Автор: Крышмарь Екатерина Сергеевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ Начальная школа
Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Система методической работы по повышению педагогического мастерства"
Раздел: дошкольное образование
«Система методической работы по повышению
педагогического мастерства педагогов»
(из опыта работы)
Заместитель директора по УВР
МБОУ Начальная школа
Ставропольский край г. Ессентуки
«Мастерство – это то, чего можно добиться,
и как может быть известным мастер-токарь,
прекрасным мастер-врач, так должен и может
быть известным мастером педагог…, а
насколько он владеет мастерством – зависит
от собственного напора»
А.С.Макаренко
В
современных
условиях
реформирования
образования
радикально
меняется
статус
педагога,
его
образовательные
функции,
соответственно
меняются
требования
к
его
п р о ф е с с и о н а л ь н о - п ед а го г и ч е с ко й
компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы
отмечаем,
что
сегодня
востребован
педагог
творческий,
компетентный,
способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в
современной
системе
воспитания
и
развития
дошкольника.
В
связи
с
повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и
методическая
работа
с
кадрами,
характер
которой
зависит
от
профессиональной
зрелости
каждого
сотрудника.
Успех
деятельности
дошкольного
учреждения
во
многом
зависит
от
качества
методической
работы с кадрами.
Методическая работа занимает особое место в системе управления
нашего детского сада, так как способствует активизации личности педагога,
совершенствованию его творческой деятельности. Все формы методической
работы
служат
повышению
мастерства
педагогов.
Методическая
работа
носит опережающий характер и координирует развитие и совершенствование
всей
работы
с
детьми
в
соответствии
с
новыми
достижениями
в
педагогической
и
психологической
науке.
Главным
является
оказание
реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.
Задачами методической работы нашего учреждения являются:
Обеспечение
роста
профессиональной
компетентности
педагогов
в
ходе работы по темам самообразования с целью ориентации на развитие
способностей
и
возможностей
каждого
воспитанника,
на
раскрытие
их
личностного, интеллектуального, творческого потенциала.
Расширение
сферы
использования
информационных
технологий,
создание
условий
для
раннего
раскрытия
интересов
и
склонностей
воспитанников к исследовательской деятельности.
Сегодня
уровень
методической
работы
в
нашем
детском
саду
становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности, и я
рассматриваю проблему методической работы как одну из первоочередных.
Традиционные формы методической работы, в которой главное место
отводилось докладам и прямой передаче знаний, утратили своё значение из-
за низкой эффективности и недостаточной прочной обратной связи. Кроме
того, педагогическая компетентность воспитателей не всегда обнаруживается
в его способности включать в свою деятельность инновационные методы
работы.
Задачу заместителя директора дошкольного учреждения я вижу в том,
чтобы
выработать
систему
использования
новых,
эффективных
приемов
повышения квалификации педагогов.
Поэтому я считаю, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную
деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов
обучения, из которых я применяю следующие:
проблемные
консультации
(выдвигается
проблема,
и
педагоги
посредством доказательства формулируют выводы);
семинары, творческие занятия (направлены на развитие творческого
мышления и создание творческих инновационных проектов);
деловая
игра
(моделирование
реальной
практической
ситуации,
в
которой педагоги принимают профессиональные решения);
групповая
дискуссия
(решение
наиболее
важных
вопро сов
воспитательно-образовательной работы).
Пройдя
через
все
формы
методической
работы,
организованные
в
определенной
системе,
педагоги
не
только
повышают
профессиональный
уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать
собственный
стиль
повседневной
педагогической
деятельности.
Работа,
проводимая мною в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть
новым
педагогическим
мышлением,
готовностью
к
решению
актуальных
задач
детского
сада,
совершенствовать
его
педагогическое
мастерство,
обеспечивающее профессиональный рост.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой
зависимости
от
профессионального
уровня
педагогических
кадров.
Свой
педагогический уровень педагоги повышают участвуя в вебинарах, онлайн
семинарах и конференциях, состоя в различных интернет сообществах. Эта
работа
дает
им
возможность
успешно
пройти
аттестацию
на
первую
и
высшую
квалификационную
категорию.
