Напоминание

"Система методической работы по повышению педагогического мастерства"


Автор: Крышмарь Екатерина Сергеевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ Начальная школа
Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Система методической работы по повышению педагогического мастерства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Система методической работы по повышению

педагогического мастерства педагогов»

(из опыта работы)

Заместитель директора по УВР

МБОУ Начальная школа

Ставропольский край г. Ессентуки

«Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как может быть известным мастер-токарь,

прекрасным мастер-врач, так должен и может

быть известным мастером педагог…, а

насколько он владеет мастерством – зависит

от собственного напора»

А.С.Макаренко

В

современных

условиях

реформирования

образования

радикально

меняется

статус

педагога,

его

образовательные

функции,

соответственно

меняются

требования

к

его

п р о ф е с с и о н а л ь н о - п ед а го г и ч е с ко й

компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы

отмечаем,

что

сегодня

востребован

педагог

творческий,

компетентный,

способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в

современной

системе

воспитания

и

развития

дошкольника.

В

связи

с

повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и

методическая

работа

с

кадрами,

характер

которой

зависит

от

профессиональной

зрелости

каждого

сотрудника.

Успех

деятельности

дошкольного

учреждения

во

многом

зависит

от

качества

методической

работы с кадрами.

Методическая работа занимает особое место в системе управления

нашего детского сада, так как способствует активизации личности педагога,

совершенствованию его творческой деятельности. Все формы методической

работы

служат

повышению

мастерства

педагогов.

Методическая

работа

носит опережающий характер и координирует развитие и совершенствование

всей

работы

с

детьми

в

соответствии

с

новыми

достижениями

в

педагогической

и

психологической

науке.

Главным

является

оказание

реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.

Задачами методической работы нашего учреждения являются:

Обеспечение

роста

профессиональной

компетентности

педагогов

в

ходе работы по темам самообразования с целью ориентации на развитие

способностей

и

возможностей

каждого

воспитанника,

на

раскрытие

их

личностного, интеллектуального, творческого потенциала.

Расширение

сферы

использования

информационных

технологий,

создание

условий

для

раннего

раскрытия

интересов

и

склонностей

воспитанников к исследовательской деятельности.

Сегодня

уровень

методической

работы

в

нашем

детском

саду

становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности, и я

рассматриваю проблему методической работы как одну из первоочередных.

Традиционные формы методической работы, в которой главное место

отводилось докладам и прямой передаче знаний, утратили своё значение из-

за низкой эффективности и недостаточной прочной обратной связи. Кроме

того, педагогическая компетентность воспитателей не всегда обнаруживается

в его способности включать в свою деятельность инновационные методы

работы.

Задачу заместителя директора дошкольного учреждения я вижу в том,

чтобы

выработать

систему

использования

новых,

эффективных

приемов

повышения квалификации педагогов.

Поэтому я считаю, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную

деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов

обучения, из которых я применяю следующие:

проблемные

консультации

(выдвигается

проблема,

и

педагоги

посредством доказательства формулируют выводы);

семинары, творческие занятия (направлены на развитие творческого

мышления и создание творческих инновационных проектов);

деловая

игра

(моделирование

реальной

практической

ситуации,

в

которой педагоги принимают профессиональные решения);

групповая

дискуссия

(решение

наиболее

важных

вопро сов

воспитательно-образовательной работы).

Пройдя

через

все

формы

методической

работы,

организованные

в

определенной

системе,

педагоги

не

только

повышают

профессиональный

уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать

собственный

стиль

повседневной

педагогической

деятельности.

Работа,

проводимая мною в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть

новым

педагогическим

мышлением,

готовностью

к

решению

актуальных

задач

детского

сада,

совершенствовать

его

педагогическое

мастерство,

обеспечивающее профессиональный рост.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой

зависимости

от

профессионального

уровня

педагогических

кадров.

Свой

педагогический уровень педагоги повышают участвуя в вебинарах, онлайн

семинарах и конференциях, состоя в различных интернет сообществах. Эта

работа

дает

им

возможность

успешно

пройти

аттестацию

на

первую

и

высшую

квалификационную

категорию.

