Авторы: Кудинова Наталья Алексеевна, Тренина Галина Михайловна
Должность: учитель начальных классов,учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Карта урока
Тема: "Образ матери в поэзии,музыке,искусстве"
Раздел: начальное образование
Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 3-м классе по разделу
"Кто родителей почитает, тот вовек не погибает"
Учителя: Кудинова Наталья Алексеевна , Тренина Галина Михайловна.
Тема урока: Л. ЯКОВЛЕВ. «АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ».
Л. КВИТКО. «БАБУШКИНЫ РУКИ». ; ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОЭЗИИ, МУЗЫКЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
Цель: Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным),
совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;
развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.
Задачи:
Предметные
Формировать навык чтения, прежде всего выразительность, творческое воображение.
Совершенствовать поисковый способ чтения, определять эмоциональный характер текста, характеризовать образ рассказчика.
Выражать личное мнение о произведении.
Создавать текст на заданную тему.
Формировать умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; умение воплощать
музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.
развивать речь, внимание, мышление; совершенствовать навык чтения и работы с
текстом; способствовать формированию нравственных качеств, воспитание любви и
привязанности к своим близким.
Метапредметные
Формировать УУД:
Познавательные
Ориентироваться в тексте произведения.
Анализировать произведение с целью определения эмоционального характера текста.
Анализировать произведение с целью характеристики образа рассказчика.
Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях
языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Личностные
Формировать нравственно-этические ориентиры, воспитание любви и
привязанности к своим близким. Развивать рефлексию.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству,
понимании его функций в жизни человека и общества.
Регулятивные
Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать
инструкции и советы учителя; коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые
способы действия; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме. Различать способ
действия и результат, оценивать последний; адекватно воспринимать оценку учителя
.
Коммуникативные
Участвовать в коллективной беседе, , соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои,
формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Аргументировать высказывания Проявлять
доброжелательное отношение к одноклассникам.
Технологическая карта урока .
Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащегося
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
Осуществляе
мые действия
Формируем
ые умения
Осуществляем
ые действия
Формируемые
умения
I.Включение
учащихся
в
деятельность
Создаёт
благоприятную
рабочую обстановку.
Слайд №1
(солнышко
Внимательно
слушают
учителя
Внимательно
слушают
учителя
улыбается)
_Давайте улыбнёмся
друг другу и нашим
г о с т я м .
П у с т ь
сегодняшний
урок
принесёт
нам
всем
радость
общения.
Сегодняшний
урок-
необычный.
Урок
ч т е н и я +
у р о к
музыки.
Музыкальное
приветствие.
Улыбаются друг
другу, гостям.
Поют
приветствие.
II.Актуализа
ция знаний.
Слайд №2
Звучит
фрагмент
песни
М.
Рябинина
«Родительский дом».
Учитель:Почему
родительский
дом
э т о
н ач а л о
в с е х
н а ч а л ?
( о т в е т ы
учащихся)
– Какие мысли
«разбудила»
в
вас
песня? Поделитесь.
–
О
чем
будет
разговор
на
нашем
уроке?
Почему
это
Отвечают на
вопросы учителя,
высказывают своё
суждение
Учатся
осознанно
строить речевое
высказывание
о
содержании,
музыкального
произведения
III.Постанов
ка целей и
важно?
Дом, семья – это
для
человека
самое
г л а в н о е ,
с а м о е
н у ж н о е
в жизни.
Если
в
доме
царят
взаимопонимание,
доверие, тепло, уют,
то
это
настоящее
счастье.
– А
что
для
вас
с ч а с т ь е ? (Ответы
д етей.
И г ру ш к и ,
возможность
учиться, одежда по
с е з о н у,
х о р о ш е е
питание,
д р у з ь я ,
благополучие
родителей,
мирное
небо над головой.)
–
С е год н я
н а
уроке мы продолжим
з н а к о м с т в о
с
произведениями
р а з д е л а
« К т о
родителей
почитает,
т о т
в о в е к
н е
погибает».
Как вы думаете, о
чём сегодня будем
говорить на уроке, о
чём читать?
Думают,
рассуждают,
Формулировани
е
познавательной
Отвечают на
вопросы
учителя.
Целеполагание-
формулировани
е учебной
задач урока
Вспомните название
раздела.
О
к о м
м ы
говорили
и
читали
н а
п р е д ы д у щ е м
у р о к е ?
