Напоминание

Музыкально-художественная деятельность детей в освоении крупных музыкальных произведений


Автор: Жукова Наталья Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №4"
Населённый пункт: Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально-художественная деятельность детей в освоении крупных музыкальных произведений
Раздел: среднее образование





Назад




Жукова Н.Б.

учитель музыки

МАОУ «Лицей №4» г. Перми

Музыкально-художественная деятельность детей

в освоении крупных музыкальных произведений

Нужность и важность своего предмета в школе знает каждый учитель. Музыка способствует

воспитанию в детях прекрасного, вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на

умственное развитие, способствует ситуации успешности. Во все времена музыку как мощную

психологическую силу старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей.

Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом,

сформировавшим

с

помощью

музыкальной

продукции

часто

низкого

качества

не

только

"вкусы",

но

и

устойчивое

нежелание

молодёжи

вообще

замечать

величайшее

богатство

высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема организации

музыкального обучения и воспитания в средней и младшей школе.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является внедрение

творческой

системы

музыкально-эстетического

образования.

Целостное

освоение

художественной

картины

мира

позволяет

постичь

теснейшую

связь

искусства

с

жизнью,

историей

страны,

народов,

способствует

мировоззренческому

и

нравственному

развитию

молодого поколения.

Познание,

в

его

социальном

значении,

рассматривается

в

психологии

и

педагогике

как

необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы

природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека. Именно в школе

последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями, которые накопила история

человечества. В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой

сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых

в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства

массовой информации, к системе познания. Невозможно переоценить значение познавательной

деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Сам по себе

процесс

познания

требует

значительной

затраты

умственных

сил

и

напряжения,

и

осуществляется он в школе через руководство учителя. Но обучение, при котором ученик

действует только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений.

На основе методических принципов строю процесс введения учащихся в мир высокой музыки:

целостности изучения музыкальных произведений как основы гармонии эмоционального

и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребёнка;

взаимодействия визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как

фактор индивидуализации процесса освоения ребёнком музыкальных произведений;

освоения интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

постижения

каждого

музыкального

произведения

-

специфике

его

стиля,

жанра,

драматургии.

Погружение ребёнка в крупное музыкальное произведение посредством цикла уроков, каждый

изкоторых становится определённым этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с

основными

темами-образамипроизведения,

уроки

осмысления

развивающих

этапов

«музыкальной

истории»,

обобщения

пройденного.

Это

позволяет

тщательно

изучить

музыкальное произведение от начала доконца, углубляться в изученный материал, возвращаясь

к немус новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих

занятиях. При этом каждое новоепроизведение осваивается в сравнении с ранее пройденным и

«готовит почву» для усвоения последующих произведений, чтоспособствует формированию

целостности музыкальной культуры ребёнка.

Социальную

значимость

музыкальных

занятий

усиливаетпубличное

исполнение

детьми

оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижёров» и эскизные постановки оперных

сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчёт о проделанной работе в классе, и

продолжение

обучения,

посколькутолько

в

условиях

концертного

исполнения

музыки

для

другихв

полной

мере

выявляются

её

коммуникативные

функции

возникает

общение

с

публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их

исполнительской

культуры

создают

предпосылки

для

творческих

конт актовс

профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Всё

это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них

ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

На уроках музыки большое значение имеют проектные работы (как теоретические, так и

п р а кт и ч е с к и е ) .

Те с н у ю

в з а и м о с в я з ь

у р оч н о й и

в н еу р оч н о й

д е я т е л ь н о с т и

школьниковпредполагаеторганизация различных конкурсов, например: конкурс «дирижёров»,

инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической

музыки.

Метод симфонической палмофонии позволяет исполнять школьникам симфоническую музыку.

В.А.Моцарт

Симфония №40

I

часть

Мысленно обобщая («свертывая») многоголосную музыкальную фактуру (ткань) в

мелодическую линию, дети в пластическом интонировании передают не только общий характер

звучания, но и особенности звуковысотности, ритма, динамики, штрихов, тембров, фразировки

и

т.п.

Для

ребёнка

это

увлекательная

форма

музыкальной

деятельности,

позволяющая

руководить развернутыми симфоническими полотнами не на уровне импровизации, а на уровне

интерпретации. Для учителя – уникальная возможность «заглянуть» в наиболее закрытую для

него

область

восприятия

детьми

симфонической

музыки,

проанализировать

глубину

постижения музыки всеми детьми вместе и каждым в отдельности и при необходимости

скорректировать понимание произведения.

Симфонические

жанры

музыки

явление

письменной

музыкальной

культуры.

Для

эффективности их освоения школьниками вводится слушательская запись музыки, помогающая

ребенку осмыслить произведение. Метод симфонической палмографии создает возможность

письменной фиксации школьниками крупных музыкальных произведений. Последовательный

перенос

движений

«поющей»

в

воздухе

руки

на

плоскость

рождает

графическую

запись

произведения.

