Напоминание

"Образ матери в поэзии,музыке,искусстве"


Авторы: Кудинова Наталья Алексеевна, Тренина Галина Михайловна
Должность: учитель начальных классов,учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Карта урока
Тема: "Образ матери в поэзии,музыке,искусстве"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 3-м классе по разделу

"Кто родителей почитает, тот вовек не погибает"

Учителя: Кудинова Наталья Алексеевна , Тренина Галина Михайловна.

Тема урока: Л. ЯКОВЛЕВ. «АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ».

Л. КВИТКО. «БАБУШКИНЫ РУКИ». ; ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОЭЗИИ, МУЗЫКЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

Цель: Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным),

совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;

развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

Задачи:

Предметные

Формировать навык чтения, прежде всего выразительность, творческое воображение.

Совершенствовать поисковый способ чтения, определять эмоциональный характер текста, характеризовать образ рассказчика.

Выражать личное мнение о произведении.

Создавать текст на заданную тему.

Формировать умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; умение воплощать

музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

развивать речь, внимание, мышление; совершенствовать навык чтения и работы с

текстом; способствовать формированию нравственных качеств, воспитание любви и

привязанности к своим близким.

Метапредметные

Формировать УУД:

Познавательные

Ориентироваться в тексте произведения.

Анализировать произведение с целью определения эмоционального характера текста.

Анализировать произведение с целью характеристики образа рассказчика.

Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях

языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

Личностные

Формировать нравственно-этические ориентиры, воспитание любви и

привязанности к своим близким. Развивать рефлексию.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству,

понимании его функций в жизни человека и общества.

Регулятивные

Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать

инструкции и советы учителя; коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые

способы действия; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме. Различать способ

действия и результат, оценивать последний; адекватно воспринимать оценку учителя

.

Коммуникативные

Участвовать в коллективной беседе, , соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои,

формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Аргументировать высказывания Проявлять

доброжелательное отношение к одноклассникам.

Технологическая карта урока .

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

Осуществляе

мые действия

Формируем

ые умения

Осуществляем

ые действия

Формируемые

умения

I.Включение

учащихся

в

деятельность

Создаёт

благоприятную

рабочую обстановку.

Слайд №1

(солнышко

Внимательно

слушают

учителя

Внимательно

слушают

учителя

улыбается)

_Давайте улыбнёмся

друг другу и нашим

г о с т я м .

П у с т ь

сегодняшний

урок

принесёт

нам

всем

радость

общения.

Сегодняшний

урок-

необычный.

Урок

ч т е н и я +

у р о к

музыки.

Музыкальное

приветствие.

Улыбаются друг

другу, гостям.

Поют

приветствие.

II.Актуализа

ция знаний.

Слайд №2

Звучит

фрагмент

песни

М.

Рябинина

«Родительский дом».

Учитель:Почему

родительский

дом

э т о

н ач а л о

в с е х

н а ч а л ?

( о т в е т ы

учащихся)

– Какие мысли

«разбудила»

в

вас

песня? Поделитесь.

О

чем

будет

разговор

на

нашем

уроке?

Почему

это

Отвечают на

вопросы учителя,

высказывают своё

суждение

Учатся

осознанно

строить речевое

высказывание

о

содержании,

музыкального

произведения

III.Постанов

ка целей и

важно?

Дом, семья – это

для

человека

самое

г л а в н о е ,

с а м о е

н у ж н о е

в жизни.

Если

в

доме

царят

взаимопонимание,

доверие, тепло, уют,

то

это

настоящее

счастье.

– А

что

для

вас

с ч а с т ь е ? (Ответы

д етей.

И г ру ш к и ,

возможность

учиться, одежда по

с е з о н у,

х о р о ш е е

питание,

д р у з ь я ,

благополучие

родителей,

мирное

небо над головой.)

С е год н я

н а

уроке мы продолжим

з н а к о м с т в о

с

произведениями

р а з д е л а

« К т о

родителей

почитает,

т о т

в о в е к

н е

погибает».

Как вы думаете, о

чём сегодня будем

говорить на уроке, о

чём читать?

Думают,

рассуждают,

Формулировани

е

познавательной

Отвечают на

вопросы

учителя.

Целеполагание-

формулировани

е учебной

задач урока

Вспомните название

раздела.

О

к о м

м ы

говорили

и

читали

н а

п р е д ы д у щ е м

у р о к е ?

