрезвычайной ситуации;

отметка

«4»: учащийся выполнил задание, но допустил незначительные ошибки или

некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий;

отметка «3»: учащийся в основном справился с заданием, но не смог

объяснить или обосновать свои действия;

отметка «2»: учащийся не смог выполнить задание даже при помощи учителя.

Порядок оценивания тестовых заданий.

отметка «5» выставляется, если учащийся показал более 75% правильных ответов;

отметка «4» выставляется, если учащийся показал до 75% правильных ответов;

отметка «3» выставляется, если учащийся показал до50% правильных ответов;

отметка «2» выставляется, если учащийся показал менее 25% правильных ответов.

приложение

Итоговая контрольная работа по ОБЖ 8 класс

В каждом задании выберите один правильный ответ

1.Процесс горения протекает при наличии:

а) возможности для теплообмена;

б) горючего вещества, воздуха и источника воспламенения;

в) горючего вещества и восстановителя.

2. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения

процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки.

3. При попадании АХОВ на кожу, прежде всего, необходимо:

а) провести полную санитарную обработку;

б) промыть глаза водой в течение 10—15 минут;

в) механически удалить АХОВ.

4. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ — это:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм

человека;

в) лучистый поток энергии;

5. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате

действия ударной волны;

б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных

опасными ядовитыми веществами;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на

прилегающей к ней территории.

6. Радиоактивные вещества:

а) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления

ветра, стелются по земле на небольшой высоте;

б) имеют специфический запах сероводорода, интенсивность которого не зависит от

внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества;

в) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть уничтожены химическим или

каким-либо другим способом, способны вызвать поражение на расстоянии от источника.

7. При поступлении АХОВ в организм человека через рот прежде всего необходимо:

а) промыть желудок;

б) прополоскать рот водой;

в) очистить кишечник;

г) ввести абсорбенты.

8. Если вы оказались в зоне лесного пожара, то прежде всего, необходимо:

а) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и окунуться в ближайший

водоем;

б) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению

распространения огня;

в) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле к дышать через мокрый

платок (одежду).

9. Взрыв всегда сопровождается:

а) большим количеством выделяемой энергии;

б) резким повышением температуры;

в) незначительным дробящим действием.

10. К поражающим факторам пожара относятся:

а) открытый огонь, токсичные продукты горения;

б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;

в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

11. При внутреннем облучении радиоактивные вещества проникают в организм

человека в результате:

а) радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;

б) потребления загрязненных продуктов питания и воды, вдыхания радиоактивной пыли и

аэрозолей;

в) прохождения радиоактивного облака через одежду и кожные покровы.

12. При попадании бытовых инсектицидов в желудок появляется:

а) боль в суставах, возбуждение центральной нервной системы и беспричинный смех;

б) рвота, слизь изо рта и носа, жидкий стул, головная и загрудинная боль, обильное

потоотделение;

в) насморк, кашель и повышенная температура тела.

13. При химическом ожоге кислотой необходимо, прежде всего:

а) удалить с человека одежду, пропитанную кислотой, и промыть кожу проточной водой;

б) дать обезболивающе средство и промыть место ожога слабым раствором питьевой

соды;

в) доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

14. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС техногенного характера.

15. К поражающим факторам взрыва относятся:

а) высокая температура и волна прорыва;

б) осколки и ударная волна;

в) сильная загазованность местности.

16. Если на вас загорелась одежда, то вы:

а) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;

б) побежите и постараетесь сорвать одежду;

в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.

17. Гидродинамические аварии — это:

а) аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти

заражение воды;

б) авария на гидродинамических объектах, в результате которых могут произойти

катастрофические затопления;

в) аварии на пожаро-, взрывоопасных объектах, в результате которых может произойти

взрыв.

18. В зависимости от характера повреждения кровотечение бывает:

а) внезапное;

б) повторное;

в) венозное.

19. К общим принципам неотложной помощи при поражении опасными

химическими веществами относится:

а) ускоренное выведение из организма всосавшихся ядовитых веществ;

б) проведение дезинфекции в жилом помещении, где находится пострадавший;

в) ускорение процесса всасывания яда в жизненно важные органы.

