Напоминание

Практикум для молодых специалистов Я-идеальный воспитатель


Автор: Новгородцева Ирина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 15
Населённый пункт: Сахалинская область, г.Шахтёрск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Практикум для молодых специалистов Я-идеальный воспитатель
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практикум

для молодых специалистов

Я-идеальный воспитатель

Подготовила

Педагог – психолог МБДОУ № 15

Новгородцева И.А.

2017

Цель

практикума: создать

молодым

педагогам

условия

для

рефлексии

и

самоанализа

в

сфере

профессиональной

деятельности

и

личностных

особенностей.

Задачи:

диагностирование направленности педагога, его рабочей мотивации;

выявление затруднений в профессиональной практике и принятие мер

по их предупреждению в дальнейшей работе;

актуализация

сильных

сторон

личности

педагога

и

настрой

на

спокойное преодоление проблем, возникающих в профессиональной

деятельности;

оказание помощи в формулировании о оформлении планируемых целей

самообразования.

Практические результаты практикума:

переосмысление представлений о труде воспитателя;

расстановка приоритетов в профессиональной сфере;

составление

плана

профессионального

самосовершенствования

с

конкретизацией целей и стремлений;

освоение приёмов саморелаксации.

Количество человек: от 2 до 5.

Продолжительность: 1-1,5 часа.

Материалы: гуашь, кисточки, листы формата А3, бумага для записей, ручки.

Ход практикума

1.

Введение в проблему

Слово

педагога

психолога:

«Здравствуйте,

коллеги!

Все

вы

понимаете,

что

с

выходом

на

работу

любой

человек

испытывает

некоторый дискомфорт и напряжение, связанные с адаптацией к новому

месту, незнакомому коллективу и т.д. У ребёнка период адаптации к

детскому саду составляет от 10 до 90 дней. Взрослому человеку для

адаптации к новой работе нужен минимум месяц. Цель нашей встречи

помочь

вам

адаптироваться

к

новой

роли

и

повысить

свой

профессионализм».

2.

Выполнение рисунка «Я – воспитатель»

Цель:

облегчить понимание актуального эмоционального состояния

педагога,

его

отношения

к

работе

в

настоящее

время,

включая

удовлетворённость ею и возникновение проблем.

Инструкция. Участникам раздают чистые листы, гуашь и кисточки и

предлагают в течение одной минуты подумать над тем, что они могли

бы нарисовать по теме «Я – воспитатель». По завершении данной

работы

каждый

педагог

рассказывает

о

своём

рисунке,

объясняя,

почему изобразил именно это.

Педагог – психолог интерпретирует рисунки по следующим критериям:

цвет;

размер;

детали;

целостность созданного образа;

главный и второстепенные герои;

наличие активности в рисунке;

роль педагога с точки зрения автора рисунка;

взаимоотношения между героями и т.п.

Также при интерпретации можно опираться на схему пошагового

анализа рисованной ситуации по М. В. Осориной, включающей шесть фраз:

1).

контактную

нужно

вступить

в

контакт,

согласиться

общаться

с

нарисованными героями, для чего, глядя на изображение, надо задать вопрос:

«Ну как тут у вас?» - и, вжившись в рисунок, субъективно ответить на него;

2).

ориентировочную

задавая

себе

вопросы

«Кто

это

,

что

это?»,

необходимо найти всех героев и правильно назвать их. Героями будут все

нарисованные люди, персонифицированные сущности (например, человек –

паук), животные, растения, предметы, явления природы и даже цветной фон.

С учётом данной последовательности выделяется главный герой, с которым

человек идентифицирует себя. Этого героя никто не загораживает, на него

направлена

активность

других;

он

больше

остальных

по

размеру

и

расположен ближе, чем они, к центру листа;

3). качественного анализа героев (как размещены герои, начиная с главного;

во что одеты; каковы пропорции тела и т.д.);

4). рассмотрения взаимоотношений героев – устанавливается наличие или

отсутствие связи между ними;

5). поиска ответа на вопрос «Что всё это значит?»;

6). выхода из контакта (нужно мысленно поблагодарить автора за то, что он

позволил заглянуть в свой внутренний мир).

