Автор: Морозова Евгения Сергеевна
Должность: преподаватель вокальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание студентов средствами вокального искусства
Раздел: среднее профессиональное
Духовно-нравственное воспитание студентов средствами
вокального искусства
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И
вопрос духовно-нравственного воспитания детей вообще
является одной из
ключевых
проблем,
стоящих
перед
каждым
родителем,
обществом
и
государством
в
целом.
В
современном
обществе
происходят
глубокие
преобразования. Характерной чертой современной эпохи является наличие в
ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и
множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в
вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных
жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-
нравственной
обстановки
в
обществе,
спад
культурно-досуговой
работы
с
молодежью.
Духовность – свойство природы самого человека, это - то уникальное и
исключительное,
важнейшее,
что
отличает
человека
от
других
самых
высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами.
Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которая составляет
особенность человека.
Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Отличительная
черта
духовного
человека
–
это
его
уравновешенность
и
целостность,
искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая
личность. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к
правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает,
что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только
ведут к определенному виду деятельности, они освящают общую картину мира,
общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается,
научный подход к пониманию явлений. Таким образом, можно ответить кратко –
духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знания и свет, который
несет человек, обладающий этим качеством души.
Одним и з эффективных средств формирования духовной культуры
является искусство, в частности вокальная музыка.
Музыка, вокальное
творчество
открывает
студенту
возможность
творческой
реализации
и
самоопределения
в
мире,
постижения
гармонического
единства
с
миром.
Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт
воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания
помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания. Особая роль в
работе
со
студентами
принадлежит
музыке,
которая
на
практике
всегда
рассматривалась как ядро духовного воспитания.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении
всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни
и
деятельности,
усвоение
знаний
и
умений
у
человека
на
основе
задатков
формируется духовная культура.
Начиная с 20-х гг. Прошлого столетия, выдающиеся музыканты - педагоги
(Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, В.Г. Коротыгин и позднее - В.И. Шацкая, О.А.
Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно- просветительскую
направленность
музыкальных
занятий, особое
значение
придавали
духовно-
нравственному
воспитанию
средствами
музыки.
Идеи
всеобщего
духовного
воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась такими прогрессивными
деятелями искусства и культуры, учёными и педагогами, как А.Г. Рубинштейн,
Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие. Влияние духовного воспитания на
успешное
развитие
детей
в
целом
отмечалось
А.
С.
Макаренко,
Н.
А.
Ветлугиной,
В.
А.
Сухомлинским
и
многими
другими.
В.А.
Сухомлинский
говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка,
учить «умению чувствовать человека». Он считал, что «незыблемая основа
нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда
добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны
пониманию
ребенка
лишь
при
условии
яркой
наглядности,
очевидности
морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии,
ориентации наших детей в области музыки формируются, главным образом, под
воздействием средств массовой информации и общения со сверстниками, что
приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического
качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия.
Такие
разновидности
современной
музыки,
выполняющие
не
столько
эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, и пользуются в
подростковой среде широкой популярностью.
Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как именно
данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям
в
силу
своих
возрастных
особенностей.
Известно,
что
дети
усваивают
и
присваивают
ценности
взрослых.
А
сегодня
эти
ценности
подвергаются
решительному пересмотру.
Сегодня
дети не такие, какими были мы вчера. И для того, чтобы их
действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и
понять
их
-
новых,
неожиданных.
Понять,
как
нужен
им
добрый,
умный
провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю
их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях.
Понять,
как
сильна
в
подростках
потребность
серьёзного,
без
скидок
и
навязывания, общения с нами на "музыкальной почве".
Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать
подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания
поистине
незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания
мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в области морали,
нравственного
совершенствования.
Музыкальное
искусство
выступает
перед
детьми в роли проводника определенных идей и идеалов.
«Музыка
является
самым
чудодейственным,
самым
тонким
средством
привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело,
так
музыка
выпрямляет
душу
человека»,
—
писал
о
музыке
В.А.
Сухомлинский.
Пение
является
одним
из
самых
доступных
видов
музыкальной
деятельности. В пении происходит общее развитие - формируются высшие
психические
функции,
развивается
речь;
происходит
накопление
знаний
об
окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому обучение
детей
вокальному
искусству
представляет
один
из
оптимальных
путей
приобщения детей к культуре и творчеству.
Вокальное воспитание — сложная, многогранная система, которая влияет
на
формирование
творческой
индивидуальности
и
может
оказывать
целенаправленное воздействие на личность подростка.
Необходимо
создание эстетической
среды
вокального
обучения
подростков, которая предполагает наличие:
- благоприятной нравственно-эстетической атмосферы;
-эстетической
материальной
среды,
выражающейся
в
эстетике
обстановки,
качестве аппаратуры, состоянии инструментов, учителя и учащихся, эстетике
одежды;
-эстетических
акцентов
работы,
позволяющих
воспитывать
в
подростках
посредством музыки готовность воспринимать и оценивать окружающую среду
в ее эстетических, нравственных характеристиках;
-благоприятного
музыкально-эстетического
окружения,
эстетического
фона,
исключающего
влияние
низкопробного
вокального
исполнительства
на
подростков
посредством
воспитания
у
учеников
психического
отторжения
любых проявлений безобразного, некачественного, неэстетичного в музыке;
-воспитательных
мероприятий
по
развитию
у
подростков
способности
к
эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.
