Напоминание

"Роль восприятия музыки в развитии музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста"


Авторы: Губайдуллина Гульназира Венеровна, Бабошкина Оксана Николаевна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
Населённый пункт: город Сибай, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль восприятия музыки в развитии музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья на тему «Роль восприятия музыки в развитии музыкального

вкуса у детей старшего дошкольного возраста»

Музыкальные впечатления, вызванные в детстве, оказывают большое

влияние

на

дальнейшее

музыкальное

развитие

человека,

препятствуют

образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые

значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Роль музыкального вкуса детей старшего дошкольного возраста очень

важная,

ведь

в

эти

годы

закладывается

основа,

на

которой

позже

будет

производиться

знание

художественных

пристрастий

человека,

его

представлений и вкусов.

«Музыкальный

вкус»

по

О.П.

Радыновой

это

способность

наслаждаться ценой в художественном отношении музыкой. О развитости

музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает

человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: в

восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее

мотивированно

отдает

предпочтение

тем

или

иным

произведениям.

В

музыкальном

вкусе

проявляются

в

единстве

эмоциональное

и

интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с

опытом.

Б. М. Теплов отмечал, что для эстетического восприятия важно не

столько значение того или иного воспринимаемого объекта, сколько его вид -

приятный или неприятный, то есть в эстетическом восприятии преобладает

чувственная сторона.

Развитие

музыкального

восприятия

является

важнейшей

задачей

музыкального

воспитания

детей.

Приобщая

ребенка

к

музыкальному

искусству, мы должны решить важную педагогическую задачу, по словам В.

А. Сухомлинского, «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок».

Музыкальное восприятие происходит в следующих видах музыкальной

деятельности:

В

процессе

слушания

произведения

следует

учить

детей

не

только

понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные

средства.

Вычленение

в

восприятии

музыки

некоторых

из

этих

средств

(темпа,

динамики,

регистра)

возможно

уже

на

ранних

этапах.

Поэтому

необходима определенная последовательность в формировании восприятия.

В пение

основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную

роль

в

обучении

пению

играют

навыки

восприятия

музыки.

Поэтому

в

первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать

эмоциональную

отзывчивость

на

музыку.

Правильно

подобранный

и

художественно

исполненный

песенный

репертуар

поможет

успешному

решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к

музыке, развиваются музыкальные способности.

В

музыкально-ритмических

движениях

дети

слушают

музыку

доступную

по

содержанию

детям,

ее

характер,

образы

передаются

в

движениях.

Основной

является

музыка,

а

разнообразные

физические

упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства

более глубокого ее восприятия и понимания.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает музыкально-

слуховые способности детей, совершенствуются эстетическое восприятие и

эстетические

чувства

ребенка.

Это

вид

музыкальной

деятельности

детей

способствует

становлению

и

развитию

волевых

качеств:

выдержки,

настойчивости,

целеустремленности,

усидчивости;

совершенствованию

психических

процессов

-

памяти,

внимания,

восприятия,

образного

и

словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их

тембрами,

специальными

музыкальными

терминами

(струны,

клавиши,

медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их

речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей

развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый,

гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую

и многоголосную фактуру произведения.

При слушании мы прививаем эстетический музыкальный вкус, в пении

учатся отличать чистое звучание от фальшивого, в танцах дети могут слушать

оркестровые произведения, детские музыкальные оперы, балеты, приучаются

культурно извлекать звук из музыкальных инструментов.

Н.

А.

Ветлугина

подчеркивает,

что

формирование

эстетического

отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у

ребенка

развито

заинтересованное

и

увлеченное

отношение,

если

он

восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается

основная

задача

нравственно-эстетического

воспитания

и

успешно

формируются разнообразные музыкальные навыки».

Старший дошкольный возраст имеет свои особенности по развитию

музыкального

вкуса.

Развитием

музыкального

вкуса

детей

старшего

дошкольного возраста занимались педагоги и психологи А. Н. Зимина С 4-го

года

жизни

дети

проявляют

интерес

к

музыке,

к

определенным

видам

музыкальной деятельности. С 6-го года жизни формируются

способность

мотивированное

оценки,

начала

музыкального

вкуса.

Дети

могут

более

сознательно

контролировать

свое

исполнение,

рассуждать

о

средствах

музыкального

выражения,

употребляя

некоторые

музыкальные

и

эстетические

термины.

Это

создает

предпосылки

для

осознанного

восприятия

музыки.

Эстетическое

чувство,

которое

возникает

при

восприятии

или

исполнении

музыки,

есть

признак

формирования

музыкального вкуса.

В

старшем

дошкольном

возрасте

формируются

формы

музыкально-

эстетического

сознания,

способность

мотивированное

оценки,

начала

музыкального

вкуса.

Дети

могут

более

сознательно

контролировать

свое

исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя

некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки

для

осознанного

восприятия

музыки.