К а к
в ы
думаете
Какова
б у д е т
ц е л ь
сегодняшнего урока?
Что мы уже изучали
по этой теме?
О ком или о чём
ещё не читали?
Какие задачи мы
должны
выполнять
на
уроке
чтения
и
м у з ы к и ,
к а к
ученики?
Слайд №3
На
прошлом
уроке
м
ы начали
составлять
кластер
«Семья».
В
связи
с
этим
назовите
ещё
одну
цель
нашего
урока.
Отвечают на
вопросы учителя.
Думают,
рассуждают,отвеч
ают
цели.
задачи, умение
ставить
учебные задачи
в
сотрудничестве
с учителем.
IV. Создание
проблемной
ситуации
Представьте , что вы
пришли в гости к
малознакомым
людям или к
дальним
Думают,
рассуждают,отвеч
ают на вопросы
Думают,
рассуждают,
аргументирова
нно дают ответ
умение много и
хорошо
говорить,
развитие
мыслительной
деятельности..
родственникам,
которых хотите
получше узнать.
Как это сделать?
(Попросить
посмотреть
семейный альбом с
фотографиями.)
Что вы в нём можете
увидеть?
V.Реализаци
я плана для
достижения
учебных
задач.
Слайд №4
Проверяет
домашнее задание.
(На предыдущем
уроке решили
создать электронный
семейный альбом
нашего класса. Где
каждая страничка
расскажет нам о
семье
одноклассника. Так
вы лучше узнаете
друг друга. Этот
альбом , как только
мы его заполним,
покажем на
родительском
собрании.)
Домашним заданием
было- составить
синквейн про маму .
Их мы поместим под
Читают
составленные
дома синквейны о
маме.
Умение
создавать
текст
н а
з а д а н н у ю
тему.
Умение
кратко
выражать
мысль
(Урок
музыки) А
сейчас слово
Галине
Михайловне.
фотографиями.
Посмотрите
некоторые страницы
нашего фотоальбома.
Слайд 5 -8
Прочитайте
синквейн.
(дети – 2-3 чел.
читают синквейн).
Каждый потом
подпишет свои
фотографии.
Учитель: Тема
материнства – одна
из самых древних
тем в мировой
культуре. К ней
обращались поэты,
композиторы и
художники.
- Откройте учебник .
Учитель:
Древнерусские
мастера создавали не
картины, а иконы. С
греческого языка
икона – это образ. В
первую очередь это
главная святыня
земли Русской -
"Богоматерь
Рассматривают
иллюстрацию
иконы в учебнике
Получение
новой
информации,
эмоциональное
развитие.
Умение
анализировать
картины
художников.
Владимирская",
икона начала XII
века. Приблизимся к
древнему творению
и вглядимся в
священный образ. И
вы никогда его не
забудете
(Учитель читает
стихотворение Н.
Рыленкова «Всё в
тающей дымке…»).
Здесь
мало увидеть,
Здесь мало
услышать,
Здесь
надо вглядеться,
Тут вслушаться
нужно,
Чтоб
ясной любовью
Чтоб в сердце
созвучья
Наполнилось
сердце.
Нахлынули
дружно…
На иконе изображена
Б о г о м а т е р ь
с
маленьким Иисусом.
О н
п р и л ь н у л
к
матери и прижался к
е ё
щ е к е .
Т а к о е
и з о б р а ж е н и е
н а
иконе
называет ся
«умиление».
Богоматерь
задумалась,
прижимая
к
с ебе
с ы н а .
Е ё
в з гл я д
устремлён
к
людям,
п о л о н
п е ч а л и
и
тревоги. Прижимая к
себе сына она словно
п ы т а е т с я
е г о
з а щ и т и т ь
о т
уготованной
участи.
Слайд №9
Учитель: С той же
интонацией, что и
икона «Богоматерь
Владимирская»
звучит и картина
Рафаэля?
Произведение
Рафаэля
"Сикстинская
Рассматривают
картину на
слайде.
Получение
новой
информации,
эмоциональное
развитие.
Умение
анализировать
картины
художников.
Мадонна" висит в
Дрезденской галерее,
имеет очень большие
размеры и занимает
почти всю стену. Он
говорил: "Я хочу
написать Мадонну -
простую, добрую
женщину, хочу
показать всю
красоту, все величие
материнства".
В картине гениально
воплощена идея
материнства.
