Автор: Непомнящих Марина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Черемушкинская СОШ №9
Населённый пункт: Красноярский край, Каратузский район, с. Черемушка
Наименование материала: Школьный консилиум
Тема: "Особенности организации работы школьного консилиума"
Раздел: среднее профессиональное
Особенности организации работы школьного
консилиума
В
современных
образовательных
учреждениях
имеется
необходимость
решить вопрос интеграции детей с особенностями в развитии в естественную
социальную среду, в связи с чем необходимо создание внутренних психолого-
медико - педагогических консилиумов.
Педагогический
консилиум
–
организационная
форма
взаимодействия
педагогического
коллектива,
в
рамках
которой
происходит
разработка
и
планирование
психолого-педагогического
сопровождения
учащегося,
определенных
ученических
групп
и
параллелей
в
процессе
обучения
и
воспитания.
Консилиум
объединяет
информацию
об
отдельном
ребенке,
группе,
параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный
медик, педагог-психолог, учитель-логопед и социальный педагог, и на основе
целостного
видения
ученика
(класса,
параллели)
разрабатывает
и
реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.
С момента возникновения термина (2000 г.) по сегодняшний день остается
много нерешенных вопросов.
Один
из
приоритетов
современного
образования
–
обеспечение
детям
с
особыми учебными потребностями доступа к общеобразовательным школам.
В своей деятельности члены школьного ПМПк руководствуются Уставом
МБОУ
Черемушкинская
СОШ
№9,
договором
между
образовательной
организацией
и
родителями
(законными
представителями)
обучающегося;
договором школьного ПМПк и районного ПМПК.
В
этих
нормативных
документах
определена
деятельность
консилиума
и
перечень
необходимой
документации.
Основными
требованиями
к
его
деятельности – понимание всеми специалистами, работающими в составе
ШПМПк задач и стратегий развивающей и коррекционной работы, четкая
согласованность их действий в работе консилиума.
Также деятельность школьного консилиума
руководствуется следующими
нормативными документами:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Семейный кодекс РФ;
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Письмо Минобр РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного учреждения»;
и другие нормативные правовые акты.
Принципы деятельности членов консилиума:
Основополагающим
принципом
работы
ШПМПк
является
общепедагогический принцип уважения к личности ребенка и опоры на
положительное.
Принцип максимальной педагогической
диагностики
определяет
приоритет педагогических задач консилиума.
Принцип закрытости информации.
Принцип междисциплинарности.
Цель ПМПк:
Создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
психофизическими нарушениями в условиях общеобразовательного класса.
Задачи ПМПк:
Координация действий учителей;
Выработка индивидуальных программ;
Выделение
доминирующих
причин,
лежащих
в
основе
отдельных
затруднений;
Изучить
психологическое
состояние,
поведение
и
условия
жизни
школьника.
Консилиум позволяет:
Специалистам
передать
знания
о
ребенке
другим
субъектам
образовательного процесса;
Учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке обучения и
поведения учеников;
Выработать общую политику педагогического коллектива;
Объединить усилия субъектов образовательного процесса;
Наметить программу развития ученика, класса и др.
Психолого-педагогический консилиум проводится:
В соответствии с планом работы;
По результатам обследования;
По запросу учителя;
По запросу специалистов;
По запросу социального педагога;
По запросу медицинского работника школы;
По запросу родителей (законных представителей) школьников.
Объект обсуждения:
Параллель классов;
Отдельный класс;
Отдельный ученик;
Группа школьников.
Нами определены следующие плановые консилиумы:
Заседание школьного педагогического консилиума по теме «Обучение
детей 1 класса»;
Работа с индивидуальными картами сопровождения детей с ОВЗ;
Оценка
эффективности
коррекционно-развивающей
работы
с
учащимися на сопровождении;
Работа с родителями учащихся.
Состав консилиума гибок, включает постоянных и временных членов. В
нашей школе участниками являются:
Заместитель директора по учебной работе;
Педагог-психолог;
Учитель-логопед;
Школьный медицинский работник;
Классные руководители;
Социальный педагог;
Приглашенные учителя-предметники;
Родители.
Стратегия обсуждения:
Представление данных осуществляется по формам;
Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно;
Группировать проблемы удобнее по степени их близости;
По результатам обсуждения принимается совместное решение.
Выступления на нашем
пед. консилиуме начинают
первыми классные
руководители:
они
предоставляют
педагогическую
характеристику
на
учеников, результаты наблюдений и бесед. Ставится акцент на показателях,
необходимых для консилиума.
Затем
информацию
предоставляет
педагог-психолог,
он
показывает
результаты наблюдений, опросов, диагностических обследований. Данные
могут быть обобщены определенным образом.
Следующий выступающий это учитель – логопед, он отражает особенности
речевого
развития
ребенка,
возможности/необходимости
его
коррекции
и
прогноз.
Учитель – дефектолог предоставляет информацию о сформированности у
учащихся учебных навыков по русскому языку и математики, возможности
их развития.
Не
маловажную
роль
играет
выступление
на
нашем
пед.
консилиуме
социального педагога. Он постоянно посещает неблагополучные семьи, ведет
большую
работу
с
детьми
и
их
родителями,
а
также
выполняет
организационные мероприятия различного рода.
И
наконец,
медицинский
работник
нашей
школы
дает
информацию
о
состоянии здоровья и физических особенностях школьника.
В нашей школе проводятся и внеплановые заседания:
Запрос на проведение – не позднее 14 дней до заседания;
Привлечение
дополнительных
специалистов
(помимо
постоянных
членов ПМПк);
Согласование необходимых вопросов с родителями;
Проведение не позднее 10 дней с момента согласования с родителями;
Каждый специалист проводит отдельное обследование ребенка.
Реализация
рекомендаций
нашего
ПМПк:
консилиум
помогает
объединить и координировать действия специалистов школы. Может быть
назначен
ведущий
специалист,
задачами
которого
являют ся:
координировать
деятельность
участников
сопровождения,
отслеживать
эффективность
программы,
выступать
инициатором
повторных
обсуждений.
Учителям
стать
наблюдательнее
и
объективнее
в
оценке
различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов,
помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает
опыт коллективной деятельности, наметить программу индивидуального
развития ребенка.
В конце хочу добавить, что нами разработаны «Индивидуальные карты
психолого-педагогического
сопровождения
учеников
с
особенностями
психофизического развития». Смотрите приложение.
Подготовила материал учитель-логопед Черемушкинской СОШ
Непомнящих М.Ю.