Напоминание

"Организация учебного процесса младших школьников, имеющих задержку психического развития."


Автор: Григорьева Оксана Георгиевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №12"
Населённый пункт: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Короленко, д.22, кв.25
Наименование материала: аттестационная работа
Тема: "Организация учебного процесса младших школьников, имеющих задержку психического развития."
Раздел: среднее образование





Назад




БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра специального (коррекционного)

Инклюзивного образования

Итоговая аттестационная работа

Организация учебного процесса младших школьников, имеющих задержку психического

развития.

Выполнила:

Слушатель курсов КПК по программе «Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях введения и

реализации федеральных государственных образовательных стандартов (инклюзивное образование)»

Григорьева Оксана Георгиевна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Силиантьева С.Н.

Чебоксары

2018

Содержание……………………………………………………………………………………………………

Введение………………………………………………………………………………………………………

Особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР……………………………………………….

1. Специфика работы педагога-психолога с детьми, имеющими ЗПР………………………………….

2. Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР………………..

3. Основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР……

4. Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР…………………………………..

Заключение………………………………………………………………………………………………….....

Литература…………………………………………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы - «Организация учебного процесса младших школьников, имеющих

задержку психического развития».

Актуальность данной темы заключается в следующем:

В

современной

педагогической

теории

и

практике

процесс

обучения

детей

с

задержкой

психического

развития

рассматривается

с

точки

зрения

предоставления

детям

с

проблемами

в

развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с обычными детьми

при

создании

дополнительных

условий

(организационных,

педагогических,

психологических),

облегчающих процесс обучения[19; с. 12].

Для учителя, работающего со школьниками в условиях интегрированного класса, постижение

сути процесса обучения детей с задержкой психического развития является чрезвычайно важным[19;

с. 54].

Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной

программы,

за

последние

20-25

лет

возросло

в

2-2,5

раза

(30%

и

более).

Слабое

здоровье

дошкольников становится одной из причин, затрудняющих их адаптацию к школьным нагрузкам.

Напряженный

режим

школьной

жизни

приводит

к

резкому

ухудшению

соматического

и

психоневрологического здоровья ослабленного ребенка[15; с. 31].

Ситуация

усугубляется

такими

факторами,

как

создание

сети

гимназических,

лицейских

классов и внедрение усложненных программ без должной предварительной подготовки, что вызывает

отток более способных учеников в престижные классы и школы и, как следствие, тенденцию к

преобладанию в общеобразовательной школе детей с проблемами в обучении и в развитии[24; с. 22].

Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так

называемой задержкой психического развития (ЗПР) [23; с. 65]. Данная категория была выделена в

связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на

новые,

усложненные

программы

обучения.

Комплексное

и

системное

изучение

задержки

психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и связано с

именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский, С.

Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е.

Сухарева и продолжается до сих пор. Однако, успешному осуществлению коррекционной работы с

учащимися данной категории зачастую препятствуют дефицит специально подготовленных кадров,

осуществляющих

психолого-педагогическое

сопровождение

детей

с

ЗПР,

недостаточная

осведомленность специалистов о механизмах возникновения и сущности задержки психического

развития, а также приоритетность нозологической (медицинской) диагностики в характеристике

уровня психического развития ребенка: диагноз «Задержка психического развития» определяется

исключительно в результате обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК),

где, несмотря на комплексность этого процесса, решающее слово остается за врачом-психиатром.

При этом в ходе исследования, как правило, недостаточно глубоко раскрываются истинные причины

школьной неуспеваемости, не определяются механизмы и перспективы индивидуального развития

потенциалов ребенка[7; с. 87].

Очевидно,

что

для

педагога

массовой

общеобразовательной

школы,

работающего

с

детьми,

имеющими отклонения в развитии, необходима сформированность некоторых специальных знаний и

умений,

личностных

качеств,

без

которых

процесс

обучения

указанной

категории

детей

будет

неэффективным.

При

обучении

школьников

с

задержкой

психического

развития

такого

рода

знаниями

являются,

в

первую

очередь,

знания

о

психолого-педагогических

особенностях

этой

категории детей[16; с. 53].

