Автор: Григорьева Оксана Георгиевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №12"
Населённый пункт: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Короленко, д.22, кв.25
Наименование материала: аттестационная работа
Тема: "Организация учебного процесса младших школьников, имеющих задержку психического развития."
Раздел: среднее образование
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Кафедра специального (коррекционного)
Инклюзивного образования
Итоговая аттестационная работа
Организация учебного процесса младших школьников, имеющих задержку психического
развития.
Выполнила:
Слушатель курсов КПК по программе «Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях введения и
реализации федеральных государственных образовательных стандартов (инклюзивное образование)»
Григорьева Оксана Георгиевна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Силиантьева С.Н.
Чебоксары
2018
Содержание……………………………………………………………………………………………………
Введение………………………………………………………………………………………………………
Особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР……………………………………………….
1. Специфика работы педагога-психолога с детьми, имеющими ЗПР………………………………….
2. Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР………………..
3. Основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР……
4. Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР…………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………….....
Литература…………………………………………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы - «Организация учебного процесса младших школьников, имеющих
задержку психического развития».
Актуальность данной темы заключается в следующем:
В
современной
педагогической
теории
и
практике
процесс
обучения
детей
с
задержкой
психического
развития
рассматривается
с
точки
зрения
предоставления
детям
с
проблемами
в
развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с обычными детьми
при
создании
дополнительных
условий
(организационных,
педагогических,
психологических),
облегчающих процесс обучения[19; с. 12].
Для учителя, работающего со школьниками в условиях интегрированного класса, постижение
сути процесса обучения детей с задержкой психического развития является чрезвычайно важным[19;
с. 54].
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной
программы,
за
последние
20-25
лет
возросло
в
2-2,5
раза
(30%
и
более).
Слабое
здоровье
дошкольников становится одной из причин, затрудняющих их адаптацию к школьным нагрузкам.
Напряженный
режим
школьной
жизни
приводит
к
резкому
ухудшению
соматического
и
психоневрологического здоровья ослабленного ребенка[15; с. 31].
Ситуация
усугубляется
такими
факторами,
как
создание
сети
гимназических,
лицейских
классов и внедрение усложненных программ без должной предварительной подготовки, что вызывает
отток более способных учеников в престижные классы и школы и, как следствие, тенденцию к
преобладанию в общеобразовательной школе детей с проблемами в обучении и в развитии[24; с. 22].
Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так
называемой задержкой психического развития (ЗПР) [23; с. 65]. Данная категория была выделена в
связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на
новые,
усложненные
программы
обучения.
Комплексное
и
системное
изучение
задержки
психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и связано с
именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский, С.
Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е.
Сухарева и продолжается до сих пор. Однако, успешному осуществлению коррекционной работы с
учащимися данной категории зачастую препятствуют дефицит специально подготовленных кадров,
осуществляющих
психолого-педагогическое
сопровождение
детей
с
ЗПР,
недостаточная
осведомленность специалистов о механизмах возникновения и сущности задержки психического
развития, а также приоритетность нозологической (медицинской) диагностики в характеристике
уровня психического развития ребенка: диагноз «Задержка психического развития» определяется
исключительно в результате обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК),
где, несмотря на комплексность этого процесса, решающее слово остается за врачом-психиатром.
При этом в ходе исследования, как правило, недостаточно глубоко раскрываются истинные причины
школьной неуспеваемости, не определяются механизмы и перспективы индивидуального развития
потенциалов ребенка[7; с. 87].
Очевидно,
что
для
педагога
массовой
общеобразовательной
школы,
работающего
с
детьми,
имеющими отклонения в развитии, необходима сформированность некоторых специальных знаний и
умений,
личностных
качеств,
без
которых
процесс
обучения
указанной
категории
детей
будет
неэффективным.
При
обучении
школьников
с
задержкой
психического
развития
такого
рода
знаниями
являются,
в
первую
очередь,
знания
о
психолого-педагогических
особенностях
этой
категории детей[16; с. 53].
Объектом нашего исследования является работа с детьми, имеющими ЗПР.
