Напоминание

"Мероприятия по предупреждению самовольных уходов обучающихся из семьи, образовательного учреждения"


Автор: Татаринцева Ирина Викторовна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11 им. Г.С. Титова ЩМРМО
Населённый пункт: город Щёлково, Московской области
Наименование материала: Положение
Тема: "Мероприятия по предупреждению самовольных уходов обучающихся из семьи, образовательного учреждения"
Раздел: среднее образование





Назад




ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

МБОУ СОШ № 11

им. Г.С. Титова ЩМР МО

Протокол № 7 от 18.04.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом

по МБОУ СОШ № 11

им. Г.С. Титова ЩМР МО

от 18.04.2016 г. № 59/3

ПОЛОЖЕНИЕ

о мероприятиях по предупреждению самовольных уходов обучающихся

из семьи и образовательного учреждения и по организации их розыска

в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

средней общеобразовательной школе № 11 имени Г.С. Титова

Щёлковского муниципального района Московской области

1. Общие положения

1.1.

Настоящее

положение

регламентирует

порядок

взаимодействия

администрации,

педагогов МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО с Комитетом по образованию

Администрации

Щёлковского

муниципального

района,

Комиссией

по

делам

несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Щёлковского муниципального

района,

органами

внутренних

дел

по

предупреждению

самовольных

уходов

несовершеннолетних из образовательного учреждения и организации их розыска.

1.2.

Правовую

основу

деятельности

по

предупреждению

самовольных

уходов

несовершеннолетних из МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО и организации их

розыска составляют: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Федеральный Закон

«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (статья 28), Федеральный

закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних,

Федеральный

закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной

поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Устав школы,

Декларация прав и обязанностей учащихся МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО.

1.3. Основными задачами по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних

из дома и образовательного учреждения являются:

защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью обучающихся;

предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых

несовершеннолетними, так и в отношении несовершеннолетних в стенах школы и за

её пределами;

выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение

правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;

социально-педагогическая

реабилитация

и

психолого-педагогическая

помощь

обучающимся МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО, склонным к самовольным

уходам.

1.4.

В

рамках

системы

профилактики

по

предупреждению

самовольных

уходов,

обучающихся МБОУ

СОШ

11

им.

Г.С.

Титова

ЩМР

МО,

взаимодействует

со

следующими учреждениями: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав

при Администрации Щёлковского муниципального района, ОУУП и ПДН Чкаловского

отдела полиции МУМВД России («Щёлковское»), инспектором ПДН МУ МВД России

(«Щёлковское»).

1.5. Совместная деятельность предполагает работу с обучающимися МБОУ СОШ № 11

им. Г.С. Титова ЩМР МО, их родственниками, педагогами в целях устранения причин и

условий,

способствующих

предупреждению

совершения

несовершеннолетними

самовольных уходов из школы и дома.

2. Действия администрации и социально-педагогической службы МБОУ СОШ № 11

им .

Г.С.

Титов а

Щ МР

МО

по

пр офилактике

с амовольны х

у ход ов

несовершеннолетних.

2.1. Администрация МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО в лице директора:

разрабатывает

Правила

внутреннего

распорядка;

проводит

служебные

расследования и представляет в вышестоящие организации заключения по результатам

расследований по фактам самовольных уходов несовершеннолетних из школы.

2.2.

Администрация МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО в лице заместителя

директора по воспитательной работе:

разрабатывает нормативные локальные акты, регламентирующие и регулирующие

правила и нормы поведения обучающихся;

ведет

контроль

выполнения

планов

работы

социального

педагога,

педагога-

психолога, классных руководителей по осуществлению профилактической работы и

реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, совершающих

самовольные уходы;

способствует установлению нравственно-здоровых отношений в школьной среде,

решению личных и социальных проблем обучающихся;

взаимодействует

с

учителями,

родителями

(законными

представителями)

обучающихся, склонных к самовольным уходам;

прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих

способностей обучающихся, склонных к самовольным уходам.

2.3. Социальный педагог и педагог-психолог (социально-психологическая служба школы),

отвечают

за

организацию

профилактики

правонарушений

среди

обучающихся

МБОУ

СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО, в том числе профилактики самовольных уходов

несовершеннолетних.

Социальный педагог:

формирует банк данных на несовершеннолетних, систематически допускающих

самовольные уходы или склонных к самовольным уходам;

периодически

вносит

дополнения,

изменения

в

банк

данных

причинах

и

условиях повторного ухода несовершеннолетнего, месте его установления, другие

сведения); обеспечивает доступ к банку данных должностных лиц, осуществляющих

контроль за поведением несовершеннолетних в вечернее и ночное время суток;

ведет

учет

обучающихся,

состоящих

на

учете

в

КДН,

ПДН

ЩМР

МО,

на

внутришкольном

контроле,

и

обучающихся,

склонных

к

самовольным

уходам

из

школы;

посещает семьи, заполняет акты посещения семьи, ведет профилактические беседы

с родителями (законными представителями);

взаимодействует

с

социальными

службами,

администрацией

города,

службами

занятости населения по трудоустройству и организации летнего отдыха детей «группы

риска»;

планирует

и

проводит

индивидуальные

беседы,

занятия

с

обучающимися

(по

заявлениям педагогов, классных руководителей), склонными к самовольным уходам из

семьи и школы.

