Автор: Мидейкина Кристина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: село Красные Четаи, Красночетайский район
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми старшего возраста
Тема: "Волшебная пуговица"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» Красночетайского района
Конспект образовательной деятельности
по социально – коммуникативному развитию
с детьми старшего возраста
«Волшебная пуговица»
Выполнила: воспитатель
Мидейкина Кристина Николаевна
с. Красные Четаи, 2017
Конспект образовательной деятельности по социально –
коммуникативному развитию с детьми старшего возраста
«Волшебная пуговица»
Цель: формировать представления детей о предметах окружающего
мира, расширять кругозор с помощью познавательно – исследовательской
деятельности.
Задачи:
Познавательное развитие – познакомить детей с историей
происхождения пуговиц; закрепить знания о пуговицах (форма, размер, виды,
из какого материала сделаны); стимулировать интерес к сравнению
предметов, познанию их особенностей, назначения.
Речевое развитие – расширять словарный запас детей, развивать
связную речь, память и творческое воображение.
Социально-коммуникативное развитие – развивать образное
восприятие истории нашего прошлого, интерес к старинным предметам быта;
воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным
ценностям; формировать навык безопасного поведения при работе с
пуговицами.
Художественно-эстетическое развитие – развивать у детей
воображение, интерес к творческому процессу; учить создавать цветные
композиции из пуговиц по замыслу.
Физическое развитие: развивать соотносящие движения руки и глаза,
зрительные функции, мелкую моторику рук.
Оборудование: старинный сундук с одеждой, деревянная шкатулка с
пуговицами; презентация «Волшебные пуговицы»; набор разных пуговиц (по
форме, размеру, материалу) на каждого ребенка; мягкая игрушка с глазками-
пуговицами, магниты; разноцветные пуговицы.
Предварительная работа: создание коллекции пуговиц, принесенных
детьми из дома; рассматривание пуговиц под лупой; подбор поговорок и
пословиц о пуговицах; рассматривание поделок из пуговиц в иллюстрациях;
чтение «Потерянная пуговица».
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Сюрпризный момент: Воспитатель обращает внимание детей на
предметы старинного быта - сундук. Предлагает детям его рассмотреть.
Воспитатель: Перед вами бабушкин сундук. Что вы можете сказать о
нем? Дети: Он старый, древний, железный, потертый, таинственный…
Воспитатель: Он действительно старинный и когда то был очень красивым.
Как вы думаете, для чего предназначался сундук? Дети: В нем хранили
одежду.
Воспитатель: И не только одежду. Давайте заглянем в бабушкин
сундук. … Сколько в нем одежды, а еще масмак, сурбан, лапти, полотенце. А
в полотенце то что-то завернуто. Давайте посмотрим?
Дети рассматривают предметы по очереди, высказывают
предположения о том, кто мог носить эту одежду, кто их вышивал. А кто
это на портрете? Это наш чувашский наставник И.Я. Яковлев. С ним мы
поближе познакомимся в следующий раз, а сейчас оставим в группе.
А вот еще, что - то завернуто в полотенце. Находят в сундуке шкатулку.
Воспитатель: Что это такое? (Показывает старинную шкатулку) Какая
красивая шкатулка! Что можно в ней хранить? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что хранила бабушка в этой
шкатулке.
Воспитатель открывает шкатулку и показывает детям пуговицы.
Они перебирают их, рассматривают.
Чтение стихотворений.
Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь я права
Не хочешь одеться?
Но надо дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
А сейчас я прочитаю вам несколько пословиц:
1.С солдата пуговку не сорвешь.
2.Умная умница - что светлая пуговица.
3.Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные
пойдет наперекосяк.
Воспитатель: А вы знаете, для чего нужны пуговицы? (Ответы
детей) Правильно, пуговицы необходимая часть нашей одежды. Посмотрите
на свою одежду, на одежду своих товарищей, вы обязательно увидите
пуговицы. Было время, когда пуговиц не было. Как же люди обходились без
них? Когда и где появились первые пуговицы? Как они выглядели, из чего
были сделаны? Интересные вопросы! А хотели бы вы узнать ответы на эти
вопросы и еще много интересного о пуговицах? Тогда я приглашаю вас в наш
кинотеатр.
Дети садятся на стулья, демонстрация слайдов.
Просмотр презентации «Волшебные пуговицы»
Воспитатель: - А вы знаете, как называют людей, которые что-то
собирают? Дети: Коллекционеры.
Воспитатель: А то, что собирают? Дети: Коллекция.
Воспитатель: Эти пуговицы пополнят нашу коллекцию в мини – музее
«Пуговица чудесница».
Людей, которые собирают пуговицы, называют филобутонистами.
2слайд. Загадка: Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это? (пуговица)
4 слайд. Что такое пуговица?
