Автор: Андреева Ирина Александровна
Должность: учитель - логопед, воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Катюша" города Волгодонска
Населённый пункт: г. Волгодонск Ростовской области
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Проект "Удивительный мир книг"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Удивительный мир книг»
«Испокон
века
книга
растит
человека»
Русская народная пословица
Наши дети – это наше продолжение. Воспитывая детей, мы пытаемся
не
просто
научить
их
говорить,
читать,
писать
и
ориентироваться
в
повседневных
ситуациях.
Мы
хотим
привить
им
свое
мировоззрение,
передать им свои жизненные ценности. Почему связь поколений нарушается,
и наши дети порой удивляют и пугают нас своей «современной» жизненной
позицией?
В истории нашей страны было немало переломных моментов, но
после
всех
потрясений
общество
всегда
возвращалось
в
русло
Великой
культуры Великой страны – России. Эта преемственность обеспечивается
благодаря литературе. Воспитание начинается с русских народных сказок,
дальше ребенок знакомится с авторскими сказками, затем наступает черед
серьезной литературы. Каждое звено в этой цепи незаменимо в процессе
нравственного воспитания русского человека.
Помимо
духовного
просвещения
есть
еще
и
абсолютно
прагматическая необходимость в чтении книг. Для педагогов давно не секрет,
что
у
«начитанных»
детей
гораздо
реже
возникают
проблемы
с
грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время
чтения
ребенок
незаметно
для
себя
усваивает
законы
красивого,
литературного
языка,
учится
не
только
говорить
и
писать,
но
думать
грамотно. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает
словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях.
Но если читать так необходимо, как же повысить читаемость хотя бы в
пределах
собственной
семьи?
Сегодня
многие
социологи
и
психологи
приходят
к
выводу,
что
«кризис
чтения»
невольно
подготовлен
самими
педагогами и родителями. Беда в том, что детей в дошкольном возрасте не
научили любить книги.
Именно
поэтому
мы
решили
реализовать
в
группе проект
«Удивительный мир книг».
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать
читателя
в
ребенке,
взрослый
должен
сам
проявлять
интерес
к
книге,
понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей
дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать
при анализе произведения.
Проблема:ослабевающий интерес обучающихся к чтению книг.
Цель
проекта:развить
у
детей
подготовительного
дошкольного
возраста интерес к художественной литературе, речевые умения.
Задачи проекта:
сформировать у детей понимание того, что книга - источник
знаний;
воспитывать интерес к книгам и бережное отношение к ним;
вызывать положительные эмоции при чтении книг;
активизировать
родителей
к
совместной
продуктивной
деятельности.
Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.
Продолжительность: ноябрь 2015 года - апрель 2016 года.
Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы,
воспитатели,
учитель-логопед,
родители,
музыкальный
работник,
сотрудники библиотеки.
Предполагаемый результат:
повышение
интереса
детей
к
чтению
и
художественной
литературе;
обогащение
словаря,
развитие
лексико-грамматического
строя,
связной речи детей;
повышение уровня развития речи детей;
активное участие родителей в жизни детского сада;
положительное отношение родителей к совместной деятельности
с педагогами;
возрождение чтения в кругу семьи.
Прежде чем перейти к осуществлению проекта, мы глубоко изучили
его
тематику,
определили
образовательные
области,
подобрали
методическую,справочную,
художественную
литературу
по
теме,
а
также
необходимые пособия, материалы, вовлекая в этот процесс родителей.
На первом, аналитическом этапе проекта мы провели анкетирование
среди родителей, интервьюирование детей группы, по итогам которого было
выявлено,
что
культура
семейного
чтения
находится
на
низком
уровне,
знание
детьми
и
родителями
произведений
детской
художественной
литературы и их авторов скудное. Совместно с детьми обсудили проблему:
«Читаем книги вместе с мамой», сформулировали задачи. Был организован
книжный уголок, выставка портретов детских писателей.
На
этапе
практической
деятельности
проводились
увлекательные
беседы
с
использованием
презентацийпо
темам:
«Первые
книги»,
«Библиотеки для детей», «Книга – наш лучший друг», «Книга нуждается в
нашей
заботе»,
«Знакомство
с
библиотекой»,
«Правила
поведения
в
библиотеке», «Знакомство с алфавитами разных стран», «История развития
письменности», «История создания бумаги», «Знакомство с азбукой Морзе и
семафорной азбукой».