В
детском
саду
работает
19
педагогов.
Из
них
высшую
квалификационную
категорию
имеют
48%
педагогов, соответствие занимаемой должности – 26% и 26% без категории.
В этом году 2 педагога готовятся защититься на первую квалификационную
категорию и 2 педагога на соответствие занимаемой должности.
В
нашем
учреждении
ведут ся
активные
поиски
н о в ы х ,
нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что
никакие
формы
работы
сами
по
себе,
безотносительно
к
содержанию
повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не
могут. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и
несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию.
Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно
по
содержанию
и
методам
и
реализует
такие
важные
функции,
как
информационная,
ориентирующая
и
развивающая.
Формы
методической
работы представлены в таблице.
Индивидуальные
Групповые
Фронтальные
- индивидуальное шефство;
- наставничество;
- консультации директора,
заместителя директора по УВР,
педагога- психолога;
- самообразование
(самовоспитание);
- моделирование
индивидуальных вариантов
методической работы для
каждого воспитателя;
- обучение в учебных
заведениях;
- аттестация;
-выступления перед
аудиторией;
- обобщение опыта работы.
- проблемные консультации;
- творческие микрогруппы;
-«Школа молодого педагога»;
- организационно-
деятельностные,
ролевые
игры;
- психолого-педагогический
практикум;
- взаимопосещения занятий;
- методические посиделки;
- творческие мастерские;
- методические объединения
специалистов.
-
педагогические советы:
- психолого-педагогические
семинары;
- педагогические часы;
- консультации;
- аукционы знаний,
методических
находок
и
идей;
- смотры-конкурсы;
- «Круглый стол»;
- открытые занятия;
- конкурс методических
находок;
-
школа
передового
опыта
«Диалог».
Подобранные мною формы повышения мастерства педагогов имеют
свои специфические особенности. На первом этапе я провожу мониторинг
качества
профессионально-личностных
способностей
педагогов.
За
тем
дифференцирую педагогов по степени мастерства и нахожу для каждого
соответствующие формы методической работы.
Исходя
из
уровня
профессионализма
педагогов,
готовности
их
к
саморазвитию и других показателей, я выделила три уровня педагогического
мастерства:
низкий (интуитивный),
средний (поисковый),
высокий (мастерский).
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого
воспитателя я разработала индивидуальные варианты методической работы.
Так,
в
методической
работе
с
воспитателями
низкого
уровня
я
ориентируюсь
на
выработку
у
них
положительного
отношения
к
педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, через
обучающие
семинары,
участие
в
беседах
за
«круглым
столом»,
на
консультации, открытие занятия, изучение опыта педагогов детского сада. В
первую очередь, для таких воспитателей проводятся выставки дидактических
игр
и
пособий.
В
результате
у
педагогов
развивается
потребность
в
самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.
Цели
методической
работы
с
воспитателями
среднего
уровня
следующие:
формирование
ориентации
на
общение,
диалог,
овладение
педагогической
техникой,
осознание
собственной
индивидуальности.
Привлекаю педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп, в
процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр.
Включение педагогов в поисковую деятельность способствует повышению их
профессионально-деловой активности.
Методическую
работу
с
педагогами
высокого
уровня
я
строю
на
принципах стимулирования их творчества.
В ноябре 2015 года был запланирован и проведен педагогический совет
по теме «Совершенствование педагогического мастерства, как необходимое
условие профессиональной деятельности педагога». Целью которого было
выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, раскрыть
теоретические
аспекты
проблемы
развития
способности
педагога
к
самоанализу
и
саморазвитию,
изучение
прогрессивного
опыта
коллег
по
проблем
использования
различных
форм
организации
образовательной
деятельности.
Итак, педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической
деятельности,
проявляющийся
в
творчестве
педагога,
в
постоянном
совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической
деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в
организации
учебно-воспитательного
процесса,
в
решении
научно-
практических проблем.
В заключении хочется сказать педагогическое мастерство прежде всего
связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют
обеспечению
высокого
уровня
самоорганизации
профессиональной
деятельности.