Автор: Енькова Наталья Викторовна
Должность: учитель изобразительного искусства и музыки
Учебное заведение: Круглинский филиал имени Героя Советского Союза И.А. Хромова МБОУ Кочетовской СОШ
Населённый пункт: с. Круглое
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Развитие индивидуальных способностей школьников посредством интерактивных методов обучения"
Раздел: среднее образование
«Развитие индивидуальных способностей школьников посредством
интерактивных методов обучения»
Современное общество требует от школы формирования активной личности,
стремящейся к постоянному совершенствованию, с творческим подходом к любому
делу, свободно ориентирующейся в потоке информации.
Становится очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития.
Следовательно, перед педагогом стоит задача активного стимулирования
познавательной деятельности обучающихся.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных
методов обучения.
Я широко использую данные методы в своей практике и считаю это
необходимым на сегодняшний день. По данной теме я обобщила свой опыт работы,
который хочу представить вашему вниманию.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное
на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Суть интерактивного
обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что
практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют
возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного
материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет
обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в
атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только
получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит
ее на более высокие формы сотрудничества.
В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я
запомню; дай сделать – и я пойму».
В этих словах находит свое отражение суть
интерактивного обучения.
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:
1.
Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса
иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
2.
Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение
слушать
и
слышать
друг
друга,
внимательно
относиться
друг
к
другу,
оказывать
помощь
в
формировании
своего
видения
проблемы,
своего
пути
решения задачи.
3.
Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной
деятельности
педагога
и
учащихся.
Не
трансляция
педагогом
в
сознание
учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной
деятельности.
4.
Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом
новых
для
себя
смыслов
по
изучаемой
проблеме.
Это
выражение
своего
индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
5.
Свобода выбора.
6.
Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха –
позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
7.
Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса
своей деятельности, взаимодействия.
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном
обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога
уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание
условий для их инициативы. При использовании интерактивных методов
преподаватель не даёт готовых знаний, он побуждает обучаемых к самостоятельному
поиску. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через
себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из
источников информации.
Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие,
взаимообогащение.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют
вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Их существует
огромное количество. Вот несколько из них:
1)Работа в парах. 2)Работа в малых группах. 3)Карусель. 4) Кластеры.
5)Аквариум.6)Незаконченное предложение.7)Мозговой штурм.8)Броуновское
движение.9)Дерево решений.10)Суд от своего имени.11)Пазл.12)Ролевая (деловая)
игра.13)Сравнительная диаграмма.14)Займи позицию.15)Дискуссия.16) Соглашение
(правила работы на уроке). 17) Разработка проекта. 18) Интервью и др.
Для того чтобы с самого начала обучения в школе ребята почувствовали
ответственность за свое обучение, создаю соответствующую рабочую атмосферу,
проникнутую взаимным уважением и доверием, а также для повышения
эффективности усвоения материала рекомендую принятие правил поведения на
занятии или «соглашения».
Пункты «соглашения» записываются на листе бумаги или доске. После
совместного обсуждения каждого пункта соглашение принимается большинством
голосов и вывешивается на видном месте. Необходимо обратить внимание участников
тренинга на то, что после голосования каждый из них несет ответственность за
исполнение данного «соглашения».
Пример «соглашения»
не опаздываем
стремимся узнать и запомнить больше;
соблюдаем правило «поднятой руки»;
высказываемся откровенно;
говорим по одному;
говорим по существу;
слушаем друг друга;
стремимся понять друг друга;
щадим чувства других;
соблюдаем конфиденциальность;
соблюдаем временные границы;
поощряем друг друга (словами, аплодисментами) и т.д.
Описание некоторых методов интерактивного обучения
Групповая форма обучения познавательной деятельности предполагает постановку
познавательной задачи перед группой учащихся. Величина группы может быть
различна от 3 до 6 человек. Алгоритм организации групповой работы:
предварительная подготовка к выполнению группового задания, постановка
учебной задачи и инструктаж учителя;
обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе,
определение способов его решения, распределение обязанностей;
работа по выполнению учебного задания;
наблюдение учителя за ходом работы учащихся и корректировка хода
деятельности;
взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;
сообщение учащихся о результатах работы, организация обсуждения и
формулировки окончательных выводов;
индивидуальная оценка работы группы.
Наиболее эффективно групповую работу учащихся я использую на уроках
изучения нового материала, когда школьники открывают знания средствами
собственной поисковой деятельности, а учитель грамотно направляет обучающихся.
А на стадии осмысления темы я применяю технологию проблемного обучения,
которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя
проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности
учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение
знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Введение в
проблему обязательна на каждом уроке. Это позволяет активизировать и обобщить
имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызвать устойчивый
интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить
ученика к активной работе на уроке и дома. Для создания проблемной ситуации
использую следующие методические приемы:
подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способы их
разрешения;
сталкиваю противоречия практической деятельности;
излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагаю рассмотреть явление с разных позиций;
побуждаю учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
формулирую проблемные задания и задачи.
