Напоминание

"Средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Нелюбина Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Детство" № 204
Населённый пункт: Свердловская область г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Средства развития эмоциональной сферы детей старшего

дошкольного возраста

Средства эмоционального развития — комплекс занятий, в которых

проявляются

творческие

способности

(рисование,

лепка

из

пластилина,

вырезание из картона (бумаги), создание различных поделок). Так ребёнок

развивает самостоятельность, фантазию, воображение, приобретает новые

навыки.

Содержанием работы по развитию эмоциональной сферы являются не

только

проведение

занятий,

в

дошкольных

общеобразовательных

учреждениях, а также планируют:

1. Комфортную организацию режимных моментов.

2.

Оптимизацию

двигательной

деятельности

через

организацию

физкультурно-оздоровительных

мероприятий:

о зд о р о в и т е л ь н о -

профилактической

гимнастики;

физкультминутки;

спортивные

игры;

подвижные игры, досуги.

3. Игротерапию: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции

и эмоциональный контакт; коммуникативные игры.

4.

Арттерапия

-

рисование;

ритмопластика;

танец;

музыкально-

ритмические движения;

5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

6. Психогимнастика: этюды; мимика; пантомимика.

7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.

8. Посещение комнаты психологической разгрузки.

9. Задания, направленные на: организацию совместной деятельности;

составление рассказов; организацию театрализованных игр.

10. Использование наглядных пособий.

Существует

достаточно

средств

используемых

для

развития

эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста:

1.

Сюжетно

ролевая

игра

помогает

разрешить

конфликтные

ситуации.

Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих

играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой

деятельности.

В ходе сюжетно - ролевых игр дошкольник берет на себя определенные

роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения, у

детей развивается эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам.

Игра — основной вид деятельности каждого ребёнка. Она насыщена

эмоциями, действиями и импровизацией. Это средство развития физического,

когнитивного и социального состояния. Методика обучения при помощи игр

— самая верная.

2. Трудовое воспитание - элементарные трудовые поручения.

Главная

цель

трудового

воспитания

дошкольников

это

формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой

деятельности.

Труд

развивает

у

дошкольника

сообразительность,

наблюдательность,

внимание,

сосредоточенность,

память,

укрепляет

физические силы и здоровье.

3. Театрализованная деятельность - передача эмоций, характера героев

и отношение их друг к другу.

Театрализованная деятельность в детском саду, хорошая возможность

раскрытия

творческого

потенциала

ребенка,

воспитания

творческой

направленности

личности.

Дети

учатся

замечать

в

окружающем

мире

интересные

идеи,

воплощать

их,

создавать

свой

художественный

образ

персонажа,

у

них

развивается

творческое

воображение,

ассоциативное

мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

4.

Игры

-

драматизации.

Их

преимущество

состоит

в

том,

что

персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают

удовольствие

от

познания

окружающего

мира,

но

и

при

этом

учатся

управлять собой.

5. Совместные праздники, досуги.

Праздники и досуги в детском саду имеют свои цели и задачи, главная

из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный

эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.

6.

Использование

художественной

литературы

-

мир

словесного

искусства

несет

в

себе

безграничные

возможности

для

формирования

эмоциональной

сферы

дошкольника.

Чтение

художественной

литературы

вызывают

эмоциональный

отклик,

учат

детей

сопереживать,

выражать

собственные

чувства

мимикой,

жестами,

словами,

побуждают

дать

эмоциональную

оценку

словам

и

действиям

героев

(веселый,

грустный,

хороший,

обиделся).

Чтение

книг

всегда

способствует

эмоциональному,

нравственному и духовному обогащению. Дети окунаются в книжный мир,

начинают сопереживать главным героям, узнают много нового о жизненных

проблемах и способах их решения.

7. Использование музыки — вслушиваясь в слова и музыку песен и

хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки,

приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

Хороший

вариант

развития

эмоциональной

сферы

музыкальная

методика. Музыка используется и для танцев, и как фон во время занятий

другими

видами

творческой

деятельности.