Объектом нашего исследования является работа с детьми, имеющими ЗПР.

Предметом: особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР.

Гипотеза:

знания

о

психолого-педагогических

особенностях

детей

с

задержкой

психического

развития

помогают

педагогам

и

специалистам

психологической

службы

в

осуществлении

индивидуального и дифференцированного подхода к детям данной категории, в выработке тактики их

обучения, способствующей более прочному овладению образовательной программой.

Целью работы является: разработка рекомендаций для педагогов по оптимизации обучения детей с

ЗПР.

Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:

1.

Рассмотреть ЗПР как одну из форм дизонтогенеза;

2.

Рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР;

3.

Раскрыть содержание педагогического диагностирования младших школьников с ЗПР;

4.

Определить специфику работы педагога с детьми имеющими ЗПР;

5.

Определить принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися имеющими ЗПР;

6.

Определить основные направления коррекционно-педагогической работы;

7.

Разработать рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР.

Методы используемые при проведении исследования:

Теоретические:

изучение и анализ литературы;

структурирование;

синтез;

систематизация;

конспектирование;

обобщение.

Особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР

1. Специфика работы педагога с детьми, имеющими ЗПР

Серьезные

ограничения

в

социально-личностных

и

учебных

возможностях

определяют

необходимость

выделения

детей

с

ЗПР

в

категорию

учащихся

с

«особыми

потребностями»,

нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической поддержке.

Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе - не только дать

нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления

в развитии ребенка, - его социальная реабилитация.

Основными задачами медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР являются:

проведение комплексного медико-психолого-педагогического исследования каждого ребенка с

ЗПР в целях квалификации соматического, социального, психологического и образовательного

статуса и определения направленности мероприятий;

разработка

и

реализация

индивидуальных

программ

медико-психолого-педагогической

абилитации

детей

с

ЗПР,

направленных

на

их

оздоровление,

обучение,

воспитание

и

раскрытие личностного потенциала

оказание

консультативной

помощи

родителям

по

вопросам

воспитания

и

содействия

социально-культурной адаптации детей с ЗПР;

отслеживание

дальнейшего

жизненного

пути

детей,

прошедших

курс

коррекционно-

развивающего обучения, и (по необходимости) оказание им консультативной помощи (на этой

основе - анализ продуктивности проведенных абилитационных мероприятий);

взаимодействие с органами социальной защиты населения, здравоохранения и образования в

целях оптимизации и достижения непрерывности абилитационных мероприятий[20; с. 79].

2. Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР.

Характер

и

особенности

организации

процесса

обучения

школьников

с

задержкой

психического развития определяются рядом общепедагогических принципов. Несмотря на различные

подходы ученых к их классификации, предложенная Г.А.Толмачевой последовательность принципов

отражает

особенности

процесса

обучения

школьников

с

задержкой

психического

развития

и

позволяет учителю массовой школы на их основе проектировать и осуществлять этот процесс в

условиях общеобразовательной школы.

Принцип направленности процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка с

задержкой психического развития обеспечивает развитие личности как единства биологического,

психического, социального и духовного. Своеобразие реализации этого принципа при обучении

школьников с задержкой психического развития, заключается в необходимости наряду с личностным

развитием

ребенка

осуществлять

коррекцию

выявленных

нарушений

познавательной

и

эмоционально-волевой сферы.

Принцип

связи

обучения

с

жизнью

позволяет

при

планировании

и

отборе

содержания

обучения

учитывать

как

положительное,

так

и

отрицательное

влияние

социума,

микросреды,

минимизируя при этом негативные последствия такого влияния. Учитывая то обстоятельство, что

многие школьники с задержкой психического развития воспитываются в неблагополучных семьях,

владеют ограниченным запасом знаний, сведений об окружающем, имеют личный эмоционально-

негативный опыт взаимодействия с окружающей средой, значение этого принципа относительно

обучения данной категории детей многократно возрастает.

