Напоминание

Духовно-нравственное воспитание студентов средствами вокального искусства


Автор: Морозова Евгения Сергеевна
Должность: преподаватель вокальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание студентов средствами вокального искусства
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Духовно-нравственное воспитание студентов средствами

вокального искусства

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И

вопрос духовно-нравственного воспитания детей вообще

является одной из

ключевых

проблем,

стоящих

перед

каждым

родителем,

обществом

и

государством

в

целом.

В

современном

обществе

происходят

глубокие

преобразования. Характерной чертой современной эпохи является наличие в

ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и

множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в

вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных

жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-

нравственной

обстановки

в

обществе,

спад

культурно-досуговой

работы

с

молодежью.

Духовность – свойство природы самого человека, это - то уникальное и

исключительное,

важнейшее,

что

отличает

человека

от

других

самых

высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами.

Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которая составляет

особенность человека.

Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Отличительная

черта

духовного

человека

это

его

уравновешенность

и

целостность,

искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая

личность. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к

правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает,

что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только

ведут к определенному виду деятельности, они освящают общую картину мира,

общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается,

научный подход к пониманию явлений. Таким образом, можно ответить кратко –

духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знания и свет, который

несет человек, обладающий этим качеством души.

Одним и з эффективных средств формирования духовной культуры

является искусство, в частности вокальная музыка.

Музыка, вокальное

творчество

открывает

студенту

возможность

творческой

реализации

и

самоопределения

в

мире,

постижения

гармонического

единства

с

миром.

Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт

воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания

помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания. Особая роль в

работе

со

студентами

принадлежит

музыке,

которая

на

практике

всегда

рассматривалась как ядро духовного воспитания.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении

всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни

и

деятельности,

усвоение

знаний

и

умений

у

человека

на

основе

задатков

формируется духовная культура.

Начиная с 20-х гг. Прошлого столетия, выдающиеся музыканты - педагоги

(Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, В.Г. Коротыгин и позднее - В.И. Шацкая, О.А.

Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно- просветительскую

направленность

музыкальных

занятий, особое

значение

придавали

духовно-

нравственному

воспитанию

средствами

музыки.

Идеи

всеобщего

духовного

воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась такими прогрессивными

деятелями искусства и культуры, учёными и педагогами, как А.Г. Рубинштейн,

Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие. Влияние духовного воспитания на

успешное

развитие

детей

в

целом

отмечалось

А.

С.

Макаренко,

Н.

А.

Ветлугиной,

В.

А.

Сухомлинским

и

многими

другими.

В.А.

Сухомлинский

говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка,

учить «умению чувствовать человека». Он считал, что «незыблемая основа

нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда

добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны

пониманию

ребенка

лишь

при

условии

яркой

наглядности,

очевидности

морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии,

ориентации наших детей в области музыки формируются, главным образом, под

воздействием средств массовой информации и общения со сверстниками, что

приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического

качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия.

Такие

разновидности

современной

музыки,

выполняющие

не

столько

эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, и пользуются в

подростковой среде широкой популярностью.

Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как именно

данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям

в

силу

своих

возрастных

особенностей.

Известно,

что

дети

усваивают

и

присваивают

ценности

взрослых.

А

сегодня

эти

ценности

подвергаются

решительному пересмотру.

Сегодня

дети не такие, какими были мы вчера. И для того, чтобы их

действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и

понять

их

-

новых,

неожиданных.

Понять,

как

нужен

им

добрый,

умный

провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю

их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях.

Понять,

как

сильна

в

подростках

потребность

серьёзного,

без

скидок

и

навязывания, общения с нами на "музыкальной почве".

Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать

подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания

поистине

незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания

мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в области морали,

нравственного

совершенствования.

Музыкальное

искусство

выступает

перед

детьми в роли проводника определенных идей и идеалов.

«Музыка

является

самым

чудодейственным,

самым

тонким

средством

привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело,

так

музыка

выпрямляет

душу

человека»,

писал

о

музыке

В.А.

Сухомлинский.

Пение

является

одним

из

самых

доступных

видов

музыкальной

деятельности. В пении происходит общее развитие - формируются высшие

психические

функции,

развивается

речь;

происходит

накопление

знаний

об

окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому обучение

детей

вокальному

искусству

представляет

один

из

оптимальных

путей

приобщения детей к культуре и творчеству.

Вокальное воспитание — сложная, многогранная система, которая влияет

на

формирование

творческой

индивидуальности

и

может

оказывать

целенаправленное воздействие на личность подростка.

Необходимо

создание эстетической

среды

вокального

обучения

подростков, которая предполагает наличие:

- благоприятной нравственно-эстетической атмосферы;

-эстетической

материальной

среды,

выражающейся

в

эстетике

обстановки,

качестве аппаратуры, состоянии инструментов, учителя и учащихся, эстетике

одежды;

-эстетических

акцентов

работы,

позволяющих

воспитывать

в

подростках

посредством музыки готовность воспринимать и оценивать окружающую среду

в ее эстетических, нравственных характеристиках;

-благоприятного

музыкально-эстетического

окружения,

эстетического

фона,

исключающего

влияние

низкопробного

вокального

исполнительства

на

подростков

посредством

воспитания

у

учеников

психического

отторжения

любых проявлений безобразного, некачественного, неэстетичного в музыке;

-воспитательных

мероприятий

по

развитию

у

подростков

способности

к

эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.