Вместе
с
сотрудниками
библиотеки
имени
А.Грина
провели
экскурсию, где познакомили детей с книгой, тематическими выставками, с
работой библиотекаря; провели познавательное занятие «Детям о книгах».
Заучивались стихи, пословицы, поговорки о книгах, загадки, песни,
скороговорки, проводились дидактические игры: «Из какой сказки герой?»,
«В
гости
к
сказке»,
«Отгадай
загадку»,
«Подбери
слово»,
«Угадай
пословицу»,
«Исправь
ошибку»,
«Назови
автора»;
были
организованы
и
проведены подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Из какой
сказки
герой?»;
осуществлялось
ежедневное
чтение
литературных
произведений различных жанров, что способствовало не только развитию
познавательной активности, активному речевому развитию, но и побуждало
детей к творческой деятельности. По мотивам русских былин был поставлен
спектакль, а по сказке К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» - драматизация. По
произведениям К.И. Чуковского была организована выставка
семейных
рисунков «Выбежал из моря кит», и выставка детских работ «В гостях у
сказки». Дети изготовили в технике «оригами» книжки-малышки.
На этапе экспериментальной деятельности дети узнали, как делают
бумагу и попробовали сделать ее самостоятельно из салфеток и цветной
бумаги.
Были
организованы
и
проведены
сюжетно
ролевые
игры
«Библиотека», «Книжкина больничка», «Книжный магазин», «Моя семья в
библиотеке».
В
процессе
реализации
проекта
была
осуществлена
интеграция
следующих образовательных областей:
Познание:
дети
открыли
для
себя
много
нового,
интересного
и
удивительного
чере з
с енсорно е
развитие,
п о з н а в ат е л ь н о -
исследовательскую деятельность.
Коммуникация: пополнился новыми словами активный словарный запас.
Воспитанники
научились использовать в речи пословицы и поговорки.
Усовершенствовалась
монологическая
и
диалогическая
речь.
Дети
коллективно сочинили сказки «Волшебный лес», «Сказка про цыплёнка»,
«История из 13 картинок».
Чтение художественной литературы: дети познакомились с творчеством
К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л.Барто; устным народным творчеством:
пословицами, поговорками, загадками, былинами. Они совершенствовали
свое умение в рисовании, искусстве«оригами».
На
заключительном,
итоговом
этапе
были
проведены
викторины:
«Герои
любимых
книг»,
«Выбежал
из
моря
кит»,
где
ребята
показали
высокий
уровень
знаний,
активности.
На
родительском
собрании
были
презентованы книги, изготовленные детьми совместно с родителями.
В
образовательном
учреждении
обучающимися
подготовительной
группы для ребят младшего и старшего возраста проведена акция « Сделай и
подари книгу малышам».
Для
родителей
воспитателями
и
учителем-логопедом
были
подготовлены консультации: «Чтобы ваш ребёнок читал», «Как организовать
домашнее
чтение»,
«Развитие
читательского
интереса»;
памятки
для
родителей «Золотые ключики в мир чтения», «Семья и книга»; организован
мастер-класс
по
изготовлению
закладок
для
книг,
разработаны
буклеты
«Золотые
правила
семейного
чтения».
Совместно
с
родителямибыли
приобретены книги в подарок детям.
На
заключительном
этапе
был
организован
КВН
для
детей
и
родителей «Мы - читающая семья».
К
окончанию
про ект а
«Удивительный
мир
книг»
д е т и
подготовительной группы узнали:
— о разнообразии книг, жанрах произведений;
— историю происхождения и изготовления книги;
— о роли библиотеки в жизни человека, профессиях библиотекаря,
писателя, художника-иллюстратора;
— правила общения с книгой.
Реализация
проекта
способствовала
формированию
нравственных
качеств у детей, устойчивого интереса к книгам и к процессу чтения,
более
бережному отношению детей к книгам, развитию коммуникативных навыков,
творческого мышления, воображения. В непосредственной образовательной
деятельности воспитанники активно придумывают и создают книги, чаще
обращаются
к
книге
для
получения
информации,
рассматривают
энциклопедии.
Родители
ежедневно
поддерживают
традиции
семейного
чтения, повышают интерес к чтению художественной литературы.
Схема реализации проекта
Образовательные
области
Виды детско-взрослой деятельности
Социально-
коммуникативное
развитие
Экскурсия в библиотеку.
Акция
совместно
с
родителями
«Сделай
и
подари
книжку
малышу».
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжкина больничка»,
«Моя семья в библиотеке», «Книжный магазин».
Речевое развитие
Совместное
творчество.