Сочетание принципов научности и доступности обучения предполагает, с одной стороны,

соответствие его содержания современному состоянию соответствующей отрасли научного знания и

учет тенденций и перспектив его развития, а с другой стороны - необходимость максимального учета

реальных

и

потенциальных

возможностей

учащихся

с

отставанием

в

развитии.

Реализация

принципов научности и доступности обучения опирается при этом на идею Л.С. Выготского о «зоне

ближайшего

развития»

ребенка,

подчеркивающую

ведущую

роль

обучения

в

его

развитии,

позволяющую

выбирать

оптимальную

меру

трудности

при

изложении

учебного

материала

при

обучении

данной

категории

школьников

и

прогнозировать

ход

и

результаты

самого процесса

обучения:

Принцип

систематичности

и

последовательности

в

обучении

школьников

с

задержкой

психического

развития

требует,

чтобы

знания,

умения

и

навыки

формировались

в

определенном

порядке,

в

системе,

где

каждый

элемент

учебного

материала

логически

связывается с другими, а последующее опирается на предыдущее. Специфика его реализации

заключается в обязательном введении в содержание обучения пропедевтических разделов,

заданий, упражнений, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего

обучения и формируют готовность учащихся к восприятию наиболее сложного программного

материала.

Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения, помимо

общих требований к соблюдению санитарно-гигиенических норм, обязательному обеспечению

дидактических

условий

обучения,

предусматривает

выполнение

следующих

специальных

условий обучения школьников с задержкой психического развития: меньшая, по сравнению с

традиционной,

наполняемость

интегрированных

классов;

охранительный

(щадящий)

педагогический

режим,

учитывающий

повышенную

утомляемость

и

индивидуальные

колебания работоспособности детей; организация неполного индивидуального обучения в

домашних

условиях;

наличие

индивидуальных

и

групповых

коррекционно-развивающих

занятий.

Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения

основан на утверждении о том, что эффективность процесса усвоения знаний, умений и

навыков зависит от максимально возможного участия в этом процессе всех органов чувств

человека: слуха, зрения, осязания. Применительно к рассматриваемой категории учащихся

этот принцип предполагает применение словесных, наглядных и практических методов как в

целях обучения, так и в целях коррекции и развития, построение процесса обучения с опорой

на все анализаторы, функции и системы организма,

Принцип деятельностного подхода в обучении подчеркивает роль предметно-практической

деятельности в обучении младших школьников, в процессе которой развиваются восприятие,

внимание, память, мышление и речь. Таким образом, он обеспечивает активное воздействие на

умственное

развитие

школьников

и

позволяет

оптимальным

образом

использовать

потенциальные возможности каждого ребенка.

Специфика реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности учащихся

в обучении детей с ЗПР заключается в необходимости целенаправленной работы учителя по

развитию

общеинтеллектуальных

умений

(анализа,

сравнения,

обобщения,

группировки,

классификации), формированию умений и навыков самостоятельной учебно-познавательной

деятельности

учащихся.

Очевидность

ведущей

роли

учителя

в

реализации

принципа

сознательности,

активности

и

самостоятельности

при

обучении

школьников

с

задержкой

психического развития не вызывает сомнений потому, что именно учитель, зная особенности

развития

и

познавательные

возможности

данного

ребенка,

возможные

пути

и

способы

оказания педагогической помощи, может организовать процесс обучения и управлять этим

процессом [21; с. 17].

Принцип

оперативного

контроля

и

самоконтроля

обеспечивает

своевременное

получение

информации об уровне знаний, умений и навыков, приобретаемые школьниками в процессе

обучения, регулирование и корригирование хода самого процесса обучения, проектирование

новых целей обучения. Своеобразие применения данного принципа в процессе обучения

школьников с задержкой психического развития определяется тем, что функция контроля как

диагностической

процедуры,

направленной

на

выявление

и

квалификацию

затруднений,

пробелов

в

обучении,

установление

их

причин,

становится

ведущей

(определяющей)

по

отношению к образовательной функции контроля.

Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков в процессе обучения школьников,

имеющих

задержку

психического

развития,

диктует

необходимость

формирования

специфических для данного учебного предмета знаний, умений и навыков в единстве с

общеучебными

умениями

и

навыками,

такими,

как

планирование

учебной

деятельности;

умение работать с учебной литературой; умение осуществлять самоконтроль; умение работать

в определенном темпе.

Принцип педагогического оптимизма, выделяемый в специальном образовании, основан на

современном

гуманистическом

мировоззрении,

признающем

право

каждого

человека

независимо от его особенностей быть включенным в образовательный процесс. Следование

этому принципу позволяет строить процесс обучения, опираясь не только на имеющийся

актуальный уровень развития ученика, но и на его потенциальные возможности, ориентируясь

при этом на положительный результат обучения.

Таким

образом,

эффективность

образовательного

процесса,

субъектом

которого

являются

учащиеся с задержкой психического развития, обеспечивается общепедагогическими принципами,

однако

их

совокупность

и

«наполнение»

имеют

свою

специфику,

обусловленную

состоянием

эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности учащихся[16; с. 59].

3. Основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР

Исходя из структуры дефекта и психологических особенностей рассматриваемой категории

детей, С. Г. Шевченко [23] сформулированы следующие направления коррекционно-педагогической

работы с учащимися, имеющими ЗПР:

Развитие

до

необходимого

уровня

психофизиологических

функций,

обеспечивающих

готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц

руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.

Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о

предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному

восприятию ребенком учебного материала.

Формирование

социально-нравственного

поведения,

обеспечивающего

детям

успешную

адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение

обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил

поведения на уроке, правил общения и др.).

Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый -

ребенок» отношениями «учитель - ученик». Последняя модель отношений служит основой для

формирования познавательных интересов.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности,

самостоятельности, произвольности психических процессов), преодоление интеллектуальной

пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

Формирование

умений

и

навыков,

необходимых

для

деятельности

любого

вида:

ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с

наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и

самооценку.

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа,

сравнения,

обобщения,

практической

группировки,

логической

классификации,

умозаключений и др.).

Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений

(нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного

материала и др.).

Охрана

и

укрепление

соматического

и

психоневрологического

здоровья

ребенка:

предупреждение

психофизических

перегрузок,

эмоциональных

срывов;

создание

климата

психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности в ее фронтальной

и

индивидуальной

формах;

физическое

закаливание

школьников,

общеукрепляющая

и

лечебно-профилактическая медикаментозная терапия.

Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее

возрасту

общее

развитие

ребенка,

стимуляцию

его

познавательной

деятельности,

коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и

практических умений.

11.Системный

разносторонний

контроль

с

помощью

специалистов

(врачей,

психологов,

дефектологов) за развитием ребенка.

12.Создание учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми

общеобразовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к

знаниям и умениям учащихся[15; с. 72].

Для

детей

с

церебрально-органической

или

смешанной

формой

ЗПР,

составляющих

наибольшую часть находящихся на интегрированном обучении, задача стимуляции познавательной

активности, самостоятельности и самоконтроля является первостепенной. Что касается остальных

форм задержки психического развития (соматогенного, психогенного, конституционального генеза),

то психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у таких детей является

отдельной темой для обсуждения и осуществляется школьным психологом.

Обобщая рекомендации учителям по оптимизации высших психических функций, лежащих в

основе

успешного

формирования

основных

учебных

умений

и

навыков,

сделаем

акцент

на

возможности

и

необходимости

использования

коррекционных

приемов

на

уроках

по

общеобразовательным дисциплинам с целью индивидуализации обучения детей с ЗПР в условиях

интегрированного класса.

4. Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР

Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии

детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно

организованных

условиях,

методах

обучения,

соответствующих

индивидуальным

особенностям

ребенка,

т.е.

обучении,

стимулирующем

развитие

и

соответствующем

реальным

возможностям

ребенка.

Основной задачей в обучении рассматриваемой категории детей является создание условий

для

успешной

учебной

и

внеклассной

деятельности

как

средства

коррекции

их

личности,

формирования

положительных

устремлений

и

мотиваций

поведения,

обогащения

новым

положительным опытом отношений с окружающим миром.

