Автор: Набокова Александра Сергеевна
Должность: педагог-психолог службы профилактики социального сиротства
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 23
Населённый пункт: п. Переяславка, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическая диагностика детей согласно ФГОС"
Раздел: дополнительное образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ
СОГЛАСНО ФГОС
Набокова Александра Сергеевна
Педагог-психолог КГКУ Детский дом №23
Под психолого-педагогической диагностикой психического развития
детей
мы
понимаем
сложный
и
длительный
процесс
формирования
и
развития психических
функций:
памяти,
внимания,
зрительного
и
слухового восприятия, мышления и речи, общей и мелкой моторики.
Исследования И.П. Павлова показали, что чем моложе организм, тем
нервная система более пластична, гибко реагирует на воздействие извне.
Таким образом, необходимость диагностики психического развития детей в
раннем,
дошкольном
возрасте
и
оказание
своевременной
психолого-
педагогической
помощи
обусловлено,
с
точки
зрения
науки,
свойством
нервной системы – пластичностью. Специалисты, работающие с детьми,
принимают
тот
факт,
что
чем
раньше
начинается
целенаправленная
коррекционная работа, тем более полной может быть компенсация дефекта
и
предупреждение
нарушения
психического
развития.
Так
Л.С.
Выготский в своих трудах уделил много внимания своевременной
коррекционной работе. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные
периоды,
в
которых
определенные
психические
функции
и
процессы
формируются более быстро, и в более позднем возрасте добиться такой
полноценности практически невозможно.
В
своей
работе
по
психолого-педагогической
диагностике
детей,
я
опиралась, с одной стороны, на положения отечественной психологии (Л.С.
Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Венгер, Э.И. Леонгард, Н.В. Серебрякова, Н.Я
Семаго, М.М. Семаго, Е.А. Стребелева и др.) о том, что психика ребенка
развивается
в
процессе
усвоения
и
присвоения
общественного
опыта
в
процессе активной деятельности ребенка. С другой стороны
на правовые
акты: приказ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказ
от
14
ноября
2013
года.
N
30384
«
Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»,
приказ от 2 июня 1999 года «Об образовании лиц с ограниченными
возможностями
здоровья».
При
подборе
методик
для
психолого-
педагогической диагностики детей были использованы данные приказа №
227 от 28 сентября
1993 г. «О совершенствовании системы
организации
медицинской
помощи
воспитанникам
домов
ребенка
Российской
Федерации»;
рекомендации
методического
пособия
Н.В.
Серебряковой
«Диагностическое
обследование
детей
раннего
и
младшего
дошкольного
возраста».
Количественный и качественный анализ психического развития
детей позволяет
осуществить
психолого-педагогическая
диагностика,
включающая следующие
функциональные
составляющие:
гностические
функции–зрительный
и
слуховой
гнозис;
праксические
функции:
конструктивный праксис, зрительно-пространственный праксис; умственная
работоспособность: память, внимание; мышление; графические умения. На
основе функций были выделены критерии психического развития детей:
контактность, развитие эмоциональной и познавательной сферы, развитие
внимания,
сенсорное
развитие
(слуховое,
зрительное
восприятие),
восприятие
пространственных
отношений,
развитие
мышления
и
речи,
развитие крупной и мелкой моторики, развитие игровой деятельности.
Представленные
критерии
психического развития согласуются с
требованиями ФГОС ДО.
Такие
критерии
психического
развития
детей
как
мышление
и
сенсорное
развитие,
восприятие
пространственных
ориентиров
оцениваются обычно по системе:
сформирован
–
ребенок правильно
выполняет
задание
по
образцу,
заинтересован
в
конечном
результате;
сформирован
недостаточно
–
ребенок
понимает
задание,
пытается
выполнить,
допускает
ошибки,
понимает
конечный результат;
не
сформирован – ребенок не понимает задание, не стремится достичь цели.
По
остальным
критериям
проводится
качественная оценка согласно
параметрам.