Сочинение
сказок:
«Волшебный
лес»,
«Сказка
про
цыпленка»,
«История
из
тринадцати
картинок»;
составление творческих рассказов на темы: «Рассказы о животных
жарких (холодных) стран», «Зимние забавы»;
д/и «Собери пословицу», «Отгадай загадку», «Угадай героя», «В
гости
к
сказке»,
«Раз-два-три,
картинку
переверни
и
сказку
расскажи»;
«Я
начну,
а
ты
продолжи»,
«Составь
рассказ
по
картинке», «Добавлялки», «Из какой сказки?»;
пересказ отрывков из литературных произведений, сказок;
викторина
«Выбежал
из
моря
кит»
по
произведениям
К.И.Чуковского;
литературная викторина «В гостях у сказки»;
совместное
с
родителями
творчество:
сочинение
сказок,
рассказов, загадок.
«Литературная
минутка»-
блиц-опрос
по
прочитанным
дома
произведениям.
Познавательное
развитие
Познавательные
занятия
по
темам:
«Первые
книги»,
«Первая библиотека», «История развития письменности»,
«История создания бумаги», «Знакомство с азбукой Морзе
и с семафорной азбукой».
Беседы: «Берегите книги», «Зачем нужны книги», «Где
живут книги?».
Экспериментальная деятельность: создание бумаги.
Просмотр
презентаций:
«Знакомство
с
библиотекой»,
«Первые библиотеки», «Правила поведения в библиотеке»,
«Знакомство
с
алфавитами
разных
стран»,
«Первая
письменность и первые книги».
Художественно-
эстетическое развитие
Знакомство детей с пословицами и поговорками о книге и
чтении; разучивание стихов и песен о книге, чтение былин,
сказок
К.И.Чуковского:
«Мойдодыр»,
«Федорино
горе»,
«Тараканище»,
«Телефон»,
«Айболит»,
«Краденое
солнце», «Приключения Бибигона», «Путаница».
Рисование
на
темы:
«Мой
любимый
сказочный
герой»,
«Выбежал из моря кит». Организация выставок по данным
темам.
Лепка «Мой любимый сказочный герой».
Изготовление
книжек-малышек
в
технике
оригами.
Создание книг совместно с родителями.
Театрализованная
постановка
«Былины».
Драматизация
сказки «Муха-цокотуха», чтение по ролям любимых сказок
К.И. Чуковского.
Мимические этюды: «Угадай сказочного героя», «Назови
добрых героев», «Скажи как».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Физическое развитие
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди»
и.д.
Этапы работы над проектом.
Этап
Совместная деятельность
Дети
Педагоги
Родители
Подготовите
льный этап
Интервьюирование
детей,
наблюдение
з а
д е т ь м и
в
самостоятельной
д е я т е л ь н о с т и
с
целью
выявления
интереса к книге.
П о д г о т о в к а
а н к е т
и
вопросников по теме, сбор
информации.
П р о в е д е н и е
м и н и
эксперимента « Новая книга» и
наблюдение за реакцией детей
на появление в группе нового
о б ъ е к т а .
О б р а б о т к а
информации
для
дальнейшего
формулирования проблемы.
Составление
тематиче ских
конспектов .
П о д б о р
м а т е р и а л а
д л я
наглядного информирования.
Проведение
р од ите л ь с ких
встреч
на
подготовительном
этапе.
Заполнение
анкет,
участие в беседах с
педагогами.
Формулирова
ние
проблемы
Вызвать
у
детей
устойчивый
интерес к книгам и
к процессу чтения.
У
детей
нет
устойчивого
и н т е р е с а
к
к н и г е .
Необходимо сть
п о и с ка
разнообразных приёмов для
п од д е р ж а н и я
у
д е т е й
интереса к чтению.
Показать
ценность
семейного
чтения
и
п р и ё м ы
взаимодействия
родителей и детей
в
п р о ц е с с е
семейного чтения.
Систематиза
ция
информации
Изучение
опыта
работы
дошкольных
учреждений
города и страны по данному
проекту. Составление плана
проекта.
Продумывание
последовательности работы
и
с о д е р ж а н и я
заключительного
э т ап а
проекта.
Практическа
я
деятельность
детей
О бъ е д и н е н и е
в
творческие группы,
проявление
творческой
и н и ц и а т и в ы
и
активной
позиции
к о
в с е м у
происходящему,
привлечение
родителей
к
своей
деятельности.
