Автор: Пикуленко Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№ 318
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста."
Раздел: среднее образование
Урок развития речи в 8-м классе
Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста.
Цели урока:
1.
Образовательные:
Получить представление о статье как о жанре публицистики;
Сформировать навыки работы с газетной статьей;
Сформировать навыки анализа проблемной статьи.
2.
Развивающие:
Развивать умение логически и последовательно излагать свои мысли, делать
выводы на основе личных наблюдений;
Развивать навыки работы с текстом: вычленять главное, обобщать;
Развивать связную речь (устную, письменную), память, внимание.
3.
Развивающие:
Привлечь внимание учащихся к важным общественным проблемам, поднимаемым
в периодике;
Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе (в
группах);
Формировать у учащихся умение проявлять правильную гражданскую позицию.
Оборудование:
ПК, оборудованный мультимедийным проектором. «Русский язык», 8-й класс, учебник для
общеобразовательных школ, под ред. Разумовской М.М., Леканта П.П., М.: Дрофа, 2013
Приложение 1: презентация к уроку
Приложение 2: анализ статьи Н. Семенова
Приложение 3: проблемные статьи с интернет-сайтов
1 стадия. Вызов.
Подготовка к уроку.
Тетради по развитию речи.
2 стадия. Осмысление изученного.
Учитель: Сегодня у нас урок развития речи. Мы познакомимся со структурой газетной
статьи. Сначала блиц-опрос:
Что такое стилистика?
О каких стилях речи мы говорили раньше?
Какой стиль речи мы детально рассматривали в 8 классе?
Какие жанры известны?
Группа ребят подготовила презентацию, чтобы напомнить о изученном материале.
Итак, тема «Статья». Актуальна ли предложенная тема в век всеобщей информатизации?
Газеты вы вряд ли читаете, но есть статьи в соц. сетях, в блогах.
Например, блог Андрея Кураева. Я недавно прочла статью о… (рассказ о проблеме статьи
и позиции автора).
3 стадия. Освоение нового материала.
Задания к классу: Перед вами учебник, прочтите теоретический материал на стр. и
запишите определение в тетрадь.
Докажите, что статья – один из жанров публицистики;
Определите задачу речи.
Группа рассказывает о статье
Откройте упр. 171, Прочтите статью известного физика, академика Н. Семенова.
Какую проблему исследует автор?
Сформулируйте позицию автора.
Определите задачу речи.
Найдите в тексте языковые средства, воздействующие на читателя
Если забыли, обратитесь к конспекту.
Проблема: В статье рассматривается вопрос о том, какими качествами должен обладать
человек, которому предстоит развивать науку будущего.
Позиция: Автор заинтересован в том, чтобы молодые люди занимались наукой, а нужные
качества необходимо воспитывать смолоду.
Задача: Заинтересовать юного читателя, убедить его.
Начинается статья с проблемы, зачин оформлен в виде ряда вопросов; ответы в
основной части. Далее – вывод.
У нас есть в классе свои корреспонденты, которые работают в школьной газете «Альма-
матер». Они занимаются публицистикой и представят свои работы.
Шаманская В. - статья из школьной газеты " Альма-матер"
Авраменко В.- презентация своей работы
Как вы думаете, это статья? Если нет, то почему?
Нет соц. значимой проблемы в работе Авраменко Вероники! Зато есть рассказ о
событиях. Заметка!
4 стадия. Рефлексия.
Обратитесь к статье упр. 117., План работы ( анализ текста) – на доске. Д/З – упр. 181