Напоминание

"Формы реализации проектной деятельности учащихся."


Автор: Бурмистрова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: село Октябрьское Октябрьский район Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формы реализации проектной деятельности учащихся."
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Октябрьская СОШ №1"

Тема:

"Формы реализации проектной деятельности учащихся".

Номинация:

"Практические аспекты в реализации проектной деятельности

обучающихся общеобразовательной школы".

Вид методической продукции:

"Урок - проект по сказке – были М.М.Пришвина "Кладовая солнца":

"Все прекрасное на земле – от солнца".

Разработала:

Бурмистрова Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы

I квалификационная категория

с. Октябрьское

2017 год

Аннотация.

В методической разработке раскрыта методика использования метода

проектов на уроках литературы, а именно, как подготовить и провести урок-

проект по литературе.

По виду данный проект - информационный. Информационный проект

направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её

анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

По продолжительности - краткосрочный недельный проект.

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под

руководством учителя. При выполнении недельного проекта возможно

сочетание классных форм работы (уроки, мастерские, лекции, лабораторный

эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, работа в библиотеке,

в сети интернет и т.д.) Такое глубокое «погружение» делает проектную

неделю оптимальной формой организации данной деятельности.

Данная разработка рассчитана на формирование следующих

компетентностей на уроке:

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

4) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с

материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу ;

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную

рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои

эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

Методические задачи:- видеть и замечать прекрасное в природе,

выразительно читать, анализировать и понимать настроение автора, находить

в произведении средства художественной выразительности. Читать вслух

бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к

прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы

между предложениями и частями текста, уметь пересказывать текст

(художественный пересказ);

- толковать значения слов; определять литературные приемы

«олицетворение», «сравнение», «метафоры», позволяющие автору передать

чувства; анализировать произведение, эстетически воспринимать

произведение литературы, замечать красивое образное слово в прозаическом

тексте,

-работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, читать

осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами,

соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную

мысль произведения

- находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или

подтверждения собственного мнения.

Предметная область- литература.

Возраст учащихся- 6 класс (12-13лет).

Оформление образовательного продукта - Пояснительная записка.

Технологическая карта урока. Презентация.

Разработка такого урока требует большой затраты сил, энергии и времени, но

с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно-

познавательной деятельности. Визуальный материал (презентация)

способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает

мотивацию учащихся к предмету.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся

определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к

самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием

развития этих процессов является активизация учебно-познавательной

деятельности школьников. В этом отношении нетрадиционные способы

организации учебного процесса можно рассматривать как одну из форм

активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения,

формы, возможности свести воедино и осуществить на практике все

принципы обучения с использованием различных средств и методов

обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок по литературе - переход в иное

психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные

эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и

ответственность.

Методика проектной деятельности на уроках литературы предполагает

коллективную групповую работу учащихся под руководством учителя,

который выступает как консультант, в результате чего образовательный

процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого

участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная

педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу,

но и учатся деловому стилю общения. При создании мультимедийных

проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два

педагога: словесник и преподаватель информатики, так как сам проект

представляет собой интеграцию этих дисциплин.

Главная цель проектной деятельности на уроках литературы -

разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая

над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для

самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при

ее решении необходимо применение различных способностей учащихся:

аналитических, художественных, музыкальных, артистических,

коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются

невостребованными, и талантливого ребенка можно попросту «не заметить».

Обязательная задача педагога при работе над проектом - дать возможность

каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость

выполнения общего дела.

В зависимости от целей, задач и объекта исследования ученические

работы по литературе можно разделить на следующие виды проектов:

проекты, в которых проводится анализ текста художественного

произведения с целью выявления его художественного

своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства

писателя, типологии образов;

проекты, в которых разрешение поставленной проблемы

осуществляется на основе сравнения двух или нескольких

произведений. Проблемы могут носить различный характер -

теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический,

культурологический;

проекты, посвященные изучению жизни и творчества писателей,

чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное

краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений,

изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических

статей создать нравственно-психологический портрет писателя,

отразив своё восприятие его личности в форме художественно-

публицистического очерка.

Если итог работы - мультимедийная презентация, то учитель может её

использовать на других занятиях.