Слушание
художественных
произведений
(сказок
К.И.Чуковского,
русских
народных
сказок,
былин);рисование
иллюстраций
на
темы: «В гостях у
сказки», «Выбежал
и з
м о р я
к и т » ;
изготовление
п о д е л о к
и з
пластилина
«Мой
любимый
сказочный
герой»,
книжек- малышек в
технике
оригами,
экспериментирован
ие с изготовлением
бу м а г и
р у ч н о й
работы,
Оказание
помощи
детям,
обогащение их жизненного
опыта
через
прочтение
сказок
К.И.Чуковского,
русских
народных
сказок,
б ы л и н ;
ч е р е з
изодеятельность,
музыкальную деятельность,
организацию
театрализованной
деятельности.
Направление
деятельности
детей,
стимулирование
к
проявлению
творчества,
активности,
эмоционально-
положительного отношения
ко всему происходящему.
Изготовление
д и д а к т и ч е с к о й
и г р ы
«Закончи пословицу о книге
и чтении».
Организация
выст авок,
подготовленных
детьми;
п о к а з
п р е з е н т а ц и й ;
подготовка
и
организация
экскурсии
в
библиотеку;
подготовка
и
постановка
«Былин»,
сказки
«Муха-
Цокотуха»;
организация
и
проведение
викторин
с
детьми и КВНа совместно с
детьми и родителями «Мы-
ч и т а ю щ а я
с е м ь я » ;
организация
участия
детей
Ежедневное
чтение
детям
художественных
произведений,
б е с е д ы
п о
прочитанному;
правильный
подбор
детской литературы;
создание
детской
семейной
библиотеки;
посещение
библиотеки вместе с
ребёнком;
беседы
с
р е б ё н к о м
о
правильном
обращении с книгой.
Участие родителей в
акции
«Сделай
и
п о д а р и
к н и ж к у
малышу», в мастер-
классе
«Закладка
д л я
л ю б и м о й
книги».
У ч а с т и е
в
творческой выставке
«Выбежал
из
моря
кит».
Участие
в
К В Н е
« М ы -
читающая семья» и
приобретение
книг
д л я
д е т е й
к
празднику.
П о м о щ ь
в
обновлении
развивающей
среды
группы.
Подготовка
рассматривание
и л л ю с т р а ц и й
к
книгам;
сочинение
сказок,
рассказов;
разучивание
с т и х о в ,
п е с е н ,
пословиц,
поговорок,
с ко р о го в о р о к
о
книгах
и
чтении;
изготовление
с о в м е с т н о
с
родителями
книжек-малышек;
участие
в
акции
«Сделай
и
подари
книжку
малышу»;
разучивание
ролей
и
и з г о т о в л е н и е
а т р и б у т о в
д л я
театрализованных
постановок:
«Былины»,
«Муха-
Ц о к о т у х а »
и
н о м е р о в
д л я
выступления
н а
КВНе,
участие
в
сюжетно-ролевых
играх:
«Библиотека»,
«Книжкина
больничка».
в акции «Сделай и подари
книжкумалышу»;
подготовить информацию о
работе
над
проектом
на
сайте детского сада.
к о с т ю м о в
и
а т р и б у т о в
к
драматизации сказки
и былин; участие в
оформлении зала.
Презентация
1.О бработ ать
р е з ул ьт а т ы
реализации проекта.
2.Оформить
методиче ские
р е к о м е н д а ц и и
« К а к
о р г а н и з о в а т ь
д о м а ш н е е
чтение»,
«Рекомендации
по
р а з в и т и ю
ч и т а т е л ь с к о г о
интереса».
3 . О ф о р м и т ь
в ы с т а в к у
совместного творчества детей и
родителей:
рисунков
на
тему
«Выбежал
из
моря
к и т » ;
к н и ж е к - м а л ы ш е к
с
фотографиями этапов создания
книжек;
книг
К.И.Чуковского
из домашней библиотеки.
4.Провести КВН для родителей
и
детей
«Мы-
ч и т а ю щ а я
семья».
5 . П р о в е с т и
п р е з е н т а ц и ю
проекта в ДОУ.
Над проектом работали дети, родители, педагоги группы компенсирующей
направленности " Островок детства" ДС "Катюша" города Волгодонска.
Учитель – логопед высшей квалификационной категории Андреева Ирина
Александровна.
Воспитатель
-
высшей
квалификационной
категории
Казьмина
Елена
Николаевна.
Воспитатель
-
первой
квалификационной
категории
Кинах
Ирина
Анатольевна.
(Есть фотоматериал хорошего качества, коллажи по проекту.)