Напоминание

"Психолого-педагогическая диагностика детей согласно ФГОС"


Автор: Набокова Александра Сергеевна
Должность: педагог-психолог службы профилактики социального сиротства
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 23
Населённый пункт: п. Переяславка, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическая диагностика детей согласно ФГОС"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ

СОГЛАСНО ФГОС

Набокова Александра Сергеевна

Педагог-психолог КГКУ Детский дом №23

Под психолого-педагогической диагностикой психического развития

детей

мы

понимаем

сложный

и

длительный

процесс

формирования

и

развития психических

функций:

памяти,

внимания,

зрительного

и

слухового восприятия, мышления и речи, общей и мелкой моторики.

Исследования И.П. Павлова показали, что чем моложе организм, тем

нервная система более пластична, гибко реагирует на воздействие извне.

Таким образом, необходимость диагностики психического развития детей в

раннем,

дошкольном

возрасте

и

оказание

своевременной

психолого-

педагогической

помощи

обусловлено,

с

точки

зрения

науки,

свойством

нервной системы – пластичностью. Специалисты, работающие с детьми,

принимают

тот

факт,

что

чем

раньше

начинается

целенаправленная

коррекционная работа, тем более полной может быть компенсация дефекта

и

предупреждение

нарушения

психического

развития.

Так

Л.С.

Выготский в своих трудах уделил много внимания своевременной

коррекционной работе. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные

периоды,

в

которых

определенные

психические

функции

и

процессы

формируются более быстро, и в более позднем возрасте добиться такой

полноценности практически невозможно.

В

своей

работе

по

психолого-педагогической

диагностике

детей,

я

опиралась, с одной стороны, на положения отечественной психологии (Л.С.

Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Венгер, Э.И. Леонгард, Н.В. Серебрякова, Н.Я

Семаго, М.М. Семаго, Е.А. Стребелева и др.) о том, что психика ребенка

развивается

в

процессе

усвоения

и

присвоения

общественного

опыта

в

процессе активной деятельности ребенка. С другой стороны

на правовые

акты: приказ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказ

от

14

ноября

2013

года.

N

30384

«

Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования»,

приказ от 2 июня 1999 года «Об образовании лиц с ограниченными

возможностями

здоровья».

При

подборе

методик

для

психолого-

педагогической диагностики детей были использованы данные приказа №

227 от 28 сентября

1993 г. «О совершенствовании системы

организации

медицинской

помощи

воспитанникам

домов

ребенка

Российской

Федерации»;

рекомендации

методического

пособия

Н.В.

Серебряковой

«Диагностическое

обследование

детей

раннего

и

младшего

дошкольного

возраста».

Количественный и качественный анализ психического развития

детей позволяет

осуществить

психолого-педагогическая

диагностика,

включающая следующие

функциональные

составляющие:

гностические

функции–зрительный

и

слуховой

гнозис;

праксические

функции:

конструктивный праксис, зрительно-пространственный праксис; умственная

работоспособность: память, внимание; мышление; графические умения. На

основе функций были выделены критерии психического развития детей:

контактность, развитие эмоциональной и познавательной сферы, развитие

внимания,

сенсорное

развитие

(слуховое,

зрительное

восприятие),

восприятие

пространственных

отношений,

развитие

мышления

и

речи,

развитие крупной и мелкой моторики, развитие игровой деятельности.

Представленные

критерии

психического развития согласуются с

требованиями ФГОС ДО.

Такие

критерии

психического

развития

детей

как

мышление

и

сенсорное

развитие,

восприятие

пространственных

ориентиров

оцениваются обычно по системе:

сформирован

ребенок правильно

выполняет

задание

по

образцу,

заинтересован

в

конечном

результате;

сформирован

недостаточно

ребенок

понимает

задание,

пытается

выполнить,

допускает

ошибки,

понимает

конечный результат;

не

сформирован – ребенок не понимает задание, не стремится достичь цели.

По

остальным

критериям

проводится

качественная оценка согласно

параметрам.