Ежегодно
в
январе
и
декабре
отслеживаются
данные
до
и
после
прохождения
программы
психолого-педагогического
сопровождения
психического
развития
детей.
По
полученным
данным
можно
охарактеризовать
психическое
развитие
детей.
Например,
уровень
психического развития детей грубо отстает от возрастной нормы. Такие дети
в контакт не
вступают,
либо
контакт
избирательный.
У
них
чаще
повышенная
эмоциональная
возбудимость,
могут
быть
колебания
настроения. Познавательная активность отсутствует или крайне низкая,
Низкая концентрация внимание (ребенок плохо сосредотачивается, с
трудом удерживает внимание), сенсорные эталоны не сформированы,
восприятие пространственных отношений и габаритных характеристик не
сформированы. Крупная и мелкая моторика отстают от возрастной нормы
(дети
не
удерживают
равновесие, затрудняются
перешагивать
через
предметы, не могут складывать бумагу, подражая взрослому), игровая
деятельность не сформирована, неспецифические манипуляции с игрушками.
Дети
на
данном
уровне
развития
ограниченно
понимают
инструкции
и
обращенную
речь,
в
пределах
режимных
моментов.
Речевое
развитие
отстает:
произносят
лепетные
слова,
звукоподражание.
Уровень
психического развития детей значительно отстает от возрастной нормы.
Такие дети избирательны в контактах, в контакт вступаю не сразу, у них
могут быть колебания настроения, эмоциональная сфера может быть как
пассивной,
так и активной. Уровень познавательной активности снижен.
Внимание
неустойчивое,
поверхностное.
Сенсорные
эталоны
сформированы
недостаточно.
Наглядно-действенное
мышление
и
конструирование сформировано недостаточно, крупная и мелкая моторика
отстает
от
возрастной
нормы.
Игровая
деятельность
характеризуется
поверхностным интересом к игрушкам, процессуальными действиями.
Понимают обращенную речь, выполняют простые инструкции, словарный
запас
бедный.
Уровень
психического
развития
детей незначительно
отстает от возрастной нормы. Такие дети легко идут на контакт, у них
активная
эмоциональная
сфера,
могут
быть колебания
настроения,
недостаточная
или
выраженная
познавательная
активность, внимание
недостаточно
устойчивое,
сенсорные
эталоны
сформированы,
восприятие
пространственных отношений и габаритных характеристик сформировано
недостаточно,
мышление
и
конструирование
сформировано
достаточно,
крупная и мелкая моторика отстает от возрастной нормы, в игре – сюжетно
ролевая деятельность. Дети понимают обращенную речь, словарный запас
в
пределах
обихода.
Дети
у
кого
уровень
психического развития
соответствует
возрастной норме,
легко идут на контакт. У них активная
эмоциональная
сфера,
выраженная
познавательная
активность,
внимание
достаточно
устойчивое,
сенсорные
эталоны
сформированы,
восприятие
пространственных отношений и габаритных характеристик сформировано,
мышление и конструирование сформировано, крупная и мелкая моторика
соответствуют
возрасту,
в
игре
–
сюжетно
ролевая
деятельность,
понимают обращенную речь, словарный запас достаточный.
Процесс
сопровождения
психического
развития
детей
включает
следующие этапы: 1) диагностический этап. Психолого-педагогическая
диагностика проводится в начале года с целью выявить детей, нуждающихся
в психокоррекционной помощи, в том числе для проведение ПМПк и в гонце
года для подведение итогов; 2) разработка и реализация программ психолого-
педагогического
сопровождения
психического развития
детей,
которая
включала
консультирование
и
информирование
педагогического
коллектива об особенностях детей с ОВЗ, профилактику эмоционального
выгорания педагогического коллектива, коррекционные занятия с детьми;
3)
оценка
эффективности
программ,
которые
осуществлялись
путем
повторной диагностики;
полученные
результаты,
рекомендации
для
каждого ребенка, программа ИПР обсуждаются на педагогическом совете.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
2. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития
ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. – СПб., 2005.
3. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и
младшего дошкольного возраста. – СПб., 2005.