Напоминание

Стендовая информация педагога-психолога, как одна из форм психологического просвещения в ДОУ.


Автор: Жданова Наталия Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №56"
Населённый пункт: г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: консультация
Тема: Стендовая информация педагога-психолога, как одна из форм психологического просвещения в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности

педагога-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей

положительного

отношения

к

психологической

помощи

и

расширению

их

кругозора

в

области

понимания

значимости

функции

педагога-психолога

в

условиях ДОУ. Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими

сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения

конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия,

квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и

родителей.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

—знакомить

родителей

с

основными

закономерностями

и

условиями

благоприятного психического развития ребенка;

— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований;

— формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать

их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

— достичь

понимания

необходимости

практической

психологии

и

работы

психолога в детском саду.

Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального

характера. К вербальным относятся:

—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией

эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.

— сотрудничество

в

подборе

доступных

игр

по

развитию

психических

процессов и коррекции поведения детей.

— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.

— выступления на методических совещаниях, деловые игры.

Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом,

так и формироваться по запросу родителей или педагогов. У родителей можно

выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся

в практике психолога детского сада. Первая группа запросов родителей носит

познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития

ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и

дают

свой

запрос

в

виде

требования

определить

уровень

умственного

и

психического

развития

ребенка.

Здесь

основная

работа

психолога

связана

с

диагностическим обследованием детей. Другой круг вопросов, возникающих у

родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у

ребенка.

В

данном

случае

задача

психолога

состоит

не

только

в

выявлении

одаренных

детей,

контролировании

их

развития,

но

и

в

составлении

индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных

последствий. Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы

связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность,

застенчивость,

замкнутость,

неуверенность

в

себе,

эмоциональная

неустойчивость, нервность).

К не вербальным (наглядным) формам просветительской работы относятся:

— стендовая информация;

— памятки для родителей, сайт педагога;

Остановимся более подробно на стендовой информации.

Как же оформить стенд «Рекомендации психолога"?

Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной

помощи

детям.

Только

вместе

с

родителями

мы

можем

получить

хорошие

результаты коррекционной работы с ребёнком.

Не всегда родители осознают те проблемы, которые имеются у детей; не

всегда адекватно оценивают возможности своего ребёнка. Но каждая семья, в силу

разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной

психологической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. Психологу

в детском саду необходимо, прежде всего, привлечь родителя к сотрудничеству,

подвести

его

к

знанию

и

пониманию

психологических

принципов,

доброжелательно

объяснить

проблемы

ребёнка,

обозначить

пути

их

решения.

Таким

образом,

стендовая

информация

направлена

на

обогащение

знаний

родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Конечно, за последнее время уже так много сказано и

написано про

информационные стенды, про

их использование, не стоит думать, что я смогу

добавить что-то новое, но...

Информационные

стенды

были

всегда.

Думаю,

что

как

только

появились

возможности

обменяться

информацией

в

письменном

виде

появились

и

информационные

стенды.

Есть

информация

о

том,

что

в

специальном

месте

пещеры,

где

обычно

размещаются

информационные

стенды,

была

надпись

Информация, а под ней другая надпись: «Охота на мамонта состоится завтра,

желающим

принять

участие

записаться

у

старейшины

(дети

и

женщины

не

допускаются)». Именно так стартовали информационные стенды.

Ну, пещер у нас нет, а вот информационный стенд, на котором я вывешиваю

интересную и краткую подборку по интересующей родителей и педагогов теме

есть.

Информационный стенд имеет не меняющийся за годы нахождения детей в

детском саду заголовок – «Психолог и Я». Стенд расположен непосредственно

рядом с кабинетом педагога-психолога. Название представлено на двух языках –

русском и башкирском, так как живу В Башкирии.

Концепция

информационного

стенда

была

разработана

так,

что

в

нем

есть

системно

расположенные

рубрики,

это

место

для

размещения

важной

для

родителей и педагогов информации.

На стенде расположены 7 кармашков (3 горизонтальных и 4 вертикальных).

Названия

рубрик

над

ними

периодически

меняются:

это

зависит

и

от

рассматриваемой темы, и от тех вопросов, которые позволяют наиболее полно и

по возможности кратко осветить

всю проблему.

Вот перечень наиболее часто

используемых названий рубрик:

Информационный

стенд

это

полноценный

рабочий

инструмент, на котором информация представлена удобно и

системно.