К а к

в ы

думаете

Какова

б у д е т

ц е л ь

сегодняшнего урока?

Что мы уже изучали

по этой теме?

О ком или о чём

ещё не читали?

Какие задачи мы

должны

выполнять

на

уроке

чтения

и

м у з ы к и ,

к а к

ученики?

Слайд №3

На

прошлом

уроке

м

ы начали

составлять

кластер

«Семья».

В

связи

с

этим

назовите

ещё

одну

цель

нашего

урока.

Отвечают на

вопросы учителя.

Думают,

рассуждают,отвеч

ают

цели.

задачи, умение

ставить

учебные задачи

в

сотрудничестве

с учителем.

IV. Создание

проблемной

ситуации

Представьте , что вы

пришли в гости к

малознакомым

людям или к

дальним

Думают,

рассуждают,отвеч

ают на вопросы

Думают,

рассуждают,

аргументирова

нно дают ответ

умение много и

хорошо

говорить,

развитие

мыслительной

деятельности..

родственникам,

которых хотите

получше узнать.

Как это сделать?

(Попросить

посмотреть

семейный альбом с

фотографиями.)

Что вы в нём можете

увидеть?

V.Реализаци

я плана для

достижения

учебных

задач.

Слайд №4

Проверяет

домашнее задание.

(На предыдущем

уроке решили

создать электронный

семейный альбом

нашего класса. Где

каждая страничка

расскажет нам о

семье

одноклассника. Так

вы лучше узнаете

друг друга. Этот

альбом , как только

мы его заполним,

покажем на

родительском

собрании.)

Домашним заданием

было- составить

синквейн про маму .

Их мы поместим под

Читают

составленные

дома синквейны о

маме.

Умение

создавать

текст

н а

з а д а н н у ю

тему.

Умение

кратко

выражать

мысль

(Урок

музыки) А

сейчас слово

Галине

Михайловне.

фотографиями.

Посмотрите

некоторые страницы

нашего фотоальбома.

Слайд 5 -8

Прочитайте

синквейн.

(дети – 2-3 чел.

читают синквейн).

Каждый потом

подпишет свои

фотографии.

Учитель: Тема

материнства – одна

из самых древних

тем в мировой

культуре. К ней

обращались поэты,

композиторы и

художники.

- Откройте учебник .

Учитель:

Древнерусские

мастера создавали не

картины, а иконы. С

греческого языка

икона – это образ. В

первую очередь это

главная святыня

земли Русской -

"Богоматерь

Рассматривают

иллюстрацию

иконы в учебнике

Получение

новой

информации,

эмоциональное

развитие.

Умение

анализировать

картины

художников.

Владимирская",

икона начала XII

века. Приблизимся к

древнему творению

и вглядимся в

священный образ. И

вы никогда его не

забудете

(Учитель читает

стихотворение Н.

Рыленкова «Всё в

тающей дымке…»).

Здесь

мало увидеть,

Здесь мало

услышать,

Здесь

надо вглядеться,

Тут вслушаться

нужно,

Чтоб

ясной любовью

Чтоб в сердце

созвучья

Наполнилось

сердце.

Нахлынули

дружно…

На иконе изображена

Б о г о м а т е р ь

с

маленьким Иисусом.

О н

п р и л ь н у л

к

матери и прижался к

е ё

щ е к е .

Т а к о е

и з о б р а ж е н и е

н а

иконе

называет ся

«умиление».

Богоматерь

задумалась,

прижимая

к

с ебе

с ы н а .

Е ё

в з гл я д

устремлён

к

людям,

п о л о н

п е ч а л и

и

тревоги. Прижимая к

себе сына она словно

п ы т а е т с я

е г о

з а щ и т и т ь

о т

уготованной

участи.

Слайд №9

Учитель: С той же

интонацией, что и

икона «Богоматерь

Владимирская»

звучит и картина

Рафаэля?

Произведение

Рафаэля

"Сикстинская

Рассматривают

картину на

слайде.

Получение

новой

информации,

эмоциональное

развитие.

Умение

анализировать

картины

художников.

Мадонна" висит в

Дрезденской галерее,

имеет очень большие

размеры и занимает

почти всю стену. Он

говорил: "Я хочу

написать Мадонну -

простую, добрую

женщину, хочу

показать всю

красоту, все величие

материнства".

В картине гениально

воплощена идея

материнства.

