Автор: Татаринцева Ирина Викторовна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11 им. Г.С. Титова ЩМРМО
Населённый пункт: город Щёлково, Московской области
Наименование материала: Положение
Тема: "Мероприятия по предупреждению самовольных уходов обучающихся из семьи, образовательного учреждения"
Раздел: среднее образование
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
МБОУ СОШ № 11
им. Г.С. Титова ЩМР МО
Протокол № 7 от 18.04.2016 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
по МБОУ СОШ № 11
им. Г.С. Титова ЩМР МО
от 18.04.2016 г. № 59/3
ПОЛОЖЕНИЕ
о мероприятиях по предупреждению самовольных уходов обучающихся
из семьи и образовательного учреждения и по организации их розыска
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 11 имени Г.С. Титова
Щёлковского муниципального района Московской области
1. Общие положения
1.1.
Настоящее
положение
регламентирует
порядок
взаимодействия
администрации,
педагогов МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО с Комитетом по образованию
Администрации
Щёлковского
муниципального
района,
Комиссией
по
делам
несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Щёлковского муниципального
района,
органами
внутренних
дел
по
предупреждению
самовольных
уходов
несовершеннолетних из образовательного учреждения и организации их розыска.
1.2.
Правовую
основу
деятельности
по
предупреждению
самовольных
уходов
несовершеннолетних из МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО и организации их
розыска составляют: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Федеральный Закон
«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (статья 28), Федеральный
закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних,
Федеральный
закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Устав школы,
Декларация прав и обязанностей учащихся МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО.
1.3. Основными задачами по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних
из дома и образовательного учреждения являются:
защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью обучающихся;
предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых
несовершеннолетними, так и в отношении несовершеннолетних в стенах школы и за
её пределами;
выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение
правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;
социально-педагогическая
реабилитация
и
психолого-педагогическая
помощь
обучающимся МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО, склонным к самовольным
уходам.
1.4.
В
рамках
системы
профилактики
по
предупреждению
самовольных
уходов,
обучающихся МБОУ
СОШ
№
11
им.
Г.С.
Титова
ЩМР
МО,
взаимодействует
со
следующими учреждениями: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Администрации Щёлковского муниципального района, ОУУП и ПДН Чкаловского
отдела полиции МУМВД России («Щёлковское»), инспектором ПДН МУ МВД России
(«Щёлковское»).
1.5. Совместная деятельность предполагает работу с обучающимися МБОУ СОШ № 11
им. Г.С. Титова ЩМР МО, их родственниками, педагогами в целях устранения причин и
условий,
способствующих
предупреждению
совершения
несовершеннолетними
самовольных уходов из школы и дома.
2. Действия администрации и социально-педагогической службы МБОУ СОШ № 11
им .
Г.С.
Титов а
Щ МР
МО
по
пр офилактике
с амовольны х
у ход ов
несовершеннолетних.
2.1. Администрация МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО в лице директора:
разрабатывает
Правила
внутреннего
распорядка;
проводит
служебные
расследования и представляет в вышестоящие организации заключения по результатам
расследований по фактам самовольных уходов несовершеннолетних из школы.
2.2.
Администрация МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО в лице заместителя
директора по воспитательной работе:
разрабатывает нормативные локальные акты, регламентирующие и регулирующие
правила и нормы поведения обучающихся;
ведет
контроль
выполнения
планов
работы
социального
педагога,
педагога-
психолога, классных руководителей по осуществлению профилактической работы и
реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, совершающих
самовольные уходы;
способствует установлению нравственно-здоровых отношений в школьной среде,
решению личных и социальных проблем обучающихся;
взаимодействует
с
учителями,
родителями
(законными
представителями)
обучающихся, склонных к самовольным уходам;
прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих
способностей обучающихся, склонных к самовольным уходам.
2.3. Социальный педагог и педагог-психолог (социально-психологическая служба школы),
отвечают
за
организацию
профилактики
правонарушений
среди
обучающихся
МБОУ
СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО, в том числе профилактики самовольных уходов
несовершеннолетних.
Социальный педагог:
формирует банк данных на несовершеннолетних, систематически допускающих
самовольные уходы или склонных к самовольным уходам;
периодически
вносит
дополнения,
изменения
в
банк
данных
(о
причинах
и
условиях повторного ухода несовершеннолетнего, месте его установления, другие
сведения); обеспечивает доступ к банку данных должностных лиц, осуществляющих
контроль за поведением несовершеннолетних в вечернее и ночное время суток;
ведет
учет
обучающихся,
состоящих
на
учете
в
КДН,
ПДН
ЩМР
МО,
на
внутришкольном
контроле,
и
обучающихся,
склонных
к
самовольным
уходам
из
школы;
посещает семьи, заполняет акты посещения семьи, ведет профилактические беседы
с родителями (законными представителями);
взаимодействует
с
социальными
службами,
администрацией
города,
службами
занятости населения по трудоустройству и организации летнего отдыха детей «группы
риска»;
планирует
и
проводит
индивидуальные
беседы,
занятия
с
обучающимися
(по
заявлениям педагогов, классных руководителей), склонными к самовольным уходам из
семьи и школы.