побуждаю к выдвижению гипотез.
Уже с первого года обучения я использую метод «Кластеры». Использование
кластеров на различных этапах урока позволяет добиваться стройности и логической
системности
подачи
и
усвоения
материала.
На
этапе
изучения
нового
материала
данный
метод
позволяет
сконцентрировать
внимание
учащихся
на
изучаемой
проблеме,
стимулирует
мыслительную
деятельность,
дает
возможность
актуализировать уже имеющиеся знания, необходимые для изучения нового материала.
На стадии осмысления кластеры дают возможность понять и усвоить содержание,
помогают
найти
главную
информацию
в
тексте,
способствуют
развитию
аналитических умений, запоминанию нового в структурированном виде. На стадии
рефлексии я использую кластеры для подведения итогов. Они помогают понять, на
какой ступени знаний находятся учащиеся, осуществлять контроль и самоконтроль,
оценку
и
самооценку.
При
этом
достаточно
большой
объем
информации
можно
проверить и проконтролировать за сравнительно небольшой промежуток времени. Уже
в первом классе я использовала картинные кластеры на предмете «Окружающий мир».
Работая
в
паре
и
группе,
учащиеся
дополняют
данный
учителем
кластер.
В
последующих классах я считаю эффективным использование кластеров на уроках
русского
языка
при
изучении
правил,
так
как
это
позволяет
структурировать
содержащуюся в правиле информацию, показать логическую связь частей правила и
усвоить алгоритм его применения. Эффективным является этот метод при подготовке к
сочинениям. Весь отобранный материал записывается в произвольном виде, а затем
выстраивается в логической последовательности. Это позволяет создать опору для
ученика, который нуждается в помощи, и оставляет пространство для творчества
детей.
Для развития у учащихся аналитического мышления на уроках русского языка,
использую такой метод, как «Сравнительная диаграмма». Это позволяет
активизировать мышление, способствует развитию памяти, обогащает лексический
запас, развивает лингвистические способности. На уроках по предмету «Окружающий
мир» в первом классе составляются диаграммы при изучении диких и домашних
животных, погодных условий, разных времен года. Во втором и третьем классах такая
работа проводится при изучении растительного и животного мира, различных
природных сообществ, при изучении полезных ископаемых, форм поверхности земли,
климатических условий. На уроках русского языка использую диаграммы при
изучении тем «Разделительный и смягчающий мягкий знак», «Приставка и суффикс»,
«Виды предложений», «Части речи». Этот метод позволяет выделять главное, находить
сходство и отличие сравниваемых объектов и понятий. Он позволяет учащимся
почувствовать себя в роли исследователей, повышая интерес к учебной деятельности,
создавая атмосферу творчества.
Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл»,
который помогает организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. На
уроках
литературного
чтения
я
даю
для
работы
в
группе
фрагменты
текста
на
определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того
как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп.
Это позволять не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и
стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает
ответственность учащихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному
и краткому пересказу.
Технология «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему
классу с целью сбора информации по предложенной теме. Дерево решений - класс
делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа
обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы
меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Часто использую и
такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь
утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ».
Использование разных методов интерактивного обучения предполагает высокую
активность учащихся. Применение этих методов позволяет мне добиться того, что
каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные
условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащему
свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности.
Для создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации я использую
следующие методики:
1.
Постеры – плакаты с первой половиной фразы
2.
Комплименты.
3.
Барометр настроения.
4.
Компас.
Для развития познавательной мотивации, логического мышления использую метод
«Сборщики». Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать текст
или правило.
Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяю метод
«С мира по нитке». Учащимся предлагается написать по два-три предложения по теме
урока,
затем,
объединившись
в
группы,
ребята
составляют
рассказ,
используя
написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают
наиболее полные и логически завершенные.
Метод «Карусель» позволяет закреплять полученные знания, учит работать
в парах, задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Я использую этот
метод для отработки правил написания слов, вычислительных навыков,
для обсуждения проблемных ситуаций. Он позволяет каждому ученику
принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли
ученика, то в роли учителя. (Образуется два кольца: внутреннее и внешнее.
Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее – это
учителя, которые через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они
должны
проговорить
за
несколько
минут
столько
аргументов,
чтобы
постараться убедить в своей правоте собеседника.
«Аквариум» (внешний
и внутренний круг при решении проблемы: «Что вы можете сделать для
того, чтобы те, кто сидит за кругом, могли войти в ваш круг?»);
Большую роль в воспитании самостоятельности играет обучение детей
рефлексивной и оценочной деятельности, как в отношении себя, так и в
отношении партнера по совместной работе. Поэтому я в своей работе
широко
использую
различные
рефлексивные
методы.
