Напоминание

"Основные пути привлечения родителей к организации внеучебной жизни класса"


Автор: Титова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №42"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Основные пути привлечения родителей к организации внеучебной жизни класса"
Раздел: начальное образование





Назад




Основные пути

привлечения

родителей к

организации

внеучебной жизни

класса

учитель начальных классов Титова С.В

2011г. декабрь

Основные пути привлечения родителей к

жизни класса

учитель начальных классов

Титова С.В

2011г. декабрь

Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом

перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает

школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

У каждого человека есть своя семья, свой дом. Дом это не только крыша над головой,

это семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки и бабушки. И вот

вчерашние ребятишки поднимаются на новую ступеньку своей жизни. Для них

открывается новый мир, полный тайн и загадок, радостей и огорчений, побед и

поражений. Дети идут в школу, где на протяжении всех школьных лет обучение и

воспитание неразделимы. Это единый, целостный процесс, способствующий

равностороннему развитию личности. Переступая порог первого класса, ребенок

оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в той или иной

мере способствует воспитанию детей. Школа — центр воспитательного пространства. К

счастью, она не одинока в своей работе. Нас окружает благоприятное соседство - наше

воспитательное пространство. Одним из составляющих факторов, определяющих

успешное решение воспитательных задач, является наличие воспитательной системы.

Ядро воспитательной системы составляют в совокупности общешкольный

разновозрастной коллектив - ученический, педагогический и родительский. Самое первое

и главное место занимает в этой системе семья. Это основа воспитания. Все начала от

семьи. Мы живем в страшное время: социальная незащищенность гражданина в стране;

неуверенность в завтрашнем дне; насилие и жестокость с экрана телевизора;

материальные трудности; озлобленность, наркомания, алкоголизм широких слоев

населения; разрушение традиционных устоев семьи и т.п. Все это привело к тому, что

многие семьи не могут сегодня решать воспитательные задачи. Есть родители (их

становиться, к сожалению, все больше), которых необходимо оградить от детей, чтобы они

не калечили их души, которые воспитание детей воспринимают как тяжкое нежелательное

бремя, они видят в детях ненужную обузу. Дети остаются наедине со своими вопросами,

проблемами, конфликтами. Дома их не понимают, не до них; и они находят себе

советчиков, друзей из сверстников или уходят «в себя». На свои вопросы часто получают

не те ответы, которые должны были бы получить. Разрыв между детьми и родителями

возникает быстро, а вот воссоединение не всегда происходит гладко и легко.

В этом деле не помогут разовые меры, поэтому для реализации данного проекта

необходим системный подход, тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы.

Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в

тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует

родителей о поведении и учёбе детей.

Во-первых, процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители

понимали друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое

слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо

следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в

разговор.

1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в мае прошлого года. Именно на

этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые

рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу,

школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка,

приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.

Итак, работа пошла. Август. Мамочки моют окна, папы готовят кабинет к началу учебного

года, озеленяют класс, оказывают помощь в проведении торжественной линейки.

В начале сентября, без малейших усилий, выбираем родительский комитет. По желанию

родители разбиваются на 4 группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный

руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана

воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в

выходные дни, каникулярное время.

2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и

приобретение подарков для детей к праздникам.

3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи

класса.

Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки.

Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы

отдали друг другу тепло”.

Во-вторых, придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно

приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки

убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом

необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже

с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.

Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам,

одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним.

Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.

. В течение учебного года мы провели:

1. Праздник осени. (Активно участвуют 6 мамочек. Это сама Осень, Сентябрина,

Октябрина, Ноябрина, Солнышко, Цветочки). С днем рождения мы поздравляли не только

детей, но и родителей.

.

3. Семейный вечер «Моя мама лучшая на свете»

4. Новогодний вечер.

5. “Папа, мама, я – спортивная семья”. В этом мероприятии участвуют дети, родители и

учитель.

3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые

родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу

в ответ.

Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не

давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть

замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.

Нельзя отметать такие виды работы, как посещение семьи, ведение дневника

педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации. И это далеко не

полный набор правил.

За 7 месяцев учебной деятельности наш коллектив очень сплотился.

К концу 1-го класса мы перешли на другой этап – этап, когда родители становятся

готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. А это всего

– 1-й класс

Вы спросите меня, кого я хочу воспитать – певцов? Художников? Артистов? Я не знаю,

кем будут мои дети. Дело не в этом. Главная моя цель, чтобы распахнуть у маленького

человека сердце и душу.

Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути

привлечения семьи к жизни класса.

1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.

2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение

квартир учащихся.

3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в

дела класса и школы.

4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и

администрации школы.

5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают

проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.

6. Связь с учителями-предметниками, психологом и социальным педагогом школы. При

совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся,

обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.

7. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с

внешкольными учреждениями.

8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий

учебный год.

Какова же результативность этой работы?

– 100 % охват родителей во внеклассной работе.

– Позитивное отношение их к школе.

– Активная деятельность родительского комитета.

А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о

совместно проделанной работе.

– 35% отметили сплочённость коллектива;

– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих

родителей;

– 10% старались оказать помощь классному руководителю;

– 40% оказывали поддержку детям.

Нам предстоит работать вместе ещё 3 года. Во 2-ом классе жизнь коллектива будет ещё

интересней. Осенью мы обсудим все предложения. Ну, а дети? Я уверена – они захотят

участвовать во всех делах и будут очень огорчаься, когда из-за каких-либо причин занятия

в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!

Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в

проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей

есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны

труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися

придает ей разнообразие и повышает ее содержательность.

Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется прежде всего в форме

бесед с учащимися, проведения докладов и лекций. Они посвящаются вопросам развития

науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей.

Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о

жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д.

Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является

проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения,

а также организация краеведческой работы.

С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы

ученических кружков, а также факультативных занятий.

Родители нередко руководят кружками «Умелые руки», авиамоделирования, технического

творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные

занятия по химии, физике, математике и другим предметам.

Наконец, совместно с семьей и общественностью школа проводит профориентационную

работу. Родители помогают учителям знакомить учащихся с особенностями различных

профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и

стендов о людях различных видов труда.



В раздел образования