Прекрасная молодая

женщина с ребёнком

на руках легко

ступает навстречу

своей трагической

судьбе: чтобы люди

были счастливы,

Мария должна

отдать им своего

сына - маленького

Иисуса на страдание

и муку. Легко ступая

по облакам, Мария

спускается к людям,

неся им самое

дорогое - своё дитя.

Она знает о

грядущих

страданиях,

ожидающих её сына.

В ней чистота и

сила, удивительная

простота. Эта самая

человечная женщина

- мать. В её широко

раскрытых глазах

тревога. Прекрасные

глаза матери

печальны. Она

крепче прижимает

сына, предчувствуя

его горестную

судьбу. Малыш

приник к

материнской груди и

беспокойно

всматривается в

толпу. На картине -

мама. Мама, несущая

ребенка и отдающая

его миру. На картине

художником

изображены дева

Мария с младенцем

Христом, папа Сикст

II и святая Варвара.

Картина

"Сикстинская

мадонна" самое

глубокое и самое

прекрасное

воплощение темы

материнства.

Она дарит нам

спокойствие,

умиротворение, на

нее хочется не

просто смотреть, но

и вслушаться в эту

льющуюся прямо с

полотна музыку.

(Звучит музыка

Шуберта «Аве

Мария!»).

Учитель: Какие

чувства вы

услышали в музыке?

Музыка созвучна

картине Рафаэля

своей неземной

красотой,

нежностью,

взволнованностью и

теплотой чувств. Но

есть ещё одно

важное свойство, за

счёт которого мы

ощутили это

единство искусств –

это исполнители

музыки. Исполнил

песню итальянский

мальчик Робертино

Слушают музыку.

Отвечают:

(Нежность,

красота, тепло,

взволнованность,

задумчивость…)

умение

воспринимать

музыку

умение

выражать

своё

отношение

к

музыкальным

произведениям;

Лоретти и

симфонический

оркестр. Благодаря

уникальному голосу

исполнителя,

интонация двух

видов искусств

оказалась очень

близкой и созвучной.

Учитель: Как

звучала музыка?

Эти же чувства мы

увидели и на иконе.

(Шторка!)

(Работа с нотами в

учебнике)

Учитель: В нашем

светском календаре

также есть много

праздников, но один

из них посвящён

Матери. Отмечают

его 24 ноября , а 8

марта-

Международный

женский день.

Посмотрите сколько

Отвечают: Музы

ка звучала

скорбно,

горестно,

печально, строго.

Работают с

учебником

(распевка по

нотам )

умение

воспринимать

музыку

умение

выражать

своё

отношение

к

музыкальным

произведениям

у нас сегодня на

уроке прекрасных

женщин. А ведь все

они тоже мамы.

Такие же добрые,

ласковые и любящие

своих детей. В

праздники принято

дарить подарки.

Сегодня, дорогие

гости, мы хотим вам

подарить

праздничную

открытку, да не

простую, а

музыкальную.

Звучит песня про

маму.

Слад 10

Поют песню про

маму.(«А я

игрушек не

замечаю…»)

умение

воплощать

музыкальные

о б р а з ы

п р и

исполнении

вокально-

хоровых

произведений

(ШТОРКУ!)

(урок

чтения)

Работа с

учебником

Учитель: Откройте

учебник чтения.

Прочитайте «про

себя» стихотворение

Льва Яковлева

«Альбом

фотографий» и

подготовьте

выразительное

чтение.

Читают «про

себя», а затем

выразительно

стихотворение(2

ученика)

Формирование

навыка чтения.

Совершенствова

ние поискового

способа чтения.

Определение

темы текста.

Выявление

идеи

произведения.

Определение

и

аргументирован

ие

личного

отношения

к

прочитанному.

Учитель: Какие

фотографии вам бы

хотелось добавить в

семейный альбом?

Опишите , чтобы

там было

изображено?

Учитель: Отгадайте

загадку.

Угостит

вс е гд а

вареньем,

Стол

накроет

с

угощеньем,

Л а д а

н а ш а

ладушка,

Кто?

Родная...

(бабушка)

Н а

Р у с и

г о в о р и л и

Б а б а ,

бабушка,

золотая

сударушка

Бога

молишь,

хлебцем кормишь,

Дом

бережёшь,

добро стережёшь.

Отвечают на

вопросы учителя,

рассуждают.