Предметом: особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР.
Гипотеза:
знания
о
психолого-педагогических
особенностях
детей
с
задержкой
психического
развития
помогают
педагогам
и
специалистам
психологической
службы
в
осуществлении
индивидуального и дифференцированного подхода к детям данной категории, в выработке тактики их
обучения, способствующей более прочному овладению образовательной программой.
Целью работы является: разработка рекомендаций для педагогов по оптимизации обучения детей с
ЗПР.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
1.
Рассмотреть ЗПР как одну из форм дизонтогенеза;
2.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР;
3.
Раскрыть содержание педагогического диагностирования младших школьников с ЗПР;
4.
Определить специфику работы педагога с детьми имеющими ЗПР;
5.
Определить принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися имеющими ЗПР;
6.
Определить основные направления коррекционно-педагогической работы;
7.
Разработать рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР.
Методы используемые при проведении исследования:
Теоретические:
изучение и анализ литературы;
структурирование;
синтез;
систематизация;
конспектирование;
обобщение.
Особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР
1. Специфика работы педагога с детьми, имеющими ЗПР
Серьезные
ограничения
в
социально-личностных
и
учебных
возможностях
определяют
необходимость
выделения
детей
с
ЗПР
в
категорию
учащихся
с
«особыми
потребностями»,
нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической поддержке.
Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе - не только дать
нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления
в развитии ребенка, - его социальная реабилитация.
Основными задачами медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР являются:
проведение комплексного медико-психолого-педагогического исследования каждого ребенка с
ЗПР в целях квалификации соматического, социального, психологического и образовательного
статуса и определения направленности мероприятий;
разработка
и
реализация
индивидуальных
программ
медико-психолого-педагогической
абилитации
детей
с
ЗПР,
направленных
на
их
оздоровление,
обучение,
воспитание
и
раскрытие личностного потенциала
оказание
консультативной
помощи
родителям
по
вопросам
воспитания
и
содействия
социально-культурной адаптации детей с ЗПР;
отслеживание
дальнейшего
жизненного
пути
детей,
прошедших
курс
коррекционно-
развивающего обучения, и (по необходимости) оказание им консультативной помощи (на этой
основе - анализ продуктивности проведенных абилитационных мероприятий);
взаимодействие с органами социальной защиты населения, здравоохранения и образования в
целях оптимизации и достижения непрерывности абилитационных мероприятий[20; с. 79].
2. Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР.
Характер
и
особенности
организации
процесса
обучения
школьников
с
задержкой
психического развития определяются рядом общепедагогических принципов. Несмотря на различные
подходы ученых к их классификации, предложенная Г.А.Толмачевой последовательность принципов
отражает
особенности
процесса
обучения
школьников
с
задержкой
психического
развития
и
позволяет учителю массовой школы на их основе проектировать и осуществлять этот процесс в
условиях общеобразовательной школы.
Принцип направленности процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка с
задержкой психического развития обеспечивает развитие личности как единства биологического,
психического, социального и духовного. Своеобразие реализации этого принципа при обучении
школьников с задержкой психического развития, заключается в необходимости наряду с личностным
развитием
ребенка
осуществлять
коррекцию
выявленных
нарушений
познавательной
и
эмоционально-волевой сферы.
Принцип
связи
обучения
с
жизнью
позволяет
при
планировании
и
отборе
содержания
обучения
учитывать
как
положительное,
так
и
отрицательное
влияние
социума,
микросреды,
минимизируя при этом негативные последствия такого влияния. Учитывая то обстоятельство, что
многие школьники с задержкой психического развития воспитываются в неблагополучных семьях,
владеют ограниченным запасом знаний, сведений об окружающем, имеют личный эмоционально-
негативный опыт взаимодействия с окружающей средой, значение этого принципа относительно
обучения данной категории детей многократно возрастает.
