Автор: Новгородцева Ирина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 15
Населённый пункт: Сахалинская область, г.Шахтёрск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Практикум для молодых специалистов Я-идеальный воспитатель
Раздел: дошкольное образование
Практикум
для молодых специалистов
Я-идеальный воспитатель
Подготовила
Педагог – психолог МБДОУ № 15
Новгородцева И.А.
2017
Цель
практикума: создать
молодым
педагогам
условия
для
рефлексии
и
самоанализа
в
сфере
профессиональной
деятельности
и
личностных
особенностей.
Задачи:
диагностирование направленности педагога, его рабочей мотивации;
выявление затруднений в профессиональной практике и принятие мер
по их предупреждению в дальнейшей работе;
актуализация
сильных
сторон
личности
педагога
и
настрой
на
спокойное преодоление проблем, возникающих в профессиональной
деятельности;
оказание помощи в формулировании о оформлении планируемых целей
самообразования.
Практические результаты практикума:
переосмысление представлений о труде воспитателя;
расстановка приоритетов в профессиональной сфере;
составление
плана
профессионального
самосовершенствования
с
конкретизацией целей и стремлений;
освоение приёмов саморелаксации.
Количество человек: от 2 до 5.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Материалы: гуашь, кисточки, листы формата А3, бумага для записей, ручки.
Ход практикума
1.
Введение в проблему
Слово
педагога
–
психолога:
«Здравствуйте,
коллеги!
Все
вы
понимаете,
что
с
выходом
на
работу
любой
человек
испытывает
некоторый дискомфорт и напряжение, связанные с адаптацией к новому
месту, незнакомому коллективу и т.д. У ребёнка период адаптации к
детскому саду составляет от 10 до 90 дней. Взрослому человеку для
адаптации к новой работе нужен минимум месяц. Цель нашей встречи
–
помочь
вам
адаптироваться
к
новой
роли
и
повысить
свой
профессионализм».
2.
Выполнение рисунка «Я – воспитатель»
Цель:
облегчить понимание актуального эмоционального состояния
педагога,
его
отношения
к
работе
в
настоящее
время,
включая
удовлетворённость ею и возникновение проблем.
Инструкция. Участникам раздают чистые листы, гуашь и кисточки и
предлагают в течение одной минуты подумать над тем, что они могли
бы нарисовать по теме «Я – воспитатель». По завершении данной
работы
каждый
педагог
рассказывает
о
своём
рисунке,
объясняя,
почему изобразил именно это.
Педагог – психолог интерпретирует рисунки по следующим критериям:
цвет;
размер;
детали;
целостность созданного образа;
главный и второстепенные герои;
наличие активности в рисунке;
роль педагога с точки зрения автора рисунка;
взаимоотношения между героями и т.п.
Также при интерпретации можно опираться на схему пошагового
анализа рисованной ситуации по М. В. Осориной, включающей шесть фраз:
1).
контактную
–
нужно
вступить
в
контакт,
согласиться
общаться
с
нарисованными героями, для чего, глядя на изображение, надо задать вопрос:
«Ну как тут у вас?» - и, вжившись в рисунок, субъективно ответить на него;
2).
ориентировочную
–
задавая
себе
вопросы
«Кто
это
,
что
это?»,
необходимо найти всех героев и правильно назвать их. Героями будут все
нарисованные люди, персонифицированные сущности (например, человек –
паук), животные, растения, предметы, явления природы и даже цветной фон.
С учётом данной последовательности выделяется главный герой, с которым
человек идентифицирует себя. Этого героя никто не загораживает, на него
направлена
активность
других;
он
больше
остальных
по
размеру
и
расположен ближе, чем они, к центру листа;
3). качественного анализа героев (как размещены герои, начиная с главного;
во что одеты; каковы пропорции тела и т.д.);
4). рассмотрения взаимоотношений героев – устанавливается наличие или
отсутствие связи между ними;
5). поиска ответа на вопрос «Что всё это значит?»;
6). выхода из контакта (нужно мысленно поблагодарить автора за то, что он
позволил заглянуть в свой внутренний мир).