Во время первых встреч родители,

наряду

с

кон сул ьти рован и ем

каждого

родителя,

проведение

диагностики

уровня

возможной

адаптации

малыша

к

посещению

детского

сада,

изучение

у р о в н я

социального

развития

ребенка,

особенностей

его

семейного

воспитания,

получают

рекомендации

по

подготовке ребенка к посещению детского сада.

Привлечь

внимание

родителей

к

наиболее

распространенным

проблемам

помогает

гармоничное

и

красивое

оформление

информации.

Наглядная информация универсальна и

имеет

огромные

возможности

по

освещению психолого-педагогического

процесса.

В

то

же

время

она

не

предусматривает

непосредственного

контакта

педагога

и

родителей,

и

поэтому

форма

и

способ

её

подачи

имеет

не

меньшее

значение,

чем

её

содержание.

Родитель

должен

быть

привлечён ею и заинтересован. Для этого

я

использую следующее:

текст

даётся

крупным

печатным

шрифтом,

используется

интересное

цветовое

решение,

информация

регулярно

обновляется

в

зависимо сти

от

запланированных

в

год о в ом

перспективном

плане

тем

(отбор

тем

происходит

в

результате анализа обращений родителей и педагогов за

предыдущий год, то есть выбираются наиболее часто

встречаемые психологически проблемы).

На

2016-2017

учебный

год

я

запланировала

освещение

следующих проблем:

сентябрь – «Адаптация ребенка к детскому саду»

октябрь – «Психологическое неблагополучие»

ноябрь – «Агрессивные дети»

декабрь – «Роль матери и отца в эмоциональной стабильности ребенка»

январь – «Моторика – ее значение и развитие»

февраль

«Коммуникативные

навыки

дошкольников.

Их

значение

и

развитие»

март – «Темперамент ребенка»

апрель – «Особенности общения со старшими

дошкольниками»

Значение

информационного

стенда

заключается

не только в гармоничном и красивом оформлении

информации. Материалы стенда "Психолог и Я"

рассказывают о том, как помочь ребенку как

м о ж н о

б ы с т р е е

и

п о

в о з м о ж н о с т и

безболезненно

адаптироваться

в

новой

обстановке;

за, что и как правильно следует наказывать

и

поощрять детей; как темперамент ребенка может

повлиять

на

его

способности,

характер;

как

помочь

ребенку

преодолеть

тревожность, страх, агрессию;

как

своевременно

подготовить

ребенка

к

школе.

Материалы

стенда

содержат

основные пункты в психическом развитии детей, на которые следует обратить

внимание

родителям,

а

также

уделяют

внимание

развитию

эмоционально-

личностной сферы дошкольников.

Желаемой целью данной наглядно-просветительской работы является то,

чтобы

родитель смог:

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Все детали информационного стенда изготовлены из ударопрочного пищевого

полистирола, уход за уголком прост и удобен, его можно мыть с применением

СМС. Он безопасен, имеет гигиенический сертификат и сертификат качества (у

производителя)

И,

в

заключении,

хотелось

бы

еще

раз

сказать

о

важности

психолого-

педагогической информационно-просветительской работы, проводимой в детском

саду. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации

ребенка.

И

хотя

их

воспитательные

функции

различны,

для

всестороннего

развития

ребенка

необходимо

их

взаимодействие.

Центральное

место

в

формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей,

именно

от

нее

зависит,

каким

вырастет

человек

и

какие

черты

характера

сформируют его натуру. В семье ребенок получает первые навыки и восприятия

действительности,

приучается

осознавать

себя

полноправным

представителем

общества. Именно, к этому подводит нас "новая философия" работы с семьей: за

воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное

учреждение

призвано

этому

содействовать.

Каким

мы

хотим

видеть

наше

будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в

сознание детей. "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека,

когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, развитие его

«

Я

». В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной

зависимости

от

окружающих

взрослых

родителей,

педагогов.

Поэтому

ненадлежащий

уход,

поведенческие,

социальные

и

эмоциональные

проблемы,

возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

Именно совместные согласованные усилия детского сада и семьи позволяют

более

успешно

решать

важную

задачу

воспитывать

здоровое,

выносливое

поколение, сделать детский сад местом радости, куда дети и родители приходили

бы с удовольствием.

Психологическая

служба

детского

сада,

в

свою

очередь,

принимает

непосредственное

участие

в

создании

оптимальных

условий

для

развития

и

жизнедеятельности

детей,

определяет

психологические

особенности

развития

каждого

ребенка,

содействует

повышению

психологической

компетентности

сотрудников и родителей в вопросах развития, воспитания и обучения, оказывает

психологическую помощь детям и их родителям в адаптационный период.

Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает

ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог-

психолог дошкольного учреждения – это не только человек, тонко чувствующий и

понимающий детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Ведь главное

право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех

возрастных периодов. Все высшие психические функции ребёнка – его интересы,

переживания,

представления,

образы

складываются

и

первоначально

существуют

не

внутри

самого

ребёнка,

а

в

его

общении

со

взрослым.

Окружающие

маленького

ребёнка

предметы

не

воздействуют

на

него

непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Внутреннюю,

культурную суть вещей ребёнок открывает только вместе со взрослым, благодаря

тому,

что

близкий

человек

вступает

с

ним

в

диалог,

настраивает

его

на

человеческое

восприятие

мира

и

делает

этот

мир

волнующим,

значимым,

побуждающим

к

собственной

активности.

Именно

при

поддержке

и

помощи

взрослого малыш сам начинает пробовать себя в разных видах деятельности и

чувствовать свои возможности, своё «

Я».

Если Вы хотите

воспитатать

своих детей

счастливыми и

здоровыми –

откажитесь от

новомодных

теорий

воспитания,

положитесь

целиком на

здравый смысл

и природу.

Джон

К. Розмонд

Если Вы хотите

воспитатать

своих детей

счастливыми и

здоровыми –

откажитесь от

новомодных

теорий

воспитания,

положитесь

целиком на

здравый смысл

и природу.

Джон

К. Розмонд

У

всех

родителей

р а н о

и л и

п о з д н о

п о я в л я ю т с я

с о т н и

вопросов,

каждый

из

которых

требует

не

р а з м ы т ы х

и

п р а к т и ч е с к и

н е

п р и г о д н ы х

д л я

применения

р а с с у ж д е н и й ,

а

к о н к р е т н ы х

и

действенных

рекомендаций.

Надеюсь, именно такие ответы я и постаралась

собрать для помощи родителям и педагогам.

Я понимаю, что ситуация в каждой семье своя,

и

складывалась

она

в

течение

длительного

времени. В том, что она именно такая, принимали

участие не только все члены семьи, воспитатели,

учителя, соседи, средства массовой информации,

Интернет,

книги и так далее и тому подобное. Прекрасно осознавая, что

каждому ребенку нужен свой, индивидуальный «рецепт», я надеюсь, что с

помощью

этих

рекомендаций

многие

родители

найдут

верное

решение

возникшей проблемы в той или иной ситуации. Полагайтесь на здравый смысл

и пользуйтесь моими рекомендациями, разумеется, пропустив их через сито

семейных традиций ми нравственных устоев Вашей семьи.

Если Вы хотите

воспитатать

своих детей

счастливыми и

здоровыми –

откажитесь от

новомодных

теорий

воспитания,

положитесь

целиком на

здравый смысл

и природу.

Джон

К. Розмонд

Если Вы хотите

воспитатать

своих детей

счастливыми и

здоровыми –

откажитесь от

новомодных

теорий

воспитания,

положитесь

целиком на

здравый смысл

и природу.

Джон

К. Розмонд

Адаптационный период Вашего ребенка.

Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные

сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 3 месяца, 2 года 6

месяцев, 2 года 9 месяцев и 3 года.

Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи

именно

сейчас.

Ребенок

отлично

чувствует,

когда

родители

сомневаются

в

целесообразности

«садовского»

воспитания.

Легче

и

быстрее

привыкают

дети,

у

родителей которых нет альтернативы детскому саду.

Отправляйте ребенка в детский сад только здоровым.

Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он

будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ и чем чаще Вы его будете повторять,

тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя Ваш ребенок.

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за

помощью, как он сможет это сделать. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома с

ребенком.

Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет

построить отношения. Помогите ему в этом. Поощряйте обращение Вашего ребенка за

помощью и поддержкой к другим людям в Вашем присутствии.

Знаете ли Вы о том, что чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими

родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть Вашему ребенку.

Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее,

прояснить ситуацию, тревожащую Вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или

через специалистов.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его

сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с

ним

меньше

времени.

Компенсируйте

это

качеством

общения,

чаще

обнимайте

ребенка.

Помните,

что

на

привыкание

ребенка

к

детскому

саду

может

потребоваться

дол

полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.

Если

Вы

продолжаете

испытывать

потребность

в

контакте

со

специалистами,

педагогами и психолог детского сада ждут Вас!

