Автор: Суетина Людмила Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 417"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ
Тема: Создание ППРС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
"СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ В ДОУ СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
Дошкольный
возраст
рассматривается,
как
фундаментальный
период
целенаправленного
развития
базовых
качеств
личности.
В
связи
с
этим
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г.
№
273-ФЗ
определяет
совокупность
обязательных
требований
к
дошкольному
образованию
–
это
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт,
утвержденный
Приказом
Минобрнауки
от
17.10.2013г. №1155.
Выдающийся
философ
и
педагог
Жан
Жак
Руссо,
одним
из
первых
предложил
рассматривать
среду,
как
условие
оптимального
саморазвития
личности,
считая,
что
благодаря
ей,
ребенок
сам
может
развивать
свои
индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в
правильном
моделировании
такой
среды,
которая
спо собствует
максимальному развитию личности ребенка.
Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
свете
требований ФГОС ДО это прежде всего:
- О б р а з о в а т е л ь н а я
с р е д а –
с о в о к у п н о с т ь
у с л о в и й ,
целенаправленно создаваемых
в
целях
обеспечения
полноценного
образования и развития детей.
- Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством
(помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого
возрастного
этапа,
охраны
и
укрепления
их
здоровья,
учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития.
В
связи
с
введением
ФГОС
ДО,
вопрос
организации
предметно-
пространственной развивающей среды в нашем ДОУ на сегодняшний день
стоит особо актуально,т.к.она должна обеспечивать возможность педагогам
ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровня активности.
В
соответствии
с
ФГОС
ДО основная
общеобразовательная программа
должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей
и
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников.
Решение
программных
образовательных
з а д ач
предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей,
но
и
в
самостоятельной
деятельности
детей,
а
также
при
проведении
режимных моментов.
Создавая
развивающую
предметно-пространственную
среду
любой
возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы
конст руктивного
взаимодействия
участников
в о с п и т ат е л ь н о -
образовательного
процесса,
дизайн
современной
среды
дошкольного
учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую
нацелена данная среда.
ППР среда в младшем дошкольном возрасте:
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для
удовлетворения
потребности
в
двигательной
активности.
Правильно
организованная
развивающая
среда
позволяет
каждому
малышу
найти
занятие
по
душе,
поверить
в
свои
силы
и
способности,
научиться
взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их
чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего
обучения.
При
создании
развивающего
пространства
в
групповом
помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в
свою
очередь
обеспечит
эмоциональное
благополучие
каждого
ребёнка,
развитие
его
положительного
самоощущения,
компетентности
в
сфере
отношений
к
миру,
к
людям,
к
себе,
включение
в
различные
формы
сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и
воспитания.
ППР среда в среднем дошкольном возрасте:
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на
дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним
доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей
для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки
располагаются
так,
чтобы
не
мешать
их
свободному
перемещению.
Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника,
где он может подумать, помечтать.
ППР среда в старшем дошкольном возрасте:
В
старшем
дошкольном
возрасте
происходит
интенсивное
развитие
интеллектуальной,
нравственно-волевой
и
эмоциональной
сфер
личности.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции
детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в
детском
саду.
Воспитатель
помогает
дошкольникам
понять
это
новое
положение.
Предметно-развивающая
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребёнок
имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по
секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам
(конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,
экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы,
активизирующие
познавательную
деятельность,
развивающие
игры,
технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы,
побуждающие детей к освоению грамоты.
Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной
развивающей среды в группе:
ПРОСТРАНСТВО
ВРЕМЯ
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка.
Проектирование
среды
с
использованием
таких
составляющих
позволяет
представить
все
особенности
жизнедеятельности
ребёнка
в
среде.
Успешность
влияния
развивающей
среды
на
ребёнка
обусловлена
её
активностью
в
этой
среде.
Вся
организация
педагогического
процесса
предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить
следующие зоны для разного вида активности:
— рабочая;
— активная;
— спокойная.
Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:
Содержательно-насыщенной;
Полифункциональной;
Трансформируемой;
Вариативной;
Доступной;
Безопасной.
Насыщенность среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
Должна
соответствовать
возрастным
особенностям
и
содержанию
программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Наличие
не
обладающих
жёстко
закреплённым
способом
употребления
полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-
заместители)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений
ППР среды в зависимости:
От образовательной ситуации
От меняющихся интересов детей
От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств
Периодическую сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора
детьми
Появление новых предметов
Доступность среды предполагает:
Доступность
для
воспитанников
всех
помещений,
где
осуществляется
образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды
детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности,
т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Центры развивающей активности детей
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку
возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделяется
на
несколько
центров,
в
каждом
из
которых
содержится
достаточное
количество
материалов
для
познания,
исследования
в
разных
областях
деятельности, игры.
Для социально – коммуникативного направления созданы центры:
- центр активности (сюжетно – ролевые игры);
- центр ПДД; -центр пожарной безопасности;
-центр трудовой деятельности.
Познавательного направления:
- центр «Мы познаём мир»;
- центр «Я знаю свои права»;
- центр «Экспериментирования»;
- центр патриотического воспитания;
- центр конструктивной деятельности;
- центр сенсорного развития;
- центр математического развития.
Речевого направления:
-центр театрализации;
-центр «Будем говорить правильно»;
-центр «Здравствуй, книжка!».
Художественно – эстетического направления:
-центр «Маленький художник»;
-центр «Умелые руки»;
-центр «Весёлые нотки».
Физическое направление:
- центр «Здоровейка»
- центр спорта «Будь здоров».
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе
играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда
вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение
к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями,
побуждает
к
активной
творческой
деятельности,
спо собствует
интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом
ФГОС
ДО,
дети
стали
более
социализированы,
умеют
общаться
друг
с
другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился
познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.
Главной
задачей
воспитания
дошкольников
являются
создание
у
детей
чувства
эмоционального
комфорта
и
психологической
защищённости.
В
детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.
Поэтому,
важным
является
и
среда,
в
которой
проходит
воспитательный
процесс.