ведет документацию по установленной форме (учет проблемных семей и детей,

сбор сведений об отсутствующих школьниках)

вовлекает подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию

воспитательных акций и проектов;

участвует

в

организации

летнего

отдыха,

досуга,

оздоровления

и

занятости

несовершеннолетних, входящих в группу социального риска

Педагог-психолог:

осуществляет психолого-педагогическое изучение детей, склонных к самовольным

уходам

из

семьи

и

образовательного

учреждения,

с

целью

обеспечения

индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в школе;

проводит психопрофилактическую и диагностическую работу: изучает личностные,

межличностные,

эмоционально-волевые

особенности

школьников,

склонных

к

самовольным

уходам

из

семьи

и

образовательного

учреждения,

их

интересы,

склонности;

использует

наиболее

эффективные

диагностические

методы

для

установления

причин

и

условий,

приведших

к

самовольным

уходам

из

дома,

школы,

причин

нарушений

межличностных

отношений

школьников

со

сверстниками

с

целью

своевременного оказания психологической помощи и поддержки;

по запросам прокуратуры, полиции, органов опеки и попечительства, комиссии по

делам

несовершеннолетних

проводит

психологическую

экспертизу

психического

состояния ребёнка и условий семейного воспитания

постоянное

повышает

психолого-педагогическую

компетентность

учителей

по

особенностям

несовершеннолетних

с

проблемами

в

развитии,

поведении

или

обучении;

консультирует родителей обучающихся по вопросам, связанным с возрастными

особенностями

детей,

со

взаимодействием

с

ребенком,

особенно

с

детьми

асоциального поведения.

2.4. Воспитательная деятельность (в лице классных руководителей):

знакомство с семьями обучающихся и педагогическое изучение семей;

выявление семей, входящих в группу социального риска, и оказание им необходимой

помощи в обучении и воспитании детей;

выявление несовершеннолетних, входящих в группу социального риска, а также не

посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в

образовательном

учреждении,

принятие

мер

по

их

воспитанию

и

получению

ими

основного общего образования;

составление

социального

паспорта

класса,

отражающего

следующие

критерии:

неполные семьи, неблагополучные, многодетные, малообеспеченные, опекаемые дети,

дети-инвалиды, дети, требующие повышенного внимания;

знание психологических факторов трудновоспитуемости;

сбор сведений об отсутствующих школьниках;

ежедневное фиксирование пропусков обучающихся в классных журналах, где ведется

учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия

по неуважительным причинам;

выяснение причин и условий, приведших к самовольным уходам из дома;

корректирование отклоняющегося поведения «трудного» подростка, принятие мер по их

устранению,

проведение

профилактической

работы

с

несовершеннолетними,

склонными

к

бродяжничеству и самовольным уходам из дома;

участие

в

организации

летнего

отдыха,

досуга,

оздоровления

и

занятости

несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

оказание реальной помощи родителям в воспитании ребенка;

развитие позитивных социальных навыков, повышения социальной адаптированности и

формирования умения разрешения межличностных конфликтов;

индивидуальная работа: беседы, встречи, корректировка знаний ребенка с учетом его

способностей и состояния здоровья;

формирование у родителей умения быть родителями-воспитателями, друзьями своим

детям.

3.

Порядок

экстренного

реагирования,

работы

по

возвращению

обучающихся,

воспитанников, самовольно покинувших образовательное учреждение.

3.1. В случае самовольного ухода, обучающегося из школы педагог (с урока которого ушёл

ученик) незамедлительно:

ставит в известность дежурного учителя, администрацию школы;

классный руководитель ушедшего ученика, дежурный администратор организует

поиск на территории школы, поселка, привлекая обучающихся старших классов;

по данным, имеющимся в схемах поиска, по телефону связывается с родителями

(законными представителями), родственниками, знакомыми обучающегося;

если

поиск

не

дал

положительных

результатов

в

течение

часа,

дежурный

администратор,

учитель

или

классный

руководитель

пишет

заявление

о

случившемся в

ОУУП и ПДН

Чкаловского отдела полиции МУМВД России

(«Щёлковское»)

(при

подаче

заявления

о

розыске

несовершеннолетнего

представляются: описание примет внешности: рост, телосложение, наличие особых

примет (шрамы, родимые пятна, родинки и т.д.); описание одежды, в которой ушел

несовершеннолетний,

описание

предметов,

которые

имел

при

себе

подросток;