Правильно

подобранные

музыкальные произведения — средства успокоения, расслабления и снятия

психологического напряжения, формирующие основы эстетического вкуса.

8. Изобразительная деятельность — использование цветовой гаммы,

создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. Через

рисунки дошкольники выражают свои эмоции. Обычно дети рисуют то, что

их

радует

и

то,

что

расстраивает,

вызывает

страх

или

тревогу.

Часто

проецирование

объектов

страха

(пусть

даже

и

несуществующих,

воображаемых)

на

рисунке

позволяет

бороться

с

ними.

По

яркости

и

строгости линий рисунка можно увидеть отношения малыша к какому-либо

событию, происходящему в его жизни.

9. Наглядность — один из основных и наиболее значительных методов

обучения дошкольников. Метод наглядности - пример взрослого. Как педагог

выражает

свои

чувства,

реагирует

на

эмоциональные

проявления

других

людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и

порой копируют.

10.

Моделирование

использование

моделей

для

решения

поставленных

задач.

Освоение

детьми

метода

моделирования

влияет

на

развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с

реальным.

В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

пиктограммы,

графические

изображения

лица,

силуэты

людей,

пантомимически отражающие эмоции, "подвижные аппликации".

11. Развитие речи — активизируется и обогащается словарь ребенка за

счет

слов,

обозначающих

чувства

и

эмоциональные

состояния

человека.

Совершенствование

эмоциональной

сферы

позволяет

ввести

в

обиход

ребенка

установленные

формы

вежливого

общения

(здороваться,

благодарить, просить прощение и т. д.)

12.

Подвижные

игры

высокая

эмоциональная

насыщенность

подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми,

жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия,

вызывают

интерес,

захватывают

воображение,

побуждают

к

творческому

выполнению игровых действий.

13.

Психогимнастика

учит

ребенка

справляться

с

жизненными

трудностями. Психогимнастика

эффективная

методика,

развивающая

психическую,

физическую

и

эмоциональную

сферы

как

единое

целое.

Психогимнастика

помогает

детям:

адаптироваться

в

коллективе,

заводить

знакомства и дружить; разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;

научиться

демонстрировать

и

понимать

эмоции;

избавиться

от

стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей; развить

воображение

и

творческое

мышление;

научиться

контролировать

свои

движения.

14.

Коммуникативные

упражнения,

при

которых

происходит

тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на

друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы).

15. П с и х о м ы ш е ч н а я

т р е н и р о в к а

н а ц е л е н а

н а

с н я т и е

психоэмоционального

напряжения,

внушение

желательного

настроения,

улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций,

стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность

детей, приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.

Средства

на

развитие

эмоциональной

сферы

детей

старшего

дошкольного

возраста

позволяют

воссоздать

и

проиграть

реальную

ситуацию,

окружающую

ребенка,

а

также

найти

выход

из

нее

как

с

положительным,

так

и

с

отрицательным

результатом.

В

данном

случае

ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти

несколько вариантов решений. Причем ребенок сам может повлиять на исход

ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий.

Использование

средств

на

развитие

эмоциональной

сферы

будет

эффективным, если:

Развивать

у

ребенка

способность

к

самопознанию,

помогать,

ему

осознавать свои характерные особенности и предпочтения.

Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к

группе.

Помогать ребенку, пережить определенное эмоциональное состояние,

объяснить, что оно означает, дать ему словесное обозначение.

Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес

к истории своей семьи.

Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их

настроение.

Вырабатывать

у

ребенка

положительные

черты

характера,

способствующие

лучшему

взаимопониманию

в

процессе

общения,

корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового

общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что для развития эмоциональной

сферы

ребенка

в

дошкольно-образовательных

учереждениях

необходимо

проводить систематическую и целенаправленную работу с использованием

различных

средств,

на

развитие

эмоциональной

сферы

детей

старшего

дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.



В раздел образования