ведет документацию по установленной форме (учет проблемных семей и детей,
сбор сведений об отсутствующих школьниках)
вовлекает подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию
воспитательных акций и проектов;
участвует
в
организации
летнего
отдыха,
досуга,
оздоровления
и
занятости
несовершеннолетних, входящих в группу социального риска
Педагог-психолог:
осуществляет психолого-педагогическое изучение детей, склонных к самовольным
уходам
из
семьи
и
образовательного
учреждения,
с
целью
обеспечения
индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в школе;
проводит психопрофилактическую и диагностическую работу: изучает личностные,
межличностные,
эмоционально-волевые
особенности
школьников,
склонных
к
самовольным
уходам
из
семьи
и
образовательного
учреждения,
их
интересы,
склонности;
использует
наиболее
эффективные
диагностические
методы
для
установления
причин
и
условий,
приведших
к
самовольным
уходам
из
дома,
школы,
причин
нарушений
межличностных
отношений
школьников
со
сверстниками
с
целью
своевременного оказания психологической помощи и поддержки;
по запросам прокуратуры, полиции, органов опеки и попечительства, комиссии по
делам
несовершеннолетних
проводит
психологическую
экспертизу
психического
состояния ребёнка и условий семейного воспитания
постоянное
повышает
психолого-педагогическую
компетентность
учителей
по
особенностям
несовершеннолетних
с
проблемами
в
развитии,
поведении
или
обучении;
консультирует родителей обучающихся по вопросам, связанным с возрастными
особенностями
детей,
со
взаимодействием
с
ребенком,
особенно
с
детьми
асоциального поведения.
2.4. Воспитательная деятельность (в лице классных руководителей):
знакомство с семьями обучающихся и педагогическое изучение семей;
выявление семей, входящих в группу социального риска, и оказание им необходимой
помощи в обучении и воспитании детей;
выявление несовершеннолетних, входящих в группу социального риска, а также не
посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в
образовательном
учреждении,
принятие
мер
по
их
воспитанию
и
получению
ими
основного общего образования;
составление
социального
паспорта
класса,
отражающего
следующие
критерии:
неполные семьи, неблагополучные, многодетные, малообеспеченные, опекаемые дети,
дети-инвалиды, дети, требующие повышенного внимания;
знание психологических факторов трудновоспитуемости;
сбор сведений об отсутствующих школьниках;
ежедневное фиксирование пропусков обучающихся в классных журналах, где ведется
учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия
по неуважительным причинам;
выяснение причин и условий, приведших к самовольным уходам из дома;
корректирование отклоняющегося поведения «трудного» подростка, принятие мер по их
устранению,
проведение
профилактической
работы
с
несовершеннолетними,
склонными
к
бродяжничеству и самовольным уходам из дома;
участие
в
организации
летнего
отдыха,
досуга,
оздоровления
и
занятости
несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
оказание реальной помощи родителям в воспитании ребенка;
развитие позитивных социальных навыков, повышения социальной адаптированности и
формирования умения разрешения межличностных конфликтов;
индивидуальная работа: беседы, встречи, корректировка знаний ребенка с учетом его
способностей и состояния здоровья;
формирование у родителей умения быть родителями-воспитателями, друзьями своим
детям.
3.
Порядок
экстренного
реагирования,
работы
по
возвращению
обучающихся,
воспитанников, самовольно покинувших образовательное учреждение.
3.1. В случае самовольного ухода, обучающегося из школы педагог (с урока которого ушёл
ученик) незамедлительно:
ставит в известность дежурного учителя, администрацию школы;
классный руководитель ушедшего ученика, дежурный администратор организует
поиск на территории школы, поселка, привлекая обучающихся старших классов;
по данным, имеющимся в схемах поиска, по телефону связывается с родителями
(законными представителями), родственниками, знакомыми обучающегося;
если
поиск
не
дал
положительных
результатов
в
течение
часа,
дежурный
администратор,
учитель
или
классный
руководитель
пишет
заявление
о
случившемся в
ОУУП и ПДН
Чкаловского отдела полиции МУМВД России
(«Щёлковское»)
(при
подаче
заявления
о
розыске
несовершеннолетнего
представляются: описание примет внешности: рост, телосложение, наличие особых
примет (шрамы, родимые пятна, родинки и т.д.); описание одежды, в которой ушел
несовершеннолетний,
описание
предметов,
которые
имел
при
себе
подросток;
информация
о
взаимоотношениях
самовольно
ушедшего
воспитанника
с
учащимися,
другими
воспитанниками,
конфликтных
ситуациях
в
детском
коллективе, вследствие которых подросток мог самовольно покинуть учреждение;
сведения
о
месте
проживания
подростка,
его
родителях,
друзьях,
знакомых;
состояние
физического
и
психического
здоровья;
дата,
время
и
место
ухода,
возможная причина ухода);
классный руководитель подробно письменно информирует администрацию школы
о возможных обстоятельствах самовольного ухода воспитанника (время, место,
занятия и т.д.) с указанием предполагаемой причины.
