Автор: Титова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №42"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Основные пути привлечения родителей к организации внеучебной жизни класса"
Раздел: начальное образование
Основные пути
привлечения
родителей к
организации
внеучебной жизни
класса
учитель начальных классов Титова С.В
2011г. декабрь
Основные пути привлечения родителей к
жизни класса
учитель начальных классов
Титова С.В
2011г. декабрь
Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом
перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает
школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
У каждого человека есть своя семья, свой дом. Дом это не только крыша над головой,
это семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки и бабушки. И вот
вчерашние ребятишки поднимаются на новую ступеньку своей жизни. Для них
открывается новый мир, полный тайн и загадок, радостей и огорчений, побед и
поражений. Дети идут в школу, где на протяжении всех школьных лет обучение и
воспитание неразделимы. Это единый, целостный процесс, способствующий
равностороннему развитию личности. Переступая порог первого класса, ребенок
оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в той или иной
мере способствует воспитанию детей. Школа — центр воспитательного пространства. К
счастью, она не одинока в своей работе. Нас окружает благоприятное соседство - наше
воспитательное пространство. Одним из составляющих факторов, определяющих
успешное решение воспитательных задач, является наличие воспитательной системы.
Ядро воспитательной системы составляют в совокупности общешкольный
разновозрастной коллектив - ученический, педагогический и родительский. Самое первое
и главное место занимает в этой системе семья. Это основа воспитания. Все начала от
семьи. Мы живем в страшное время: социальная незащищенность гражданина в стране;
неуверенность в завтрашнем дне; насилие и жестокость с экрана телевизора;
материальные трудности; озлобленность, наркомания, алкоголизм широких слоев
населения; разрушение традиционных устоев семьи и т.п. Все это привело к тому, что
многие семьи не могут сегодня решать воспитательные задачи. Есть родители (их
становиться, к сожалению, все больше), которых необходимо оградить от детей, чтобы они
не калечили их души, которые воспитание детей воспринимают как тяжкое нежелательное
бремя, они видят в детях ненужную обузу. Дети остаются наедине со своими вопросами,
проблемами, конфликтами. Дома их не понимают, не до них; и они находят себе
советчиков, друзей из сверстников или уходят «в себя». На свои вопросы часто получают
не те ответы, которые должны были бы получить. Разрыв между детьми и родителями
возникает быстро, а вот воссоединение не всегда происходит гладко и легко.
В этом деле не помогут разовые меры, поэтому для реализации данного проекта
необходим системный подход, тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы.
Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в
тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует
родителей о поведении и учёбе детей.
Во-первых, процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители
понимали друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое
слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо
следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в
разговор.
1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в мае прошлого года. Именно на
этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые
рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу,
школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка,
приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.
Итак, работа пошла. Август. Мамочки моют окна, папы готовят кабинет к началу учебного
года, озеленяют класс, оказывают помощь в проведении торжественной линейки.
В начале сентября, без малейших усилий, выбираем родительский комитет. По желанию
родители разбиваются на 4 группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный
руководитель, только направляю процесс в нужное русло.
Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана
воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в
выходные дни, каникулярное время.
2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и
приобретение подарков для детей к праздникам.
3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи
класса.
Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки.
Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы
отдали друг другу тепло”.
Во-вторых, придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно
приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки
убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом
необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже
с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.
Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам,
одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним.
Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.
. В течение учебного года мы провели:
1. Праздник осени. (Активно участвуют 6 мамочек. Это сама Осень, Сентябрина,
Октябрина, Ноябрина, Солнышко, Цветочки). С днем рождения мы поздравляли не только
детей, но и родителей.
.
3. Семейный вечер «Моя мама лучшая на свете»
4. Новогодний вечер.
5. “Папа, мама, я – спортивная семья”. В этом мероприятии участвуют дети, родители и
учитель.
3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые
родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу
в ответ.
Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не
давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть
замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.
Нельзя отметать такие виды работы, как посещение семьи, ведение дневника
педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации. И это далеко не
полный набор правил.
За 7 месяцев учебной деятельности наш коллектив очень сплотился.
К концу 1-го класса мы перешли на другой этап – этап, когда родители становятся
готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. А это всего
– 1-й класс
Вы спросите меня, кого я хочу воспитать – певцов? Художников? Артистов? Я не знаю,
кем будут мои дети. Дело не в этом. Главная моя цель, чтобы распахнуть у маленького
человека сердце и душу.
Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути
привлечения семьи к жизни класса.
1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение
квартир учащихся.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в
дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и
администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают
проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и социальным педагогом школы. При
совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся,
обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.
7. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с
внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий
учебный год.
Какова же результативность этой работы?
– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Активная деятельность родительского комитета.
А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о
совместно проделанной работе.
– 35% отметили сплочённость коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих
родителей;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку детям.
Нам предстоит работать вместе ещё 3 года. Во 2-ом классе жизнь коллектива будет ещё
интересней. Осенью мы обсудим все предложения. Ну, а дети? Я уверена – они захотят
участвовать во всех делах и будут очень огорчаься, когда из-за каких-либо причин занятия
в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!
Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в
проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей
есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны
труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися
придает ей разнообразие и повышает ее содержательность.
Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется прежде всего в форме
бесед с учащимися, проведения докладов и лекций. Они посвящаются вопросам развития
науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей.
Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о
жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д.
Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является
проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения,
а также организация краеведческой работы.
С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы
ученических кружков, а также факультативных занятий.
Родители нередко руководят кружками «Умелые руки», авиамоделирования, технического
творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные
занятия по химии, физике, математике и другим предметам.
Наконец, совместно с семьей и общественностью школа проводит профориентационную
работу. Родители помогают учителям знакомить учащихся с особенностями различных
профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и
стендов о людях различных видов труда.