Автор: Деревнина Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Краснокаменский промышленно-технологический техникум
Населённый пункт: город Краснокаменск, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: "С какого возраста изучать иностранный язык"
Раздел: среднее профессиональное
«С какого возраста изучать иностранный язык?»
Преподаватель английского языка
Деревнина Т.Г.
Краснокаменский промышленно-технологический техникум
Развитие нашего общества идет гигантскими шагами. Это не может не диктовать новых требований к
воспитанию и образованию российских граждан. Инновационные процессы на современном этапе развития
общества затрагивают, в первую очередь, систему образования. В связи с этим происходят изменения в
процессе образования. Эти изменения призваны сохранить и улучшить традиции всей системы российского
образования.
Происходит
развитие
новых,
нетрадиционных
направлений
содержания
работы
образовательных учреждений.
Сегодня
важность
знания
иностранного
языка
является
неоспоримой.
Современный
ребенок
сталкивается
с
иноязычной
речью
повсюду:
в
средствах
массовой
информации,
в
кино,
путешествуя
с
родителями
за
границу,
пользуясь
компьютером.
В
связи
с
этим
возрастной
порог
начала
обучения
иностранному
языку
постоянно
снижается.
Еще
в
80-е-90-е
годы
20
века
дети
впервые
знакомились
с
иноязычной речью в четвертом – пятом классах средней школы, то есть в 10-11 лет. На рубеже веков этот
возраст снизился до 6-7 лет, и иностранный язык стали преподавать в некоторых школах с первого класса. В
настоящее время этот предмет стал базовым в большинстве дошкольных образовательных учреждений.
Пока
не
существует
единого
подхода
к
решению
вопроса
о
возрасте
для
начала
обучения
иностранному языку.
Обучение детей иностранному языку, по мнению одних ученых, например, Л.С. Выготского, следует
начинать
уже
в
трех-четырехлетнем
возрасте.
Другие,
например,
Л.В.
Щерба,
считают
наиболее
благоприятным возрастом для начала обучения иностранному языку 5 лет. Тем не менее, и те, и другие
подтверждают «благоприятное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память,
внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных
жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие в целом».
Исследователи
этой проблемы и педагоги, занимающиеся обучением детей иностранному языку,
сходятся в одном – изучение иностранного языка не оказывает отрицательного влияния на формирование
личности
ребенка,
а
является
положительным
фактором
в
развитии
детей.
Российские
и
зарубежные
психологи утверждают, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Это определяется
психолингвистическими особенностями детей (ярко выраженная память, быстрота и легкость образования
функционально-лингвистических обобщений, способность к быстрому овладению новым углом зрения на
предметы объективного мира при переходе от одного языка к другому). Ярко выраженная языковая память
позволяет
быстро
пополнить
словарный
запас,
овладеть
новыми
формами
и
грамматическими
конструкциями, переводить слова из пассивного словаря в активный.
Дошкольный
возраст
уникален
для
овладения
языком
благодаря
способности
детей
быстро
запоминать языковую информацию, анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках,
не путая эти языки. Возможности разного возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. К.Д.
Ушинский писал, что дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может
приучиться в несколько лет. Мозг ребенка устроен так, что до 9 лет он легко овладевает речью. Далее
мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко усваивать новую речь.
Лучше всего изучать иностранный язык в 5-8 лет, когда система родного языка ребенком уже усвоена,
а к новому языку он относится сознательно. Этой способностью детей успешно пользовались еще в 19-м веке,
когда обучение пяти-десятилетних детей зажиточных слоев населения иностранному языку носило массовый
характер.
Прежде чем начинать учить ребенка иностранному языку, нужно выяснить, готов ли он психологически
к усвоению этого предмета. Эту готовность можно определить по сформированности устойчивого внимания,
способности к переключению внимания, развитию зрительной и слуховой памяти, логическому мышлению.
Ребенок должен уметь внимательно слушать учителя, четко и внятно отвечать на вопросы.
Изучение иностранного языка детьми дошкольного возраста, в свою очередь, благотворно влияет на
развитие речи на родном языке. Дети, занимающиеся изучением иностранного языка, обладают высоким
уровнем памяти, у них значительно повышается устойчивость внимания.
Е.А.
Аркин
полагает,
что
пятилетний
возраст
наиболее
подходит
для
начала
занятий
как
в
физиологическом,
так
и
в
психологическом
плане.
В
этом
возрасте
ребенок
способен
к
относительно
продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности,
он овладевает достаточным лексическим запасом для осуществления своих коммуникативных потребностей.
В настоящее время родители хотят, чтобы их ребенок в дошкольном учреждении изучал иностранный
язык, и многие ДОУ практикуют изучение иностранного языка как с трехлетнего, так и с пятилетнего возраста.
В обоих случаях наблюдается весьма положительный результат обучения детей.
Говоря
о
целях
раннего
обучения
иностранному
языку,
можно
отметить,
что
необходимо
способствовать более
раннему приобщению детей к новому языковому пространству, когда дети еще не
испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения. Важно
ознакомить детей с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным
фольклором. Необходимо приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного
языка за счет
проигрывания социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового,
учебного
общения.
Обучение
иностранному
языку
дошкольников
рассматривается
как
один
из
важных
предварительных
этапов,
готовящих
ребенка
к
обучению
в
школе,
закладывающих
правильное
произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иноязычную речь на слух и участвовать в
несложной беседе.
Обучение иностранному языку в детстве зарождает у детей устойчивый интерес к дальнейшему
изучению
языка.
