Автор: Алтухова Наталья Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 имени Гриши Акулова
Населённый пункт: город Донецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Предотвращение межличностных конфликтов в подростковой среде"
Раздел: среднее образование
«Методическая психолого-педагогическая разработка
мероприятия по оптимизации межличностных отношений
в классе»
Тема: «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ»
Цель воспитательного мероприятия:
Выработать у детей умение предотвращать конфликты.
Закрепить навыки поведения в проблемной ситуации.
Класс: 5
Количество учащихся: 18 чел.
Сценарий воспитательного мероприятия
1. Вопросы по теме
Психолог задает учащимся вопросы:
Кто может рассказать о своих успехах в предотвращении конфликтов?
Вспомните, какие барьеры мешают позитивному общению людей? Пусть
поднимут руку те, кто чувствует в себе достаточно сил для того, чтобы не
допускать конфликтных ситуаций.
2. Работа по теме
Игра «Перетягивание каната»
Игра проводится в парах. Игроки перетягивают воображаемый канат, пока
один не перетянет.
3. Отработка навыков предотвращения конфликтов
Психолог предлагает каждому самостоятельно подобрать свои варианты
выхода из проблемных ситуаций и написать их в тетрадях. Предлагаются
следующие ситуации:
Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.
Мама, придя с работы, начинает отчитывать тебя за беспорядок в
квартире.
Учитель поставил тебе несправедливо заниженную оценку.
Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.
На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.
Тетради с ответами сдаются психологу.
4. Тест «Конфликтный ли ты человек?»
Участникам раздаются бланки тестов, объясняется цель теста и порядок
работы.
Тетради после проверки с комментариями для каждого будут раздаваться на
следующем занятии.
5. Дискуссия «Самое-самое»
Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное
и самое ценное в жизни.
Затем дети это зачитывают, а психолог записывает на доске.
Обсуждается каждый пункт.
Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и
представляет ценность. Любить себя — это значит признавать право на
любовь других людей к себе.
Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители,
друзья, работа, семья, мир, деньги и др.
6. Тест-игра «С тобой приятно общаться»
Психолог. Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы
общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими
одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении.
Для этого детям раздаются небольшие листочки для записи (количество этих
листочков равно количеству человек в группе), на которых они пишут
соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана
на доске.
+ 2 — с тобой очень приятно общаться;
+ 1 — ты не самый общительный человек;
0 — не знаю, я мало с тобой общаюсь;
- 1 — с тобой иногда неприятно общаться;
- 2 — с тобой очень тяжело общаться.
Каждый листочек складывается и на обороте пишется имя того, кому записка
предназначена. Все записки собираются в коробку, и психолог раздает их
«адресатам», предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать дома
Психолог. Если результаты вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а
лучше вспомните, что все зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как
общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для
этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и
работать над собой. Будем вместе учиться общению.
А сейчас выполните такое задание. Напишите на одном листочке: «Я хочу,
чтобы со мной обращались ласково и нежно», на другом листочке
напишите: «Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно».
Сдайте мне тот листочек, на котором написан приемлемый для вас
вариант общения.
Анализ мероприятия:
1.Достигнуты ли поставленные цели:
Да достигнута и я очень рада этому! На протяжении всего мероприятия цари-
ли искренняя радость, позитивные эмоции и высказывания.
2.Положительные моменты:
В ходе выполнения заданий было достигнуто:
- психологическое раскрепощение, открытость и, как следствие, наладилось
вербальное и невербальное сотрудничество межу учащимися;
- повышение сплоченности в коллективе учащихся;
- повышение самооценки «среднестатусных» и «непопулярных» учеников;
- повышение позитивного уровня социально-психологического климата в кол-
лективе учащихся.
3. Недостатки:
Ограничение пространства класса.
4.Мнение участников мероприятия:
Учащиеся выразили общее мнение, что бы чаще проводились подоб-
ные психологические мероприятия.
5.Вывод, рекомедации;
Вывод: такие мероприятия нужны полезны так как общение в жизни детей
подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети
усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и
социальной среды.
Рекомендация: отдается предпочтение групповой форме проведения психо-
логических занятий. Младший подростковый возраст является очень благо-
приятным временем для начала проведения подобной работы.