Целесообразно обратиться к проектной деятельности на уроках,

предполагающих углубление в творческую лабораторию писателя или

интеграцию в смежные учебные дисциплины. Функция учителя на таких

уроках становится совершенно иной: он координатор, консультант, к

которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику

информации.

Интересно проходят уроки, в подготовке которых принимают участие

дети. Сообщение по теме, анализ различных трактовок образа, составление

списка информационных ресурсов по заданной теме, обращение к другим

видам искусства с целью использования их при изучении литературного

произведения - задания, которые окажутся вполне посильными ученику.

Позиция ребят на таких занятиях становится иной: они чувствуют себя

партнёрами учителя, следовательно, повышается ответственность за

результаты работы.

Информационные и компьютерные технологии способствуют

реализации метода проекта на всех его этапах. Помимо специальных умений,

проверяются умения учащихся находить информационный ресурс как в

традиционных источниках, так и в сети Интернет, публичной защиты

проведённой работы, развиваются навыки исследовательской деятельности.

Результатом деятельности на занятиях станет творческая работа различного

вида (доклад, статья, презентация). Учителю здесь отводится роль

консультанта.

Так при изучении литературы ХX века в 6 классе по программе В.Я.

Коровиной можно организовать и реализовать урок-проект при изучении

темы «М.М. Пришвин. Сказка-быль "Кладовая солнца".

Эта работа направлена на приобретение новых знаний и освоение

новых для учеников способов деятельности. Проводя проектную работу,

необходимо обучить ребят приемам и способам учебно-исследовательской и

практической деятельности; коммуникативным умениям и навыкам: вести

диалог, работать в группе, презентовать свои идеи. Не менее важным нужно

научить способам и приемам самостоятельной работы со специфическими

источниками информации.

При организации работы над проектом перед нами были поставлены

цели:

Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения

М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном

законе жизни людей, о связи человека и природы, о великой миссии человека

и его ответственности за свою жизнь и за жизнь природы, пробудить интерес

к творчеству М.М. Пришвина, показать своеобразие жанра произведения

«Кладовая солнца».

Развивающие: Развивать критическое мышление, речь, творческий

потенциал, умение работать в группе, со справочной литературой,

исследовательские навыки.

Воспитательные: Воспитать вдумчивого читателя, показать единство

человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в

мире; пробудить в учениках волнение, чувство переживания; воспитывать в

детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком

назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.

Данные цели были реализованы через ряд задач:

продолжить знакомство с технологией проекта;

формировать коммуникативную компетентность в процессе работы над

проектом;

раскрыть характерные художественные произведения;

развивать ассоциативное мышления, активизировать творческую

деятельность учащихся, дальнейшее формирование и развитие навыков

анализа и интерпретации художественного текста;

воспитывать эстетический вкус, любовь к литературе, искусству.

Реализация проекта осуществлялась исходя из следующих этапов:

1 этап. Определение проблемного вопроса:

2 этап. Определение темы.

3 этап. Деление учеников на группы.

4 этап. Работа в группах.

На первом этапе анализа ситуации нами было определено, что для

изучения данного произведения по программе Коровиной выделено 3 часа,

изучить прочитать и изучить данное произведение в полном объеме из-за

ограниченного количества часов (3 часа) невозможно, поэтому было принято

решение об организации проекта для проведения заключительного урока по

изучению произведения.

1 этап. Определение проблемного вопроса:

Эта работа проводится на первом уроке по изучению произведения.

Тема первого урока: М.М. Пришвин. Сведения из биографии писателя.

Знакомство со сказкой-былью "Кладовая солнца"

В начале урока проведится работа со словом "кладовая".

Запись на доске:

Клад - класть - кладовщик - кладовая.

- Как называются такие слова?

- Что общего между ними и чем они отличаются?

- Где обычно бывают, спрятаны клады?

- А что в кладе может быть?

- Озвучьте ваши версии: о чём может быть произведение, в названии которого

есть слово кладовая? (Версии записываются на доске и в тетради: о том как

искали клад, рассказ о каком-то хранилище драгоценностей, история о

кладоискателях и т.п.).

