Автор: Зиганшина Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ НШ "Перспектива" (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменской обл.
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Этика семейного воспитания и отношений членов семьи с ребенком с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Этика семейного воспитания и отношений членов семьи
с ребенком с ОВЗ»
Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное
Воспитание ребенка с ОВЗ, регулярное консультирование со специалистами
(в т.ч. и в сфере охраны психического здоровья) помогают установлению
оптимального психологического климата семье.
Эту важную информацию о том, что процесс воспитания ребенка с ОВЗ
всегда требует от родителей определенных знаний, понимания трудностей
ребенка, грамотного психологического подхода к нему, а также выполнение
рекомендаций специалистов, консультирующих ребенка.
При семейном воспитании ребенка с ОВЗ важно, чтобы слова и поступки
родителей всегда могли быть примером для ребенка. Родителям следует
помнить, что каждый их поступок, каждое произнесенное слово будет иметь
значение в процессе обучения и воспитания. Подобное согласование слов и
поведения (непротиворечивость поступков произнесенным словам)
родителей особенно важно, Т. к. дети с ОВЗ, обычно меньше, чем их
сверстники общаются с социумом.
Многие родители ошибочно считают, что дети с ОВЗ «многого не
понимают». Однако это не так. Ребенок с ОВЗ, больше чем здоровый
ребенок, нуждается в уважении к себе, так как он часто более впечатлителен,
добр и беззащитен. Малейшее проявление недоброжелательности: ослабляет
его нервную систему, нарушает нестойкое психическое равновесие, он
привыкает к упрекам, постепенно отдаляется от родителей. что усиливает его
физические и психические проблемы и может способствовать
патологическому развитию личности. То есть, иногда, родители сами могут
неправильно себя вести с ребенком, или не оказывать ему должного
внимания, или не создавать необходимую развивающую среду они являются
неэффективными родителями.
Поэтому им требуется специальная помощь: обучение не только по уходу,
но и правильному взаимодействию с ребенком процессе его воспитания.
Неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию,
двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения поведении.
Однако в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение
воспитательных и коррекционно-обучающих мер воздействия, они часто
допускают серьезные Педагогические и Психологические промахи
Например. чем младше ребенок тем менее значительные раздражители могут
привести к его психическому напряжению. или другой серьезной ошибкой
является гиперпротекuия (позволение ребенку вести себя как ему
заблагорассудится) тогда ребенок начинает использовать вспышки гнева,
чтобы привести родителей в полное замешательство и что они дали то,
требует в данный момент поэтому одним главнейших правил семейного
воспитания ребенка с является предупреждение у него дискомфортного
состояния общего возбуждения. Страха, реакции протеста.
Следует помнить, что тревога. чувство страха ослабляют нервную систему
ребенка (данные негативные эмоциональные состояния могут стать причиной
болезненного воображения и даже психотического состояния).
Родителям следует иметь в виду, что многие дети с ОВЗ длительное время
не могут самостоятельно контролировать свои эмоции. Они чаще, чем
здоровые дети, испытывают чувство дискомфорта, проявляя при этом
упорное непослушание, склонность к бурному, безудержному поведению.
Относиться к таким поведенческим реакциям детей следует спокойно, ровно,
доброжелательно (без жесткого подавления).
Здоровому ребенку уделяют мало внимания, но от него требуют, чтобы он
во всем уступал больному», всячески опекал его не реагировал негативно и
не жаловался на его неправильные поступки. То есть источником
эмоционального напряжения является неправильное отношение родителей к
возможностям ребенка.
Этот комментарий важен, так к у многих детей (и не только при
неправильном психолого- педагогическом подходе возникают чувства
неуверенности, страха общения. пониженного настроения, чрезмерной
обидчивости, тревожности все эти эмоциональные расстройства ослабляют
нервную систему ребенка и создают благоприятные условия для развития
различных невротических состояний (например, заикания, энуреза, страха,
тиков и т. п.)
Например, неблагоприятное влияние на развитие ребенка может оказывать
так называемая «семейная тревога» у обоих или одного из членов семьи.
Характерным признаком этого типа тревоги является то, что она проявляется
в виде постоянных сомнений, страхов, опасений, касающихся, прежде всего.
семьи. Примером может быть страх в отношении здоровья членов семьи. Где
в основе как правило лежит неуверенность чувство беспомощности
родителей. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную
подготовку, очень трудно адекватно оценить возможности ребенка: и
ситуацию. Но, если семья выступает как объект помощи, а не активный
участник процесса воспитания, родители могут перекладывать
ответственность за развитие ребенка на специалистов, что усиливает чувство
вины и снижает внутреннюю родительского вклада. То есть, модель помощи
специалистов лишает родителей инициативы основы социальной адаптации.
Но родители способны и индивидуализировать дополнить, расширить и
развить предлагаемые методы. Данная ситуация возникает тогда, когда для
семьи важно взаимодействие u сотрудничество со специалистами.
Таким образом, особо хочется подчеркнуть, что выстраиваемая помощь
семье с ребенком ОВЗ не должна лишать родителей инициативы.
Современные родители основную роль в преодолении нарушений отводят
медикаментозному лечению, действительно последнее время появилось
много эффективных препаратов улучшающих функционирование организма,
но даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным
лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями
целевой системы специальных упражнений. Воспитание ребенка
коррекционным. т. е. оно направлено на современные тенденции организации
коррекционного лечения
То есть, родителям важно не только знать основы коррекционного
воспитания, но и успешно его использовать в ежедневном процессе
воспитания своего ребенка.
Коррекционное воспитание — это не только преодоление имеющихся
отклонений в развитии, но и предупреждение основных нарушений,
связанных с перенапряжением нервной системы ребенка. иными словами,
родители должны быть реалистами с одной стороны, им не следует требовать
от ребенка слишком много в плане обучения с другой стороны, ничего не
ждать от ребенка, а особенно снижать требования к его поведению.