Шаг за шагом. От двух до трех лет.

Ребенок

Родители

Физическое

развитие

За год я вырастаю примерно на 6 см и

прибавляю в весе около 2 кг.

Я могу пить из чашки, держа ее одной

рукой. Новые блюда пробую неохотно,

могу изо дня в день есть одно и то же.

Я

энергичен

и

подвижен.

Когда

я

р а з д р а ж е н ,

м о г у

в е с т и

с е б я

агрессивно,

но

в

моем

возрасте

это

нормально.

Не кормите ребенка насильно. Пускай

питается тем же, что и вы.

Руководите

его

поведением:

избыток

энергии может довести его до беды –

например,

он

может

выбежать

без

оглядки на проезжую часть улицы.

Помогайте ему разряжать агрессивные

импульсы

в

приемлемых

формах

поведения.

Психиче

ское

развитие

Мне

не

нравится

быть

мокрым

и

неопрятным; я осваиваю горшок.

Д е л и т ь с я

ч е м - л и б о

д л я

м е н я

непривычно. Я умею отличать свое от

чужого и боюсь, что, позволив кому-то

взять мою игрушку, уже не получу ее

назад.

Днем

со

мной

происходит

много

важных

событий.

Я

их

сильно

переживаю

и

потому

ночью

иногда

плохо сплю. Но я уже умею засыпать

сам, без вашего участия.

Разные дети в разные сроки осваивают

навыки

опрятности.

Не

форсируйте

события, когда ребенок будет к этому

готов, он сам справится.

Объясните ему, что нужно не только

получать,

но

и

давать.

Если

он

научился

делиться

с

другими,

это

значит,

что

он

обрел

известную

уверенность в себе.

Если вы укачиваете ребенка, чтобы он

уснул,

это

делает

его

зависимым,

а

ему, наоборот, нужна независимость.

Если он научился решать проблему сам,

то поймет, что ему многое по плечу.

Личностное развитие

Я

хочу

вести

себя

по-своему.

Могу

возражать

по

поводу

того,

что

мне

е с т ь

и л и

ч т о

н а д е т ь ,

м о г у

капризничать

перед

сном.

Я

желаю

быть хозяином своего мира.

Люблю

играть

со

сверстниками,

но

пройдет еще немного времени, прежде

чем

мы

научимся

играть

не

просто

вместе, а действительно сообща.

В а ш

р е б е н о к

с т р е м и т с я

к

самостоятельности.

Чтобы

избежать

конфликтов, позвольте ему некоторую

н е з а в и с и м о с т ь ,

н о

в

с т р о г о

определенных рамках.

Он с удовольствием играет с другими

детьми.

Пока

это

«игра

рядом»,

но

в с к о р е

д е т и

н а у ч а т с я

взаимодействовать

Познават

ельное

Чтобы

в

моем

сознании

сложилось

какое-то

понятие

например,

что

такое собака – я объединяю всех собак

( н а с т о я щ и х ,

и г р у ш е ч н ы х ,

нарисованных)

в

одно

целое.

Я

понимаю, что они отличаются друг от

друга, но общего у них все же больше.

Я начинаю говорить предложениями,

употребляю слова «я», «мне», «мое».

Не исключено легкое заикание.

На этой ступени развития мышления

ребенок

много

времени

проводит,

сортируя и классифицируя предметы

В

во зр а с т е

3

л е т,

ко гд а

р е ч ь

развивается

очень

быстро,

заикание

возникает довольно часто. Потом оно,

к а к

п р а в и л о ,

п р о х о д и т .

Н е

тревожьтесь.

Дорогие мамочки и папочки!

Если Ваш ребенок все еще с трудом расстается с Вами по утрам и

испытывает отрицательные эмоции, предлагаю Вам несколько советов,

как наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе:

Скажите ребенку уверенным, доброжелательным тоном, что Вам пора

идти;

Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь;

Продемонстрируйте

свою

уверенность

в

воспитателе,

обратившись

к

нему со словами: «Я вижу, у вас сегодня ожидается веселый день»;

Скажите

ребенку,

как

он

может

определить

время,

когда

вы

за

ним

должны прийти (например, сразу после обеда), но тогда уж будьте точны.;

Попрощавшись, уходите, не оборачиваясь.

Вы

обязательно

заметите

уже

через

несколько

дней,

как

снизится

эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком.

УДАЧИ ВАМ!

АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ

Агрессивностью

принято

называть

целенаправленное

нанесение

физического

или

психического ущерба другому человеку.

Те или иные проявления агрессии замечаются

практически у всех детей, например, в возрасте трех

-

пяти

лет.

Но

у

некоторых

агрессивность

может

закрепиться как устойчивая черта поведения и как

качество

личности.

Так

что

еще

в

дошкольный

период

надо

правильно

относиться

к

поведению

агрессивного ребенка.

К

АКОГО

РЕБЕНКА

МОЖНО

НАЗВАТЬ

АГРЕССИВНЫМ

?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать:

на кого он нападает (на более младшего, слабого - могут быть и другие

варианты);

как часто он это делает. В одном из исследований подсчитали, что

агрессивные

дошкольники

в

течение

часа

делают

несколько

выпадов

против своих сверстников, а более мирные собратья - не более одного

выпада за то же время;

нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и

провоцирует ли его кто-то в этот момент.

Надо заметить, что четких критериев, какое поведение считать агрессивным,

пожалуй,

нет.

Родители

мальчиков,

например,

часто

оправдывают

такое

поведение,

которое

для

девочек

считается

неприемлемым.

И

все

же

практически

в

каждом

детском коллективе выделяются постоянные агрессор и те, у

кого

такие вспышки бывают гораздо реже.

Какие черты свойственны агрессивным детям?

Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент

("он мешал мне играть", "не хотел давать мне

игрушку" и т.д.).

В

окружающих

они

видят

постоянную

угрозу

нападения или обиды.

Чаще испытывают негативные эмоции.

Они фиксированы на себе, других людей

воспринимают

как

обстоятельства,

мешающие

их

жизни,

не

стремятся

понимать чувства других.

Родителям ВАЖНО ПОМНИТЬ следующее:

Агрессия -

это

не

только

деструктивное

поведение,

причиняющее

вред

окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но

также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии

для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей

- научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных

целях.

Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего,

не в усмирении любой ценой,

а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

У

становите в семье запрет на любое физическое наказание ребенка! Не

шлепайте его, не раздавайте подзатыльников, не бейте ремнем! Подумайте

только:

вы

наказываете

ребенка

за

то,

что

он

бьет

маленьких,

а

сами

поступаете точно так же.

Н

е учите детей агрессии. Я много раз видела, как мама или папа советуют

ребенку

ударить

то,

обо

что

он

ударился.

Таким

образом,

у

малыша

вырабатывается стойкий рефлекс: если мне больно – надо бить.

П

омогайте ребенку освобождаться от излишней агрессии. Предложите

смять бумагу, взбить подушку, пять раз подпрыгнуть, помыть руки и т.д.

Иногда достаточно потушить в ребенке первый импульсивный порыв, чтобы

далее он отреагировал адекватно.

В

детской драке не принимайте ничью сторону. В

любой потасовке

принимают участие как минимум двое. Всегда есть зачинщик, и есть жертва,

но бывает очень трудно выяснить, кто есть кто. Словесная агрессия часто

бывает гораздо обидней, чем удар. Дайте возможность драчунам успокоиться,

разведя их по разным углам комнаты. Скажите, что они могут самостоятельно

выйти оттуда, как только разрешат друг другу это сделать. Таким образом, вы

ставите детей перед необходимостью компромисса, а это – первый шаг к

примирению.

Т

айм – аут. Усадите драчунов на стульчики или разведите по разным

комнатам. Скажите: «Вам необходимо научиться не только драться, но и

успокаиваться. Сделайте это сейчас. Я даю вам … минут». Время должно

быть ограничено. Обычно дается столько минут, сколько ребенку лет.

Н

е скупитесь хвалить ребенка за добрые поступки. Не говорите просто:

«Молодец»: лучше зафиксируйте еще раз вслух, что сделал ребенок: «Ты

поделился с мальчиком игрушкой и предложил ему поиграть вместе. Ты

поступил правильно. Я горжусь тобой».

Р

ОЛЬ

МАТЕРИ

И

ОТЦА

В

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СТАБИЛЬНОСТИ

РЕБЕНКА

.

Сказав так:

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ

УСТАНОВКИ

подумайте о последствиях

и

в о в р е м я

исправьтесь

" Н е

б у д е ш ь

слушаться, с тобой

никто

дружить

не

будет…".

З а м к н у т о с т ь ,

о т ч у ж д ё н н о с т ь ,

угодливость,

безынициативно сть,

подчиняемость,

приверженно сть

стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого

в

ж и з н и

б у д у т

друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство

вины,

низкая

самооценка,

враждебное отношение к окружающим,

отчуждение, конфликты с родителями.