20. При химическом ожоге щелочью, прежде всего, необходимо:

а) удалить одежду, пропитанную щелочью, и промыть кожу проточной водой;

б) промыть поврежденное место слабым раствором (1—2%) уксусной кислоты;

в) дать обезболивающее средство и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

21. Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть:

а) понижение давления в технологическом оборудовании, отсутствие специальных

приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;

б) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и давления

внутри производственного оборудования;

в) отсутствие специальных устройств удаления дыма, легкосбрасываемых конструкций во

взрывоопасных производствах, наличие инертных газов в зоне взрыва.

22. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые

поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами, —

это:

а) химически опасный объект;

б) пожароопасный объект;

в) гидродинамический опасный объект.

23. Проникающая радиация может вызвать у людей:

а) лучевую болезнь;

б) поражение центральной нервной системы;

в) поражение опорно-двигательного аппарата.

24. При поступлении АХОВ в организм человека через дыхательные пути, прежде

всего, необходимо:

а) провести санитарную обработку;

б) надеть на пострадавшего противогаз;

в) вынести пострадавшего из зараженной зоны;

ЧАСТЬ В

В-1. Дополни основные понятия и определения:

Под чрезвычайной ситуацией природного происхождения понимают _____ обстановку

на определенной территории, сложившуюся в результате _____ природного явления

или _____ бедствия, которая может повлечь за собой _____ жертвы или _____ потери.

Источником природной ЧС являются _____.

В-2. Распредели опасные природные явления по группам:

Геофизические:

Геологические:

Метеорологические:

Гидрологические:

Морские гидрологические:

ОПЯ: цунами, паводки, засуха, сели, землетрясения, смерчи, обвалы, град, извержения

вулканов.

В-3. Вспомни основную терминологию по курсу ОБЖ 7-го класса:

1.

Самая легкая и подвижная оболочка Земли.

2.

Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре.

3.

Широкое распространение инфекционной болезни.

4.

Условная величина, показывающая общую энергию сейсмических колебаний.

5.

Коническая гора, из которой время от времени вырывается магма.

6.

Изливающаяся при извержении вулкана магма, которая потеряла часть

содержащихся в ней газов.

7.

Вулкан, уничтоживший Помпеи.

8.

Скользящее смещение вниз масс грунта под действием силы тяжести.

9.

Отрыв и падение больших масс горных пород.

10. Обвал массы снега на горных склонах.

11. Состояние атмосферы в данном месте и в данный момент времени.

12. Причиной его появления является изменение давления воздуха.

13. Английский военный контр-адмирал, разработавший шкалу оценки силы

ветра.

14. Стремительное, кратковременное затопление местности, вызванное

обильными дождями.

15. Место зарождения селевых потоков.

16. Это слово в переводе с японского означает «большая волна».

17. Один из островов России, подверженный цунами.

18. Он горит при подземных пожарах.

19. Его вводят при распространении инфекционной болезни.

В-5. При каких стихийных бедствиях необходимы следующие действия людей:

a.

Заверните в полиэтилен документы, ценности, деньги.

b.

Закройте двери и окна с наветренной стороны и откройте с подветренной.

Оклейте стекла окон или защитите окна ставнями или щитами.

c.

Соберитесь и действуйте продуманно. Немедленно перейдите в безопасное

место в квартире, подальше от окон и тяжелой мебели – станьте в дверном

проеме или у капитальной стены.

d.

Если волна застает на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол дерева или

бетонную стену. Приготовьтесь к возвратному движению волны.

e.

Перенесите на верхние этажи (на чердак) дома наиболее ценные вещи и

предметы.

f.

Если вы находитесь в малоэтажном здании, то лучше его покинуть.

Выбежав из здания, немедленно отойдите от него на открытое место.

g.

Без промедления уходите в глубину суши на возвышенность или на 2-3 км

от берега.

h.

Уберите со двора инвентарь, материалы, закройте окна и двери первого

этажа досками (фанерой). Поднимите из подвала продукты и овощи.

i.

Займите для защиты овраг, яму, кювет дороги: лягте на дно и прижмитесь к

земле. Держитесь подальше от линий электропередач, опасных объектов,

трубопроводов.

j.

При опасном повышении уровня воды поднимитесь на чердак или на крышу

дома.

k.

Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом.

l.

Уберите вещи с балконов и подоконников. Погасите огонь в печи, закройте

газовые и водопроводные краны.



В раздел образования