Автор: Кудряшова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3 ЗМР РТ"
Населённый пункт: город Зеленодольск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной и исследовательской работы в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Статья
учителя
начальных
классов
МБОУ
«
Гимназия
№3
ЗМР
РТ
»
Кудряшовой
Н
.
В
.
Организация
проектной
и
исследовательской
работы
в
начальной
школе
.
"
Человек
рожден
для
мысли
и
действия
"
Марк
Тулий
Цицерон
Наиболее яркое сочетание мысли и действия мы встречаем в проекте. Метод
проектов не является новым. Еще в XIX веке в США философ и педагог
Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик предложили метод, который
организовывал деятельность детей, обогащая их жизненный опыт. «Проект»
– буквально «брошенный вперед». То есть проектирование – процесс
создания прототипа (прообраза) какого-либо объекта (состояния).
Напомню основные черты проектной деятельности:
-Направленность на достижение конкретного результата;
-Координированное выполнение взаимосвязанных действий;
-Ограниченная протяженность по времени;
-В определенной степени неповторимость и уникальность результата.
В этом учебном году мои ученики выполняли несколько проектных работ.
Одна из наиболее ярких была посвящена 80-летнему юбилею нашей школы.
Ребята собирали материал из истории школы, брали интервью у родителей-
выпускников, готовили сообщения о летчике-космонавте Владимире
Михайловиче Комарове, чье имя носит школа. Результат Вы можете увидеть в
виде стенгазеты.(фото)
Исследование - это процесс изучения объекта или явления с определенной
целью, но с изначально неизвестным результатом. Отрицательный результат -
тоже результат. В этом отличие исследования от проекта.
Какое значение придают современные исследователи проектной и
исследовательской деятельности младших школьников в рамках работы по
ФГОС? Эта деятельность относится к области детской самостоятельности, а
значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам,
вызывает у них стойкий познавательный интерес, дети получают ответы на
интересующие их вопросы. Особое значение проектной деятельности
младших школьников заключается в том, что в процессе интенсивной
деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной
школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска
информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со
справочниками, энциклопедиями, словарями, учатся обрабатывать
информацию. Учащиеся получают навыки практической деятельности,
учатся публично представлять результаты работы.
С чего начинается работа над проектом?
На первом собрании в начале 4 класса, я довожу до сведения детей и
родителей информацию об индивидуальном проекте, знакомлю с основными
этапами работы над проектом, определяю сроки. На выбор темы и подготовку
проекта дается 4 месяца. В январе начинаем знакомиться с результатами
работы. Самое трудное - это выбор темы. Здесь нужно учитывать интересы
ребенка, его желания. Можно выделить основные направления в выборе тем.
Приведу примеры работ, которые защищали мои ученики. Социальная
направленность: «Кто больше читает мальчики или девочки?» (Верин
Дима), «Моя родословная» (Макаров Слава), «Военная судьба моего деда»
(Дюгурова Инна), «Любят ли учиться ребята нашего класса?» (Солдатихина
Дарьяна). Экологическое направление: «Какую воду мы пьем?» (Батурова
Юлиана), «Бытовой мусор: проблема городов» (Полатов Адель). Научные
исследования: «Выращивание кристаллов в домашних условиях» (Маметьев
Данил), «Батарейка из фруктов» (Гареева Азалия), «Свойства морской и
поваренной соли»(Фахрутдинов Тимер), «Кристаллизация воды» (Наумов
Артем) Исследование проблем, связанных со здоровым питанием:
«Математика на кухне» (Савельева Мария), « Полезен ли шоколад?»
(Кайгородова Софья), «Фаст-фуд: быстро и полезно?» (Данеева Камилла),
«Влияние газированных напитков» (Каметова Даша) Проекты обо всем на
свете: «Секреты мыльных пузырей» (Солдатихина Милана), «Какие
карандаши лучше?» (Джапарова Риана), «Чем хорош скульптурный
пластилин?» (Абдуллина Милана).
К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей
работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе
информации, оформлении. Однако при этом важно, чтобы родители не брали
на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу
родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода
проектов и его значимость для развития личности детей, провожу
специальные консультации.
В процессе подготовки проекта настольной книгой является Рабочая тетрадь
Александра Савенкова «Я - исследователь», которая помогает определиться с
выбором темы, соблюсти все требования к оформлению исследовательских
работ. Учащиеся ставят цели, выдвигают гипотезы, которые подтверждаются
или опровергаются в процессе работы. Важной частью работы являются
опыты, эксперименты, результаты которых представляются на защите
проекта. Иногда дети проводят анкетирование одноклассников, учеников
параллельных классов с целью анализа их отношения к объекту
исследования. Результаты представляются в виде различных диаграмм, дети
учатся находить и обрабатывать информацию.
Защита проекта - кульминация всей работы. Чаще всего она бывает
представлена в виде презентации, которая позволяет проследить основные
этапы работы, увидеть результат исследования. Ребята рассказывают о своей
работе, представляют фотографии, отвечают на вопросы. После выступления
одноклассники дают устную оценку выступлению, высказывают пожелания.
В нашей школе в апреле традиционно проходят Дни Науки, где все ученики
5-11 классов выступают по секциям, защищая свои проекты. Ученики 4
классов представляют свои самые интересные работы в секции «Дебют».
Неизвестно, как сложится судьба наших учеников, но эта возможность
заглянуть за страницы учебника, сделать первые шаги в науку, найти ответы
на волнующие вопросы, даст учащимся шанс почувствовать свои силы,
приобрести уверенность в преодолении любых жизненных преград.