" С ч а с т ь е

т ы

м о ё ,

радость моя!"

"Плакса-Вакса,

нытик, пискля!"

Сдерживание

эмоций,

внутренняя

озлобленность, тревожность, глубокое

переживание

даже

незначительных

п р о бл е м ,

с т р а х и ,

п о в ы ш е н н о е

эмоциональное напряжение.

" П о п л а ч ь ,

б у д е т

легче…".

"Вот

дурашка,

всё

готов раздать…".

Н и зка я

с а мо о ц е н ка ,

ж а д н о с т ь ,

накопительство, трудности в общении

со сверстниками, эгоизм.

" М о л о д е ц ,

ч т о

делишься

с другими!".

" Н е

т в о е г о

у м а

дело!".

Низкая

самооценка,

задержки

в

психическом

развитии,

отсутствие

своего мнения,

робость, отчуждённость, конфликты с

родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой

папа

(мама)…".

Трудности

в

общении

с

родителями,

идентификация

с

р од и т е л ь с к и м

поведением, неадекватная самооценка,

упрямство,

повторение

поведения

родителя

" П а п а

у

н а с

замечательный

человек!" "Мама у нас

умница!".

"Ничего

не

умеешь

делать,

неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая

с а м о о ц е н ка ,

с т р а х и ,

з а д е р ж к и

п с и х и ч е с к о г о

р а з в и т и я ,

безынициативность, низкая мотивация

к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя

обязательно

получится!".

Сказав так:

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ

УСТАНОВКИ

подумайте о последствиях

и

в о в р е м я

исправьтесь

" Н е

к р и ч и

т а к ,

оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное

психоэмоциональное

напряжение,

болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи

мне

на

ушко,

давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство

вины,

страхи,

рассеянность,

невнимание к себе и своей внешности,

неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя

смотреть,

когда

ты

чист

и

аккуратен!"

"Противная

девчонка,

все

они

капризули!"

(мальчику о

девочке).

" Н е г о д н и к ,

в с е

мальчики

забияки и драчуны!"

( д е в о ч к е

о

мальчике).

Нарушения

в

п с и хо с е ксуа л ь н ом

развитии,

осложнения

в

межполовом

общении,

т р у д н о с т и

в

в ы б о р е

д р у г а

противоположного пола.

"Все люди равны, но в,

то же

время

ни

один

не

похож

на другого".

" Т ы

п л о х о й ,

обижаешь маму,

я

уйду

от

тебя

к

другому

ребёнку!".

Чувство

вины,

страхи,

тревожность,

ощущение

одиночества,

нарушение

с н а ,

отчуждение от родителей, "уход" в себя

или "уход"

от родителей.

никогда

тебя

не

оставлю,

ты самый любимый!".

" Ж и з н ь

о ч е н ь

трудна:

в ы р а с т е ш ь

узнаешь…!"

Недоверчивость,

трусость,

безволие,

п о ко р н о с т ь

с уд ь б е ,

н е у м е н и е

преодолевать

препятствия, склонность к несчастным

случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь

интересна

и

прекрасна!

Всё

будет

хорошо!".

"Уйди

с

глаз

моих,

встань в угол!"

Нарушения

взаимоотношений

с

родителями

ИСКУССТВО БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ

(базовые

родительские

установки,

позволяющие

реализовать

уважительные и доверительные отношения с ребенком).

Ваш ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на

свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что

не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И

вы не в праве требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.

Ваш

ребенок

не

ваша

собственность,

а

самостоятельный

человек.

И

решить до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению

ему жизнь, вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать

жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия

для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным

и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его

присутствия в семье.

Во

многих

шалостях

и

капризах

вашего

малыша

повинны

вы

сами.

Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали

воспринимать

его

через

призму

несбывшихся

надежд

и

просто

раздражения. Стали требовать от него то, что он попросту не может вам

дать – в силу особенностей возраста и характера. Короче, не желали

принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем ребенке. В лучшее,

что в нем еще будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это

лучшее

непременно

проявится,

и

сохранить

оптимизм

во

всех

педагогических невзгодах.

И м е н н о

э т и

п я т ь

п р и н ц и п о в

отношения

к

ребенку

определяют

воспитательный

климат

семьи

и

задают весь строй личности ребенка

.



В раздел образования