Необходимость эстетической

среды

вокального

обучения

подростков

обуславливается

ее богатым воспитательным потенциалом. Воспитывающая

среда

-

это

совокупность

объектов

действительности,

обладающих

воспитательным влиянием на личность. Эстетическая среда - это не часть, а

характер и качество воспитательной среды вокального обучения подростков.

Таким образом, создание эстетической среды в классе исполнительства является

необходимым условием вокального воспитания подростков.

Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо,

прежде

всего,

отметить,

выделяемую

ныне

современными

методистами,

духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает

духовность.

Поэтому,

нравственный

урок

это

явление

любви,

добра,

миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия.

Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую

можно

увидеть не сразу,

а постепенно, видя, как меняется человек, как он

духовно

обогащается,

как

раскрывается

в

нём

богатство

его

души.

Чтобы

достичь

хорошего,

качественного

вокального

исполнения,

которое

бы

заинтересовало

слушателя,

вызвало

бы

в

нём

энергетический,

душевный

подъём, нужно пройти не одну ступень вокальной подготовки и, самое главное,

развить в себе глубину чувств внутреннего мира. Достигнуть исполнительского

мастерства можно только кропотливым трудом.

Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями

и

выражением

их

в

образах.

При

собственном

же

воспроизведении

музыкального рассказа ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое

соображение. Существует громадное количество произведений классической,

народной , детской формы произведений где заключено содержание, способное

нравственно образовать и воспитать нашего студента. Чтобы решить эту задачу,

нужно

подбирать

произведения

исходя

из

личных

возможностей,

порывов

студента – если это касается современного материала, а так же произведения

которые

содержат

яркие

поэтические

образы,

может

быть

даже

и

перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное

содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными. Таким

образом, репертуар вокалиста должен отвечать следующим требованиям:

- развивающий и воспитательный характер словесно-музыкального материала;

-доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту

и вокальной возможности студента;

-посильность

вокально-интонационного

материала

-

степень

сложности

произведения

должна

быть

индивидуальной

,

т.е.

должна

соответствовать

уровню подготовленности обучающихся;

-яркость

и

рельефность

музыкальных

образов,

мелодичность

(мелодия

как

интеграция художественного, образного, интонационного);

-гуманистический

характер

произведения,

утверждение

позитивного

жизненного начала;

-отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви,

ответственности, дружбы, патриотизма.

Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать

все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им отвечать. Это

одно

из

важных

условий

успешности

в

обучения

и

воспитания

детей. В

репертуаре моих учащихся ведущее место занимают в графе современная песня

-патриотические песни о родине, красоте родной природы, о дружбе. Песни

современных композиторов А. Ермолова: «Россия», «Если мы будем дружить»,

«Я желаю тебе», «Вместе ты и я», «Желаем удачи!»; А. Варламова: «Подари

улыбку миру», «Наши друзья»; Газманова, Пахмутова, Бабаджанян. и ещё много

других произведений прошлых лет, близких по духу современной молодёжи.

Они мелодичны, просты, несут много добра, света, любви.

Одним

из

важнейших

звеньев

в

воспитании

является

концертная

деятельность.

Выступление на

концертах

-

это

своеобразный

отчет

о

проделанной работе. Оно выявляет все возможности студента , коллектива,

демонстрирует

сплоченность,

дисциплину,

музыкальность,

способность

слушать

и

слышатьпреподавателя,

сценичность,

эмоциональность

и

т.д.

Концертные

выступления

имеют

большое

воспитательное

значение.

Они

формируют

чувство

ответственности:

исполнителям

должно

быть

не

безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях -

авторитетное

жюри.

С

первого

года

обучения

учащиеся

вокального

класса

постоянно принимает участие, как солисты, так и пробуем в составе вокального

ансамбля во

всех

праздниках

и

концертных

мероприятиях. Э т о концерты,

посвященные «Дню Победы», «Дню Матери», «Дню пожилых людей», и других

мероприятиях.

Дети

не

только

познакомились

с

прекраснейшим

песенным

материалом, но самое главное – они проникались огромным состраданием к

старикам, к которым приходят с концертом в центр реабилитации граждан

пожилого

возраста

и

инвалидам,

видели

слёзы

и

сами

плакали,

искренне

преклонялись перед подвигом ветеранов войны.

Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь

наших

детей

богаче,

интереснее,

дает

им

возможность

испытывать

самое

высокое

духовное

наслаждение.

Для

становления

человека

в

юные-

подростковые годы искусство имеет исключительное значение. Необходимо, о

и

очень

хочется,

чтобы

ценности

искусства

стали

духовной

потребностью

наших подростков.

Таким

образом,

особая

роль

искусства

в

духовно-нравственном

воспитании заключается в способности вокальных произведений максимально

приблизить к ученику тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных

ценностей

и

безнравственных

поступков,

при

столкновении

с

которыми

формируется

личность

ребенка.

Происходит

обретение

норм

и

ценностей,

становящихся

фундаментом,

внутренним

стержнем

внутри

самой

личности,

способной выстраивать свою жизнь в этом мире.



В раздел образования