У
ребенка
развиваются
эмоции,
воля,
воображение,
память,
мышление,
формируются
навыки межличностного общения, навыки контроля и самоконтроля, ребенок учится сам организовывать
свою деятельность, приобретает умение коллективно решать поставленные задачи. Таким образом, обучение
детей
дошкольного
возраста
иностранному
языку
содействует
не
только
воспитанию
дошкольников
в
контексте «диалога культур», но и способствует развитию интеллектуального потенциала детей раннего
возраста, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
В таком возрасте изучение иностранного языка не самоцель, а один из способов интеллектуально-
личностного развития ребенка, направленного на воспитание всесторонне развитой личности. Безусловно,
такую личность невозможно представить в наши дни без владения иностранным языком.
Главной
целью
обучения
иностранному
языку
в
дошкольном
возрасте
является
общее
развитие
ребенка. Однако, это не означает, что уровень владения устно-речевым общением на иностранном языке
малозначителен.
Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь
с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, дети овладевают коммуникативным минимумом,
достаточным
для
осуществления
иноязычного
общения.
Так
формируются
практические
умения
устной
иноязычной речи. Целями этих практических умений является способность понимать устную иноязычную речь
и реагировать на нее в типичных ситуациях речевого общения, в рамках изучаемого лексико-грамматического
материала. Дети должны уметь непосредственно общаться с человеком, говорящем на иностранном языке,
осуществлять свое речевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными
особенностями страны изучаемого языка. Поскольку язык является средством познания и общения, конечная
цель обучения иностранному языку на раннем этапе состоит в умении общаться, применяя иностранный язык,
слушать собеседника, реагировать на его вопросы, выражать свою точку зрения, извлекать информацию при
слушании и чтении.
На раннем
этапе обучения иностранному языку происходит процесс формирования основ языковой
коммуникативной компетенции. Она заключается в следующем:
Умение правильно с фонетической точки зрения произносить иноязычные звуки;
Накопление словарного запаса;
Овладение определенным количеством грамматических структур, позволяющих строить связанные
высказывания;
Умение строить высказывания и вести беседу по определенной теме.
Это
составляет
начальный
этап
(подготовка
к
обучению
в
школе)
дальнейшего
развития
иностранного
языка,
который
трансформируется
в
коммуникативную
направленность
процесса
обучения, стимулирование познавательной мотивации и в формировании положительного отношения
к изучаемому языку и культуре.
Из вышесказанного возникает вопрос: «Все ли дети способны к обучению иностранному языку?».
Проблема
лингвистических
способностей
ребенка
волнует
большинство
родителей
и
педагогов. Действительно,
существуют ли специфические способности в этой области знаний, и
можно ли их корректировать?
По мнению А.А. Леонтьева, способностей к языку нет вообще как таковых. Ученый считает, что «в
целом способности к языку складываются из многих компонентов, чаще всего не специфических (тип
нервной системы, темперамент, характер, индивидуальные различия в протекании психологических
процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения), а также и индивидуальной способности
личности, связанной с общением».
И.Л. Шолпо полностью согласна с А.А. Леонтьевым, но
все же выделяет
параметры,
позволяющие говорить об одаренности человека в области изучения иностранных языков:
Речевой слух, предполагающий чуткость к фонетической, интонационной сторонам речи;
Языковая память, позволяющая быстро пополнить словарный запас;
Лексическое чутье, позволяющее связывать значения слова и его форму;
Эмоционально-образное восприятие языка.
Важными
неспецифическими
свойствами
личности,
которые
необходимы
для
успешного
овладения иностранным языком, является наличие положительной установки, интерес к жизни и
культуре разных стран, а также коммуникативность личности, желание и умение вступать в общение с
другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения.
Дети 5-6 лет обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой памятью. У них также
сильно развито эмоционально-образное восприятие языка. Для детей этого возраста важна форма
слова, его звуковая оболочка, ритмичность речи, красота и выразительность звука. Слова привлекают
их, прежде всего, своим звучанием, а не лексическим значением и грамматической стройностью.
Лексическое и грамматическое чутье находится у них в стадии формирования. В этом возрасте они
лишены зажимов, комплексов и являются весьма коммуникативными. Дети любознательны, стремятся
к
активному
познанию
мира.
И
здесь
очень
многое
зависит
от
педагога,
от
его
мастерства
преподавания иностранного языка. Способность ребенка может развить правильно организованное
обучение.
Изучив и проанализировав труды советских, российских и зарубежных ученых, можно сделать
вывод: в недавнем прошлом знание иностранного языка казалось ненужной роскошью, а новое
поколение уже не может без этого обойтись. Иностранные языки становятся необходимы людям в
повседневной жизни. Они активно ездят за границу, принимают иностранцев у себя, участвуют в
международных
конференциях,
покупают
продукты,
смотрят
фильмы,
читают
книги,
пользуются
интернетом.
В
связи
с
этим
в
последние
десятилетия
обучение
детей
в
дошкольном
возрасте
иностранному языку получило в России широкое распространение.
Ранее начало изучения иностранного языка стало одним из приоритетных направлений в
практике
обучения
предмету.
В
настоящее
время
во
многих
дошкольных
образовательных
учреждениях дети с раннего возраста знакомятся с иностранным языком. А также в городах России
появляется все больше и больше частных школ для раннего развития детей, которые тоже предлагают
изучение иностранного языка. Это обусловлено тем, что в современном динамично развивающемся
обществе прослеживается тенденция к интернационализации и интеграции разных сфер человеческой
деятельности.
Развитие
разносторонних
отношений
с
другими
странами
сделало
язык
реально
востребованным обществом.