- Как вы считаете, что за человек, который написал о кладовой, кладе? (В

ходе обсуждения выяснилось, что учащиеся не знают о творчестве М.М.

Пришвина. Была выдвинута версия, что автор сам когда-то искал клад и хочет

рассказать нам об этом свою историю).

В результате этой работы высняется, что произведение не о том как

искали клад кладоискатели и автор не кладоискатель (в прямом понимании

этого слова: кладоискатель, тот кто целенаправленно занимается поиском

кладов).

Далее учитель сообщает, что первоначально сказка М.М. Пришвина

называлась «Друг человека», но автор остановился на названии "Кладовая

солнца". Учитель предлагает ребятам определить проблему над которой они

будут работать и решать в ходе заключительного урока.

В результате выдвигается проблемный вопрос:

Почему автор отказался от этого названия?

Какой смысл вкладывает М.М. Пришвин в название «Кладовая

солнца»?

2 этап. Определение темы проекта.

В ходе этого этапа учитель предлагает ученикам сформулировать тему

проекта. В результате обсуждения мы остановились на теме:

«Заключительный урок - проект по сказке – были М.М.Пришвина

«Кладовая солнца»: «Все прекрасное на земле – от солнца».

Тема проекта не должна навязываться учащимся, инициатива должна

исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся у них знаний и

опыта должны попытаться решить поставленную задачу. Учитель же

оказывает им организаторскую деловую поддержку. Задача учителя - вызвать

интерес к той или иной проблеме. Если ему это удается, занятие становится

интересным и целенаправленным, освоение материала - осмысленным, а

работа учащихся - увлекательной, познавательной и мотивированной.

3 этап. Деление учеников на группы.

Для подготовки данного занятия учитель делит всех учеников класса на

микрогруппы, каждая из которых должна будет создать свой мини-проект по

определенной теме, а затем все группы соединят свои мини-проекты в один

большой проект. Внутри микрогруппы работа распределяется так, чтобы

каждый член группы имел свое задание, в каждой группе выбирается

ответственный за её работу - руководитель.

Ученикам нужно будет подобрать материал по темам, обратиться к

различным источникам.

В результате были организованы 7 микрогрупп:

1. "Литературоведы" (это самая большая группа) -

(Литературовед - это специалист, занимающийся изучением теории

литературы и исследованием содержания литературных произведения. Он

изучает художественные тексты, отмечает их достоинства и недостатки.

Пишет рецензии и статьи).

Задание:

- подготовить краткое сообщение о биографии М.М. Пришвина

(сведения, которые не прозвучали на первом уроке);

- рассказать о жанре произведения;

- ответить на вопросы: "что же можно считать правдой в этом

произведении, а что сказкой?"

2. "Лингвисты" -

(Лингвист - это специалист в области языкознания, занимается изучением

языка, особенностей речи).

Задание:

- выписать из текста примеры слов с уменьшительно-ласкательными

суффиксами;

- найти в тексте и выписать сравнения и олицетворения;

- ответить на вопросы: какую роль играют в тексте слова с уменьшительно-

ласкательными суффиксами и с какой целью автор использовал сравнения и

олицетворения в тексте.

- подготовить художественный пересказ описания ели и сосны.

3. "Пейзажисты" -

Задание - подготовить рисунки к данному отрывку и рассказать, что

они хотели показать в своих рисунках (в эту группу вошли ребята, которые

любят рисовать и ребята, которым дается трудно анализ теста (обучающиеся

с ОВЗ).

4. "Топографы" -

(задача топографа - отобразить местность на карте

со всеми ее ландшафтами).

Задание: нарисовать карту, где изображен маршрут следования

Митраши и Насти.

5. "Кинологи"-

Задание: рассказать о породе собак "Гончая".

6. Биологи"-

Задание:

- рассказать о растениях, которые помогают Митраше;

- подготовить научное описание ягоды клюквы и травы белоус;

- выписать отрывки из текста сказки - описание клюквы и травы

белоус;

- сделать выводы чем отличается описание ягоды в произведении от

научного описания.

7. "Редакторы" -

- редактирование презентаций каждой микрогруппы, оформление их в

едином виде, составление одной

общей презентации к уроку.