Ежегодно

в

январе

и

декабре

отслеживаются

данные

до

и

после

прохождения

программы

психолого-педагогического

сопровождения

психического

развития

детей.

По

полученным

данным

можно

охарактеризовать

психическое

развитие

детей.

Например,

уровень

психического развития детей грубо отстает от возрастной нормы. Такие дети

в контакт не

вступают,

либо

контакт

избирательный.

У

них

чаще

повышенная

эмоциональная

возбудимость,

могут

быть

колебания

настроения. Познавательная активность отсутствует или крайне низкая,

Низкая концентрация внимание (ребенок плохо сосредотачивается, с

трудом удерживает внимание), сенсорные эталоны не сформированы,

восприятие пространственных отношений и габаритных характеристик не

сформированы. Крупная и мелкая моторика отстают от возрастной нормы

(дети

не

удерживают

равновесие, затрудняются

перешагивать

через

предметы, не могут складывать бумагу, подражая взрослому), игровая

деятельность не сформирована, неспецифические манипуляции с игрушками.

Дети

на

данном

уровне

развития

ограниченно

понимают

инструкции

и

обращенную

речь,

в

пределах

режимных

моментов.

Речевое

развитие

отстает:

произносят

лепетные

слова,

звукоподражание.

Уровень

психического развития детей значительно отстает от возрастной нормы.

Такие дети избирательны в контактах, в контакт вступаю не сразу, у них

могут быть колебания настроения, эмоциональная сфера может быть как

пассивной,

так и активной. Уровень познавательной активности снижен.

Внимание

неустойчивое,

поверхностное.

Сенсорные

эталоны

сформированы

недостаточно.

Наглядно-действенное

мышление

и

конструирование сформировано недостаточно, крупная и мелкая моторика

отстает

от

возрастной

нормы.

Игровая

деятельность

характеризуется

поверхностным интересом к игрушкам, процессуальными действиями.

Понимают обращенную речь, выполняют простые инструкции, словарный

запас

бедный.

Уровень

психического

развития

детей незначительно

отстает от возрастной нормы. Такие дети легко идут на контакт, у них

активная

эмоциональная

сфера,

могут

быть колебания

настроения,

недостаточная

или

выраженная

познавательная

активность, внимание

недостаточно

устойчивое,

сенсорные

эталоны

сформированы,

восприятие

пространственных отношений и габаритных характеристик сформировано

недостаточно,

мышление

и

конструирование

сформировано

достаточно,

крупная и мелкая моторика отстает от возрастной нормы, в игре – сюжетно

ролевая деятельность. Дети понимают обращенную речь, словарный запас

в

пределах

обихода.

Дети

у

кого

уровень

психического развития

соответствует

возрастной норме,

легко идут на контакт. У них активная

эмоциональная

сфера,

выраженная

познавательная

активность,

внимание

достаточно

устойчивое,

сенсорные

эталоны

сформированы,

восприятие

пространственных отношений и габаритных характеристик сформировано,

мышление и конструирование сформировано, крупная и мелкая моторика

соответствуют

возрасту,

в

игре

сюжетно

ролевая

деятельность,

понимают обращенную речь, словарный запас достаточный.

Процесс

сопровождения

психического

развития

детей

включает

следующие этапы: 1) диагностический этап. Психолого-педагогическая

диагностика проводится в начале года с целью выявить детей, нуждающихся

в психокоррекционной помощи, в том числе для проведение ПМПк и в гонце

года для подведение итогов; 2) разработка и реализация программ психолого-

педагогического

сопровождения

психического развития

детей,

которая

включала

консультирование

и

информирование

педагогического

коллектива об особенностях детей с ОВЗ, профилактику эмоционального

выгорания педагогического коллектива, коррекционные занятия с детьми;

3)

оценка

эффективности

программ,

которые

осуществлялись

путем

повторной диагностики;

полученные

результаты,

рекомендации

для

каждого ребенка, программа ИПР обсуждаются на педагогическом совете.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

2. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития

ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. – СПб., 2005.

3. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и

младшего дошкольного возраста. – СПб., 2005.



В раздел образования