Автор: Пономарева Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №2
Населённый пункт: г. Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад № 2
Развитие связной речи
через творческие формы работы с детьми
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории
Пономарева Екатерина Николаевна
17 октября 2013 года был принят ФГОС ДО, в котором выделяется 5
образовательныхПУБЛИКАЦИЯ областей.
Конкретно остановимся на образовательной области «Речевое развитие».
Какие задачи содержит образовательная область «Речевое развитие»?
Согласно
Федеральным
государственным
образовательным
стандартам
содержание
образовательной
области
«Речевое
развитие»
направлено
на
достижение
целей
формирования
устной
речи
и
навыков
речевого
общения
с
окружающими
на
основе
владения
литературным
языком
своего
народа
через
решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры
• Обогащение активного словаря
•
Развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы
• Формирование языковой действительности (предложение-слово-слог-звук).
Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате
восприятия
речи
взрослого,
собственной
речевой
активности
и
элементарного
осознания явлений языка и речи.
Одной
из
ведущих
задач,
которую
решают
дошкольные
образовательные
учреждения, является развитие речи детей.
Речь
как
ведущее
средство
общения
сопровождает
все
виды
деятельности
ребенка.
От
качества
речи,
умения
пользоваться
ею,
зависит
успешность
деятельности
ребенка,
его
принятие
сверстниками,
авторитет
и
статусное
положение в детском сообществе.
Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых
лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-
вторых, формирование активного словаря ребенка.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование
его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования
разнообразных методов и приемов.
От того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда, зависит речевая
деятельность ребенка. Благодаря использованию развивающих игр, процесс
образования малышей проходит в привлекательной форме. Все игровые пособия и
материалы расположены в доступном для детей месте. Речевая зона представлена
разнообразными играми на мелкую моторику: наборы «Лего», рамки-вкладыши,
шнуровки, мозаика, играми на воссоздание силуэтов из частей, развивающими
кисти рук, стимулирующими речь детей.
В речевую зону входит и уголок книг. Рассматривание книжек с картинками
относится к одной из самых эффективных форм развития речи в детском возрасте.
Книги подобраны с учетом возраста детей: песенки - потешки, русские народные
сказки, детские стишки. Дети комментируют текст или картинки и связывают их с
собственным опытом и с другими историями. Кроме того, дети при
совместном «чтении» книжек с картинками попутно многое узнают.
Для усвоения лексико-грамматических компонентов родного языка, активизации
мыслительной и речевой деятельности детей предлагаем развивающие
игры («Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных», «Чей
малыш»).
Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование
малых форм фольклора. Сопровождая действия ребенка словами, мы способствуем
непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее
ритм, постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных
произведений состоит в том,, что они удовлетворяют потребность наших малышей
в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со
взрослыми («Пальчик-мальчик», «Ладушки – ладушки…»,«Чики – чики –
чикалочки»).
Ежедневное использование народных игр, игровых песенок, потешек,
приговоров во всех режимных моментах, совместной игровой и индивидуальной
деятельности с детьми, доставляет им огромную радость. («Водичка-
водичка», «Петушок – петушок…», «Идет коза рогатая…», «Пошел котик на
торжок», прибаутки, колыбельные песенки «Кисонька – мурысонька», «Курочка –
рябушечка», «Мишка – косолапый», «Коза рогатая», «Котя – котичек -
коток», «Собачка - тучка», «Как у нашего кота», «Тень – тень –
потетень…», «Два веселых гуся», стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка»,
сказки Маршака, В. Сутеева).
Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр,
драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания,
способствует формированию эмоционального положительного отношения
малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря
такой форме работы общение с детьми становится более интересным и
содержательным.
Особенность театрализованных игр – занятий заключается в том, что усвоение
материала происходит незаметно для детей в практической, интересной
деятельности и не требует приложения больших усилий. Ведущая роль в
театрализованной деятельности пока принадлежит педагогу. Показываем детям
сказки, используя различные виды театра (настольный, пальчиковый, театры на
магнитах, фланелеграф).
Это и русские народные сказки по возрасту( «Курочка
Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка»). В процессе
просмотра привлекаем детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков
из сказок. Дети становятся раскрепощенными и общительными, играют
и развиваются, получая первоначальный опыт, проявляют свои творческие
способности.
С целью эффективного метода активизации речи
детей, развитиюартикуляционного аппарата, в своей работе широко используем
игры на звукоподражание (поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре –
ку; часы идут – тик – так)
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой
моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук
стимулируют процесс речевого развития ребенка,
способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и
за развитие мелкой моторики рук.
Для развития правильного речевого, диафрагмального дыхания предлагаем
малышам игровые упражнения «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети».
Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с
другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом,
максимально удовлетворяют потребность наших малышей
в самостоятельности (речевой и поведенческой).
Для развития коммуникативных навыков вовлекаем детей в обсуждение
ситуаций, возникающих в течение дня. Предлагаем ситуации-вопросы «Как вы
думаете, куда солнышко спряталось?», «Какую кашу ты хочешь на завтрак?».
Задавать дополнительные уточняющие вопросы для того, чтобы помочь ребёнку
выделить суть в его высказываниях. Использовать «открытые вопросы» - такие,
которые требуют развёрнутого ответа.
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем
лучше развивается его речь. Для овладения двигательными умениями и
навыками, развития координации движений учим детей играть в народные
подвижные игры («У медведя во бору», «Пузырь», «Заинька, попляши.»)
Использование игр с проговариванием движений, подготавливает к
совершенствованию движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти.
Такие формы работы способствуют развитию связной речи, позволяют сделать
жизнь детей в группе насыщенной и интересной.