В ходе работы над

минипроектами учениками было

собрано большое количество

материала. Совместно с учителем

ученики создали проект под

названием «Заключительный

урок - проект по сказке – были

М.М.Пришвина «Кладовая

солнца»: «Все прекрасное на

земле – от солнца» и

продемонстрировали свои знания

и умения на учебном занятии.

При организации проекта

по мы придерживались

обязательных структурных

требований предъявляемых к

данному виду учебной

деятельности:

Подготовка. Задача этого

этапа - обсудить в малых группах

методом «мозговой атаки»

возможные способы решения

поставленной перед: учениками

задачи, в результате обсуждения

выдвинуть гипотезы ее решения

и определить методы

исследования. Ученикам

необходимо также распределить

роли в группе - кто, за что будет

отвечать. Тот, кому предстоит

защищать проект, докладывает

всему классу о принятых решениях. Учащиеся класса включаются в

обсуждение и либо принимают предложения группы, либо предлагают какие

- то дополнения, коррективы. В это время у учителя на столе должны лежать

аргументированные решения каждой группы об их программе поиска,

подобранный материал, интернет - сайты

На этапе планирования были продуманы и обсуждены цели и задачи

проекта, учащиеся разделены на подгруппы.

Сбор информации. Учащиеся определяют источники информации

(учебники, энциклопедии, справочники, интернет). Определяют способы,

сборы и анализ информации. Определяют способы представления

результатов (формы отчета: компьютерная презентация). Установление

процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

Разрабатывают общий план, сценарий своей части проекта. В это время

учитель предлагает идеи, высказывает предложения. На начальном этапе

работа со всем классом, затем учитель работает отдельно с каждой группой

(начальная работа в конце урока (10 минут), затем на переменах, после

уроков.

Анализ и обобщение. Анализируют собранную группами

информацию, полученную в результате сбора и анализа информации.

Завершают сбор информации и ее обсуждение по группам. Учитель

наблюдает, советует.

Представление или оценка. Формулируют выводы по направлениям,

аргументация. Распределяют роли для защиты проекта. Возможные формы

представления результатов: устный или письменный отчет. Учитель слушает,

задает целесообразные вопросы в роли рядового ученика. Учащиеся

участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, их креативность,

качество использованных источников, делает предложения по качеству

отчета.

Далее с группой "Редакторы" составляется общая презентация.

Учитель готовит конспект урока.

Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые

развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе

коллективной, групповой деятельности.

В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие

функции:

помогает ученикам в поиске источников, оказывает помочь им в

работе над проектом;

сам является источником информации;

координирует весь процесс;

поддерживает и поощряет учеников;

поддерживает непрерывную связь, чтобы помог ученикам

продвигаться в работе над проектом»

Таким образом, в ходе работы над проектом учащиеся получают опыт

использования современных технических средств, навыки индивидуальной и

коллективной работы, функциональные навыки исследования. Работая в

группах или самостоятельно, вырабатывая свою точку зрения на

поставленную проблему, учащийся активизирует личностную позицию, что

положительно влияет на качество образовательного процесса.

Литература

1. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной

образовательной среде. М.: Просвещение, 2012

2. Метод проектов // Завуч. – 2004. - № 8

3. Проектно – исследовательская технология. Теория и практика.- 2005.-

С.67 - 80

4. Пулина А.А. Метод проектов в практике современного учителя. –

НАТА.2000.- С. 5 – 13

5. Челишева И.Л. Метод проектов как мотивация учебной деятельности и

способ формирования творческой личности учащихся // Русский язык и

литература в учебных заведениях. – 2009.- № 3. – С. 36 – 39

6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

М. Аркти, 2008

7. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998.

8. Горбич О. И. Технологии личностно – ориентированного обучения. Метод

проектов. Русский язык. № 21, 2009.

9. Журнал «Литература в школе» - № 7, 2002. Ст. Борисенко Н. Б. «Как мы

работали над проектом, или технология исследовательской деятельности

учащихся».

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

– М.: Аркти, 2003.

11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:

Аркти, 2007.

12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:

Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.:

АРКТИ, 2003.

13. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения

школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

14. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся //

Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.

15. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в

гуманитарной прфильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28

16. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа

исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности"

//Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.



В раздел образования