К

условиям,

способствующим

ломке

отрицательных

стереотипов

поведения

трудных

в

обучении и воспитании учащихся, Е. М. Мастюковой с соавторами отнесены следующие:

создание благоприятной обстановки, щадящего режима;

обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы;

использование

приемов

и

методов

обучения,

адекватных

возможностям

учащихся,

обеспечивающих успешность учебной деятельности;

дифференциация

требований

и

индивидуализация

обучения,

модификация

учебной

программы - сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение

времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;

организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень

развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;

учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при

организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа

по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому

предмету.

Ведение уроков в интегрированных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя

большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может

удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все

ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему

психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на

индивидуальных занятиях.

Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения

задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует

объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно; необходимо

уделять

большое

внимание

работе

по

предупреждению

ошибок:

возникшие

ошибки

не

просто

исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.

С

целью

адаптации

объема

и

характера

учебного

материала

к

познавательным

возможностям

учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать:

учебный

материал

преподносить

небольшими

порциями,

усложнять

его

следует

постепенно,

необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

- дополнительные наводящие вопросы;

- наглядность - картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки»,

графические

модели,

карточки-помощницы,

которые

составляются

в

соответствии

с

характером

затруднений при усвоении учебного материала;

- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

- помощь в выполнении определенных операций;

- образцы решения задач;

- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

На

каждом

уроке

обязательна

словарная

работа.

Каждого

ученика

следует

стараться

выслушать

до

конца;

необходимо

включать

предметно-практические

действия,

цель

которых

-

подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения

быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности

на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой

учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия

игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя,

внимание

к

ребенку,

поощрение

его

малейших

успехов.

Темп

урока

должен

соответствовать

возможностям ученика.

Особое место в коррекционном процессе должны занять уроки ручного труда, так как на них

значительное

место

занимает

деятельность

по

наглядно-предметному

образцу,

что

позволяет

формировать обобщенные приемы умственной работы. Особое внимание следует уделять обучению

анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение

ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех

необходимых

его

признаков.

При

формировании

умения

анализировать

образец

необходимо

соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений.

Следует

уделять

внимание

обучению

действию

по

словесному

образцу,

которое

нужно

начинать с объяснения основной функции образца, а затем - с помощью в его вычленения из текста.

Для того чтобы научить детей умению видеть (находить) образец в данном тексте, им нужно указать

на то, что в разных упражнениях образец может иметь разное местонахождение, может быть разных

типов, но независимо от этого его функция всегда одна и та же: как нужно выполнять.

Необходимо

научить

находить

образец,

соотнести

его

с

инструкцией,

разобрать,

что

показывает данный конкретный образец, т.е. проанализировать его.

Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем

постепенно

вводить

образец

в

упражнения

с

несколькими

заданиями.

Нужно,

чтобы

ученик

возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня

получилось, как в образце?», что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их

причины.

Одна из главных задач коррекционной педагогики - усиление регулирующей и направляющей

роли

речи,

нормализация

взаимосвязи

речи

и

деятельности

учащихся.

Целесообразно

в

этом

отношении использование уроков ручного труда, где ребенок, изготовляя определенную поделку,

действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований. С помощью речи он

может обдумать и спланировать ход предстоящей работы, вычленить отдельные ее типы, установить

их последовательность, соотнести результат своей деятельности с образцом. Дети учатся адекватно

оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную поделку они считают лучшей. Учитель

добивается четких и правильных ответов, постепенно приучая учащихся к самостоятельности.

Особенно важно учить их планировать свою деятельность при выполнении упражнений, задач

с

несколькими

заданиями.

На

первых

порах

это

достигается

путем

ответов

учащихся

на

поставленные учителем вопросы. Ученик должен научиться вычленять отдельные этапы будущей

деятельности, а для этого надо чаще пользоваться такими словами, как «сначала», «потом». Умение

дать

отчет

о

выполненной

работе

и

рассказать

о

предстоящей

способствует

преодолению

нерешительности, растерянности, укрепляет веру в собственные возможности. На основе широкого

привлечения речи учитель добивается понимания учащимися смысла выполняемой деятельности,

осознания правильности (или ошибочности) произведенных действий, адекватной оценки результата

работы в соответствии с требованиями.

