Автор: Кинева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 18
Населённый пункт: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В мире русских народных сказок"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 комбинированного вида Кировского района
Санкт- Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности с
детьми старшей группы по речевому развитию
Тема: «В мире русских народных сказок»
восп
итатель
Кинева Ирина Владимировна
НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «В мире русских народных сказок»
Цель:
Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
- Повторить знакомые сказки;
-Обогатить словарь детей; совершенствовать звуковую культуру речи,
диалогическую и монологическую речь детей;
-Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку;
-Совершенствовать познавательную активность детей.
Развивающие:
-Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
- Развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- Развивать двигательную активность, координацию движений;
Воспитательные:
-Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к
народному творчеству;
Предварительная работа:
-Чтение русских народных сказок.
-Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
-Разгадывание загадок.
–Настольные и дидактические игры по сказкам.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята! Нам пришло письмо. Давайте посмотрим что там. Это письмо из
сказочной страны.
Ребята!
Мы узнали, что в вашей группе очень хорошо знакомы с русскими
народными сказками. И что вы очень находчивые, умные, сообразительные и
внимательные. Мы — жители сказочной страны просим у вас помощи. У нас
в сказочной стране всё перепуталось (наверное Баба-яга наколдовала) Нам
без вас не справиться. Мы спрятали 7 волшебных конвертиков с заданиями
для вас в вашей группе. Их надо найти и справиться со всеми заданиями,
только тогда всё вернётся на свои места.
Заранее спасибо. Жители сказочной страны.
Ну что ребята поможем?
-Ответы детей...
Дети находят первый конверт ( в конверте задание и иллюстрации)
Воспитатель: Давайте скорее читать задание «Узнай персонажей сказок»
(Показываются иллюстрации к сказкам «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и
Серый волк», «Царевна-лягушка», «Маша и Медведь».)
Вопросы:
1. Назови: из какой сказки персонаж?
2. Как его зовут? Расскажи, какой он.
-Ответы детей....
Воспитатель: Какие вы молодцы с первым заданием справились, но у нас ещё
много работы, надо искать второй конверт.
Дети находят второй конверт (в конверте задание)
Воспитатель: (читает задание)
Вспомните и спойте песенку персонажа русской народной сказки (Колобка,
Козы из сказки «Волк и семеро козлят», Лисы из сказки «Петушок — золотой
гребешок», песенку Петушка; песенку блина из сказки «Лохматый, крылатый
да масленый»).
-Ответы детей....
Воспитатель: Здорово у вас получается , но надо идти дальше.
Дети находят третий конверт (в конверте задание)
Воспитатель: (Воспитатель читает перепутанные сказки.)
... Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, ловись,
рыбка, большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак
не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка — внучку, внучка
- Жучку...
... Выпил Иванушка водички из копытца и превратился в козленочка, увидела
это Аленушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Аленушка, а
помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану
братцем...»
А здесь- то что не так?
-Ответы детей...
Воспитатель: Молодцы, и с этой загадкой справились! Бежим дальше.
Дети находят четвёртый конверт (в конверте задание)
Вы должны продолжить сказку.
«Жил был заяц в лесу: летом ему было хорошо а зимой плохо приходилось к
крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он однажды на гумно,
а тут уж много зайцев. Вот он и начал хвастать...»
-Ответы детей...
«Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие, которые родного
брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она
сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, и
прядет, она и прибирает...
-Ответы детей...
Ребята, а какие сказки мы рассказали?
-Ответы детей...
Воспитатель: Пока вы справляетесь со всеми заданиями молодцы! Давайте
искать следующий конверт.
Дети находят пятый конверт (физкультминутка)
Воспитатель: Ребята, а здесь не обычное задание. Здесь написано, что мы
должны показать движениями сказку. Давай те я буду вам показывать, а вы
будете повторять за мной.
Кот, лиса и петух.
Жили Котик (пальцы растопырили)
с Петушком ( руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке, (сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы, (потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору, (присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл, (присели)
Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка.(сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком,
У лесной опушки (руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке, (погрозили пальчиком)
Воспитатель: И с этим заданием мы справились.
Дети находят пятый конверт (в конверте загадки)
1.Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка) из русской народной сказки «Репка».
-Ответы детей...
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
(Семеро козлят) из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
—Ответы детей...
3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне.
(Емеля) из русской народной сказки «По щучьему веленью»
-Ответы детей...
4. Человечек этот мал
Да уж очень он удал.
Сам расправился с лисой,
Прибежал к себе домой.
Обнял его котик, обнял петушок,
А ты узнал его дружок?
(«Жихарка»)
-Ответы детей...
5. Девочка из снега тут же ожила:
Ножкой шевельнула, ручкой повела.
Не любила солнце, не ждала тепла
И зачем с подружками по ягоды пошла?
(«Снегурочка»)
-Ответы детей...
Воспитатель: Ребята, нам осталось справиться с двумя заданиями. Давайте
поторопимся.
Дети находят шестой конверт(в конверте правила коммуникативной игры)
Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен назвать свою любимую русскую
народную сказку, и запомнить названия сказок других детей.
Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит . Меня зовут
Миша, моя любимая сказка «Колобок»; следующий говорит Меня зовут
Андрей, моя любимая сказка «Волк и семеро козлят», а у Миши любимая
сказка «Колобок».То есть каждый из участников, сначала говорит о себе, а
потом повторяет всё вышесказанное что называли другие дети.
Воспитатель: Молодцы! У нас все получается очень хорошо. Давайте искать
последний конвертик.
Дети находят седьмой конверт(в конверте правила дидактической игры «Кто
лишний»)
Выставляются силуэты персонажей из двух сказок (3 и 1).
- Угадайте, кто лишний?
- Почему?
-Ответы детей...
Входит сказочный персонаж (лягушка) с красивой коробкой.
-Здравствуйте ребята. Огромное вам спасибо, вы спасли нашу сказочную
страну! Если бы не вы, не знаю что было бы с нашей страной. Вы так много
знаете русских народных сказок. Вы такие умные и смелые. А можно я с
вами поиграю? Как вы думаете, из какой я сказки. Эта сказка, про небольшой
домик, в котором хотело поместиться множество разных животных.
-Ответы детей...
-А вы можете показать эту сказку?
Драматизация сказки «Теремок» вместе со сказочным персонажем.
-Ой ребятки порадовали вы меня! Совсем забыла, у меня же для вас подарки.
(раздаёт подарки ).
Воспитатель: Ребята, нам пора прощаться со сказочной лягушкой. Мы
сегодня сделали очень большое дело, помогли сказочной стране и её
жителям. А получилось это у нас потому что мы очень дружные и любим
русские народные сказки.