Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями при работе с пластилином


Автор: Гайфудинова Татьяна Владимировна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ОГБУСО РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями при работе с пластилином
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными

возможностями при работе с пластилином.

Недостатки моторики у детей с ограниченными возможностями выражаются

в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном

характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них

плохо развиты двигательные образы. Это влечет недоразвитие

кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у детей с

ОВЗ не могут влиять на контроль и регуляцию движений при формировании

двигательного навыка. Нарушения в движениях пальцев оказывают

отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, и приводят к

нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при

выполнении действия.

Осуществляя двигательные навыки сигналами для самоконтроля служат

ощущения, восприятия, представления, а также мыслительные процессы.

Представляя цель, человек управляет своими движениями так, чтобы они

способствовали ее осуществлению. Решающее значение для регуляции

движений в тот или иной момент имеют зрительные, двигательные, слуховые

и другие ощущения, возникающие во время работы. На основании этих

ощущений и регулируется сила, скорость, направление движения, а также

координация движений правой и левой руки.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность

двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый

орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного,

двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному,

необходимо проводить специальную коррекционную работу.

Движения пальцев рук и кистей ребенка имеют особое развивающее

воздействие. На кистях расположено множество акупунктурных точек,

массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно

с ними связанные.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук,

но и с губ, снимают умственную усталость.

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению

артикуляции слогов и формировании речи.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из

пальцев, нужно помочь ребенку координировано и ловко ими

манипулировать. Пластилин дает уникальные возможности проводить

интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Можно показать

ребенку все чудеса пластилинового мира, заинтересовать его, и вы увидите,

как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом

все более сложные фигурки. Во время занятий с пластилином можно

прочитать сказку, а юный скульптор – сотворит наиболее понравившегося

ему персонаж. Работа с пластилином является подготовительной к работе с

другими материалами и овладению разными инструментами. Дети согревают

пластилин в руках, ломают, отщипывают нужный кусочек, раскатывают в

ладонях или на доске, придают пластилиновой массе необходимую форму и

могут в любой момент внести изменения в работу и исправить ошибки, не

боясь испортить материал, что придает им уверенность в своих действиях.

В чем польза занятий пластилином для детей?

Для умственного развития

Когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках,

создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу,

сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук. Научно

доказано, что она напрямую влияет на развитие речи малыша,

координацию движений, память и логическое мышление.

Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению

и усидчивости.

Когда он создает из стандартных кусочков пластилина новые формы

или смешивает цвета, развивается образное, абстрактное и логическое

мышление, проявляются его творческие способности.

Когда малыш двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают

оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою

очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции.

Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и

образы, логическое мышление, терпение, умение собраться,

сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный

результат, сравнив его с оригиналом.

Когда ребенок лепит то, что сам придумал, развивается воображение,

творческие способности и образное мышление.

Для здоровья и эмоционального состояния

Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое

и эмоциональное состояние малыша.

Регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации

сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и

раздражительность.

При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить

существующие внутренние конфликты и противоречия.

Лепка позволяет «опредметить» страх и преодолеть его через

физическое взаимодействие — сломать, смять фигурку или изменить

ее, чтобы получилось что-то хорошее.

Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных

ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних

состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается,

и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.

Лепка помогает ребенку выразить свои эмоции (в том числе

негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью,

злостью, гневом, тревогой.

Произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться

в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или

личностных проблем.

Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок

может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от

плохого настроения.

Для маленьких мечтателей лепка становится своеобразным мостом из

мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять

существующий мир и свыкнуться с его несовершенством.

Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-

терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим

ресурсам ребенка.

Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в

его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и

находить оригинальные решения даже в самых безвыходных

ситуациях.

Для развития личности

Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые

способности и развить естественные навыки малыша,

продемонстрировать ему собственную уникальность и творческое

начало.

Лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт

тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-

холодный», «мокрый-сухой».

Работа с материалом, которому при желании можно придать любую

форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у

ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и

любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то

может не получиться.

Ребенок учится новому и пытается осознанно использовать свое

умение для достижения нужного результата.

Помимо основных моторных навыков, лепка развивает

целеустремленность, усидчивость и аккуратность.

Работая над объёмными образами, дети изучают характерные

особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные

качества объектов. У них формируются знания о свойствах и законах

окружающего мира, тренируется зрительное восприятие.

Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании малыша и

развитии у него чувства прекрасного.



В раздел образования