Автор: Полушкина Галина Андреевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОБУ "Гимназия № 3"
Населённый пункт: г.Кудымкар
Наименование материала: программа краткосрочного курса для 5-6 классов
Тема: "Удивительное за буквами"
Раздел: среднее образование
Полушкина Галина Андреевна,
учитель биологии МОБУ «Гимназия № 3»,
г.Кудымкар
Пермский край
Программа краткосрочного курса « Удивительное за буквами»
(формирование смыслового чтения через организацию работы с текстом)
Пояснительная записка
Программа краткосрочного курса « Удивительное за буквами» предназначена для учащихся
5-6 классов и рассчитана на 8 часов.
Содержание курса знакомит детей с окружающим миром. Дети получают дополнительную
информацию о жителях нашей планеты - животных, расширяют кругозор об уже знакомых фактах,
знакомятся с необычными представителями фауны.
Содержание
программы
раскрывается
через
разнообразные
приёмы
обучения
и
виды
деятельности, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые формы.
Основной приём обучения – это смысловое чтение. К текстам с биологическим содержанием
подобраны
определённые
учебно-практические
и
учебно-познавательные
задачи,
которые
способствуют формированию
метапредметных умений и навыков.
Дополнительно на занятиях
демонстрируются фильмы, презентации, фрагменты мультфильмов.
По окончании курса учащиеся выполняют проектную работу.
Целью курса
является
развитие
умения
самостоятельного
освоения
информации
с
помощью
осмысленного чтения, применение полученной информации для решения поставленных учебных
задач.
Из цели вытекают задачи курса:
- совершенствование навыков осмысленного чтения
- формирование навыков групповой работы
- развитие творческих и интеллектуальных способностей.
Планируемые результаты:
метапредметные:
— овладение таким видом изложения текста, как повествование;
— получение биологической информации из различных источников;
— анализ текста
— сравнение объектов
— работа с текстом и иллюстрациями
-умение интерпретировать информацию с заданной точки зрения
личностные:
учащиеся должны:
— узнать новую информацию о «братьях наших меньших»;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания для решения поставленных задач;
— развивать любовь к природе;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Тематический план
Наименование тем
Количество
часов
Виды деятельности
Вводное занятие
1
Входная диагностика
Жители моря
1
Чтение текста, просмотр фрагмента мультфильма
«В поисках Немо», решение кроссворда
Покорители неба
2
Чтение текста, просмотр презентации,
решение кроссворда «Птицы нашей местности»
Всё о динозаврах
1
Чтение текста. Презентация. Творческая работа
«Парк Юрского периода»
Самые-самые
2
Чтение текста, просмотр фильмов.
Проект «Книга рекордов»
Итоговое занятие.
1
Рефлексия.
Содержание программы (8 часов)
1.
Вводное занятие. Входная диагностика.
2.Жители моря. Водные четвероногие. Усатые и полосатые. Львы и слоны, но морские. Рыбы.
Стремительные хищники.
3.Покорители неба. Перелётные и зимующие птицы нашей местности. Акция «Покормите птиц зимой»
4.Всё о динозаврах. Палеонтология. Динозавры и ихтиозавры. Творческое задание « Парк Юрского
периода»
5.Самые-самые. Составление книги рекордов среди представителей животных. Творческое задание «
Книга рекордов среди животных». Защита проектов.
6. Итоговое занятие. Рефлексия.
Занятие 1. Входная диагностика. Прочитать текст, ответить на вопрос (дописать)
В.А. Сухомлинский «Старый пес».
Был у Человека верный друг – Пес. Много лет сторожил он хозяйство Человека. Шли годы. Пес
постарел, стал плохо видеть.
Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, пес
выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился и спросил: – Значит, ты уже не
узнаешь меня?
Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости
меня, и сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!
Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького Щенка. Он построил рядом с будкой
старого Пса еще одну, маленькую, и сказал Щенку: – Живи здесь. Старый Пес спросил у Человека: –
Зачем тебе еще один пес? Что же ответил Человек?
Учебная задача. Дописать текст.
Чтобы тебе не было скучно, – сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом
Человек повернулся, тихо вздохнул и ушел. Пес не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его
глаза на землю скатилась слеза. А на траве кувыркался, играл Щенок.
Идёт обсуждение текста написанного детьми и сопоставление с мыслями автора.
Занятие 2. Жители моря. Прочитать текст. Используя информацию выполнить задание.
Морские черепахи - крупные животные. Самые большие из них, кожистые черепахи, достигают
веса 600 кг., при длине панциря (карапакса) 2 м. Самые маленькие, бисса и ридлея, имеют длину
карапакса от 60 до 90 см. Освоив морскую стихию, черепахи стали настоящими жителями моря. На
берег они выходят только, чтобы отложить яйца. Для выведения потомства черепахи возвращаются
на пляжи, где родились сами. Затем они мигрируют на большие расстояния, по тёплым водам
Мирового океана.
