Напоминание

"Использование технологии "Работа в парах сменного состава на уроках русского языка"


Автор: Деева Светлана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Международная английская школа
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Использование технологии "Работа в парах сменного состава на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложное предложение» по технологии «

Работа в парах сменного состава»

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок.

Это блок-урок по теме «Сложные предложения» .

Цели урока:

-изучение структуры сложного предложения

-совершенствование пунктуационных навыков по данной теме;

-развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

-развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

-воспитывать интерес к изучению русского языка через содержание учебного материала.

Задачи урока:

- познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;

-развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

-создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку,

-

воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Используемые технологии: работа в парах сменного состава, которая позволяет реализовывать обучающую и воспитывающую функции урока через

содержание, через форму организации учебной деятельности для формирования таких качеств учащихся как коллективизм и ответственность в учебной

работе

Запишем число, классная работа, тема.

Эпиграфом к уроку мы возьмем высказывание известного филолога Н.М. Шанского, которое предлагается на ОГЭ в задании 15.1.

На примере сложноподчинённого предложения можно проследить,

как человек выражает отношения между миром и собственной точкой

зрения.

Н.М.Шанский

Так ли это? Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока.

Работать мы сегодня будем в парах сменного состава.

Сейчас внимательно послушайте инструкцию работы на уроке.

1.

Разбейтесь на пары

2.

Получите цветные карточки с теорией по теме «Сложные предложения» 1 группа (ССП) 2 группа (СПП) 3группа (СБП)

3.

Прочитайте карточку, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить. Составляете вопросы (в тетради) для своего друга.

4.

Затем задаете вопросы друг другу. Если есть ошибки, исправляете. (устный ответ)

5.

Закрепление . Выполнение задания (письменное). У каждого своя карточка. После выполнения обмен карточками, проверка.

1 группа (ССП)

2 группа (СПП)

3группа (СБП).

6.

Совместная работа пары заканчивается. Её участники находят себе новых партнёров для продолжения работы и расходятся. Они

объясняют свои темы другим уч-ся. Заполняют кластеры.

1 Сложносочиненное предложение

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны

сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения

(ССП) делятся на три основных разряда:

1.

ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и,

В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами предложения равноправны по смыслу

Например: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани

2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато).

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.

Например: Много труда предстоит ему летом, но зато зимой он отдохнет.

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то).

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить

одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.

Например: То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. – союз то — то указывает на чередование явлений.

1 !!!!!!! Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными

сочинительными союзами.

Сложносочиненные предложения

Простые предложения с однородными членами предложения

Свистящим

шепотом

перекинулись

между

собой столетние сосны, и сухой иней с мягким

шелестом полился с потревоженных ветвей.

И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя

за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо

на востоке уже стало светлеть.

Повинуясь

этому

могучему

чувству,

он

вскочил

на

ноги,

но

тут

же,

застонав, присел на медвежью тушу.

Шумит

лес,

лицу

жарко,

а

со

спины

пробирается колючий холод.

В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь,

подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь.

2 Сложноподчиненное предложение

Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными

союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого

предложения,

подчиняющая

себе

придаточную,

называется главным

предложением.

Часть

сложноподчинённого

предложения,

синтаксически

зависимая

от

другой,

называется придаточным

предложением.

Главное

и

придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые

предложения включают

главное

и

одно

или

несколько

придаточных

предложений.

Придаточные

подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни.

Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце

Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:

[=], (которые =).

[— , (где —— = ), =].

(Чтобы =), [—— =] .

!!!!! Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется

запятыми с обеих сторон.

2 Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и

составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:

Союз

Союзное слово

1. Не может быть выделен логическим

ударением.

2. Можно заменить другим союзом.

Когда ( — если) труд — удовольствие, жизнь

хороша. (М. Горький.)

3. Иногда союз можно опустить.

Например: Таня говорит, что трава по ночам

растёт.

(В.

Белов.)

Таня

говорит:

«Трава

по

ночам растёт»;

4. Не является членом придаточного

предложения, а служат только для

присоединения придаточных к главному

Я не представляю, куда пропал мой пенал.

1. Произносится с ударением, обычно выделяется и логическим

ударением.

2. Можно заменить другим союзным словом или тем словом

главной части предложения, к которому относится придаточная

часть.

Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)

Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить,

но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые

пел соловей) и словом песни (Вспомни песни: эти песни пел соловей).

3. Союзное слово нельзя опустить.

