Автор: Брагина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 63 "Золотой петушок"
Населённый пункт: г. Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Золотой петушок» г. Смоленска
Конспект непосредственной образовательной деятельности по
речевому развитию на тему:
«ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА»
для детей младшего дошкольного возраста
Брагиной Татьяны Владимировна
воспитателя младшей группы № 1
г. Смоленск
2016г.
Цель: формирование правильного звукопроизношения и грамматического
строя речи младших дошкольников
Задачи:
Формировать у детей представления о диких животных: зайце, белке,
медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику.
Приучать детей постепенно, медленно выдыхать воздух через рот.
Отрабатывать правильное произношение звуков в словах, отчетливо
произносить слова.
Приучать детей слушать речь воспитателя, понимать, о чем говорится в
потешках, соотносить слова с действиями, отвечать на вопросы.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать
познавательный интерес.
Методическое обеспечение:
Дидактические средства: игрушки: заяц, белочка, медведь; угощение для
животных - капуста, морковь, шишки, конфеты; крупные деревянные бусины;
шнур с жестким кончиком для нанизывания бус.
Аудиосредства: фонограмма завывание ветра.
Мотивация: появление животных – зайца, белки, медведя; игровая
деятельность детей средствами словесного занимательного материала.
Ход занятия:
Воспитатель. Все садитесь рядком,
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня в лес пошла,
Бусы дивные нашла.
Смотрите, какие бусы я нашла. Кто же потерял такие красивые бусы?
Пойдемте все вместе в лес и поищем хозяина. А их пока вот сюда положим.
Чтобы не потерять. (Ставит блюдечко с бусами на подоконник)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок,
Падают снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок –
Закружился наш снежок.
Воспитатель предлагает детям положить на ладошку снежинку (кусочек
ваты) и подуть на нее.
Упражнение «Ветерок». Малыши носом набирают воздух и медленно
одновременно дуют на снежинку, отдыхают, дуют еще раз. При этом
воспитатель следит, чтобы дети выдыхали воздух только через рот, дули
2
долго (больше секунды), не добирая воздуха, выдыхая плавно, не поднимая
плеч.
Шли мы, шли. В темный лес пришли,
А у кочки под кусточком
Белый заинька сидит, хвостик у него дрожит.
- Как дрожит хвостик у зайчика?
Упражнение «Зайкин хвостик»: движение языка влево и вправо.
- Давайте позовем его тихонечко. Теперь погромче:
«Иди к нам, зайка!» (Дети повторяют приглашение.)
Посмотрите, какой зайка! Какого цвета у него шубка? (Белая)
Скоро закончится зима, снег растает, зайка поменяет шубку и станет не
белым, а серым. Потрогайте нашего зайку.
- Какая у него шкурка? (Мягкая, теплая, пушистая)
-Какие у зайки ушки? (длинные)
- Какой хвостик? (маленький, короткий.)
Давайте угостим зайку чем-нибудь вкусным. Что зайка любит есть? Вот у
меня в корзинке капуста, морковка, шишки, конфеты. Что мы дадим зайчику?
(Дети отвечают).
А теперь спросите у зайки, не потерял ли он бусы? (Дети спрашивают).
Но зайка так и не ответил, убежал! (Убирает игрушку)
Давайте поиграем в зайчиков (стихотворение с движениями)
Зайка серенький сидит Дети показывают пальчиками,
И ушами шевелит. Как зайка шевелит ушами.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. Трут ладошку о ладошку.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать Прыгают.
Кто-то зайку напугал.
Зайка- прыг -и убежал. Дети разбегаются и садятся на
стульчики.
Интересно, кто же зайку напугал? Может быть, этот зверек в золотистой
шубке? (Достает из корзинки игрушку-белочку.)
- Кто это? (Белочка). Здравствуй, белочка! (Воспитатель цокает). Это так
белочка здоровается с нами. Давайте и мы так же с ней поздороваемся. (Дети
цокают.)
- Может белочка зайца напугать? (Дети отвечают).
- Почему? (Выслушивает ответы малышей).
- Какие у белочки ушки? Хвостик? Глазки? Носик? Потрогайте белочку.
Какая у нее шкурка? (Ответы, как правило, аналогичны тем, которые были
даны в первой части занятия).
Белочка послушай, какую потешку мы о тебе знаем.
Игра с пальчиками
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке, Дети поочередно загибают пальчики
3
Воробью, синичке, (от мизинца к большому).
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок, кому в роток,
Кому в лапочку.
Продала белочка орешки и домой побежала. А где у нее дом? Высоко на
дереве строит белочка себе домик из веточек. А рядом, в дупле, у белочки
кладовочка. Что там она хранит? Правильно, запасы: грибы, орехи, шишки.
Давайте и мы угостим белочку. Чем угостим? (Выбор между конфетой и
шишкой).
Спросите белочку: не она ли бусы потеряла? (Дети спрашивают). Вот и
белочка нам не ответила. Видно, не она хозяйка бус.
А теперь давайте пойдем тихонечко, на носочках. Там где-то мишка
живет. Может, он еще не спит. Ведь медведь спит всю зиму.
Мишка, Мишка-лежебока,
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы Мишеньке храпеть.
Эх ты, Мишенька – медведь!
Воспитатель достает медвежонка.
А вот и мишка. Проснулся, уже не спит.
Спать не хочет бурый мишка,
Вот такой он шалунишка.
-Какой мишка? (Толстый, мягкий)
-Какого цвета у него шубка? (Черная, коричневая).
- Скажите, а кто больше – медвежонок или белочка? (Медведь больше)
- А это что? (Ушки, носик)
- А где хвост? Давайте попросим мишку показать хвостик. Нет у медведя
хвостика.
Ребята, Мишка хочет поиграть с нами в игру, которая называется «У
медведя во бору». «Р-р-р»,- рычит медведь. Давайте все так порычим. (Дети
произносят: «Р-Р-Р!») Как тихо! Давайте порычим громче. (Дети громче
произносят звуки). Как громко рычал Егор! Он и будет сейчас медведем.
Садись сюда. (Уводит медведя в сторонку). Здесь будешь жить. А мы с вами,
дети, пойдем в лес, и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь
зарычит, мы сразу же бежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит
«р-р-р», нельзя. Такое правило в игре.
У медведя во бору Все имитируют сбор грибов и ягод,
Грибы, ягоды беру, медленно приближаясь к медведю.
А медведь сидит
И на нас рычит:
«Р-р-р!» Дети убегают, а медведь их догоняет.
4
Воспитатель следит за тем, чтобы все дети подходили близко к медведю.
- Что это наш мишка плачет? (воспитатель подносит к уху игрушку)
Ребята, это мишка потерял красивые бусы. Наверно те, которые мы с вами
нашли.
-Отдадим мишке бусы? (Да, отдадим)
Воспитатель берет бусы, а они рассыпаются.
-Ребята, давайте поможем собрать бусы для мишки (Да, поможем)
Вот у меня есть веревочка и бусинки. Возьмите каждый по бусинке и
наденьте на веревочку.
- Готовы бусы. На-ка, Мишенька, красивые бусы. Не плачь больше.
Ребята, Мишенька хочет вас отблагодарить и угостить вкусными
конфетами.
Воспитатель угощает детей конфетами.
5