Напоминание

РЕБЁНОК ВНУТРИ ОБЩЕНИЯ


Автор: Новгородцева Ирина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 15
Населённый пункт: Сахалинская область, г.Шахтёрск
Наименование материала: статья
Тема: РЕБЁНОК ВНУТРИ ОБЩЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коренной потребностью ребёнка является стремление к общению с себе подобными, со

своими сверстниками. Как бы далеко мы ни ушли в изучении детской психики и в понимании её,

между нами и ребёнком всегда будет бездна. Мы во многих отношениях говорим с ним на разных

языках. И вполне счастливым может быть только тот ребёнок, который широко пользуется детским

обществом.

Дети – единственные истинные космополиты на земле, для которых «нет ни эллина, ни

иудея». Поставьте рядом маленького дикаря с острова Самоа и маленького представителя из

культурнейшей европейской семьи, оставьте их одних, и, не взирая на разницу наречия, они

поймут друг друга и создадут игру, полную общего интереса и взаимного понимания. В этом один

из вернейших залогов детского счастья. Будем же всеми мерами стремиться к тому, чтобы

сохранить им это счастье. Будем создавать очаги, где дети различных национальностей и слоёв

общества жили бы общей жизнью счастливого и свободного ребёнка.

РЕБЁНОК ВНУТРИ ОБЩЕНИЯ

ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Общение в обучении и воспитании детей

Общение и совместная деятельность – это та основа и ткань, на

которой

строится

вся

жизнь

детей.

Культивирование

общения

в

группах

детского сада и на уроках в школе является одной из важнейших целей и в то

же время основным средством воспитания и обучения.

При организации и теоретическом осмыслении общения с детьми

возникает

закономерный

вопрос

как

отличить

общение

от

того,

что

общением не является? Два малыша мирно играют «рядом». Вопрос – они

общаются или нет? Другой пример – группа детей играет в больницу. Один

ребёнок – «доктор», он всех «пациентов» выслушивает, у всех смотрит горло

с помощью шпателя, а потом всем делает уколы. Внешне всё это очень

похоже на общение, а как на самом деле?

Часто на занятиях в детском саду или на уроках в школе можно

наблюдать такую картину – ребёнок на вопрос воспитателя или учителя даёт

«нужный» ответ, а в реальной жизни ведёт себя не так, как нужно. Объяснить

это

возможно,

если

предположить,

что

у

ребёнка

и

у

взрослого

разные

контексты, если у них нет общности, а значит, и общения. Ответ ребёнка

является следствием не его личностного развития, а результатом работы его

памяти.

Необходимым условием, свидетельствующим о наличии настоящего

общения, является способность к идентификации, к умению отождествиться

с партнёром по общению, к возможности встать на другую точку зрения.

Педагоги знакомы с тем фактом, что ребёнок может смотреть и не видеть. В

то же время взрослые также не умеют слушать и слышать детей и поэтому не

понимают их. Другими словами, в общении всегда есть диалог.

Все эти условия и критерии общения проявляются на всех возрастных

ступенях развития ребёнка. Вместе с тем в каждом возрасте общение имеет

свою специфику. Общение маленьких детей всегда основано на их личных,

конкретных отношениях, симпатии друг к другу и взрослым. Эти отношения

очень

избирательны.

У

каждого

ребёнка

бывает

один

или

несколько

предпочитаемых сверстников, так же как и любимых взрослых. У детской

дружбы есть своя динамика – начало взаимной приязни (положенное в общей

игре, связанное с прежним знакомством по двору и т.д.), её укрепление,

неизбежные ссоры. Примирения, возможное охлаждение при возникновении

новой

дружбы.

Всё

это

реальные

факты

детской

жизни.

Учитывая

их,

взрослый может влиять на развитие ребёнка. При этом и он сам вступает в

личные,

очень

значимые

для

обеих

сторон

отношения.

Отношения

воспитателя и ребёнка, учителя и ученика могут развиваться по-разному, в

зависимости от конкретных условий и проблем. Неизменным остаётся только

чувство

симпатии

и

уважения

со

стороны

взрослого

по

отношению

к

каждому из детей.

Жизнь детей состоит из множества дел, общих либо для всех детей

сразу, либо для небольших детских объединений. В повседневных делах,

играх, в освоении нового дети чувствуют себя уверенно и комфортно вместе с

привычной компанией, ребёнку очень нужно посмотреть, как выходит то или

иное дело у его приятеля, которое не получается у него самого, как помочь

соседу, что- то показать друг другу и т.д.

Когда дети научатся содержательно взаимодействовать с двумя-тремя

друзьями, взрослый может предложить им объединиться для некоторых дел

по-другому, в соответствии с замыслом. Это помогает детям найти новые

эмоциональные

и

деловые

контакты,

служит

поддержанию

атмосферы

симпатии и уважения друг к другу. Кроме того, некоторые дети, привыкшие в

своей компании играть одну и ту же роль, например лидера или исполнителя,

нуждаются в смене ролей и смене партнёрских взаимоотношений.

В детском саду, в школе, в семье наряду с общением и совместными

видами деятельности должна иметь место и индивидуальная деятельность

ребёнка. Для её организации важно создать необходимые условия. У ребёнка

должен быть свой уголок, своё место, своё время и пространство, где он

может

дать

волю

воображению.

Для

такой

деятельности

нужно

много

мелкого

игрового

материала,

строительные

наборы

и

конструкторы,

настольно

печатные

игры,

автодидактические

игрушки,

материалы

для

мастерства.