4. Является членом придаточного предложения

Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В

данном

предложении

союзное

слово

которая

относится

к

существительному

деревня.

Если

подставить

слово

деревня

в

придаточное

предложение,

то

получится: Деревня расположена

на

берегу. В

этом

предложении

слово деревня выполняет

функцию

подлежащего,

следовательно,

в

придаточной

части

исходного

предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

.

3 Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой^

1) по смыслу,

2) интонационно,

Смысловая связь выражается в том, что части предложения, входящие в состав бессоюзного сложного предложения, образуют

единое целостное высказывание.

Например: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (М. Г.). В этом сложном предложении рисуется общая

картина, детали которой обозначены посредством перечисления частей предложений.

3 Бессоюзное сложное предложение

Между частями СБП могут стоять запятая, тире , двоеточие, точка с запятой

7.

Задание .

Обобщите свои знания в таблицах, схемах Выйдите к доске и представьте работу малой группы (на ватмане рисунки) (Рисовать схемы,

рисунки + устно примеры) Защита у доски

8.

Молодцы! Давайте вместе определим тип предложений Все предложения взяты из русской поэзии

1 .Мы ехали шагом мы мчались в боях.

2..Даны дороги все на свете но ты иди необходимой.

3 .Для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит.

4 .Если море зачерпнуть в ладошку, даже море потеряет цвет.

5.Приближался рассвет торопливый посветлела небесная высь.

6 .Ветер гонит облако с дождями листья перевертывает скопом.

7. Так приятны мне снег и мороз потому что над всем колокольчик хохочет до слез.

8. Ласточки пропали а вчера зарей всё грачи летали

9. Если жизнь тебя обманет не печалься не сердись!

10. Я не люблю когда стреляют в спину

9.

Молодцы! Так что мы с вами узнали сегодня на уроке?

( мы узнали, что сложные предложения делятся на ССП, СПП, СБП. Узнали об особенностях постановки знаков препинания в них.)

Посмотрите, ребята, как многообразны сложные предложения. Обобщив все сказанное, мы можем теперь ответить на вопрос,

поставленный в начале урока.

Мы с вами узнали, что

-

Сложноподчиненные

предложения

помогают

более

точно,

полно,

эмоционально

передать

чувства,

мысли

автора

и

героя

текста.

Сложноподчиненные предложения дают возможность выразить более сложные мысли, понятия, явления.

-

Сложное предложение более информативно, чем два простых, входящих в его состав. Это может быть добавочная информация к

содержанию первой части. Сложное предложение богаче, сложнее того, что передается с помощью простых.

- Речь наша становится разностороннее, потому что весьма разнообразны и смысловые отношения между частями сложного предложения.

Это интонация, сочинительная и подчинительная связь, выраженная союзами и союзными словами.

Это все подтверждает подтверждает слова Н.М.Шанского, взчтые эпиграфом к уроку. " На примере сложноподчинённого предложения

можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

10. Оценки

11. Д/з

Карточки

Тема: Сложносочиненные предложения

Прочитайте текст, расставьте недостающие знаки препинания

(1) Первыми попробовали какао ацтеки и назвали они само растение и семена его «кауатль». (2) Отсюда и испанцы, и французы,

и англичане, и русские называют этот напиток «какао». (3) Ацтеки пили какао с перцем и ванилью а не с сахаром. (4) Какао —

питательный, бодрящий напиток зато действует он на организм человека не так сильно, как кофе.

(5) Родина какао — Южная Америка а привёз его в Европу испанец Кортес, завоеватель Мексики.

(6) Теперь какао выращивают во многих странах с тропическим климатом а пьют его жители всех уголков планеты.

Тема: Сложноподчиненные предложения

Прочитайте текст, расставьте недостающие знаки препинания,

1.

С высоты Левию удалось хорошо рассмотреть как солдаты суетились выдергивали пики из земли.

2.

Есть люди об уме которых можно верно судить по их голосу и смеху.

3.

Едва Владимир выехал за околицу как поднялся ветер.

4.

Егорушке послышалось будто птица поет.

5.

Научись быть большим даже в малом чтобы душу потом не ломало.

Тема: Сложные бессоюзные предложения

Прочитайте текст, расставьте недостающие знаки препинания

1.Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

2. На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

3.Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.

4.Назвался груздем полезай в кузов.

5.Солнце дымное встает будет день горячий.

Кластер

Сложное предложение

Бессоюзное

предложение

Сложносочиненное

предложение

Сложноподчиненное

предложение



В раздел образования