Необходимость эстетической
среды
вокального
обучения
подростков
обуславливается
ее богатым воспитательным потенциалом. Воспитывающая
среда
-
это
совокупность
объектов
действительности,
обладающих
воспитательным влиянием на личность. Эстетическая среда - это не часть, а
характер и качество воспитательной среды вокального обучения подростков.
Таким образом, создание эстетической среды в классе исполнительства является
необходимым условием вокального воспитания подростков.
Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо,
прежде
всего,
отметить,
выделяемую
ныне
современными
методистами,
духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает
духовность.
Поэтому,
нравственный
урок
–
это
явление
любви,
добра,
миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия.
Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую
можно
увидеть не сразу,
а постепенно, видя, как меняется человек, как он
духовно
обогащается,
как
раскрывается
в
нём
богатство
его
души.
Чтобы
достичь
хорошего,
качественного
вокального
исполнения,
которое
бы
заинтересовало
слушателя,
вызвало
бы
в
нём
энергетический,
душевный
подъём, нужно пройти не одну ступень вокальной подготовки и, самое главное,
развить в себе глубину чувств внутреннего мира. Достигнуть исполнительского
мастерства можно только кропотливым трудом.
Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями
и
выражением
их
в
образах.
При
собственном
же
воспроизведении
музыкального рассказа ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое
соображение. Существует громадное количество произведений классической,
народной , детской формы произведений где заключено содержание, способное
нравственно образовать и воспитать нашего студента. Чтобы решить эту задачу,
нужно
подбирать
произведения
исходя
из
личных
возможностей,
порывов
студента – если это касается современного материала, а так же произведения
которые
содержат
яркие
поэтические
образы,
может
быть
даже
и
перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное
содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными. Таким
образом, репертуар вокалиста должен отвечать следующим требованиям:
- развивающий и воспитательный характер словесно-музыкального материала;
-доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту
и вокальной возможности студента;
-посильность
вокально-интонационного
материала
-
степень
сложности
произведения
должна
быть
индивидуальной
,
т.е.
должна
соответствовать
уровню подготовленности обучающихся;
-яркость
и
рельефность
музыкальных
образов,
мелодичность
(мелодия
как
интеграция художественного, образного, интонационного);
-гуманистический
характер
произведения,
утверждение
позитивного
жизненного начала;
-отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви,
ответственности, дружбы, патриотизма.
Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать
все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им отвечать. Это
одно
из
важных
условий
успешности
в
обучения
и
воспитания
детей. В
репертуаре моих учащихся ведущее место занимают в графе современная песня
-патриотические песни о родине, красоте родной природы, о дружбе. Песни
современных композиторов А. Ермолова: «Россия», «Если мы будем дружить»,
«Я желаю тебе», «Вместе ты и я», «Желаем удачи!»; А. Варламова: «Подари
улыбку миру», «Наши друзья»; Газманова, Пахмутова, Бабаджанян. и ещё много
других произведений прошлых лет, близких по духу современной молодёжи.
Они мелодичны, просты, несут много добра, света, любви.
Одним
из
важнейших
звеньев
в
воспитании
является
концертная
деятельность.
Выступление на
концертах
-
это
своеобразный
отчет
о
проделанной работе. Оно выявляет все возможности студента , коллектива,
демонстрирует
сплоченность,
дисциплину,
музыкальность,
способность
слушать
и
слышатьпреподавателя,
сценичность,
эмоциональность
и
т.д.
Концертные
выступления
имеют
большое
воспитательное
значение.
Они
формируют
чувство
ответственности:
исполнителям
должно
быть
не
безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях -
авторитетное
жюри.
С
первого
года
обучения
учащиеся
вокального
класса
постоянно принимает участие, как солисты, так и пробуем в составе вокального
ансамбля во
всех
праздниках
и
концертных
мероприятиях. Э т о концерты,
посвященные «Дню Победы», «Дню Матери», «Дню пожилых людей», и других
мероприятиях.
Дети
не
только
познакомились
с
прекраснейшим
песенным
материалом, но самое главное – они проникались огромным состраданием к
старикам, к которым приходят с концертом в центр реабилитации граждан
пожилого
возраста
и
инвалидам,
видели
слёзы
и
сами
плакали,
искренне
преклонялись перед подвигом ветеранов войны.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь
наших
детей
богаче,
интереснее,
дает
им
возможность
испытывать
самое
высокое
духовное
наслаждение.
Для
становления
человека
в
юные-
подростковые годы искусство имеет исключительное значение. Необходимо, о
и
очень
хочется,
чтобы
ценности
искусства
стали
духовной
потребностью
наших подростков.
Таким
образом,
особая
роль
искусства
в
духовно-нравственном
воспитании заключается в способности вокальных произведений максимально
приблизить к ученику тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных
ценностей
и
безнравственных
поступков,
при
столкновении
с
которыми
формируется
личность
ребенка.
Происходит
обретение
норм
и
ценностей,
становящихся
фундаментом,
внутренним
стержнем
внутри
самой
личности,
способной выстраивать свою жизнь в этом мире.