Коррекционная

работа

по

формированию

деятельности,

связанной

со

словесными

упражнениями (словесной инструкцией), прежде всего должна предусматривать обеспечение полного

и адекватного понимания детьми формулировок заданий, которые часто содержат слова и сочетания,

понимание которых (особенно при самостоятельном выполнении) затруднено для детей с ЗПР.

Поэтому учитель, предвидя возможные затруднения, сначала сам объясняет детям трудные для их

понимания

слова,

словосочетания,

формулировки,

а

затем

ставит

вопрос,

требующий

самостоятельного ответа. Если инструкция сформулирована сложно, следует добиваться того, чтобы

ученик смог своими словами рассказать о том, что требуется выполнить.

Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с

несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции,

поэтому

надо

приучать

их

внимательно

слушать

инструкцию,

пытаться

представить

ее

себе

и

запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на

первоначальном

этапе

обучения

следующий

прием:

около

ученика

выкладывают

палочки

в

количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка

отодвигается в сторону.

Одним

из

важнейших

направлений

учебно-воспитательного

процесса

является

формирование

у

воспитанников

навыков

самостоятельной

работы,

умения

организовывать,

планировать

свою

деятельность, осуществлять самоконтроль.

Для

самостоятельной

работы

необходима

индивидуализация

заданий.

В

этой

связи

психологи

рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и

с различным объемом помощи:

задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;

задания тренировочного характера, аналогичные образцу;

задания контрольного характера и т.д.

Работу следует организовывать таким образом, чтобы ребенок сознательно относился к выбору типа

задания, т.е. создавать обстановку свободы выбора, помощи и взаимопомощи.

В

процессе

самостоятельной

познавательной

деятельности

развиваются

мышление,

память,

внимание,

творческое

воображение,

а

также

вырабатываются

практические

умения

и

навыки,

формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.

Необходимо организовать деятельность ученика таким образом, чтобы ему были доступны все

компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности,

самоконтроль,

сопоставление

конечного

результата

работы

с

заданной

целью,

использование

справочного материала учебника. Степень самостоятельности ученика, как правило, соответствует

его учебным возможностям и постепенно возрастает. Каждому ученику предоставляется возможность

широкого использования справочного материала, словарей, памяток, схем. Только при соблюдении

всех

этих

условий

самостоятельная

работа

становится

средством

развития

познавательной

активности учащихся[7; с. 134].Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы как

по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в

самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить

специальное

время

на

самопроверку

и

взаимопроверку

выполненного

задания.

Для

коррекции

внешней организации деятельности детей с ЗПР (особенно в первоначальный период обучения)

необходима система четких требований к выполняемой работе[3; с. 72].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм

психической патологии детского возраста[18; с. 46]. Чаще она выявляется с началом обучения

ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет. В

данном

случае

речь

идет

не

о

необратимом

недоразвитии

психики,

а

о

замедлении

темпа

ее

развития[17; с. 90]. Для детей этой категории учащихся характерны типич-ные, отличающие их от

нормы

тенденции

развития:

незрелость

эмоции-онально-волевой

сферы,

дезадаптивные

формы

общественного

поведения,

сниженный

уровень

познавательной

деятельности,

обусловливающий

недо-развитие речи и мышления, а, следовательно, у них недостаточно сформиро-вана готовность к

усвоению знаний и предметных понятий.

ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения и воспитания такой категории

детей[21;

с.

97].

И,

несмотря

на

существенные

недостатки

в

интеллектуальном

и

личностном

развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного

мате-риала

по

общеобразовательным

программам

при

условии

индивидуального

и

дифференцированного подхода к ним[20; с. 31].