Самостоятельно

Создание

текст-

рассуждение.

Предлагает

самостоятельно

прочитать

стихотворение

Л .

Квитко

«Бабушкины

руки» и ответить на

вопросы

в

конце

стихотворения.

читают

стихотворение

Л.

Квитко

«Бабушкины

руки».

1 ученик вслух

выразительно.

Отвечают на

вопросы.

Работа в

группах.

1.Предлагает

прочитать

ещё

одно

стихотворение(начал

о) и отгадать о ком и

о чём оно.

Написал

его

поэт

Овсей Дриз.

«Книга»

Учитель: А теперь

послушайте

продолжение и вы

поймёте о ком это

стихотворение

Твой дедушка,

конечно,

На книгу не

похож.

Но ты всё

это, мальчик,

В глазах его

прочтёшь.

- Почему дедушку

сравнивают с

книгой?

Читают в группе

2 четверостишья,

обсуждают,

советуются, дают

ответ.

работают в

группе.

. Участие в

коллективн

ой беседе,

соблюдение

правила

общения.

Высказывают

свои суждения,

слушают

других

Умение

наблюдать,

выстраивать

цепочку

рассуждений,

выделять

главное.

Умение

коллективно

планировать

действия для

решения

учебных задач.

(Историческая

книга , т.к. дедушка

(и бабушка) могут

многое рассказать из

своей жизни,

А всё, о чём они

расскажут- это уже

история, то что было

давно, когда вы ещё

не родились).

Все мы хотим быть

похожими на своих

маму и папу,

дедушку или

бабушку.

Мальчишки хотят

быть такими же

мужественными, как

папы и дедушки,

быть настоящими

мужчинами.

(шторку!) Слайд 11

2. Предлагает

собрать из слов

пословицу и

объяснить её

значение. На что и

клад, когда в семье

лад.

Не будет добра, коли

в семье вражда.

Для внука дедушка

— ум, а бабушка —

Мальчики

исполняют

песню(«Мы

шагаем весело…)

Собирают из слов

пословицу

,обсуждают и

объясняют её

значение.

умение

воплощать

музыкальные

о б р а з ы

п р и

исполнении

вокально-

хоровых

произведений

работают в

группе.

Участие в

коллективн

ой беседе,

соблюдение

правила

общения.

Хоровое пение.

Умение петь

хором, в унисон

остальным

участникам

хора.

душа.

Чему в гнезде

училась птица, то ей

в полёте пригодится.

Н а

с в е т е

в с ё

сыщешь, кроме отца

и матери.

Дерево держится

корнями, а человек

семьей.

Слайд 12

VI.

Рефлексия.

1.Предлагает

вернуться к кластеру

«Семья»,

который

б ы л

н а ч а т

н а

предыдущем уроке и

закончить работу над

ним.

(кластер в виде

дерева). Слайд 13

- Какие

недостающие слова

мы вставим?

(Добавить в кластер

слова- бабушки,

дедушки, дяди, тёти)

(закрыть экран)

2. Предлагает

продолжить

предложения:

Думают,

предлагают слова.

Умение

анализировать,

делать выводы

Завершают

работу над

кластером.

Осуществление

учебных

действий в

материализован

ной форме

Целостное

осмысление,

обобщение

Слайд 14

Я узнал…

Было интересно…

Я задумался над…

Хотелось

бы

ещё

узнать…

Продолжают

предложения.

полученной

информации,

собственное

отношение к

изучаемому

материалу.

VII. Итог

урока.

Учитель:

М о ж н о

стать богатым

И капитал

накопить,

Но

ценности есть,

Которые не

купить.

– Родители, бабушки

и дедушки любят вас

просто так, без

особых причин. А

вот окружающие

стали более

требовательны.

Хотите, чтобы вас

любили, – сумейте

доказать, что

достойны этого.

Подумайте, как это

сделать? (Добротой,

искренностью,

самоотверженност

ью.)

Выбирают

Слайд 15

Домашнее задание

на выбор:

1.

Выразительно

е чтение

стихотворени

й.+ синквейн

про бабушку

или дедушку.

2.

Чтение

наизусть

стихотворени

е про бабушку

наизусть

3.

Сочинить (кто

сможет )

стихотворени

е .

Всем:

составить

синквейн

про

бабушку

или

дедушку.

задание по

уровню

сложности.

Прогнозирован

ие результата

действия



В раздел образования