Напоминание

"Организация проектной и исследовательской работы в начальной школе"


Автор: Кудряшова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3 ЗМР РТ"
Населённый пункт: город Зеленодольск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной и исследовательской работы в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

учителя

начальных

классов

МБОУ

«

Гимназия

№3

ЗМР

РТ

»

Кудряшовой

Н

.

В

.

Организация

проектной

и

исследовательской

работы

в

начальной

школе

.

"

Человек

рожден

для

мысли

и

действия

"

Марк

Тулий

Цицерон

Наиболее яркое сочетание мысли и действия мы встречаем в проекте. Метод

проектов не является новым. Еще в XIX веке в США философ и педагог

Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик предложили метод, который

организовывал деятельность детей, обогащая их жизненный опыт. «Проект»

– буквально «брошенный вперед». То есть проектирование – процесс

создания прототипа (прообраза) какого-либо объекта (состояния).

Напомню основные черты проектной деятельности:

-Направленность на достижение конкретного результата;

-Координированное выполнение взаимосвязанных действий;

-Ограниченная протяженность по времени;

-В определенной степени неповторимость и уникальность результата.

В этом учебном году мои ученики выполняли несколько проектных работ.

Одна из наиболее ярких была посвящена 80-летнему юбилею нашей школы.

Ребята собирали материал из истории школы, брали интервью у родителей-

выпускников, готовили сообщения о летчике-космонавте Владимире

Михайловиче Комарове, чье имя носит школа. Результат Вы можете увидеть в

виде стенгазеты.(фото)

Исследование - это процесс изучения объекта или явления с определенной

целью, но с изначально неизвестным результатом. Отрицательный результат -

тоже результат. В этом отличие исследования от проекта.

Какое значение придают современные исследователи проектной и

исследовательской деятельности младших школьников в рамках работы по

ФГОС? Эта деятельность относится к области детской самостоятельности, а

значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам,

вызывает у них стойкий познавательный интерес, дети получают ответы на

интересующие их вопросы. Особое значение проектной деятельности

младших школьников заключается в том, что в процессе интенсивной

деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной

школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска

информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со

справочниками, энциклопедиями, словарями, учатся обрабатывать

информацию. Учащиеся получают навыки практической деятельности,

учатся публично представлять результаты работы.

С чего начинается работа над проектом?

На первом собрании в начале 4 класса, я довожу до сведения детей и

родителей информацию об индивидуальном проекте, знакомлю с основными

этапами работы над проектом, определяю сроки. На выбор темы и подготовку

проекта дается 4 месяца. В январе начинаем знакомиться с результатами

работы. Самое трудное - это выбор темы. Здесь нужно учитывать интересы

ребенка, его желания. Можно выделить основные направления в выборе тем.

Приведу примеры работ, которые защищали мои ученики. Социальная

направленность: «Кто больше читает мальчики или девочки?» (Верин

Дима), «Моя родословная» (Макаров Слава), «Военная судьба моего деда»

(Дюгурова Инна), «Любят ли учиться ребята нашего класса?» (Солдатихина

Дарьяна). Экологическое направление: «Какую воду мы пьем?» (Батурова

Юлиана), «Бытовой мусор: проблема городов» (Полатов Адель). Научные

исследования: «Выращивание кристаллов в домашних условиях» (Маметьев

Данил), «Батарейка из фруктов» (Гареева Азалия), «Свойства морской и

поваренной соли»(Фахрутдинов Тимер), «Кристаллизация воды» (Наумов

Артем) Исследование проблем, связанных со здоровым питанием:

«Математика на кухне» (Савельева Мария), « Полезен ли шоколад?»

(Кайгородова Софья), «Фаст-фуд: быстро и полезно?» (Данеева Камилла),

«Влияние газированных напитков» (Каметова Даша) Проекты обо всем на

свете: «Секреты мыльных пузырей» (Солдатихина Милана), «Какие

карандаши лучше?» (Джапарова Риана), «Чем хорош скульптурный

пластилин?» (Абдуллина Милана).

К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей

работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе

информации, оформлении. Однако при этом важно, чтобы родители не брали

на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу

родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода

проектов и его значимость для развития личности детей, провожу

специальные консультации.

В процессе подготовки проекта настольной книгой является Рабочая тетрадь

Александра Савенкова «Я - исследователь», которая помогает определиться с

выбором темы, соблюсти все требования к оформлению исследовательских

работ. Учащиеся ставят цели, выдвигают гипотезы, которые подтверждаются

или опровергаются в процессе работы. Важной частью работы являются

опыты, эксперименты, результаты которых представляются на защите

проекта. Иногда дети проводят анкетирование одноклассников, учеников

параллельных классов с целью анализа их отношения к объекту

исследования. Результаты представляются в виде различных диаграмм, дети

учатся находить и обрабатывать информацию.

Защита проекта - кульминация всей работы. Чаще всего она бывает

представлена в виде презентации, которая позволяет проследить основные

этапы работы, увидеть результат исследования. Ребята рассказывают о своей

работе, представляют фотографии, отвечают на вопросы. После выступления

одноклассники дают устную оценку выступлению, высказывают пожелания.

В нашей школе в апреле традиционно проходят Дни Науки, где все ученики

5-11 классов выступают по секциям, защищая свои проекты. Ученики 4

классов представляют свои самые интересные работы в секции «Дебют».

Неизвестно, как сложится судьба наших учеников, но эта возможность

заглянуть за страницы учебника, сделать первые шаги в науку, найти ответы

на волнующие вопросы, даст учащимся шанс почувствовать свои силы,

приобрести уверенность в преодолении любых жизненных преград.



В раздел образования