В современных школах стали появляться специальные классы вырав-нивания, в которых учатся дети

с задержкой психического развития[7; с. 24]. Работу с данной категорией детей ведут не только,

психологи, дефектологи, врачи, но прежде всего учителя, педагогическая деятельность которых не

исклюючает диагностические и коррекционные методы и приемы работы с детьми данной категорий.

Это определяется прежде все тем, что прогноз психического развития и успешность обучения в

значительной степени опре-деляются ранней диагностикой ЗПР и организацией соответствующих

кор-рекционно-развивающих

мероприятий[13;

с.

17].

Следовательно,

оказание

своевременной

и

адекватной

педагогической

помощи

позволяет

выделить

их

зону

ближайшего

развития

и

способствует удовлетворительно осваивать программу обучения массовой школы данной категории

детей[16; с. 54].

Для педагога, работающего со школьниками в условиях интегрирован-ного класса и создающего

дополнительные

условия,

облегчающие

процесс

обучения

-

знания

о

психолого-педагогических

особенностях

детей

с

задерж-кой

психического

развития

помогают

в

осуществлении

индивидуального и дифференцированного подхода к детям данной категории, в выработке так-тики

их обучения, способствующей более прочному овладению образова-тельной программой.

Предлагаемый материал в данной курсовой работе, обобщенная в реко-мендации позволят педагогу

более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу с детьми, испытывающими

трудности в обучении, обусловленными задержкой психического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1.Актуальные

проблемы

диагностики

задержки

психического

развития

детей.

/

Под

ред.

В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1999.

2.Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2004.

3.Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии

диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4.Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1995.

5.Дети

с

временными

задержками

развития.

/

Под

ред.

Т.

А.

Власовой,

М.

С.

Певзнер.

-

М.:Педагогика,1971.

6.Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. -

М., 1984.

7.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С. Г. . Шевченко . -

М.: АРКТИ, 2004.

8.Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - М., 1999.

9.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. - М., 1996.

10.Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. - СПб.:

Речь, 2004.

11.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2004.

12.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1999.

13.Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.

Научно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с.)

14.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.

15.Мустаева

Л.Г.

Коррекционно-педагогические

и

социально-психологические

аспекты

сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы,

психологов-практиков, родителей. - М.: АРКТИ, 2005.

16.Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. - М., 1987.

17.Основы

специальной

психологии:

Учеб.

пособие

для

студ.сред.пед.учеб.заведений.

Л.В.

Кузнецова, Л.Н. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский

центр «Академия», 2002

18.Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. -

М., 2005.

19.Психология

детей

с

задержкой

психического

развития.

Хрестоматия:

Учебное

пособие

для

студентов факультетов психологии. - Спб.: Речь, 2004

20.Технология

коррекционно-развивающего

обучения

детей

с

задержкой

психического

развития

(пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения) / Под редакцией Шевченко

С.Г. - Самара: Изд-во Самарского ИПК ПРО 1998..

21.Толмачева Г.А. Cущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического

развития в общеобразовательной школе / Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал,

№ 2 (14), 2006.

22.У. В. Ульбенкова Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994.

23.Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М., 1999.

24.Щербо

И.Н.

Управление

системой

коррекционно-развивающего

образования

в

школе.

-

М.:

Сентябрь, 2003

11

Электронная тетрадь окружающий мир 3...

Электронная тетрадь по математике для...

Электронная тетрадь по литературному...

Электронная тетрадь по русскому языку...

АБВГДйка - видеоуроки по изучению...

Математика 4 класс

Основы безопасности жизнедеятельности...

Электронная тетрадь по математике для...

Скачать

© 2017 , Петрова Ольга Эриковна 157 3

Похожие файлы

АКТУАЛЬНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ

ОБУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ

ДЕТЕЙ

С

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Нет комментариев

Новости проекта

25.10.17

Давайте станем ближе друг к другу!

28.09.17

Ваши награды от Мультиурока стали более значимы!

10.07.17

Использование дистанционных образовательных технологий в работе учителя.

Рекомендуем

Комплекты видеоуроков

Дистанционные олимпиады

Вебинары для учителей

Блиц турниры

Сервис компьютерного тестирования

Курсы повышения квалификации и переподготовки учителей



В раздел образования