В

детском

саду

работает

19

педагогов.

Из

них

высшую

квалификационную

категорию

имеют

48%

педагогов, соответствие занимаемой должности – 26% и 26% без категории.

В этом году 2 педагога готовятся защититься на первую квалификационную

категорию и 2 педагога на соответствие занимаемой должности.

В

нашем

учреждении

ведут ся

активные

поиски

н о в ы х ,

нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что

никакие

формы

работы

сами

по

себе,

безотносительно

к

содержанию

повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не

могут. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и

несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию.

Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно

по

содержанию

и

методам

и

реализует

такие

важные

функции,

как

информационная,

ориентирующая

и

развивающая.

Формы

методической

работы представлены в таблице.

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

- индивидуальное шефство;

- наставничество;

- консультации директора,

заместителя директора по УВР,

педагога- психолога;

- самообразование

(самовоспитание);

- моделирование

индивидуальных вариантов

методической работы для

каждого воспитателя;

- обучение в учебных

заведениях;

- аттестация;

-выступления перед

аудиторией;

- обобщение опыта работы.

- проблемные консультации;

- творческие микрогруппы;

-«Школа молодого педагога»;

- организационно-

деятельностные,

ролевые

игры;

- психолого-педагогический

практикум;

- взаимопосещения занятий;

- методические посиделки;

- творческие мастерские;

- методические объединения

специалистов.

-

педагогические советы:

- психолого-педагогические

семинары;

- педагогические часы;

- консультации;

- аукционы знаний,

методических

находок

и

идей;

- смотры-конкурсы;

- «Круглый стол»;

- открытые занятия;

- конкурс методических

находок;

-

школа

передового

опыта

«Диалог».

Подобранные мною формы повышения мастерства педагогов имеют

свои специфические особенности. На первом этапе я провожу мониторинг

качества

профессионально-личностных

способностей

педагогов.

За

тем

дифференцирую педагогов по степени мастерства и нахожу для каждого

соответствующие формы методической работы.

Исходя

из

уровня

профессионализма

педагогов,

готовности

их

к

саморазвитию и других показателей, я выделила три уровня педагогического

мастерства:

низкий (интуитивный),

средний (поисковый),

высокий (мастерский).

В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого

воспитателя я разработала индивидуальные варианты методической работы.

Так,

в

методической

работе

с

воспитателями

низкого

уровня

я

ориентируюсь

на

выработку

у

них

положительного

отношения

к

педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, через

обучающие

семинары,

участие

в

беседах

за

«круглым

столом»,

на

консультации, открытие занятия, изучение опыта педагогов детского сада. В

первую очередь, для таких воспитателей проводятся выставки дидактических

игр

и

пособий.

В

результате

у

педагогов

развивается

потребность

в

самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.

Цели

методической

работы

с

воспитателями

среднего

уровня

следующие:

формирование

ориентации

на

общение,

диалог,

овладение

педагогической

техникой,

осознание

собственной

индивидуальности.

Привлекаю педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп, в

процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр.

Включение педагогов в поисковую деятельность способствует повышению их

профессионально-деловой активности.

Методическую

работу

с

педагогами

высокого

уровня

я

строю

на

принципах стимулирования их творчества.

В ноябре 2015 года был запланирован и проведен педагогический совет

по теме «Совершенствование педагогического мастерства, как необходимое

условие профессиональной деятельности педагога». Целью которого было

выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, раскрыть

теоретические

аспекты

проблемы

развития

способности

педагога

к

самоанализу

и

саморазвитию,

изучение

прогрессивного

опыта

коллег

по

проблем

использования

различных

форм

организации

образовательной

деятельности.

Итак, педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической

деятельности,

проявляющийся

в

творчестве

педагога,

в

постоянном

совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической

деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в

организации

учебно-воспитательного

процесса,

в

решении

научно-

практических проблем.

В заключении хочется сказать педагогическое мастерство прежде всего

связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют

обеспечению

высокого

уровня

самоорганизации

профессиональной

деятельности.



В раздел образования