Жизнь самых больших крокодилов связана с морем. Это гребнистый крокодил, вырастающий
более чем 6 метров в длину, болотный крокодил свыше 4 м., американский крокодил - максимальная
известная его длина составляет 4,6 м. Питаются крокодилы в основном рыбой, ракообразными,
моллюсками, а также некрупными водными и околоводными позвоночными. Едят крокодилы нечасто
и без ущерба для здоровья способны голодать по нескольку месяцев.
Морские слоны предпочитают для лежбища берег. Это самые крупные ластоногие и по размеру
превосходят даже моржей. Длина их тела может достигать 6,5 метров, а вес -3,5 тонн. При столь
внушительных габаритах они способны
нырять на глубину свыше 800 метров. Своё название
животные получили за кожный вырост в носовой части морды, напоминающий короткий хобот.
Основные обитатели водной стихии – это рыбы. Среди них есть стремительные хищники - акулы,
вырабатывающие электричество - скаты, летающие по воздуху и живущие глубоко на дне, плоские и
круглые. Самые удивительные – это морские коньки, морские иглы, колюшки. Эти рыбки заботятся о
потомстве. Морские коньки и иглы - вынашивают икру в сумке, а колюшка строит гнездо и бережно
охраняет его.
Летучие рыбы, благодаря своим острым плавникам, могут пролетать расстояние на длину до 400
метров.
2. Учебная задача. Ответить на вопросы по тексту.
2.1. Что такое карапакс? (панцирь)
2.2.Чем рыба колюшка схожа с птицами?(строит гнездо)
2.3. К какому отряду относятся морские слоны?(ластоногие)
2.4. Какие рыбы могут летать?(летучие)
2.5. Назовите черты сходства и отличия морских слонов и моржей.
2.6 Сколько видов морских животных в тексте встречаются (14)
3.Используя текст, решить кроссворд «Кто живёт в аквариуме»
р
б
к
о
а
и
и
с
л
к
д
а
с
ю
ш
л
е
у
л
а
к
я
к
к
с
р
о
а
а
т
р
к
о
д
и
ы
б
н
о
л
с
ы
а
в
ы
а
р
г
е
Занятие 3,4. Покорители неба.
О каких животных сегодня на занятии пойдёт речь? О птицах.
1.Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Демонстрируется видеоряд перелётных и зимующих птиц нашей местности.
2. Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
-Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.
Задание: используя информацию текста, составить правила подкормки птиц зимой
Текст. Как накормить птиц и не навредить.
Мало корма находят птицы зимой, насекомые в спячке, плоды и ягоды под снегом. C утра до вечера
птички ищут себе крохи пропитания. Люди стремятся помочь птицам
пережить этот трудный
период , устраивают кормушки. Но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь неправильно
подкармливая птиц, легко им навредить. Очень важно не закармливать птиц. При постоянном
наличии семечек в кормушке синицы попросту перестают искать другую пищу и теряют инстинкт
самостоятельного поиска пищи в природе. Однообразный рацион, да ещё богатый жирами, приводит
к заболеванию печени. Сами птицы не понимают опасности одностороннего питания и даже при
наличии выбора разных кормов в кормушке предпочитают поедать только семечки, как наиболее
питательный вид корма. Переизбыток жиров приводит к заболеванию печени и скорой смерти птицы.
Получается, что вместо пользы мы можем нанести птицам непоправимый вред. Лучше приучить себя
и птиц к определённому режиму, наполняя кормушки один-два раза в сутки, утром или утром и
вечером в одно и то же время. Насыпали стакан семечек, синицы растаскали их и всё. Как бы они вас
не упрашивали, стуча клювами в стекло, вам надо быть стойкими и не поддаваться своим чувствам.
Вообще
режим
штука
очень
ценная.
Если
вы
строго
его
придерживаетесь,
то
птицы
быстро
привыкают, что в определённое время могут рассчитывать найти корм в кормушке, а в остальное
время отправятся искать пропитание в других местах. Надо сразу уяснить для себя, что некоторые
продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. Ни в коем случае птицам нельзя давать:
жареные и солёные семечки, солёное сало, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным
запахом или наличием плесени. Лучше всего понаблюдать за птицами и кормить их определёнными
крупами. В морозные дни хорошо подвешивать кусочек несолёного сала, класть кусочек сливочного
масла.
Если вы начали подкармливать птиц, постарайтесь не бросать этого занятие до весны, так как
прилетающие к кормушке птицы могут очень сильно расстроиться и даже погибнуть, если вы
неожиданно перестанете приходить.
После прошедшего снегопада птичкам очень трудно бывает даже присесть на кормушку и раскопать
семечки на ней. Поэтому надо следить за кормушками, убирать снег.