Сочетание принципов научности и доступности обучения предполагает, с одной стороны,
соответствие его содержания современному состоянию соответствующей отрасли научного знания и
учет тенденций и перспектив его развития, а с другой стороны - необходимость максимального учета
реальных
и
потенциальных
возможностей
учащихся
с
отставанием
в
развитии.
Реализация
принципов научности и доступности обучения опирается при этом на идею Л.С. Выготского о «зоне
ближайшего
развития»
ребенка,
подчеркивающую
ведущую
роль
обучения
в
его
развитии,
позволяющую
выбирать
оптимальную
меру
трудности
при
изложении
учебного
материала
при
обучении
данной
категории
школьников
и
прогнозировать
ход
и
результаты
самого процесса
обучения:
Принцип
систематичности
и
последовательности
в
обучении
школьников
с
задержкой
психического
развития
требует,
чтобы
знания,
умения
и
навыки
формировались
в
определенном
порядке,
в
системе,
где
каждый
элемент
учебного
материала
логически
связывается с другими, а последующее опирается на предыдущее. Специфика его реализации
заключается в обязательном введении в содержание обучения пропедевтических разделов,
заданий, упражнений, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего
обучения и формируют готовность учащихся к восприятию наиболее сложного программного
материала.
Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения, помимо
общих требований к соблюдению санитарно-гигиенических норм, обязательному обеспечению
дидактических
условий
обучения,
предусматривает
выполнение
следующих
специальных
условий обучения школьников с задержкой психического развития: меньшая, по сравнению с
традиционной,
наполняемость
интегрированных
классов;
охранительный
(щадящий)
педагогический
режим,
учитывающий
повышенную
утомляемость
и
индивидуальные
колебания работоспособности детей; организация неполного индивидуального обучения в
домашних
условиях;
наличие
индивидуальных
и
групповых
коррекционно-развивающих
занятий.
Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения
основан на утверждении о том, что эффективность процесса усвоения знаний, умений и
навыков зависит от максимально возможного участия в этом процессе всех органов чувств
человека: слуха, зрения, осязания. Применительно к рассматриваемой категории учащихся
этот принцип предполагает применение словесных, наглядных и практических методов как в
целях обучения, так и в целях коррекции и развития, построение процесса обучения с опорой
на все анализаторы, функции и системы организма,
Принцип деятельностного подхода в обучении подчеркивает роль предметно-практической
деятельности в обучении младших школьников, в процессе которой развиваются восприятие,
внимание, память, мышление и речь. Таким образом, он обеспечивает активное воздействие на
умственное
развитие
школьников
и
позволяет
оптимальным
образом
использовать
потенциальные возможности каждого ребенка.
Специфика реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности учащихся
в обучении детей с ЗПР заключается в необходимости целенаправленной работы учителя по
развитию
общеинтеллектуальных
умений
(анализа,
сравнения,
обобщения,
группировки,
классификации), формированию умений и навыков самостоятельной учебно-познавательной
деятельности
учащихся.
Очевидность
ведущей
роли
учителя
в
реализации
принципа
сознательности,
активности
и
самостоятельности
при
обучении
школьников
с
задержкой
психического развития не вызывает сомнений потому, что именно учитель, зная особенности
развития
и
познавательные
возможности
данного
ребенка,
возможные
пути
и
способы
оказания педагогической помощи, может организовать процесс обучения и управлять этим
процессом [21; с. 17].
Принцип
оперативного
контроля
и
самоконтроля
обеспечивает
своевременное
получение
информации об уровне знаний, умений и навыков, приобретаемые школьниками в процессе
обучения, регулирование и корригирование хода самого процесса обучения, проектирование
новых целей обучения. Своеобразие применения данного принципа в процессе обучения
школьников с задержкой психического развития определяется тем, что функция контроля как
диагностической
процедуры,
направленной
на
выявление
и
квалификацию
затруднений,
пробелов
в
обучении,
установление
их
причин,
становится
ведущей
(определяющей)
по
отношению к образовательной функции контроля.
Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков в процессе обучения школьников,
имеющих
задержку
психического
развития,
диктует
необходимость
формирования
специфических для данного учебного предмета знаний, умений и навыков в единстве с
общеучебными
умениями
и
навыками,
такими,
как
планирование
учебной
деятельности;
умение работать с учебной литературой; умение осуществлять самоконтроль; умение работать
в определенном темпе.
Принцип педагогического оптимизма, выделяемый в специальном образовании, основан на
современном
гуманистическом
мировоззрении,
признающем
право
каждого
человека
независимо от его особенностей быть включенным в образовательный процесс. Следование
этому принципу позволяет строить процесс обучения, опираясь не только на имеющийся
актуальный уровень развития ученика, но и на его потенциальные возможности, ориентируясь
при этом на положительный результат обучения.
Таким
образом,
эффективность
образовательного
процесса,
субъектом
которого
являются
учащиеся с задержкой психического развития, обеспечивается общепедагогическими принципами,
однако
их
совокупность
и
«наполнение»
имеют
свою
специфику,
обусловленную
состоянием
эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности учащихся[16; с. 59].
3. Основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР
Исходя из структуры дефекта и психологических особенностей рассматриваемой категории
детей, С. Г. Шевченко [23] сформулированы следующие направления коррекционно-педагогической
работы с учащимися, имеющими ЗПР:
Развитие
до
необходимого
уровня
психофизиологических
функций,
обеспечивающих
готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц
руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.
Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о
предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному
восприятию ребенком учебного материала.
Формирование
социально-нравственного
поведения,
обеспечивающего
детям
успешную
адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение
обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил
поведения на уроке, правил общения и др.).
Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый -
ребенок» отношениями «учитель - ученик». Последняя модель отношений служит основой для
формирования познавательных интересов.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности,
самостоятельности, произвольности психических процессов), преодоление интеллектуальной
пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
Формирование
умений
и
навыков,
необходимых
для
деятельности
любого
вида:
ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с
наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и
самооценку.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа,
сравнения,
обобщения,
практической
группировки,
логической
классификации,
умозаключений и др.).
Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений
(нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного
материала и др.).
Охрана
и
укрепление
соматического
и
психоневрологического
здоровья
ребенка:
предупреждение
психофизических
перегрузок,
эмоциональных
срывов;
создание
климата
психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности в ее фронтальной
и
индивидуальной
формах;
физическое
закаливание
школьников,
общеукрепляющая
и
лечебно-профилактическая медикаментозная терапия.
Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее
возрасту
общее
развитие
ребенка,
стимуляцию
его
познавательной
деятельности,
коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и
практических умений.
11.Системный
разносторонний
контроль
с
помощью
специалистов
(врачей,
психологов,
дефектологов) за развитием ребенка.
12.Создание учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми
общеобразовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к
знаниям и умениям учащихся[15; с. 72].
Для
детей
с
церебрально-органической
или
смешанной
формой
ЗПР,
составляющих
наибольшую часть находящихся на интегрированном обучении, задача стимуляции познавательной
активности, самостоятельности и самоконтроля является первостепенной. Что касается остальных
форм задержки психического развития (соматогенного, психогенного, конституционального генеза),
то психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у таких детей является
отдельной темой для обсуждения и осуществляется школьным психологом.
Обобщая рекомендации учителям по оптимизации высших психических функций, лежащих в
основе
успешного
формирования
основных
учебных
умений
и
навыков,
сделаем
акцент
на
возможности
и
необходимости
использования
коррекционных
приемов
на
уроках
по
общеобразовательным дисциплинам с целью индивидуализации обучения детей с ЗПР в условиях
интегрированного класса.
4. Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР
Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии
детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно
организованных
условиях,
методах
обучения,
соответствующих
индивидуальным
особенностям
ребенка,
т.е.
обучении,
стимулирующем
развитие
и
соответствующем
реальным
возможностям
ребенка.
Основной задачей в обучении рассматриваемой категории детей является создание условий
для
успешной
учебной
и
внеклассной
деятельности
как
средства
коррекции
их
личности,
формирования
положительных
устремлений
и
мотиваций
поведения,
обогащения
новым
положительным опытом отношений с окружающим миром.