3.
Беседа
о
соответствии
первоначальных
представлений
о
работе
действительности
Цель: отследить динамику представлений педагога о своей работе.
Примерные вопросы:
как вы представляли себе работу поначалу;
что оказалось не таким, как вы себе представляли;
как вы представляете себе эту работу сейчас;
что вам кажется сложным;
что для вас оказалось самым лёгким;
что вам доставляет наибольшее удовольствие в работе;
хочется ли вам сейчас работать воспитателем;
4.
Создание образа идеального воспитателя
Цель:
составить
коллективный
список
качеств,
присущих
идеалу
воспитателя.
Инструкция. Педагогам предлагается ответить на вопросы:
каков в вашем представлении идеальный воспитатель;
какими качествами он должен обладать?
Свои представления участники тезисно излагают на бумаге, после чего
проводится обсуждение индивидуальных списков и составление общего.
5.
Упражнение «Какое качество важнее?»
Цели: сформировать
у
участников
более
глубокое
представление
о
личностных
качествах
педагога,
стимулировать
их
к
рефлексии
собственных качеств.
Инструкция. Участникам
последовательно
предъявляются
листы
с
написанными на них тремя положительными качествами:
мудрость, надёжность, настойчивость;
активность, бескорыстие, вежливость;
сила воли, скромность, смелость;
самозабвенность, тактичность, терпеливость;
гордость, гибкость, доброжелательность;
невозмутимость, обаяние, общительность.
Задача – в каждой строке определить самое важное качество и
обосновать
своё
решение.
По
окончании
упражнения
проводится
обсуждение.
6.
Работа с рисунком «Я – воспитатель»
Цель: преобразовать
себя
на
символическом
уровне
в
идеального
воспитателя.
Инструкция
педагога
–
психолога: «Теперь, когда вы представляете,
каким
воспитателем
хотите
стать,
пришёл
черёд
выполнить
заключительное задание. Подумайте и сделайте со своим рисунком что
– то, для того чтобы он стал называться «Я – идеальный воспитатель».
Расскажите, что именно вы дорисовали и почему. Подпишите рисунок
словами «Я – идеальный воспитатель».
Комментарий. Люди с завышенной самооценкой часто почти ничего не
меняют на этом листе бумаги. В данном случае педагог – психолог
может намекнуть, что всегда есть, куда расти. Также можно обратить
внимание участников на те качества, которые они выбрали в портрете
идеального воспитателя в качестве целей для саморазвития, и отразить
их в рисунке.
7.
Релаксация
Ц е л ь : обучить
педагогов
снятию
эмоционального
напряжения
и
мышечных зажимов.
На
этом
этапе
педагог
–
психолог
может
познакомить
молодых
специалистов с упражнениями на релаксацию.
Релаксация «Абажур».
Инструкция педагога – психолога: «Представьте себе, что у вас внутри,
на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет
идёт вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но когда вы начинаете
нервничать, абажур поворачивается лампой вверх…Резкий свет бьёт в
глаза, слепит, вам становится жарко и некомфортно.
Вообразили себе такую ситуацию? А теперь надо осознать, что в ваших
силах
её
исправить.
Представьте,
что
абажур
медленно
и
плавно
поворачивается
вниз,
принимает
нормальное
положение.
Слепящий
свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно…»
Вопросы для обсуждения:
Как менялось ваше состояние по мере того, как вы мысленно
поворачивали абажур?
Где и как в реальной жизни можно использовать такой приём
саморегуляции?
8.
Рефлексия
Цель:
подвести
итоги
практикума;
установить
обратную
связь
с
участниками.
Вопросы для обсуждения:
Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете?
Какие
упражнения
вам
запомнились,
что
заставило
вас
задуматься?
Считаете ли вы эти упражнения полезными?
Какие открытия вы сделали о себе или о других?
Какие темы вы предложили бы для следующих встреч?