Эстетическое

чувство,

которое

возникает

при

восприятии

или

исполнении

музыки,

есть

признак

формирования музыкального вкуса.

В

основной

образовательной

программе

дошкольного

образования,

музыка входит в раздел «Художественно-эстетическое развитие». Главной

особенностью музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного

возраста

является

приобщение

к

музыкальному

искусству;

развитие

предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального

искусства;

формирование

основ

музыкальной

культуры,

ознакомление

с

элементарными

музыкальными

понятиями,

жанрами;

воспитание

эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

В методике А.Н Зиминой даны такие рекомендации для детей старшего

дошкольного возраста. При слушании музыки в старших группах педагог

стремится:

Приучать детей со вниманием слушать музыку, все свои эмоции

выражать после слушания;

Воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;

Приучать

запоминать

произведения

по

вступлению

и

заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям;

Развивать

умение

различать

характер

музыки,

средства

музыкальной выразительности, высказывать суждения о них: различать двух

– и трехчастную форму, песенный. танцевальный, маршевый жанры;

Развивать

умение

сравнивать

произведения

по

сходству

и

контрасту;

Вызвать желание неоднократно слушать любимые произведения

Во время пения в старших группах педагог стремится:

Приучать детей к выразительному пению без напряжения, легким

звуком, плавно;

Приучает брать дыхание между музыкальными фразами;

Учит одновременно начинать и заканчивать песню, выразительно

передавать

характер

мелодии,

петь

со

взрослым

без

него,

с

инструментальным сопровождением и самостоятельно без сопровождения;

Побуждает вспомнить и петь ранее выученные песни: отличать на

слух интонационно точное и фальшивое пение, сохранять во время пения

правильную

позу

-

сидеть

прямо

со

свободным

положением

головы

и

корпуса.

Детей старшего дошкольного возраста отличает яркая эмоциональная

реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация

музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения,

плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные

движения. Восприятие детей в этом возрасте становиться более осознанным.

Дети

замечают

сходство

музыкальных

произведений

одного

жанра,

сопоставляют

знакомые

произведения

по

их

образцу.

Появляется

заинтересованность

музыкальным

произведениям,

устойчивость

переживаний

и

чувств,

и

поэтому

они

могу

слушать

более

сложные

произведения.

Этапы слушанья музыки по А.Н Зиминой.

1.

Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на

восприятие.

Первичное

слушание

детьми

музыкального

произведения,

знакомство с ним, погружение в него.

2.

Закрепление

представлений

о

прослушанной

музыке

в

музыкальном

опыте

ребёнка,

запоминание

произведения,

готовность

рассуждать о нём, оценивать, желание послушать его ещё раз.

3.

Создание

условий

для

выражения

ребёнком

результатов

музыкального

восприятия

в

деятельности

игровой,

речевой,

художественной, двигательной.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех

возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку

– это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой

интонации,

настроений.

Развитие

музыкального

восприятия

детей

осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности, поэтому

речь

пойдет

о

качестве

репертуара

в

целом.

Музыкальный

репертуар,

изучаемый детьми, в большой степени определяет содержание музыкального

образования.

Содержание образования — это не только знания, умения и навыки,

которыми

овладевают

дети.

Оно

должно

обеспечить

выполнение

задач

воспитания и развития ребенка в комплексе. Успешность решения задач

музыкального

воспитания

(развитие

музыкальных

способностей,

основ

музыкальной культуры детей) в значительной степени предопределена самим

музыкальным репертуаром.

Музыкальный

репертуар,

используемый

в

работе

с

детьми,

должен

удовлетворять

одновременно

двум

требованиям

художественности

и

доступности.

Истоки

профессионального

музыкального

искусства—в

народной

музыке.

Народная

музыкальная

культура

всегда

являлась

средством

музыкального воспитания. Чтобы не утратить ценный источник народной

культуры, важно уже с первых лет сделать фольклор близким детям.

Привлечение классической вокальной литературы для занятий с детьми

затруднено, так как композиторами написано немного произведений этого

жанра,

адресованных

маленьким

исполнителям.

Музыкальная

культура

человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного

наследия.

В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку,

среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались

пением, танцами, звучанием народных инструментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слушать музыку в исполнении

членов

семьи,

коллективное

домашнее

музицирование

было

широко

распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.

В музыке И.С. Баха часто звучат строгие, возвышенные мелодии. В

творчестве

французских

клавесинистов

Ф.

Куперена,

Ж.

Рамо

получило

отражение галантное искусство эпохи рококо. Романтическая приподнятость

в сочетании с лиризмом, искренностью в выражении чувств свойственна

музыке Р. Шумана, Ф. Шопена. Современная классическая музыка более

конфликтна, полна острых звучаний.

Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок

привыкает

к

языку

интонаций

народной,

классической

и

современной

музыки,

накапливает

опыт

восприятия

музыки,

различной

по

стилю,

постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику

и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из

произведений, специально созданных отечественными композиторами для

детей.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций

расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала

музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Накопление

музыкальных

впечатлений

важнейший

этап

для

последующего развития музыкального восприятия детей. Поскольку объем

внимания дошкольников невелик — они могут слушать музыку в течение

небольшого времени (1—2 минуты),— целесообразно отбирать небольшие

произведения или яркие фрагменты. При повторных прослушиваниях можно

взять

более

крупный

фрагмент,

в

зависимости

от

реакций

детей,

их

заинтересованности.

Важно

при

этом

соблюдать

чувство

меры,

ориентироваться на желание ребят, проявление интереса.

Детей необходимо знакомить со звучанием различных музыкальных

инструментов — народных, инструментов симфонического оркестра, чудо-

инструмента — органа, их выразительными возможностями.

Органичному сочетанию требований художественности и доступности

песенного

репертуара

в

первую

очередь

отвечает

фольклор

детские

попевки и песенки. Многие из них написаны в диапазоне кварты, построены

на простых мелодических ходах (терция, секунда), несложны по ритму и

тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты, зайка», «Поет, поет

соловушка» и многие другие. Эти попевки и песенки успешно используются

в работе с младшими дошкольниками, в старших группах их включают в

качестве упражнений, распевания. Для работы со старшими дошкольниками

можно брать более сложные, продолжительные мелодии.

В

отличие

от

пения

использование

классического

репертуара

в

музыкально-ритмических

движениях

не

ограничено

в

такой

мере

требованием

доступности.

Через

движения

дети

легче

усваивают

язык

музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными

реакциями.

Идея использования движений в качестве естественной возможности

развития

музыкального

восприятия

была

выдвинута

и

подтверждена

на

практике

швейцарским

композитором

и

педагогом

Э.

Жак-Далькрозом,

многими его последователями за рубежом и в нашей стране.

В

работе

с

детьми

может

быть

использована

самая

разнообразная

танцевальная музыка: от старинных танцевальных пьес из сюит И.С Баха

(например,

из

сюиты

си

минор

для

камерного

оркестра

«Полонез»,

«Менуэт», «Бурре», «Шутка») до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетов

П.И.

Чайковского,

а

также

маршевая

музыка,

специально

созданная

композиторами-классиками

для

детей,

и

фрагменты

из

балетов,

опер,

симфоний.

Из произведений детской классики необходимо использовать альбомы

фортепианных пьес для детей П. И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига,

Р.

Шумана,

СМ.

Майкапара,

CC

Прокофьева,

Г.В.

Свиридова,

А.И.

Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича, СМ. Слонимского и других.

Музыкальный вкус – это способность наслаждаться ценой в художественном

отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую

музыку

и

как

глубоко

воспринимает

человек.

Музыкальный

вкус

формируется в музыкальной деятельности: в восприятии, исполнении, оценке

музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение

тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве

эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а

приобретается с опытом.

Мы придерживаемся мнения ведущих педагогов

музыкантов.

У детей старшего дошкольного возраста формируются

способность

мотивированное

оценки,

начала

музыкального

вкуса.

Дети

могут

более

сознательно

контролировать

свое

исполнение,

рассуждать

о

средствах

музыкального

выражения,

употребляя

некоторые

музыкальные

и

эстетические

термины.

Это

создает

предпосылки

для

осознанного

восприятия

музыки.

Эстетическое

чувство,

которое

возникает

при

восприятии

или

исполнении

музыки,

есть

признак

формирования

музыкального вкуса.

Музыкальное восприятие – это накопление музыкальных впечатлений.

т

акже

активный,

творческий

процесс.

Эмоциональное

содержание

музыки

выражено

в

музыкальных

интонациях.

Проводя

параллели

между

музыкальной и словесной речью, Б.В. Асафьев указывал, что в речи, как и в

музыке, всегда содержится определенный тонус звучания — гнев, ласка,

привет, ужас. Он называл эту особенность речи и музыки «речью чувства».

«Состояние

тонового

напряжения,—писал

Б.В.

Асафьев,—

объединяет

музыкальную и речевую интонацию».

Смысл музыкального произведения постигается слушателем в процессе

интонирования,

т.

е.

прослеживания

за

эмоциональной

окраской

каждой

музыкальной интонации. Чтобы воспринять музыкальное произведение, надо

проследить

за

сменой

интонаций,

которые

одновременно

и

образуют

музыкальную форму, и несут в себе содержание. Осмысление «чувственной

программы»

музыкального

произведения

важно

для

полноценного

восприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 . Зимина А.Н.

Основы музыкального воспитания и развития.

– М.;

«Владос», 2000г.

2. Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н. А.

Ветлугина и др. Издательство «Просвещение» 1989г.

3. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное

воспитание дошкольников/под. Ред. О.П. Радыновой – М.: Просвещение:

Владос, 1994.



В раздел образования