Прекрасная молодая
женщина с ребёнком
на руках легко
ступает навстречу
своей трагической
судьбе: чтобы люди
были счастливы,
Мария должна
отдать им своего
сына - маленького
Иисуса на страдание
и муку. Легко ступая
по облакам, Мария
спускается к людям,
неся им самое
дорогое - своё дитя.
Она знает о
грядущих
страданиях,
ожидающих её сына.
В ней чистота и
сила, удивительная
простота. Эта самая
человечная женщина
- мать. В её широко
раскрытых глазах
тревога. Прекрасные
глаза матери
печальны. Она
крепче прижимает
сына, предчувствуя
его горестную
судьбу. Малыш
приник к
материнской груди и
беспокойно
всматривается в
толпу. На картине -
мама. Мама, несущая
ребенка и отдающая
его миру. На картине
художником
изображены дева
Мария с младенцем
Христом, папа Сикст
II и святая Варвара.
Картина
"Сикстинская
мадонна" самое
глубокое и самое
прекрасное
воплощение темы
материнства.
Она дарит нам
спокойствие,
умиротворение, на
нее хочется не
просто смотреть, но
и вслушаться в эту
льющуюся прямо с
полотна музыку.
(Звучит музыка
Шуберта «Аве
Мария!»).
Учитель: Какие
чувства вы
услышали в музыке?
Музыка созвучна
картине Рафаэля
своей неземной
красотой,
нежностью,
взволнованностью и
теплотой чувств. Но
есть ещё одно
важное свойство, за
счёт которого мы
ощутили это
единство искусств –
это исполнители
музыки. Исполнил
песню итальянский
мальчик Робертино
Слушают музыку.
Отвечают:
(Нежность,
красота, тепло,
взволнованность,
задумчивость…)
умение
воспринимать
музыку
умение
выражать
своё
отношение
к
музыкальным
произведениям;
Лоретти и
симфонический
оркестр. Благодаря
уникальному голосу
исполнителя,
интонация двух
видов искусств
оказалась очень
близкой и созвучной.
Учитель: Как
звучала музыка?
Эти же чувства мы
увидели и на иконе.
(Шторка!)
(Работа с нотами в
учебнике)
Учитель: В нашем
светском календаре
также есть много
праздников, но один
из них посвящён
Матери. Отмечают
его 24 ноября , а 8
марта-
Международный
женский день.
Посмотрите сколько
Отвечают: Музы
ка звучала
скорбно,
горестно,
печально, строго.
Работают с
учебником
(распевка по
нотам )
умение
воспринимать
музыку
умение
выражать
своё
отношение
к
музыкальным
произведениям
у нас сегодня на
уроке прекрасных
женщин. А ведь все
они тоже мамы.
Такие же добрые,
ласковые и любящие
своих детей. В
праздники принято
дарить подарки.
Сегодня, дорогие
гости, мы хотим вам
подарить
праздничную
открытку, да не
простую, а
музыкальную.
Звучит песня про
маму.
Слад 10
Поют песню про
маму.(«А я
игрушек не
замечаю…»)
умение
воплощать
музыкальные
о б р а з ы
п р и
исполнении
вокально-
хоровых
произведений
(ШТОРКУ!)
(урок
чтения)
Работа с
учебником
Учитель: Откройте
учебник чтения.
Прочитайте «про
себя» стихотворение
Льва Яковлева
«Альбом
фотографий» и
подготовьте
выразительное
чтение.
Читают «про
себя», а затем
выразительно
стихотворение(2
ученика)
Формирование
навыка чтения.
Совершенствова
ние поискового
способа чтения.
Определение
темы текста.
Выявление
идеи
произведения.
Определение
и
аргументирован
ие
личного
отношения
к
прочитанному.
Учитель: Какие
фотографии вам бы
хотелось добавить в
семейный альбом?
Опишите , чтобы
там было
изображено?
Учитель: Отгадайте
загадку.
Угостит
вс е гд а
вареньем,
Стол
накроет
с
угощеньем,
Л а д а
н а ш а
ладушка,
Кто?
—
Родная...
(бабушка)
Н а
Р у с и
г о в о р и л и
Б а б а ,
бабушка,
золотая
сударушка
Бога
молишь,
хлебцем кормишь,
Дом
бережёшь,
добро стережёшь.
Отвечают на
вопросы учителя,
рассуждают.