Пуговица – это застёжка на одежде, предназначенная для соединения её
частей. Самая простая пуговица представляет из себя диск, с двумя
отверстиями посередине.
Но встречаются пуговицы других видов и форм: квадратные,
треугольные, с четырьмя отверстиями, детские, декоративные,
шарообразные, на ножке. Пуговиц так много и все они разные, не похожи
друг на друга.
5 слайд. Откуда же пришла к нам пуговица?
В древние времена люди делали себе одежду из шкур животных,
набрасывали шкуру на плечи и обматывали её вокруг пояса. Это было очень
неудобно, одежда распахивалась, затрудняла движения.
Для застёгивания одежды люди стали использовать кости животных и
деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
6 слайд. Шло время люди научились шить одежду, изменились и
застёжки. Их ещё нельзя было назвать пуговицами. Выглядели эти застёжки
вот так:
7 слайд. Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной
вещью, на одеждах богатых людей они были настоящим украшением из
золота, серебра, драгоценных камней.
8 слайд. Простые люди не могли пришить такие дорогие пуговицы, и
поэтому мастера стали использовать при их изготовлении дешёвый материал
– металл, дерево, кости животных, стекло,
Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы пугают, они
вставляли в круглую пуговицу кусочек металла который при ходьбе звенел и
верили что это отгоняет злые силы, поэтому – то их и назвали пуговицами от
слова «пугать».
9 – 11 слайды. Памятники. Использование пуговиц в наши дни:
После просмотра презентации воспитатель задаёт вопросы:
Что означает слово «пуговица»? Чем пользовались люди до
изобретения пуговиц? Какими были первые пуговицы? Из каких материалов
делают пуговицы?
Физкультминутка «Пуговица»
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Пуговицы в руки возьмём
И под музыку передаём.
Когда настанет тишина.
Скажи, какая пуговица, у тебя?
Когда остановится мелодия, ребёнок, у которого в руках пуговица,
называет свойства пуговицы, большая, зелёная и т. д.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы подойдем к столам. Перед каждым
из вас набор самых разных пуговиц.
Воспитатель: Можно ли брать пуговицы в рот?
Дети: Нет, это не еда, можно нечаянно проглотить.
Воспитатель: Давайте искупаем свои пальчики в сухом – пуговичном
бассейне перед работой.
(Дети купают пальчики в коробке с пуговицами.)
Давайте их рассмотрим. Чем отличаются пуговицы, лежащие перед
вами? (формой, размером, материалом, разным количеством отверстий,
цветом). А теперь отберите те, которые сделаны из металла. Чем они
отличаются? Положите перед собой пластмассовые пуговицы и сравните их
(работа с магнитами).
Воспитатель: А теперь у нас игра! Покрутись- покрутись в пуговицу
превратись!
Подвижная игра «Найди пару»
Воспитатель предлагает детям превратиться в пуговицы – у каждого
ребенка в руках картонная пуговица. Дети передвигаются под музыку в
произвольном порядке, по сигналу «Найди пару» дети с пуговицами
одинакового цвета встают в пару.
Ребята пожалуйста пройдите к своим столам и сядьте на свои места.
Воспитатель: А где и как, и для чего мы ещё можем применять
пуговицы? (пришивать в виде глаз мягким игрушкам показ мягкой игрушки
слона, делать поделки и аппликации; как украшения – делать бусы и
браслеты; как фишки в игре)
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать маленький подарок для
родителей или друзей в виде сердечка.
Сегодня с помощью пуговиц мы будем превращать сердечки, которые у
вас на столе, в волшебные картинки. Но чтобы получилось волшебство,
каждой пуговке надо найти свое место. Посмотрите на свое сердечко.
Составьте узор из своих пуговиц и подумайте как их разукрасить. Только
тогда ваша картинка оживет. Всем понятна задача? Приступаем к волшебству
(дети работают под тихую музыку).
У кого, что получилось?
Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились! Разве это не
чудо? Из простых пуговиц и карточек смастерить такие прекрасные
картинки?
С нитки пуговки снимаю (Гладим каждый пальчик пальцами второй руки.)
И в коробку собираю. (Собираем в ладошку.)
Пуговичек очень много, (Играем пальчиками.)
Поиграю я немного.
Пуговицы я кручу, (Крутим кистями рук.)
И портным я стать хочу. (Шьем иголочкой.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Снова будем мы играть. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Ребята, наши бабушки бережно относились к пуговицам
и хранили их в шкатулках. Давайте и мы приберем наши пуговицы в свои
шкатулочки, для нашего мини музея «Пуговица чудесница» (Дети
раскладывают пуговицы в ячейки.)
Молодцы, ребята! Теперь у нас порядок.
Воспитатель: Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Мы с вами
узнали историю появления пуговицы. Работу с пуговицами мы с вами
продолжим. Будем дополнять наш мини музей с подделками из пуговиц и
сделаем коллекцию.