Автор: Курманенко Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: ХМАО - Югра Тюменская обл., г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Проект "Вода волшебница"
Раздел: дошкольное образование
Проект по экологическому воспитанию в средней группе
«Вода - волшебница».
Паспорт проекта.
Введение
Актуальность.
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же
время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое
условие
существования
всех
живых
организмов
на
нашей
планете, одна из самых насущных потребностей человека. К
воде
необходимо
относиться
очень
бережно,
ведь
воды,
пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то,
что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно
познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с
е ё
с в о й с т в а м и
в
п р о ц е с с е
о б р а з о в а т е л ь н о й
и
экспериментальной деятельности.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось,
что у детей недостаточно развиты представления о свойствах
воды,
о
значении
воды
в
жизни
человека
и
всех
живых
организмов, о бережном отношении к природным ресурсам.
Поэтому
мы
решили
внедрить
в
образовательный
процесс
познавательно
–
исследовательский
проект
«
Вода
–
волшебница».
Именно экспериментирование как специально-организованная
деятельность
способствует
становлению
целостной
картины
мира
ребенка
дошкольного
возраста
и
основ
культурного
познания им окружающего мира.
Объект исследования – вода
Тип проекта: познавательно – исследовательский - творческий
Продолжительность проекта – краткосрочный
Срок реализации проекта: 15.02.2018-25.02.2018
Руководитель проекта: Курманенко Л.И.
Участники
проекта:
воспитатели,
воспитанники
средней
группы, родители (законные представители) воспитанников.
Тема проекта
«Вода - волшебница».
Цель проекта
Формирование представлений детей о воде, о свойствах воды,
важности воды для всех живых организмов.
Задачи проекта
-расширить знания детей о воде её свойствах, и состоянии.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
Развивать любознательность и познавательную активность
детей;
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Принципы
реализации
проекта
Принцип
научности:
отбор
содержания
образования
в
соответствии
с
современным
уровнем
развития
науки
и
техники;
формирование
умений
наблюдать
и
анализировать,
обобщать,
экспериментировать,
делать
выводы,
рассуждать,
рассказывать и т.д.
Принцип
доступности
и
нарастающей
трудности:
правильный переход от близкого к далекому, от легкого к более
трудному, от известного к неизвестному. Учет уровня развития
каждого
воспитанника
и
индивидуальной
скоро сти
продвижения при овладении новыми знаниями и умениями.
Принцип системности и последовательности заключается
в
п е р е д а ч е
н о в о г о
м а т е р и а л а
в
н е р а з р ы в н о й
последовательности,
чтобы
все
сегодняшнее
закрепляло
вчерашнее
и
прокладывало
дорогу
для
завтрашнего
(Я.А.
Коменский).
П р и н ц и п
д е м о к р а т и з а ц и и :
и н д и в и д у а л ь н о -
ориентированный
характер
образовательного
процесса;
взаимное
уважение,
такт
и
терпение
во
взаимодействии
педагогов и воспитанников; вовлечение родителей (родители
равноправные
участники
педагогического
процесса)
в
организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.
Предметно
-
средовой
принцип:
организация
среды,
соответствующей
потребностям
деятельного
ребенка.
Пространство
группы
организуется
в
виде
зон
(центров,
уголков),
оснащенных
большим
количеством
развивающих
материалов.
Все
предметы
доступны
детям.
Оснащение
центров
изменяется
в
соответствии
с
тематическим
планированием образовательного процесса.
Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и
семьи.
Формы
реализации
проекта
-совместная деятельность в режимных моментах;
-самостоятельная экспериментальная деятельность;
-творческая деятельность детей;
-совместная деятельность родителей и детей.
Ожидаемый
результат
Воспитанник:
имеющий представление о свойствах воды, о состоянии воды
(лед, пар, жидкость), о значении воды в жизни человека и всех
живых существ, бережно относящийся к воде.
2.Содержательная часть
Этапы работы.
Подготовительный этап:
-подбор
литературы,
наглядных
и
дидактических
материалов:
настольно-
дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме
проекта;
-подготовка
материалов
для
организации
творческой
и
познавательно-
исследовательской
деятельности:
материалы
и
оборудование
для
изготовления проведения исследовательской деятельности.