К
условиям,
способствующим
ломке
отрицательных
стереотипов
поведения
трудных
в
обучении и воспитании учащихся, Е. М. Мастюковой с соавторами отнесены следующие:
создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы;
использование
приемов
и
методов
обучения,
адекватных
возможностям
учащихся,
обеспечивающих успешность учебной деятельности;
дифференциация
требований
и
индивидуализация
обучения,
модификация
учебной
программы - сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение
времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;
организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень
развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;
учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при
организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей.
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа
по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому
предмету.
Ведение уроков в интегрированных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя
большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может
удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все
ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему
психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на
индивидуальных занятиях.
Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения
задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует
объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно; необходимо
уделять
большое
внимание
работе
по
предупреждению
ошибок:
возникшие
ошибки
не
просто
исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.
С
целью
адаптации
объема
и
характера
учебного
материала
к
познавательным
возможностям
учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать:
учебный
материал
преподносить
небольшими
порциями,
усложнять
его
следует
постепенно,
необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:
- дополнительные наводящие вопросы;
- наглядность - картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки»,
графические
модели,
карточки-помощницы,
которые
составляются
в
соответствии
с
характером
затруднений при усвоении учебного материала;
- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
- помощь в выполнении определенных операций;
- образцы решения задач;
- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
На
каждом
уроке
обязательна
словарная
работа.
Каждого
ученика
следует
стараться
выслушать
до
конца;
необходимо
включать
предметно-практические
действия,
цель
которых
-
подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения
быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности
на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой
учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия
игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя,
внимание
к
ребенку,
поощрение
его
малейших
успехов.
Темп
урока
должен
соответствовать
возможностям ученика.
Особое место в коррекционном процессе должны занять уроки ручного труда, так как на них
значительное
место
занимает
деятельность
по
наглядно-предметному
образцу,
что
позволяет
формировать обобщенные приемы умственной работы. Особое внимание следует уделять обучению
анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение
ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех
необходимых
его
признаков.
При
формировании
умения
анализировать
образец
необходимо
соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений.
Следует
уделять
внимание
обучению
действию
по
словесному
образцу,
которое
нужно
начинать с объяснения основной функции образца, а затем - с помощью в его вычленения из текста.
Для того чтобы научить детей умению видеть (находить) образец в данном тексте, им нужно указать
на то, что в разных упражнениях образец может иметь разное местонахождение, может быть разных
типов, но независимо от этого его функция всегда одна и та же: как нужно выполнять.
Необходимо
научить
находить
образец,
соотнести
его
с
инструкцией,
разобрать,
что
показывает данный конкретный образец, т.е. проанализировать его.
Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем
постепенно
вводить
образец
в
упражнения
с
несколькими
заданиями.
Нужно,
чтобы
ученик
возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня
получилось, как в образце?», что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их
причины.
Одна из главных задач коррекционной педагогики - усиление регулирующей и направляющей
роли
речи,
нормализация
взаимосвязи
речи
и
деятельности
учащихся.
Целесообразно
в
этом
отношении использование уроков ручного труда, где ребенок, изготовляя определенную поделку,
действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований. С помощью речи он
может обдумать и спланировать ход предстоящей работы, вычленить отдельные ее типы, установить
их последовательность, соотнести результат своей деятельности с образцом. Дети учатся адекватно
оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную поделку они считают лучшей. Учитель
добивается четких и правильных ответов, постепенно приучая учащихся к самостоятельности.
Особенно важно учить их планировать свою деятельность при выполнении упражнений, задач
с
несколькими
заданиями.
На
первых
порах
это
достигается
путем
ответов
учащихся
на
поставленные учителем вопросы. Ученик должен научиться вычленять отдельные этапы будущей
деятельности, а для этого надо чаще пользоваться такими словами, как «сначала», «потом». Умение
дать
отчет
о
выполненной
работе
и
рассказать
о
предстоящей
способствует
преодолению
нерешительности, растерянности, укрепляет веру в собственные возможности. На основе широкого
привлечения речи учитель добивается понимания учащимися смысла выполняемой деятельности,
осознания правильности (или ошибочности) произведенных действий, адекватной оценки результата
работы в соответствии с требованиями.
