Напоминание

Создание ППРС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО


Автор: Суетина Людмила Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 417"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ
Тема: Создание ППРС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




"СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЫ В ДОУ СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

Дошкольный

возраст

рассматривается,

как

фундаментальный

период

целенаправленного

развития

базовых

качеств

личности.

В

связи

с

этим

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

г.

273-ФЗ

определяет

совокупность

обязательных

требований

к

дошкольному

образованию

это

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт,

утвержденный

Приказом

Минобрнауки

от

17.10.2013г. №1155.

Выдающийся

философ

и

педагог

Жан

Жак

Руссо,

одним

из

первых

предложил

рассматривать

среду,

как

условие

оптимального

саморазвития

личности,

считая,

что

благодаря

ей,

ребенок

сам

может

развивать

свои

индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в

правильном

моделировании

такой

среды,

которая

спо собствует

максимальному развитию личности ребенка.

Организация

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

свете

требований ФГОС ДО это прежде всего:

- О б р а з о в а т е л ь н а я

с р е д а –

с о в о к у п н о с т ь

у с л о в и й ,

целенаправленно создаваемых

в

целях

обеспечения

полноценного

образования и развития детей.

- Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной

среды,

представленная

специально

организованным

пространством

(помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем

для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями

каждого

возрастного

этапа,

охраны

и

укрепления

их

здоровья,

учёта

особенностей и коррекции недостатков их развития.

В

связи

с

введением

ФГОС

ДО,

вопрос

организации

предметно-

пространственной развивающей среды в нашем ДОУ на сегодняшний день

стоит особо актуально,т.к.она должна обеспечивать возможность педагогам

ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его

склонностей, интересов, уровня активности.

В

соответствии

с

ФГОС

ДО основная

общеобразовательная программа

должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей

и

в

соответствии

с

возрастными

возможностями

и

особенностями

воспитанников.

Решение

программных

образовательных

з а д ач

предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей,

но

и

в

самостоятельной

деятельности

детей,

а

также

при

проведении

режимных моментов.

Создавая

развивающую

предметно-пространственную

среду

любой

возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы

конст руктивного

взаимодействия

участников

в о с п и т ат е л ь н о -

образовательного

процесса,

дизайн

современной

среды

дошкольного

учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую

нацелена данная среда.

ППР среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для

удовлетворения

потребности

в

двигательной

активности.

Правильно

организованная

развивающая

среда

позволяет

каждому

малышу

найти

занятие

по

душе,

поверить

в

свои

силы

и

способности,

научиться

взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их

чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего

обучения.

При

создании

развивающего

пространства

в

групповом

помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в

свою

очередь

обеспечит

эмоциональное

благополучие

каждого

ребёнка,

развитие

его

положительного

самоощущения,

компетентности

в

сфере

отношений

к

миру,

к

людям,

к

себе,

включение

в

различные

формы

сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и

воспитания.

ППР среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на

дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним

доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей

для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки

располагаются

так,

чтобы

не

мешать

их

свободному

перемещению.

Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника,

где он может подумать, помечтать.

ППР среда в старшем дошкольном возрасте:

В

старшем

дошкольном

возрасте

происходит

интенсивное

развитие

интеллектуальной,

нравственно-волевой

и

эмоциональной

сфер

личности.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции

детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в

детском

саду.

Воспитатель

помогает

дошкольникам

понять

это

новое

положение.

Предметно-развивающая

среда

организуется

так,

чтобы

каждый

ребёнок

имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по

секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам

(конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,

экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы,

активизирующие

познавательную

деятельность,

развивающие

игры,

технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы,

побуждающие детей к освоению грамоты.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной

развивающей среды в группе:

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка.

Проектирование

среды

с

использованием

таких

составляющих

позволяет

представить

все

особенности

жизнедеятельности

ребёнка

в

среде.

Успешность

влияния

развивающей

среды

на

ребёнка

обусловлена

её

активностью

в

этой

среде.

Вся

организация

педагогического

процесса

предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить

следующие зоны для разного вида активности:

— рабочая;

— активная;

— спокойная.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

Содержательно-насыщенной;

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

Должна

соответствовать

возрастным

особенностям

и

содержанию

программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность

разнообразного

использования

различных

составляющих

предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие

не

обладающих

жёстко

закреплённым

способом

употребления

полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-

заместители)

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений

ППР среды в зависимости:

От образовательной ситуации

От меняющихся интересов детей

От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств

Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора

детьми

Появление новых предметов

Доступность среды предполагает:

Доступность

для

воспитанников

всех

помещений,

где

осуществляется

образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды

детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности,

т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Центры развивающей активности детей

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку

возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделяется

на

несколько

центров,

в

каждом

из

которых

содержится

достаточное

количество

материалов

для

познания,

исследования

в

разных

областях

деятельности, игры.

Для социально – коммуникативного направления созданы центры:

- центр активности (сюжетно – ролевые игры);

- центр ПДД; -центр пожарной безопасности;

-центр трудовой деятельности.

Познавательного направления:

- центр «Мы познаём мир»;

- центр «Я знаю свои права»;

- центр «Экспериментирования»;

- центр патриотического воспитания;

- центр конструктивной деятельности;

- центр сенсорного развития;

- центр математического развития.

Речевого направления:

-центр театрализации;

-центр «Будем говорить правильно»;

-центр «Здравствуй, книжка!».

Художественно – эстетического направления:

-центр «Маленький художник»;

-центр «Умелые руки»;

-центр «Весёлые нотки».

Физическое направление:

- центр «Здоровейка»

- центр спорта «Будь здоров».

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе

играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда

вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение

к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями,

побуждает

к

активной

творческой

деятельности,

спо собствует

интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом

ФГОС

ДО,

дети

стали

более

социализированы,

умеют

общаться

друг

с

другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился

познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.

Главной

задачей

воспитания

дошкольников

являются

создание

у

детей

чувства

эмоционального

комфорта

и

психологической

защищённости.

В

детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.

Поэтому,

важным

является

и

среда,

в

которой

проходит

воспитательный

процесс.



В раздел образования