-сбор иллюстраций и фотографий для изготовления альбома «Что мы знаем о
воде?».
Первый этап.
Мотивационный. «Проблемная ситуация»
К ребятам пришёл Лунтик. Лунтик, увидел, как дети поливают цветы.
А чем поливаете. А зачем поливаете? А у меня на планете нет воды. А где
еще есть вода?
Дети решили рассказать Лунтику, о значении воды для всех живых существ и
узнать вместе с Лунтиком, какая еще бывает вода ( лед, пар).
На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх
вопросов».
Что мы знаем?
Вода нужна нам, чтобы умываться.
Вода бывает горячая, бывает холодная.
Вода нужна, чтобы готовить кушать.
В воде можно купаться.
Что хотим узнать?
Какая вода бывает?
Снег и лед – это тоже вода?
Почему надо воду беречь?
Где можем узнать?
Спросить у взрослых?
Прочитать в книгах?
Провести опыты.
Посмотреть в интернете.
Второй этап: исследовательский - творческий.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление с окружающим:
Беседы «Для чего нужна вода?»
Наблюдения.
«Снег кружится»
«Сосульки на крыше»
«Гололед»
«Морозные узоры на окне»
Опытно – экспериментальная деятельность.
Вода – это жидкость»
«Вода прозрачная»
«Вода меняет цвет»
«Вода – растворитель»
«Лед»
«Мыльные пузыри»
«Куда спряталась вода»
«Плавает – тонет»
«Снег и лед. Цветные льдинки»
« Что такое пар?»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
Беседа «Почему
воду
надо
беречь?»
Дидактические
игры:
«Природа
и
человек»,
«Береги
природу»,
«Ходят
капельки
по
кругу»,
«Живое,
не
живое?».
Игры Сюжетно – ролевые: «Моряки», «Пароход», «Морское путешествие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевые игры: «Бывает, не бывает?», «Хорошо, плохо?», «Доскажи словечко»,
«Кто больше назовет», «Потому что…»
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода?»
Чтение: «Что
случилось
с
водой?»
-
Б.
Заходер,
«Капля
и
море»
Э.
Мошковская.
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» - Н. А. Рыжова.
«Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);
«Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
«Сказка о ручейке» Эстер Адам;
Загадки, половицы и поговорки о воде
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
Рисование «Рыбки плавают в реке»,
Аппликация «Ледоход на реке»,
Лепка «Ручейки», «Снежинка»
Прослушивание аудиозаписи:
«Звуки природы», «Шум моря», «Музыка дождя», «Звонкий ручей».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Мы - капельки», «Море волнуется», «На болоте»,
«Воздух, земля, вода», «Туча и капельки», «С кочки на кочку», «Мы большие
киты».
Физкультурные минутки: «Ручейки», «Дождик, дождик», «Капельки».
Сотрудничество с родителями:
Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении
питьевого режима, закаливании).
Подбор картинок для составления альбома «Что мы знаем о воде?»
Изготовление книжек малюток о воде.
Выставка рисунков «Вода – волшебница»
Заключительный этап:
Презентация развивающей среды (Выставка рисунков, книжки – малютки,
альбом «Это все волшебница вода»
Оценочно – рефлексивный этап.
По
результатам
наблюдений
и
совместной
организованной
деятельности
можно
сделать
вывод,
в
ходе
реализации
данного
проекта
у
детей
сформировались представления о свойствах и состоянии воды, о значении
воды в жизни человека и всех живых существ. Дети стали бережно относится
к воде.
Вывод.
Таким образом, в результате проведенной экспериментальной деятельности
дети получили представления о свойствах и состоянии воды, о значении воды
в жизни человека.
Кроме того, ребята испытали огромную радость
от
экспериментальной
исследовательской
деятельности.
Участие
в
проекте
родителей повысило значимость проводимой работы, родители совместно с
детьми
изготовили
книжки
–
малютки.
Родителей
заинтересовала
экспериментальная
деятельность.
Вместе
с
детьми
стали
проводить
эксперименты дома. В дальнейшем планируем разработать экспериментально
– исследовательский проект «Где живет воздух».