Коррекционная
работа
по
формированию
деятельности,
связанной
со
словесными
упражнениями (словесной инструкцией), прежде всего должна предусматривать обеспечение полного
и адекватного понимания детьми формулировок заданий, которые часто содержат слова и сочетания,
понимание которых (особенно при самостоятельном выполнении) затруднено для детей с ЗПР.
Поэтому учитель, предвидя возможные затруднения, сначала сам объясняет детям трудные для их
понимания
слова,
словосочетания,
формулировки,
а
затем
ставит
вопрос,
требующий
самостоятельного ответа. Если инструкция сформулирована сложно, следует добиваться того, чтобы
ученик смог своими словами рассказать о том, что требуется выполнить.
Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с
несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции,
поэтому
надо
приучать
их
внимательно
слушать
инструкцию,
пытаться
представить
ее
себе
и
запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на
первоначальном
этапе
обучения
следующий
прием:
около
ученика
выкладывают
палочки
в
количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка
отодвигается в сторону.
Одним
из
важнейших
направлений
учебно-воспитательного
процесса
является
формирование
у
воспитанников
навыков
самостоятельной
работы,
умения
организовывать,
планировать
свою
деятельность, осуществлять самоконтроль.
Для
самостоятельной
работы
необходима
индивидуализация
заданий.
В
этой
связи
психологи
рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и
с различным объемом помощи:
задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
задания контрольного характера и т.д.
Работу следует организовывать таким образом, чтобы ребенок сознательно относился к выбору типа
задания, т.е. создавать обстановку свободы выбора, помощи и взаимопомощи.
В
процессе
самостоятельной
познавательной
деятельности
развиваются
мышление,
память,
внимание,
творческое
воображение,
а
также
вырабатываются
практические
умения
и
навыки,
формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.
Необходимо организовать деятельность ученика таким образом, чтобы ему были доступны все
компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности,
самоконтроль,
сопоставление
конечного
результата
работы
с
заданной
целью,
использование
справочного материала учебника. Степень самостоятельности ученика, как правило, соответствует
его учебным возможностям и постепенно возрастает. Каждому ученику предоставляется возможность
широкого использования справочного материала, словарей, памяток, схем. Только при соблюдении
всех
этих
условий
самостоятельная
работа
становится
средством
развития
познавательной
активности учащихся[7; с. 134].Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы как
по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в
самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить
специальное
время
на
самопроверку
и
взаимопроверку
выполненного
задания.
Для
коррекции
внешней организации деятельности детей с ЗПР (особенно в первоначальный период обучения)
необходима система четких требований к выполняемой работе[3; с. 72].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм
психической патологии детского возраста[18; с. 46]. Чаще она выявляется с началом обучения
ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет. В
данном
случае
речь
идет
не
о
необратимом
недоразвитии
психики,
а
о
замедлении
темпа
ее
развития[17; с. 90]. Для детей этой категории учащихся характерны типич-ные, отличающие их от
нормы
тенденции
развития:
незрелость
эмоции-онально-волевой
сферы,
дезадаптивные
формы
общественного
поведения,
сниженный
уровень
познавательной
деятельности,
обусловливающий
недо-развитие речи и мышления, а, следовательно, у них недостаточно сформиро-вана готовность к
усвоению знаний и предметных понятий.
ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения и воспитания такой категории
детей[21;
с.
97].
И,
несмотря
на
существенные
недостатки
в
интеллектуальном
и
личностном
развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного
мате-риала
по
общеобразовательным
программам
при
условии
индивидуального
и
дифференцированного подхода к ним[20; с. 31].