3.

Беседа

о

соответствии

первоначальных

представлений

о

работе

действительности

Цель: отследить динамику представлений педагога о своей работе.

Примерные вопросы:

как вы представляли себе работу поначалу;

что оказалось не таким, как вы себе представляли;

как вы представляете себе эту работу сейчас;

что вам кажется сложным;

что для вас оказалось самым лёгким;

что вам доставляет наибольшее удовольствие в работе;

хочется ли вам сейчас работать воспитателем;

4.

Создание образа идеального воспитателя

Цель:

составить

коллективный

список

качеств,

присущих

идеалу

воспитателя.

Инструкция. Педагогам предлагается ответить на вопросы:

каков в вашем представлении идеальный воспитатель;

какими качествами он должен обладать?

Свои представления участники тезисно излагают на бумаге, после чего

проводится обсуждение индивидуальных списков и составление общего.

5.

Упражнение «Какое качество важнее?»

Цели: сформировать

у

участников

более

глубокое

представление

о

личностных

качествах

педагога,

стимулировать

их

к

рефлексии

собственных качеств.

Инструкция. Участникам

последовательно

предъявляются

листы

с

написанными на них тремя положительными качествами:

мудрость, надёжность, настойчивость;

активность, бескорыстие, вежливость;

сила воли, скромность, смелость;

самозабвенность, тактичность, терпеливость;

гордость, гибкость, доброжелательность;

невозмутимость, обаяние, общительность.

Задача – в каждой строке определить самое важное качество и

обосновать

своё

решение.

По

окончании

упражнения

проводится

обсуждение.

6.

Работа с рисунком «Я – воспитатель»

Цель: преобразовать

себя

на

символическом

уровне

в

идеального

воспитателя.

Инструкция

педагога

психолога: «Теперь, когда вы представляете,

каким

воспитателем

хотите

стать,

пришёл

черёд

выполнить

заключительное задание. Подумайте и сделайте со своим рисунком что

– то, для того чтобы он стал называться «Я – идеальный воспитатель».

Расскажите, что именно вы дорисовали и почему. Подпишите рисунок

словами «Я – идеальный воспитатель».

Комментарий. Люди с завышенной самооценкой часто почти ничего не

меняют на этом листе бумаги. В данном случае педагог – психолог

может намекнуть, что всегда есть, куда расти. Также можно обратить

внимание участников на те качества, которые они выбрали в портрете

идеального воспитателя в качестве целей для саморазвития, и отразить

их в рисунке.

7.

Релаксация

Ц е л ь : обучить

педагогов

снятию

эмоционального

напряжения

и

мышечных зажимов.

На

этом

этапе

педагог

психолог

может

познакомить

молодых

специалистов с упражнениями на релаксацию.

Релаксация «Абажур».

Инструкция педагога – психолога: «Представьте себе, что у вас внутри,

на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет

идёт вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но когда вы начинаете

нервничать, абажур поворачивается лампой вверх…Резкий свет бьёт в

глаза, слепит, вам становится жарко и некомфортно.

Вообразили себе такую ситуацию? А теперь надо осознать, что в ваших

силах

её

исправить.

Представьте,

что

абажур

медленно

и

плавно

поворачивается

вниз,

принимает

нормальное

положение.

Слепящий

свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно…»

Вопросы для обсуждения:

Как менялось ваше состояние по мере того, как вы мысленно

поворачивали абажур?

Где и как в реальной жизни можно использовать такой приём

саморегуляции?

8.

Рефлексия

Цель:

подвести

итоги

практикума;

установить

обратную

связь

с

участниками.

Вопросы для обсуждения:

Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете?

Какие

упражнения

вам

запомнились,

что

заставило

вас

задуматься?

Считаете ли вы эти упражнения полезными?

Какие открытия вы сделали о себе или о других?

Какие темы вы предложили бы для следующих встреч?



В раздел образования