Графическая

запись

есть

результат

слушательского

восприятия,

в

ней

фиксируется

не

каждый

исполнительский

голос

(как

в

нотной

партитуре),

а

важнейшие,

«цепляемые

слухом»

планы

музыкальной

фактуры,

содержащие

музыкально-тематические,

сюжетные события произведения.

Л. Бетховен «Симфония №5»

Часть 1

В данной записи через линию, штрих, точку отражается последовательное развитие-

развертывание музыкальной мысли. Такая запись позволяет быстро и просто фиксировать не

только основные темы произведения, но и большие развернутые построения, вплоть до целой

симфонии. Эта упрощенная запись уступает в точности нотной записи. Для профессионалов –

композиторов,

исполнителей,

музыковедов

эта

запись

недостаточно

точна

и

объемна,

а

слушателю - школьнику она помогает удерживать в памяти крупные музыкальные произведения

целиком, позволяя более детально «вглядываться» в музыкальное произведение: читать его

«текст» от начала к концу и наоборот, возвращаться, вспоминая и углубляясь в смысл отдельных

фрагментов,

останавливаться,

петь

вслух

или

про

себя,

пропевать

с

ускорением

или

замедлением.

Для освоения оперной и балетной музыки разработаны два тесно взаимосвязанных

музыкально-педагогических

метода:

«действенного

анализа»

и

инсценировки.

Разбор

музыкальных произведений начинается с литературных или исторических источников.

Метапредметные результаты на уроках музыки.

Познавательные – учащиеся учатся:

логическим

действиям

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

построения,

рассуждения, выдвижения предположений;

методам наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного

материала;

обсуждениям

проблемных

вопросов,

рефлексированию

в

ходе

творческого

сотрудничества;

синтезу музыкального произведения как составление целого из частей;

использованию

разных

типов

моделей

при

изучении

художественного

явления

(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая);

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом

учебном

информационном

пространстве

сети

Интернет),

сбора,

обработки,

анализа,

передачи

и

интерпретации

информации

в

соответствии

с

коммуникативными

и

познавательными задачами.

Учащиеся получают возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы,

духовно обогащать личность и расширять и углублять знания в данной предметной области.

Регулятивные - учащиеся учатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, планировать, контролировать и оценивать

собственные учебные действия;

договариваться

о

распределении

функций

и

ролей

в

совместной

деятельности;

осуществлять взаимный контроль;

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать

композиторские

решения

по

созданию

музыкальных

образов,

их

развитию

и

взаимодействию в музыкальном произведении;

приобретение опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться ставить учебные цели, формулировать исходя из

целей

учебных

задач,

осуществлять

поиск

наиболее

эффективных

способов

достижения

результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

Коммуникативные учащиеся учатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать

собеседника

и

вести

диалог;

участвовать

в

коллективном

обсуждении,

принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения;

понимать

композиционные

особенности

устной

(разговорной,

музыкальной)

речи

и

учитывать

их

при

построении

собственных

высказываний

в

разных

жизненных

ситуациях;

использовать

речевые

средства

и

средства

информационных

и

коммуникационных

технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством

выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий;

приобрести

опыт

общения

со

слушателями

в

условиях

публичного

предъявления

результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться совершенствовать свои коммуникативные умения и

навыки,

опираясь

на

знание

композиционных

функций

музыкальной

речи;

создавать

музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при

поддержке одноклассников.

Предметные результаты

У учащихся сформируются первоначальные представления о роли музыки в жизни человека,

в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; основы

музыкальной

культуры,

художественный

вкус,

интерес

к

музыкальному

искусству

и

музыкальной деятельности; представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном

единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные

черты

стилей

разных

композиторов;

ориентироваться

в

разных

жанрах

музыкально-

поэтическоготворчества народов России (в том числе родного края); моделировать музыкальные

характеристики

героев,

прогнозировать

ход

развития

событий

«музыкальной

истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах

музыкальной

деятельности;

планировать

и

участвовать

в

коллективной

деятельности

по

созданию

инсценировок

музыкально-сценических

произведений,

интерпретаций

инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Учащиеся научатся

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой

самореализации

в

процессе

осуществления

собственных

музыкально-

исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности. Организовывать

культурный

досуг,

самостоятельную

музыкально-творческую

деятельность,

музицировать

и

использовать ИКТ в музыкальном творчестве; оказывать помощь в организации и проведении

школьных

культурно-массовых

мероприятий,

представлять

широкой

публике

результаты

собственной

музыкально-творческой

деятельности,

собирать

музыкальные

коллекции

(фонотека, видеотека).

В своей педагогической деятельности использую комплексный подход.

Современная

школа

предполагает

ориентацию

образования

не

только

на

усвоение

обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие их личности, их познавательных и

созидательных способностей.

Используемая литература:

1. М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина «К вершинам музыкального искусства», Ассоциация

XXI век, Смоленск, 2012

1. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От

действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

2.

Селевко

Г.

К.

Педагогические

технологии

на

основе

активизации,

интенсификации

и

эффективного управления УВП. Москва НИИ школьных технологий, 2005.



В раздел образования