В современных школах стали появляться специальные классы вырав-нивания, в которых учатся дети
с задержкой психического развития[7; с. 24]. Работу с данной категорией детей ведут не только,
психологи, дефектологи, врачи, но прежде всего учителя, педагогическая деятельность которых не
исклюючает диагностические и коррекционные методы и приемы работы с детьми данной категорий.
Это определяется прежде все тем, что прогноз психического развития и успешность обучения в
значительной степени опре-деляются ранней диагностикой ЗПР и организацией соответствующих
кор-рекционно-развивающих
мероприятий[13;
с.
17].
Следовательно,
оказание
своевременной
и
адекватной
педагогической
помощи
позволяет
выделить
их
зону
ближайшего
развития
и
способствует удовлетворительно осваивать программу обучения массовой школы данной категории
детей[16; с. 54].
Для педагога, работающего со школьниками в условиях интегрирован-ного класса и создающего
дополнительные
условия,
облегчающие
процесс
обучения
-
знания
о
психолого-педагогических
особенностях
детей
с
задерж-кой
психического
развития
помогают
в
осуществлении
индивидуального и дифференцированного подхода к детям данной категории, в выработке так-тики
их обучения, способствующей более прочному овладению образова-тельной программой.
Предлагаемый материал в данной курсовой работе, обобщенная в реко-мендации позволят педагогу
более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу с детьми, испытывающими
трудности в обучении, обусловленными задержкой психического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1.Актуальные
проблемы
диагностики
задержки
психического
развития
детей.
/
Под
ред.
В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1999.
2.Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2004.
3.Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии
диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4.Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1995.
5.Дети
с
временными
задержками
развития.
/
Под
ред.
Т.
А.
Власовой,
М.
С.
Певзнер.
-
М.:Педагогика,1971.
6.Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. -
М., 1984.
7.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С. Г. . Шевченко . -
М.: АРКТИ, 2004.
8.Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - М., 1999.
9.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. - М., 1996.
10.Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. - СПб.:
Речь, 2004.
11.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2004.
12.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1999.
13.Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.
Научно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с.)
14.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.
15.Мустаева
Л.Г.
Коррекционно-педагогические
и
социально-психологические
аспекты
сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы,
психологов-практиков, родителей. - М.: АРКТИ, 2005.
16.Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. - М., 1987.
17.Основы
специальной
психологии:
Учеб.
пособие
для
студ.сред.пед.учеб.заведений.
Л.В.
Кузнецова, Л.Н. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский
центр «Академия», 2002
18.Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. -
М., 2005.
19.Психология
детей
с
задержкой
психического
развития.
Хрестоматия:
Учебное
пособие
для
студентов факультетов психологии. - Спб.: Речь, 2004
20.Технология
коррекционно-развивающего
обучения
детей
с
задержкой
психического
развития
(пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения) / Под редакцией Шевченко
С.Г. - Самара: Изд-во Самарского ИПК ПРО 1998..
21.Толмачева Г.А. Cущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического
развития в общеобразовательной школе / Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал,
№ 2 (14), 2006.
22.У. В. Ульбенкова Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994.
23.Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М., 1999.
24.Щербо
И.Н.
Управление
системой
коррекционно-развивающего
образования
в
школе.
-
М.:
Сентябрь, 2003
11
Электронная тетрадь окружающий мир 3...
Электронная тетрадь по математике для...
Электронная тетрадь по литературному...
Электронная тетрадь по русскому языку...
АБВГДйка - видеоуроки по изучению...
Математика 4 класс
Основы безопасности жизнедеятельности...
Электронная тетрадь по математике для...
Скачать
© 2017 , Петрова Ольга Эриковна 157 3
Похожие файлы
АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ
ДЕТЕЙ
С
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Нет комментариев
Новости проекта
25.10.17
Давайте станем ближе друг к другу!
28.09.17
Ваши награды от Мультиурока стали более значимы!
10.07.17
Использование дистанционных образовательных технологий в работе учителя.
Рекомендуем
Комплекты видеоуроков
Дистанционные олимпиады
Вебинары для учителей
Блиц турниры
Сервис компьютерного тестирования
Курсы повышения квалификации и переподготовки учителей