Напоминание

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ БИОЛОГИИ РАЗДЕЛА "РАСТЕНИЯ"


Автор: Антонова Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №10
Населённый пункт: город Усть-Кут, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ БИОЛОГИИ РАЗДЕЛА "РАСТЕНИЯ"
Раздел: среднее образование





Назад




РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ БИОЛОГИИ

РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ»

Антонова Ирина Николаевна, учитель биологии первой категории

г. Усть-Кут, МОУ СОШ № 10

Осуществление

межпредметных

связей

помогает

формированию

у

учащихся целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между

ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми.

Целенаправленная закладка биологического фундамента в школе начинается

именно

с

изучения

раздела

«Растения».

Этот

этап

начала

формирования

биологического мышления является исключительно важным и вместе с тем

сложным.

При

изучении

клеточного

строения

корня

необходимо

акцентировать

внимание

на

особенности

строения

корневых

волосков

зоны

всасывания.

Необходимо объяснить, что благодаря большей поверхности обеспечивается

поступление воды в растение. При выращивании одного растения ржи было

установлено, что общая длина его корней достигает 600 км, при этом на них

образуются

15

млрд.

корневых

волосков.

Чем

больше

размеры

корневых

волосков, тем больше всасывающая поверхность.

Для

объяснения

поступления

воды

в

корень

необходимо

обратиться

к

понятиям

«диффузия»

и

«осмос».

Окружающая

вода

постоянно

стремится

«растворить» и наличие у растительной клетки плотной клеточной оболочки не

позволяет ей лопнуть. Распирая изнутри каждую клетку, осмотическое давление

поддерживает растения в упругом состоянии. В жаркие дни, когда воды не

хватает, это давление падает - растение вянет. Если заменить воду раствором

более высокой концентрации, чем концентрация цитоплазмы то, по законам

осмоса, нужно ожидать выхода воды из клеток.

При

изучении

корня

прослеживается

наибольшая

связь

с

практикой.

Учащиеся

должны

усвоить,

что

агроприемами

можно

расширить

площадь

питания, улучшить рост и повысить продуктивность растения. Окучивание

способствует

образованию

придаточных

корней,

пикировка

увеличению

количества придаточных и боковых корней. На понимание этого материала

предложите следующее задание:

- Во время высадки рассады капусты в открытый грунт у одних растений

прищипывали главный корень, а у других нет. Какие растения дадут более

высокий урожай? Почему вы так считаете?

Для

выяснения

усвоения

материала

о

приспособлениях

растений

к

условиям произрастания можно задать следующий вопрос:

- Вырастим растения одного вида в вазонах с песком и с глиной, а также в

сосуде с водным раствором питательных веществ. Как вы считаете, в каком

случае корневой чехлик окажется больше и почему?

При

изучении

типов

корневых

систем

необходимо

уделить

внимание

вопросу о зависимости дыхания корней от свойств почвы и водного режима. В

тяжелых почвах богатых органическими веществами концентрация кислорода

резко

снижается

и

содержание

углекислого

газа

сильно

возрастает.

То

же

наблюдается, когда на поверхности почвы образуется корка. При удалении

корки рыхлением почвы разрушаются капилляры, по которым вода поднимается

вверх

из

более

глубоких

слоев

и

затем

испаряется.

Рыхление

не

только

способствует сохранению влаги в почве, но и улучшает обеспечение корней

кислородом.

Урожай

культурных

растений

во

многом

зависит

от

интенсивности

и

продуктивности фотосинтеза. Продуктивность фотосинтеза можно повысить,

снабжая

растения

достаточным

количеством

воды,

минеральных

веществ,

углекислого газа и света. Для выяснения глубины понимания фактического

материала учащимся следует задать вопросы:

- Иногда в теплицах разбрасывают «сухой лед», который, испаряясь, повышает

концентрацию углекислого газа в воздухе. С какой целью это делается?

- В природе растения растут на почве, на песке, в воде. Какие же вещества

являются основным строительным материалом для растения?

Для закрепления знаний и проверки того, как учащиеся могут применить

теоретические знания в измененной ситуации, желательно подбирать вопросы,

связанные с сельскохозяйственным производством: Два звена соревновались,

кто вырастит больший урожай картофеля. На участке одного звена незадолго до

уборки скосили значительную часть ботвы, а в другом – только верхнюю часть с

цветками и плодами. Объясните, какое звено сделало правильно и почему?

Необходимо

раскрыть

вопрос

о

влиянии

экологических

факторов

на

фотосинтез и урожайность растений. Рассказать об источниках загрязнения

воздуха.

При объяснении

материала

или

закреплении

учащимся

задается

следующий

вопрос:

Вдоль

пыльной

дороги

расположились

огороды.

Все

растения, которые росли около обочин дороги, имели вялый вид и дали плохой

урожай. Почему?

Таким образом, межпредметные связи составляют необходимое условие

организации

учебно-воспитательного

процесса

и

реализуются

в

процессе

обучения

учащихся

физике,

химии

и

биологии

через

соответствующие

им

механизмы и средства обучения.

Литература

1.

Елагина В.С. Теория и методика реализации межпредметных связей в

обучении

школьников:

Учебное

пособие

к

спецкурсу.-

Челябинск:

Издательство ИИУМЦ « Образование», 2012.

2.

Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении

биологии. - М.: Просвещение, 2007.

3.

Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. -

Чита: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996.



В раздел образования