Развитие

индивидуальной

деятельности

ребёнка

является

обязательным условием появления новых, более высоких форм общения,

сотрудничества и взаимодействия.

Как дети дошкольного возраста общаются друг с другом

Для детей разных возрастов характерны различные формы общения друг

с другом: в предметной деятельности, в игре, в учении, может иметь место

сочетание различных форм совместной деятельности и общения.

Говоря об общении детей раннего возраста, нельзя не сказать о

трудностях,

которые

могут

давать

тяжёлые

последствия

в

психическом

развитии ребёнка. Малыш может не принимать активного участия в общении.

Всё общение строится взрослым. Тем не менее ребёнок впитывает в себя

поступающую информацию как губка. В этом возрасте для обеспечения

полноценного общения необходим тесный физический контакт ребёнка со

взрослым, эмоциональная его окрашенность. В этом возрастном периоде

трудно говорить об общении между детьми, хотя, наверное, многие из нас

наблюдали, как оживляются два малыша, завидев друг друга в стоящих рядом

колясках, или как 2-3-летний малыш сосредоточенно наблюдает за младшим

ребёнком в коляске или в кроватке и несёт ему пустышку, погремушку. Всё

это можно считать первыми шагами во взаимодействии, первыми формами

общения.

Характерно, что дети младшего дошкольного возраста общаются в ходе

предметной деятельности и в первоначальных видах игры. Для них общение

является

непроизвольным

и

в

основном

невербальным.

При

этом

они

занимают позиции «рядом», то есть каждый из них играет в свои игрушки,

делает свои куличики, однако в одной и той же песочнице, рядом друг с

другом. Поводом для общения может быть любой предмет или любой вид

деятельности, являющийся интересным для малыша. Для общения с таким

малышом взрослый или старшие дети должны встроиться в контекст его

деятельности. Только в этом случае удаётся выстроить подлинное общение.

При общении со старшими детьми малыш чаще всего принимает пассивное

участие в их играх и занятиях, занимает позицию наблюдателя, впитывая

впечатления.

Впоследствии, когда общение становится более вербальным. Более

индивидуальным

и

более

коллективным,

появляют ся

н ач а л а

многопозиционного

диалога,

возникают

возможности

совместной

деятельности «на равных». Дети уже могут проникать в чужой контекст и

развивать его самостоятельно дальше, формировать из своих личностных

контекстов общий смысл в рамках совместной деятельности.

У старших дошкольников возможности общения со сверстниками

расширяются. У пятилеток развивается и совершенствуется коллективная

деятельность в рамках сожетно-ролевой игры. В ходе её дети произвольно

занимают

дополнительные

позиции

в

отношении

друг

к

другу.

Высший

результат

в

этом

направлении

добровольное

согласие

принять

«неинтересную»

роль,

чтобы

сохранить

целостность

игры.

При

этом

организуют деятельность старшие дети и взрослый.

Шестилетние дети начинают осваивать новые виды общения в рамках

игры с правилами, развиваются и уже освоенные формы.

Дети семилетнего возраста, попадая в школу, оказываются в новой

социальной ситуации. Они начинают учиться. Главный результат развития в

младшем школьном возрасте – формирование учебной деятельности, что

накладывает

отпечаток

на

общение

между

детьми

этого

возраста

и

на

особенности его организации взрослыми.

Сформировать учебную деятельность у ребёнка – значит научить его

учиться.

Л.С.

Выготский

говорил,

что

только

через

общение

с

другими

людьми мы становимся самими собой. Относительно учебной деятельности

младших школьников можно сказать, что только после того, как ребёнок

сможет

учить

другого,

он

сможет

научить

себя.

Для

того

чтобы

учить

другого, иными словами, общаться с другим по поводу совместных действий

и

учебного

материала,

ребёнок

должен

владеть

всеми

«общенческими»

позициями. Овладение такими позициями начинается в играх: образных,

режиссёрских, сюжетно-ролевых, в играх с правилами. Игры с правилами

становятся

базой,

на

которой

строится

развитие

наиболее

сложных

и

формализованных видов общения.

Часто, отделяя младших школьников от дошкольников, мы забываем,

что дети этих возрастов относятся к одной и той же эпохе детства. Д.Б.

Эльконин

писал,

что

человек,

относящийся

к

этой

эпохе,

это

человек

играющий. Для дошкольника игра – ведущая деятельность. Для младшего

школьника ведущая деятельность – учение, однако игра при этом не теряет

своей актуальности, а становится формой, с помощью которой развивается и

формируется к концу младшего школьного возраста учебная деятельность.

Преемственность

в

организации

жизни

дошкольников

и

младших

школьников существенно зависит от того, как организовано общение детей

этих возрастов и не в меньшей степени от того, как общаются взрослые –

учителя, воспитатели и родители.

В общении друг с другом дети легче всего выбирают позиции «под» и

«над». К началу школьного обучения нормально развивающийся ребёнок

умеет

удерживать

эти

позиции

и

даже

стремиться

к

тому,

чтобы

быть

учеником, и одновременно он любит играть в школу, где пытается в игровых

ролях утвердиться в позиции «над». А позиция «на равных» предполагает

постоянный переход из одной общенческой позиции – «над» в другую –

«под». Именно таким образом у детей возникает умение подстраиваться друг

под

друга,

находить

общий

язык,

отождествляться

в

общении

и

со-

деятельности. А главное – приблизиться к тому, чтобы обрести собственное

«Я».

Материал подготовила

Педагог – психолог

Новгородцева И. А.



В раздел образования