Напоминание

Изменение имён прилагательных по родам и числам


Автор: Кислицына Марина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сайгинская СОШ"
Населённый пункт: п. Сайга, Верхнекетского района, Томской области
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: Изменение имён прилагательных по родам и числам
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Изменение имён прилагательных по родам и числам

Цель.

Формирование

представлений

учащихся

об

основных

грамматических

признаках имен прилагательных (роде); о том, что род и число прилагательного

совпадает с родом и числом существительного, к которому данное прилагательное

относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как

самостоятельную часть речи, показать его речевую функцию.

Развивающие:

создать

проблемную

ситуацию,

чтобы

активизировать

творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные

формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса

учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные:

подготовить

разноуровневые

задания

для

повышения

самооценки учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку,

организовать работу в парах и группах для формирования коммуникативных

компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач

Тип урока – усвоение новых знаний

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир,

чтение)

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, групповая,

фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:

уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

изменять прилагательные по родам, числам;

Умение

определять

род,

число

имён

прилагательных

и

находить

имя

прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать

свои

действия

и

следовать

установленным

правилам

в

соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета

ошибок.

Познавательные УУД:

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение;

задавать вопросы;

договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи;

способность к самооценке.

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация.

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа (Слайд 1)

2. Словарная работа. Послушайте, пожалуйста, стихотворение

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

- О чём говорится в стихотворение? (Слайд 2)

- По каким признакам вы определили это?

- Посмотрите за окно. Можно ли сказать, что на дворе весна?

Зима не хочет уступать своё место весне.

3. Орфографическая минутка.

Весна

замечательное

и

прекрасное

время

года.

В

это

время

природа

просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?

Для

этого

вы

должны

будете

составить

слова

из

данных

слогов.

(Слайд

3)Запишите эти слова в столбик и объясните орфограммы.

(Дети называют слово,

записывают в тетрадь, объясняют орфограмму).

(Фронтальная работа)

ЛАНДЫШ

ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕР сл. слово

ТЁПЛЫЙ

ПТИЦЫ

- Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе

повеяло весной (Слайд 4)

4. Введение в тему урока.

Обратите внимание на получившийся ряд слов.

Назовите «лишнее» слово (тёплый)

Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)

Докажите (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите

род

и

число

имен

существительных.

(Работа

в

парах.

Фронтальный опрос)

План рассуждения (на доске)

опорные слова: слово, вопрос, род, число.

Ландыш – м.р., ед.ч.

Трава –,ж.р.,ед.ч.

Солнце – с.р.; ед.ч.

Ветер – м.р.; ед.ч.

Птицы – мн.ч.

5. Постановка проблемной ситуации.

- А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово тёплый

- Какой частью речи является это слово? (прилагательное)

- А могут ли изменяться по родам и числам имена прилагательные?

- Сегодня мы и попытаемся ответить на этот вопрос.

- Сформулируем тему нашего урока. ( Изменение имён прилагательных по

родам и числам) (Слайд 5)

-

Сформулируем

цель

нашего

урока.

(Определение

рода

и

числа

имён

прилагательных)

- Составим план дальнейших действий для достижения поставленной цели на доске

1.Как определить род и число имён прилагательных?

2. Родовые окончания имён прилагательных.

3.Связь имён прилагательных с именами существительными.

4.Упражнение в определении рода и числа имён прилагательных.

6. «Открытие» нового знания.

Как вы уже сказали слово тёплый (Слайд 6) – это… (прилагательное)

- Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначает

признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?, украшает нашу

речь, делает её более выразительной и точной.

7. Связь имён прилагательных с существительными.

У существительных подчас

не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Был просто звук, а стал вдруг громким.

Был просто лес, а стал вдруг хвойным.

-

Ребята,

прилагательное

ТЁПЛЫЙ

пригласило

своих

друзей:

ДУШИСТЫЙ,

ПЕРЕЛЁТНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВЕСЕННИЙ (Слайд 7)

-

Составьте

словосочетания.

Подберите

к

нашим

именам

существительным

подходящие по смыслу имена прилагательные. (Работа в парах)

1.Ландыш – м.р., ед.ч. – душистый

2.Трава –,ж.р.,ед.ч. - зелёная

3.Солнце – с.р.; ед.ч. - весеннее

4.Ветер – м.р.; ед.ч. - тёплый

5.Птицы – мн.ч. – перелётные (род можем определить только в ед.ч.)

План работы для каждой пары (на парте у каждой пары)

1. Прочитайте словосочетание.

2.

По

роду

и

числу

имени

существительного

определите

род

и

число

имени

прилагательного.

3. Выделите у прилагательных окончания.

4. Мы узнали, что у имён прилагательных:

в мужском роде окончания ……….;

в женском роде окончания ………..;

в среднем роде окончания …………

Вывод записывается на доске:

Муж. р. Жен.р. Ср. р.

- ый - ая -ое

- ий - яя - ее

- Составьте с любым из словосочетаний предложение.

8. Гимнастика для глаз. (Слайд 8)

9. Работа с учебником.

- Откроем учебник на с. 101, упр. 113

- Прочитайте задание.

- Постоянные ли признаки рода у прилагательного «оранжевый»? (Признаки рода у

прилагательного непостоянные, т. к. одно и то

же прилагательное может быть в

форме ж.р., м.р., ср.р.)

ВЫВОД: Как же определить род и число имени прилагательного?

по роду и числу имени существительного, с которым оно согласуется;

по вопросу;

по окончанию прилагательного

Мы выяснили, что прилагательное тесно связано с существительным.

- Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте

сказку «Скромные просители».

Родились

Прилагательные

с

очень

покладистым

характером.

Они

с

удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не

было у прилагательных собственных рода, числа.

- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали

Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись

по

душе

скромные

просители,

и

они

одолжили

Прилагательным

свои

формы.

Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор

Прилагательные.

Чтобы

согласовываться

с

Существительными,

берут

у

них

напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Такая

связь

в

русском

языке

называется

согласованием.

Говорят,

что

прилагательное согласуется с существительным.

10. Весна приготовила для вас ещё одно задание. (Слайд 9)

(Работа в группах)

- Распространите следующий текст и определите род имён прилагательных.

Пришла весна. Светит солнце. Тает снег. Висят сосульки.

-

Вспомните,

что

украшает

нашу

речь

и

делает

её

более

эмоциональной,

выразительной.

- Проверка.

11. Тестовое задание (Слайд 10, 11) (Индивидуальная работа)

- Проверим полученные знания на уроке.

Имя прилагательное

Имена прилагательные – это

а) слова, которые обозначают предметы;

б) слова, которые обозначают признаки предметов;

в) слова, которые обозначают действия предметов.

Имена прилагательные

а) бывают мужского, женского и среднего рода;

б) изменяются по родам.

Род имени прилагательного зависит

а) от рода имен существительных;

б) от глагола.

Выпишите прилагательные м.рода

а) голубое;

б) добрая;

в) красивый.

Выпишите прилагательные ср.рода

а) могучая;

б) яркое;

в) весенний.

Выпишите прилагательные ж.рода

а) лесной;

б) пушистая;

в) раннее

Взаимопроверка. Результат. Дети оценивают работу. (Слайд 12)

12. Итог урока.

-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам

вопросы.

Почему

прилагательные

назвали

именно

так?

(прилагаются

к

существительному)

Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с

существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам).

13. Рефлексия.

-

Весна

подарила

нам

свои

тёплые

лучики.

А

вы

опишите

своё

настроение

прилагательными.

14. Оценки

15. Домашнее задание: (Слайд 13)

16. Спасибо за урок! (Слайд 14)



В раздел образования