Напоминание

"Особенности организации работы школьного консилиума"


Автор: Непомнящих Марина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Черемушкинская СОШ №9
Населённый пункт: Красноярский край, Каратузский район, с. Черемушка
Наименование материала: Школьный консилиум
Тема: "Особенности организации работы школьного консилиума"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности организации работы школьного

консилиума

В

современных

образовательных

учреждениях

имеется

необходимость

решить вопрос интеграции детей с особенностями в развитии в естественную

социальную среду, в связи с чем необходимо создание внутренних психолого-

медико - педагогических консилиумов.

Педагогический

консилиум

организационная

форма

взаимодействия

педагогического

коллектива,

в

рамках

которой

происходит

разработка

и

планирование

психолого-педагогического

сопровождения

учащегося,

определенных

ученических

групп

и

параллелей

в

процессе

обучения

и

воспитания.

Консилиум

объединяет

информацию

об

отдельном

ребенке,

группе,

параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный

медик, педагог-психолог, учитель-логопед и социальный педагог, и на основе

целостного

видения

ученика

(класса,

параллели)

разрабатывает

и

реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.

С момента возникновения термина (2000 г.) по сегодняшний день остается

много нерешенных вопросов.

Один

из

приоритетов

современного

образования

обеспечение

детям

с

особыми учебными потребностями доступа к общеобразовательным школам.

В своей деятельности члены школьного ПМПк руководствуются Уставом

МБОУ

Черемушкинская

СОШ

№9,

договором

между

образовательной

организацией

и

родителями

(законными

представителями)

обучающегося;

договором школьного ПМПк и районного ПМПК.

В

этих

нормативных

документах

определена

деятельность

консилиума

и

перечень

необходимой

документации.

Основными

требованиями

к

его

деятельности – понимание всеми специалистами, работающими в составе

ШПМПк задач и стратегий развивающей и коррекционной работы, четкая

согласованность их действий в работе консилиума.

Также деятельность школьного консилиума

руководствуется следующими

нормативными документами:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Семейный кодекс РФ;

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Письмо Минобр РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме

(ПМПк) образовательного учреждения»;

и другие нормативные правовые акты.

Принципы деятельности членов консилиума:

Основополагающим

принципом

работы

ШПМПк

является

общепедагогический принцип уважения к личности ребенка и опоры на

положительное.

Принцип максимальной педагогической

диагностики

определяет

приоритет педагогических задач консилиума.

Принцип закрытости информации.

Принцип междисциплинарности.

Цель ПМПк:

Создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с

психофизическими нарушениями в условиях общеобразовательного класса.

Задачи ПМПк:

Координация действий учителей;

Выработка индивидуальных программ;

Выделение

доминирующих

причин,

лежащих

в

основе

отдельных

затруднений;

Изучить

психологическое

состояние,

поведение

и

условия

жизни

школьника.

Консилиум позволяет:

Специалистам

передать

знания

о

ребенке

другим

субъектам

образовательного процесса;

Учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке обучения и

поведения учеников;

Выработать общую политику педагогического коллектива;

Объединить усилия субъектов образовательного процесса;

Наметить программу развития ученика, класса и др.

Психолого-педагогический консилиум проводится:

В соответствии с планом работы;

По результатам обследования;

По запросу учителя;

По запросу специалистов;

По запросу социального педагога;

По запросу медицинского работника школы;

По запросу родителей (законных представителей) школьников.

Объект обсуждения:

Параллель классов;

Отдельный класс;

Отдельный ученик;

Группа школьников.

Нами определены следующие плановые консилиумы:

Заседание школьного педагогического консилиума по теме «Обучение

детей 1 класса»;

Работа с индивидуальными картами сопровождения детей с ОВЗ;

Оценка

эффективности

коррекционно-развивающей

работы

с

учащимися на сопровождении;

Работа с родителями учащихся.

Состав консилиума гибок, включает постоянных и временных членов. В

нашей школе участниками являются:

Заместитель директора по учебной работе;

Педагог-психолог;

Учитель-логопед;

Школьный медицинский работник;

Классные руководители;

Социальный педагог;

Приглашенные учителя-предметники;

Родители.

Стратегия обсуждения:

Представление данных осуществляется по формам;

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно;

Группировать проблемы удобнее по степени их близости;

По результатам обсуждения принимается совместное решение.

Выступления на нашем

пед. консилиуме начинают

первыми классные

руководители:

они

предоставляют

педагогическую

характеристику

на

учеников, результаты наблюдений и бесед. Ставится акцент на показателях,

необходимых для консилиума.

Затем

информацию

предоставляет

педагог-психолог,

он

показывает

результаты наблюдений, опросов, диагностических обследований. Данные

могут быть обобщены определенным образом.

Следующий выступающий это учитель – логопед, он отражает особенности

речевого

развития

ребенка,

возможности/необходимости

его

коррекции

и

прогноз.

Учитель – дефектолог предоставляет информацию о сформированности у

учащихся учебных навыков по русскому языку и математики, возможности

их развития.

Не

маловажную

роль

играет

выступление

на

нашем

пед.

консилиуме

социального педагога. Он постоянно посещает неблагополучные семьи, ведет

большую

работу

с

детьми

и

их

родителями,

а

также

выполняет

организационные мероприятия различного рода.

И

наконец,

медицинский

работник

нашей

школы

дает

информацию

о

состоянии здоровья и физических особенностях школьника.

В нашей школе проводятся и внеплановые заседания:

Запрос на проведение – не позднее 14 дней до заседания;

Привлечение

дополнительных

специалистов

(помимо

постоянных

членов ПМПк);

Согласование необходимых вопросов с родителями;

Проведение не позднее 10 дней с момента согласования с родителями;

Каждый специалист проводит отдельное обследование ребенка.

Реализация

рекомендаций

нашего

ПМПк:

консилиум

помогает

объединить и координировать действия специалистов школы. Может быть

назначен

ведущий

специалист,

задачами

которого

являют ся:

координировать

деятельность

участников

сопровождения,

отслеживать

эффективность

программы,

выступать

инициатором

повторных

обсуждений.

Учителям

стать

наблюдательнее

и

объективнее

в

оценке

различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов,

помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает

опыт коллективной деятельности, наметить программу индивидуального

развития ребенка.

В конце хочу добавить, что нами разработаны «Индивидуальные карты

психолого-педагогического

сопровождения

учеников

с

особенностями

психофизического развития». Смотрите приложение.

Подготовила материал учитель-логопед Черемушкинской СОШ

Непомнящих М.Ю.



В раздел образования