информация

о

взаимоотношениях

самовольно

ушедшего

воспитанника

с

учащимися,

другими

воспитанниками,

конфликтных

ситуациях

в

детском

коллективе, вследствие которых подросток мог самовольно покинуть учреждение;

сведения

о

месте

проживания

подростка,

его

родителях,

друзьях,

знакомых;

состояние

физического

и

психического

здоровья;

дата,

время

и

место

ухода,

возможная причина ухода);

классный руководитель подробно письменно информирует администрацию школы

о возможных обстоятельствах самовольного ухода воспитанника (время, место,

занятия и т.д.) с указанием предполагаемой причины.

3.2. Директор школы в трехдневный срок со дня самовольного ухода обучающегося издает

приказ о создании комиссии по расследованию.

3.3. Созданная комиссия в трехдневный срок:

выявляет обстоятельства, причины, время самовольного ухода обучающегося,

расследует,

насколько

своевременно

и

правильно

соответствии

с

данным

Положением) были организованы поиски ребенка;

письменно оформляет результаты проведенного расследования и с приложением

объяснительных,

протоколов,

справок,

предоставляет

их

руководителю

МБОУ

СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО.

3.4. Директор школы в течение месяца принимает решение по факту самовольного ухода

обучающегося из школы.

3.5. После возвращения обучающегося в семью, а затем в учреждение, с ним проводится

индивидуально-профилактическая работа, которая включает в себя:

осмотр

ребенка

случае

необходимости

оказание

ему

первой

медицинской

помощи),

проведение

психодиагностического

анализа

эмоционального

состояния

несовершеннолетнего,

организация

постоянного

психолого-педагогического

сопровождения.

4.

Порядок

оказания

социально-психологической

и

педагогической

помощи

обучающимся.

4.1 Заместитель директора по ВР, курирующий службу комплексного сопровождения

обучающихся, знакомит классных руководителей с результатами расследования.

4.2. В установленный срок (не менее недели после самовольного ухода обучающегося)

проводится заседание Совета профилактики с оформлением протокола о рассмотрении

вопроса по оказанию социально-психологической помощи обучающемуся, с вынесением

решений о постановке его на учет с целью оказания помощи и рассмотрения плана

мероприятий с указанием сроков предоставления должностными лицами заместителю

директора

оформленных

материалов

о

результатах

проведения

мероприятий

(при

необходимости обеспечивается присутствие обучающегося).

4.3 После проведения заседания Совета профилактики заместитель директора по ВР

предоставляет директору школы для утверждения разработанные планы мероприятий по

оказанию социально-психологической помощи обучающемуся.

4.4. При необходимости директором школы вносятся коррективы в представленные планы

мероприятий по оказанию социально-психологической помощи обучающемуся.

4.5.

Директор

школы

в

однодневный

срок

издает

приказ

об

утверждении

плана

мероприятий по оказанию социально-психологической помощи обучающемуся.

4.6. Данный приказ доводится под роспись до каждого ответственного должностного лица,

указанного в приказе, каждому на руки выдается экземпляр утвержденного плана для

исполнения в строго указанные сроки.

4.7. Социальный педагог:

В трехдневный срок вносит сведения об обучающемся в журнал «Учета обучающихся,

совершивших самовольные уходы из школы»

4.8. Заместитель директора по ВР:

в течение всего периода оказания помощи обучающемуся выявляет возможные проблемы

в

исполнении

мероприятий

должностными

лицами,

осуществляет

решение

организационных вопросов с доведением результатов до сведения директора школы.

4.9. Должностные лица (классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог)

после возвращения несовершеннолетнего в школу:

посещают

семью

родителей

вместе

с

обучающимся

для

выяснения

причин

самовольного ухода.

планируют и проводят все мероприятия на высоком профессиональном уровне с

письменным оформлением результатов проведенного мероприятия.

4.10. При выявлении объективных и субъективных причин, не позволяющих исполнить

конкретное мероприятие, в письменном виде докладывают заместителю директора по ВР

для принятия решений по устранению проблем.

4.11. В письменном виде оформляют результаты по оказанию помощи.

4.12. Один экземпляр оформленного письменного материала за своей подписью и датой

сдают заместителю директора по ВР, второй - директору школы.

5. Документация и отчетность.

5.1. Списки обучающихся, имеющих самовольные уходы, оформляются в Банк данных и

содержат следующую информацию:

Фамилия, имя, отчество обучающегося, класс;

Дата рождения;

Домашний адрес;

Фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) и их место работы.

5.2. Банк данных обучающихся, имеющих самовольные уходы, формируется по мере

поступления и корректируется в течение года

5.3. Ведется журнал «Учета обучающихся, совершивших самовольные уходы из школы».



В раздел образования