Автор: Гайфудинова Татьяна Владимировна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ОГБУСО РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями при работе с пластилином
Раздел: дополнительное образование
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными
возможностями при работе с пластилином.
Недостатки моторики у детей с ограниченными возможностями выражаются
в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном
характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них
плохо развиты двигательные образы. Это влечет недоразвитие
кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у детей с
ОВЗ не могут влиять на контроль и регуляцию движений при формировании
двигательного навыка. Нарушения в движениях пальцев оказывают
отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, и приводят к
нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при
выполнении действия.
Осуществляя двигательные навыки сигналами для самоконтроля служат
ощущения, восприятия, представления, а также мыслительные процессы.
Представляя цель, человек управляет своими движениями так, чтобы они
способствовали ее осуществлению. Решающее значение для регуляции
движений в тот или иной момент имеют зрительные, двигательные, слуховые
и другие ощущения, возникающие во время работы. На основании этих
ощущений и регулируется сила, скорость, направление движения, а также
координация движений правой и левой руки.
У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность
двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый
орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного,
двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному,
необходимо проводить специальную коррекционную работу.
Движения пальцев рук и кистей ребенка имеют особое развивающее
воздействие. На кистях расположено множество акупунктурных точек,
массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно
с ними связанные.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук,
но и с губ, снимают умственную усталость.
Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению
артикуляции слогов и формировании речи.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из
пальцев, нужно помочь ребенку координировано и ловко ими
манипулировать. Пластилин дает уникальные возможности проводить
интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Можно показать
ребенку все чудеса пластилинового мира, заинтересовать его, и вы увидите,
как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом
все более сложные фигурки. Во время занятий с пластилином можно
прочитать сказку, а юный скульптор – сотворит наиболее понравившегося
ему персонаж. Работа с пластилином является подготовительной к работе с
другими материалами и овладению разными инструментами. Дети согревают
пластилин в руках, ломают, отщипывают нужный кусочек, раскатывают в
ладонях или на доске, придают пластилиновой массе необходимую форму и
могут в любой момент внести изменения в работу и исправить ошибки, не
боясь испортить материал, что придает им уверенность в своих действиях.
В чем польза занятий пластилином для детей?
Для умственного развития
Когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках,
создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу,
сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук. Научно
доказано, что она напрямую влияет на развитие речи малыша,
координацию движений, память и логическое мышление.
Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению
и усидчивости.
Когда он создает из стандартных кусочков пластилина новые формы
или смешивает цвета, развивается образное, абстрактное и логическое
мышление, проявляются его творческие способности.
Когда малыш двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают
оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою
очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции.
Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и
образы, логическое мышление, терпение, умение собраться,
сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный
результат, сравнив его с оригиналом.
Когда ребенок лепит то, что сам придумал, развивается воображение,
творческие способности и образное мышление.
Для здоровья и эмоционального состояния
Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое
и эмоциональное состояние малыша.
Регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации
сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и
раздражительность.
При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить
существующие внутренние конфликты и противоречия.
Лепка позволяет «опредметить» страх и преодолеть его через
физическое взаимодействие — сломать, смять фигурку или изменить
ее, чтобы получилось что-то хорошее.
Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных
ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних
состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается,
и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.
Лепка помогает ребенку выразить свои эмоции (в том числе
негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью,
злостью, гневом, тревогой.
Произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться
в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или
личностных проблем.
Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок
может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от
плохого настроения.
Для маленьких мечтателей лепка становится своеобразным мостом из
мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять
существующий мир и свыкнуться с его несовершенством.
Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-
терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим
ресурсам ребенка.
Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в
его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и
находить оригинальные решения даже в самых безвыходных
ситуациях.
Для развития личности
Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые
способности и развить естественные навыки малыша,
продемонстрировать ему собственную уникальность и творческое
начало.
Лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт
тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-
холодный», «мокрый-сухой».
Работа с материалом, которому при желании можно придать любую
форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у
ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и
любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то
может не получиться.
Ребенок учится новому и пытается осознанно использовать свое
умение для достижения нужного результата.
Помимо основных моторных навыков, лепка развивает
целеустремленность, усидчивость и аккуратность.
Работая над объёмными образами, дети изучают характерные
особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные
качества объектов. У них формируются знания о свойствах и законах
окружающего мира, тренируется зрительное восприятие.
Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании малыша и
развитии у него чувства прекрасного.