3.Акция «Покормите птиц зимой» (проводится в зимний период). В осенний и летний период
заменяется экскурсией «Наблюдение за птицами в природе»
Занятие 5. Всё о динозаврах Прочитать текст. Используя информацию текста, решить
биологическую задачу
Палеонтология - наука о растениях и животных, которые были распространены на Земле
многие миллионы лет назад. Эти организмы изучают по их ископаемым остаткам и следам их
жизнедеятельности,
сохранившимся
в
земле.
Изучая
остатки
скелетов
животных,
специалисты
убедились, что когда-то на Земле жили гигантские животные: динозавры, мамонты, ихтиозавры.
Слово динозавр состоит из двух греческих слов. Завр означает ящер, а динос чудовище, то есть
чудовищные ящеры. Около ста лет назад английские учёные нашли гигантскую челюсть хищного
динозавра мегалозавруса и зубы растительноядного игуанодонта. Мир был потрясён чудовищными
находками.
Сегодня
учёным
известно
более
ста
видов
вымерших
исполинов:
диплодоков,
бронтозавров, атлантозавров. Они были длиной с двухвагонный трамвай, их спина достигала окон
третьего этажа, а голова могла заглядывать в окна четвёртого этажа. Жили они 150 миллионов лет
назад, а потом вымерли. Если бы они сохранились, на Земле вряд ли бы появился человек!
Динозавры откладывали яйца и закапывали их в песок или гравий, а ихтиозавры рождали живых
детёнышей. Яйца неплохо сохраняются в земле, и сегодня много таких яиц находят в пустынях Гоби
и Кызылкум, в Ферганской долине. Небольшие для такого крупного животного - от двенадцати до
двадцати сантиметров в длину, - яйца динозавров имеют толстую скорлупу и шарообразную или
продолговатую, как у дыни форму. В кладках их было по 10-30 штук.
Учёные считают, что шестьсот миллионов лет назад Земля столкнулась с огромной кометой. Из-
за этого климат на Земле стал прохладным, что могло явиться причиной гибели
гигантских
исполинов.
Задача:
1.Подчеркнуть названия ископаемых животных.(карандашом). Написать их число.
2. Найти самое длинное слово в тексте. Написать сколько букв.
3.Какое небесное тело явилось причиной гибели динозавров. Сколько букв в этом слове.
4. Сложите все полученные числа и напишите ответ.
2. Просмотр презентации « Мир динозавров»
3.
Творческое
задание
«Парк
Юрского
периода»:
слепить
из
пластилина
динозавра,
определить его название, составить рассказ о нём.
Занятие 6,7. Самые-самые.
1.
Класс делится на группы. Каждая группа получает раздаточный материал-карточку с информацией о
животных. Перед группой ставится задача: подготовить сообщение о животном .
Цель данного
выступления: доказать, что это животное достойно звания «Рекордсмен среди животных»
2.
Творческое задание- проект «Книга рекордов». Ребята получают задание на группу: подготовить
стендовый проект по определённой категории животных.
Например, «Самые умные животные», «Самые маленькие животные», «Самые высокие животные»,
«Самые быстрые животные», «Самые ядовитые животные».
Занятие 8. Рефлексия.
Текст.
Найти ошибки в тексте, исправить их. Приводятся отрывки из текстов, пройденных на
занятиях.
(1)Основные обитатели водной стихии – это рыбы. (2) Среди них есть стремительные хищники -
скаты, вырабатывающие электричество - акулы, живущие глубоко на дне, плоские и круглые -
сомы. (3) Самые удивительные – это морские коньки, морские иглы,
колюшки. (4)Эти рыбки
заботятся о потомстве.(5) Колюшки и иглы - вынашивают икру в сумке, а морские коньки строят
гнездо и бережно охраняют его.
(6) Наука о растениях и животных, которые были распространены на Земле многие миллионы лет
назад, называется - астрономия.(7) Древние организмы изучают по их ископаемым остаткам и следам
их жизнедеятельности, сохранившимся в земле. (8) Слово динозавр состоит из двух греческих слов.
завр означает ящер, а динос чудовище, то есть большие ящеры.
(9) В кормушке у птиц могут быть – жареные семечки, солёное сало, различные виды круп. (10)
Среди зимующих птиц нашей местности- снегири, синицы, зеленушки, клесты, щеглы.
Литература
1.Храбрый В.М. Школьный атлас –определитель птиц:Кн. Для учащихся.-М.:Просвещение,1998.-224
с.:ил.
2.Цвирко
И.В.
Естествознание
5
класс:
программы
курсов
по
выбору,
материалы
к
занятиям.
Волгоград:Учитель,2009.-281 с.:ил.
3.Набор карточек «Мир животных». Изд. «Ридерз Дайджест»