Автор: Панкратова Александра Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Тюбукская СОШ №3"
Населённый пункт: с. Тюбук
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Дифференциация звуков Ж-З"
Раздел: начальное образование
Тема: Дифференциация звуков Ж- З (1).
Цели:
- дифференцировать звуки в слогах, в словах и предложениях;
- закрепить знания о механизме образования звуков и их акустических особенностях;
- развитие кинестетических ощущений на данные артикуляционные уклады;
- развитие фонематического анализа, фонематического восприятия;
- воспитание самоконтроля;
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
2.
Общая артикуляционная гимнастика:
а) заборчик;
хоботок;
заборчик +хоботок;
окошко;
лопаточка +иголочка;
часики;
качели;
лошадка;
посчитаем нижние зубки;
почистим нижние зубки;
накажем непослушный язычок;
сделать язык широким;
б) приклей конфетку;
вкусное варенье;
чашечка;
грибок;
гармошка;
фокус
в) упражнения на выработку правильной, сильной воздушной струи.
3. Выделение звука З
Дана картинка:
Назови картинку, выдели первый звук.
А) анализ артикуляции по плану;
1
Б) характеристика звука по акустическим признакам;
В) обозначение звука буквой;
4. Выделение звука Ж.
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ... (жук)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – ... (жук)
Выдели первый звук в слове-отгадке.
А) анализ артикуляции по плану;
Б) характеристика звука по акустическим признакам;
В) обозначение звука буквой;
5. Сравнение звуков.
6. Попеременное произнесение звуков с тактильным и зрительным контролем.
7. Работа на уровне слога:
Прочитай слоги:
↑а - ↓а ↑о - ↓о
↑и - ↓ы ↑у - ↓у
8. Работа на уровне слова:
а) Назови картинки. Определи звук ([Ж] или [З]) в слове, определи место данного
звука в слове.
2
б) Замени названия картинок на местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ (лыжи - ОНИ и
т.д.)
в) "Один - много"
Жёлтый зонт - жёлтые зонты.
зелёный жук - .....
заветное желание - .....
полезное животное - ....
золотой журавлик - .....
г) "Посчитай" (до 5-7)
- забавный медвежонок;
- железный замок;
- жёлтый зонт;
9. Работа на уровне предложения:
а) Прочитай предложения:
3
Маше купили
, а Жене -
.
Над лужайкой кружились
и
.
Под
нашли
.
У Лизы новые
.
В
живёт полосатая
.
4
Белые
падают на землю.
б) Скороговорки:
У Жени и Зины медвежонок в корзине.
Задрожали зайки - заприметила волка на лужайке.
10. Итог занятия.
Домашнее задание:
а) Жизнь, зажигать, зажим, возможно, железо, зажарил, заслужил, желтизна,
забежал, возложу, закружить, задержал, залежи, зажужжать, зажёг.
б) Забавный ёжик, важный музыкант, измятая кожа, книжный магазин, нежные
незабудки, нежные мимозы, железный замок, вязаный жакет, важное задание, вязаные
манжеты, южный закат, затяжной дождь, знакомый художник.
5