Самостоятельно
Создание
текст-
рассуждение.
Предлагает
самостоятельно
прочитать
стихотворение
Л .
Квитко
«Бабушкины
руки» и ответить на
вопросы
в
конце
стихотворения.
читают
стихотворение
Л.
Квитко
«Бабушкины
руки».
1 ученик вслух
выразительно.
Отвечают на
вопросы.
Работа в
группах.
1.Предлагает
прочитать
ещё
одно
стихотворение(начал
о) и отгадать о ком и
о чём оно.
Написал
его
поэт
Овсей Дриз.
«Книга»
Учитель: А теперь
послушайте
продолжение и вы
поймёте о ком это
стихотворение
Твой дедушка,
конечно,
На книгу не
похож.
Но ты всё
это, мальчик,
В глазах его
прочтёшь.
- Почему дедушку
сравнивают с
книгой?
Читают в группе
2 четверостишья,
обсуждают,
советуются, дают
ответ.
работают в
группе.
. Участие в
коллективн
ой беседе,
соблюдение
правила
общения.
Высказывают
свои суждения,
слушают
других
Умение
наблюдать,
выстраивать
цепочку
рассуждений,
выделять
главное.
Умение
коллективно
планировать
действия для
решения
учебных задач.
(Историческая
книга , т.к. дедушка
(и бабушка) могут
многое рассказать из
своей жизни,
А всё, о чём они
расскажут- это уже
история, то что было
давно, когда вы ещё
не родились).
Все мы хотим быть
похожими на своих
маму и папу,
дедушку или
бабушку.
Мальчишки хотят
быть такими же
мужественными, как
папы и дедушки,
быть настоящими
мужчинами.
(шторку!) Слайд 11
2. Предлагает
собрать из слов
пословицу и
объяснить её
значение. На что и
клад, когда в семье
лад.
Не будет добра, коли
в семье вражда.
Для внука дедушка
— ум, а бабушка —
Мальчики
исполняют
песню(«Мы
шагаем весело…)
Собирают из слов
пословицу
,обсуждают и
объясняют её
значение.
умение
воплощать
музыкальные
о б р а з ы
п р и
исполнении
вокально-
хоровых
произведений
работают в
группе.
Участие в
коллективн
ой беседе,
соблюдение
правила
общения.
Хоровое пение.
Умение петь
хором, в унисон
остальным
участникам
хора.
душа.
Чему в гнезде
училась птица, то ей
в полёте пригодится.
Н а
с в е т е
в с ё
сыщешь, кроме отца
и матери.
Дерево держится
корнями, а человек
семьей.
Слайд 12
VI.
Рефлексия.
1.Предлагает
вернуться к кластеру
«Семья»,
который
б ы л
н а ч а т
н а
предыдущем уроке и
закончить работу над
ним.
(кластер в виде
дерева). Слайд 13
- Какие
недостающие слова
мы вставим?
(Добавить в кластер
слова- бабушки,
дедушки, дяди, тёти)
(закрыть экран)
2. Предлагает
продолжить
предложения:
Думают,
предлагают слова.
Умение
анализировать,
делать выводы
Завершают
работу над
кластером.
Осуществление
учебных
действий в
материализован
ной форме
Целостное
осмысление,
обобщение
Слайд 14
Я узнал…
Было интересно…
Я задумался над…
Хотелось
бы
ещё
узнать…
Продолжают
предложения.
полученной
информации,
собственное
отношение к
изучаемому
материалу.
VII. Итог
урока.
Учитель:
М о ж н о
стать богатым
И капитал
накопить,
Но
ценности есть,
Которые не
купить.
– Родители, бабушки
и дедушки любят вас
просто так, без
особых причин. А
вот окружающие
стали более
требовательны.
Хотите, чтобы вас
любили, – сумейте
доказать, что
достойны этого.
Подумайте, как это
сделать? (Добротой,
искренностью,
самоотверженност
ью.)
Выбирают
Слайд 15
Домашнее задание
на выбор:
1.
Выразительно
е чтение
стихотворени
й.+ синквейн
про бабушку
или дедушку.
2.
Чтение
наизусть
стихотворени
е про бабушку
наизусть
3.
Сочинить (кто
сможет )
стихотворени
е .
Всем:
составить
синквейн
про
бабушку
или
дедушку.
задание по
уровню
сложности.
Прогнозирован
ие результата
действия