3.2. Директор школы в трехдневный срок со дня самовольного ухода обучающегося издает
приказ о создании комиссии по расследованию.
3.3. Созданная комиссия в трехдневный срок:
выявляет обстоятельства, причины, время самовольного ухода обучающегося,
расследует,
насколько
своевременно
и
правильно
(в
соответствии
с
данным
Положением) были организованы поиски ребенка;
письменно оформляет результаты проведенного расследования и с приложением
объяснительных,
протоколов,
справок,
предоставляет
их
руководителю
МБОУ
СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО.
3.4. Директор школы в течение месяца принимает решение по факту самовольного ухода
обучающегося из школы.
3.5. После возвращения обучающегося в семью, а затем в учреждение, с ним проводится
индивидуально-профилактическая работа, которая включает в себя:
осмотр
ребенка
(в
случае
необходимости
оказание
ему
первой
медицинской
помощи),
проведение
психодиагностического
анализа
эмоционального
состояния
несовершеннолетнего,
организация
постоянного
психолого-педагогического
сопровождения.
4.
Порядок
оказания
социально-психологической
и
педагогической
помощи
обучающимся.
4.1 Заместитель директора по ВР, курирующий службу комплексного сопровождения
обучающихся, знакомит классных руководителей с результатами расследования.
4.2. В установленный срок (не менее недели после самовольного ухода обучающегося)
проводится заседание Совета профилактики с оформлением протокола о рассмотрении
вопроса по оказанию социально-психологической помощи обучающемуся, с вынесением
решений о постановке его на учет с целью оказания помощи и рассмотрения плана
мероприятий с указанием сроков предоставления должностными лицами заместителю
директора
оформленных
материалов
о
результатах
проведения
мероприятий
(при
необходимости обеспечивается присутствие обучающегося).
4.3 После проведения заседания Совета профилактики заместитель директора по ВР
предоставляет директору школы для утверждения разработанные планы мероприятий по
оказанию социально-психологической помощи обучающемуся.
4.4. При необходимости директором школы вносятся коррективы в представленные планы
мероприятий по оказанию социально-психологической помощи обучающемуся.
4.5.
Директор
школы
в
однодневный
срок
издает
приказ
об
утверждении
плана
мероприятий по оказанию социально-психологической помощи обучающемуся.
4.6. Данный приказ доводится под роспись до каждого ответственного должностного лица,
указанного в приказе, каждому на руки выдается экземпляр утвержденного плана для
исполнения в строго указанные сроки.
4.7. Социальный педагог:
В трехдневный срок вносит сведения об обучающемся в журнал «Учета обучающихся,
совершивших самовольные уходы из школы»
4.8. Заместитель директора по ВР:
в течение всего периода оказания помощи обучающемуся выявляет возможные проблемы
в
исполнении
мероприятий
должностными
лицами,
осуществляет
решение
организационных вопросов с доведением результатов до сведения директора школы.
4.9. Должностные лица (классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог)
после возвращения несовершеннолетнего в школу:
посещают
семью
родителей
вместе
с
обучающимся
для
выяснения
причин
самовольного ухода.
планируют и проводят все мероприятия на высоком профессиональном уровне с
письменным оформлением результатов проведенного мероприятия.
4.10. При выявлении объективных и субъективных причин, не позволяющих исполнить
конкретное мероприятие, в письменном виде докладывают заместителю директора по ВР
для принятия решений по устранению проблем.
4.11. В письменном виде оформляют результаты по оказанию помощи.
4.12. Один экземпляр оформленного письменного материала за своей подписью и датой
сдают заместителю директора по ВР, второй - директору школы.
5. Документация и отчетность.
5.1. Списки обучающихся, имеющих самовольные уходы, оформляются в Банк данных и
содержат следующую информацию:
Фамилия, имя, отчество обучающегося, класс;
Дата рождения;
Домашний адрес;
Фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) и их место работы.
5.2. Банк данных обучающихся, имеющих самовольные уходы, формируется по мере
поступления и корректируется в течение года
5.3. Ведется журнал «Учета обучающихся, совершивших самовольные уходы из школы».