Для
рефлексии
использую
такие
методы,
как
«Рефлексивный
круг»,
«Цепочка
пожеланий»,
«Острова»,
«Заверши
фразу».
Например,
«Семья
–
…»,
«Бережно относиться к природе, значит…», «Я теперь знаю, что…», «Я
научился на этом уроке…», «Я хочу сказать спасибо…»; «Письмо самому
себе»; «Барометр настроения» (3 лица: улыбающее, серьезное, плачущее);
«Барометр настроений» - это передача своего эмоционального состояния :
- Мне было весело и интересно
- Мне было грустно и скучно
- Мне было безразлично
Методика
«Дерево
решений».
«Дерево
решений»
является
техникой
принятия
решений
в
ситуациях
трудных и неоднозначных. Перед началом занятий учитель
обозначает
проблему,
которая
будет
обсуждаться,
подготавливает таблицы для групп. Во время домашнего
задания, полученного на предыдущем уроке, дети узнают
конкретные факты, связанные с данной проблемой. Далее
на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему.
Ученики
выявляют
плюсы
и
минусы
поставленной
проблемы,
затем
подробно
анализируют
все
возможные
варианты решений. Во время занятий учащиеся заполняют
таблицу
Проблема
+ (преимущества)
- (недостатки)
и приходят к совместному решению.
Методика 6 х 6 х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа.
На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы
участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них
готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.
На втором этапе идёт смена групп таким образом,
чтобы в каждой из новых групп были представители
всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник
в
новой
группе
представляет
результаты
работы
своей группы с первого этапа, а потом вся группа
вместе
выполняет
задания,
используя
знания
или
умения,
полученные
на
первом
этапе,
т.
е .
рассматривают
один
вопрос
с
трёх
позиций
и
вырабатывают
общий
вывод
трёхстороннего
сотрудничества.
«Пустое кресло» – дискуссионная методика.
Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос
путём
обмена
мнений.
Этот
поиск
должен
подвести
учащихся
к
открытию
правды,
к
определению
фактического
состояния
вещей.
Методика
«Пустого
кресла»
развивает
критическое
мышление,
учит
аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое
количество участников, учит культуре дискуссии.
На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей,
записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся
знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет
совершенно
другое
мнение,
становится
у
знака
«?».
Каждая
группа
обсуждает
выбранное
мнение
и
выдвигает
представителя
для
дискуссии.
Все
участники
дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят
на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если
кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть
одновременно только одну минуту. Как только учитель услышит то, что является
самым важным, прекращает дискуссию.
Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов
решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся
на 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникам
предлагается ответить на вопрос, почему существует такая
проблема. Каждая группа
получает цветные листы
бумаги и
маленькие
цветные
клейкие
листочки.
Ученики
отвечают на
вопрос
проблемы. Ответ группа
записывает на листах
цветной бумаги размером
с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр
идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая
группа предлагает свои ответы и записывает их на листах
цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично
сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное
принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и
что постараюсь сделать.
Таким образом, технология активных методов обучения основана на коллективной
деятельности и направлена на:
взаимное обогащение учащихся в группе;
организацию
совместных
действий,
ведущих
к
активизации
учебно-
познавательных процессов;
распределение начальных действий и операций;
коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и
взаимопонимание;
обмен способов действия для решения проблемы;
взаимопонимание,
которое
диктуется
характером
включения
учащихся
в
совместную деятельность;
рефлексию,
через
которую
устанавливается
отношение
участника
к
собственному
действию
и
обеспечивается
адекватная
коррекция
этого
действия.
В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных
методов обучения?
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется,
перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей
организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы
для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок
выполнения намеченного плана.
Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей,
при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать
поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки
соприкосновения, идти на компромиссы.
В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он
учитель. Стоит учителю сменить тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он
находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят
искреннюю заинтересованность в общении.
Каковы же преимущества интерактивных методик обучения?
Прежде всего, интерактивные методы:
• пробуждают у обучающихся интерес;
• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
• обращаются к чувствам каждого обучающегося;
• способствуют эффективному усвоению учебного материала;
• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
• формируют у обучающихся мнения и отношения;
• формируют жизненные навыки;
• способствуют изменению поведения.
Почему я говорю «да» интерактивным методам?
Потому, что они обеспечивают:
• Высокую мотивацию.
• Прочность знаний.
• Творчество и фантазию.
• Коммуникабельность.
• Активную жизненную позицию.
• Командный дух.
• Ценность индивидуальности.
• Свободу самовыражения.
• Акцент на деятельность.
• Взаимоуважение.
• Демократичность.