Напоминание

"Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста"


Автор: Бусыгина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК"
Населённый пункт: г.Дегтярск, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




Бусыгина Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №30 им. 10-го гвардейского УДТК»,

г. Дегтярск, Свердловская область.

Развитие познавательного интереса

у детей младшего школьного возраста.

Есть применительно к школе

древняя мудрость: можно привести коня к

водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты,

добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней

мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной

деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника

знаний? Как активизировать познавательный интерес? Над этой проблемой

настойчиво работают многие учителя, психологи. Эта проблема беспокоит и меня,

так как учебно - познавательный интерес - один из критериев эффективности

педагогического процесса.

Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к

учению гораздо более достойная задача, чем неволить. К.Д.Ушинский

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в

положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой

образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие

познавательной активности ученика, наносит вред в интеллектуальном и

нравственном отношении.

Ещё В.А. Сухомлинский говорил: « Страшная это опасность – безделье за

партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это

развращает». Другой отечественный педагог М. В. Остроградский писал: «…

Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она

растёт, овладевает человеком и влечёт его к наибольшим излишествам».

Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу.

Однако она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. Снижается

любознательность, падает интерес к школьным предметам. Большой объём и

сложность учебного материала, подлежащего усвоению и запоминанию, отнимает

у школьника всё больше времени, причём не только в школе, но и дома. Без

работы с учебниками, без решения примеров и задач, без выполнения других

заданий учащийся не сможет овладеть знаниями и необходимыми навыками. Но

вокруг него кипит многоцветная жизнь с различными соблазнами, среди которых

телевизор, компьютер и т.д. Когда ребёнок стоит перед выбором между

необходимостью делать нужные, но далеко не увлекательные домашние задания и

возможностью насладиться захватывающими телепередачами или

компьютерными играми, то предпочтение нередко достаётся последним.

Поэтому перед педагогами и родителями встают следующие вопросы: Как

сохранить и развить у ученика не только общую любознательность, но и интерес к

содержанию учебной деятельности, как сделать, чтобы основным «двигателем»

учёбы был не страх, не угнетающее чувство невыполненного долга и нечистой

совести, а радость познания? Как разбудить в ученике стремление работать над

собой, стремление к творчеству?

Я обратилась к психолого-педагогической литературе.

«Главной особенностью когнитивной сферы детей младшего возраста является

переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий

уровень. В системе мотивов, побуждающих младшего школьника к учебной

деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные.

Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и

непосредственно связаны с содержанием и процессом учения … Дети в этом

возрасте чрезвычайно активны и любознательны»

В педагогике Баранова С.П. говорится: « Понимание учителем особенностей

познавательной деятельности, её противоречивости позволяет формировать

поисковые учебные ситуации и управлять процессом их разрешения»

В педагогике Харламова И.Ф. указывается: «Самостоятельная учебная работа

развивает познавательные способности учащихся, содействует выработке учебных

умений и навыков, делает приобретённые знания более осмысленными и

глубокими»

В программе «Перспектива» Основными задачами УМК «Перспектива»

являются: «познавательное развитие — развитие познавательных мотивов,

инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного

предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное

развитие понятийно логического и образно-художественного мышления;

формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях;

развитие творческого потенциала личности».

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нем

системно-деятельностный подход к обучению нацеливают младших школьников

на совместное изучение системы языка и осмысление способов

функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в

различных ситуациях общения и различных текстах.

Изучая документы, пришла к выводу, что актуальной проблемой

современного общества является развитие познавательного интереса, что

превратит процесс обучения в мощный фактор развития ребенка.

Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет

множество различных трактовок:

Интерес выступает как избирательная наблюдательность человека, его

внимания (Т. Рибо, Н. Ф. Добрынин), его мыслей, помыслов (С. Л.

Рубинштейн).

Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и

интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и

деятельности человека (Л. А. Гордон).

Интерес – это активное познавательное (В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов),

эмоционально-познавательное (Н. Г. Морозова) отношение человека к миру.

Итак, интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными

моментами:

положительной эмоцией по отношению к деятельности;

наличие познавательной стороны этой эмоции, т. е. радостью познания;

наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е.

деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься,

независимо от других мотивов (побуждений).

Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь

возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его

сущности.

Особой и важной областью общего феномена «интерес» является

познавательный интерес.

«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности,

обращенная к области познания, к её предметной стороне и самому процессу

овладения знаниями» (Г.И. Щукина)

Познавательный интерес представляет собою сплав важнейших для развития

личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности,

протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется:

активный поиск;

догадка;

исследовательский подход;

готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:

эмоции удивления;

чувство ожидания нового;

чувство интеллектуальной радости;

чувство успеха.

Итак, познавательный интерес выступает как избирательная направленность

личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому

процессу овладения знаниями.

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными

состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:

любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический.

Занимательность – элементарный уровень интереса, возникающий под влиянием

яркости впечатлений и сосредотачивающийся на внешних сторонах, этот интерес

нестоек, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями.

Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими

мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ними (мотив

самоутверждения, стремление быть в коллективе и др.). Познавательный интерес

фигурирует среди других мотивов учения школьника как мотив, которому

отдается предпочтение.

Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая

«внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность: влияет на

ее характер, протекание и результаты. Как и всякий мотив, познавательный

интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с

ними.

Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями,

интеллектуальными радостями, обогащает своим вниманием другие мотивы.

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями.

Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство,

любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти

стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются

общепризнанными.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая

обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами,

привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная

ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой

значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой,

связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной

ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию.

И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного

интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется

стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии

интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления,

радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок

и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного

видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда

человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания.

Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную

ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру,

они всегда находятся в поиске.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется

познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных

предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают

познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению

личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта

стадия характеризуется поступательным движением познавательной

деятельности школьника, поиском интересующей его информации.

Любознательный школьник посвящает свободное время предмету

познавательного интереса.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных

теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием

их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на

мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением

человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень

характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и

человека как деятеля, субъекта, личность.

В системе общего развития важно постоянно создавать условия для

развития познавательного интереса.

Условия для активизации познавательного интереса:

1. Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.

2. Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше новый материал

связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.

3. Чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает.

4. Вовлечение в процесс поиска.

5. Осознание важности и необходимости изучения.

6. Чем чаще оценивается работа ребенка (в том числе путем самопроверки,

взаимопроверки), тем интереснее учиться.

7. Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления, радости,

эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг работает

наполовину.

8. Эмоциональная окраска, живое слово учителя.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного

интереса на личность школьника.

Формирование познавательной активности школьников достигается в

процессе урочной и внеурочной деятельности.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство

обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех

учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из – под палки, он

доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с

охотой, то дело идет совсем по – другому.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у

первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит

первоначальная тяга к учению. Я не хочу, чтобы с первых лет обучения ребенок

стал тяготиться школой, поэтому забочусь о пробуждении таких мотивов

обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря,

цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он

испытывал удовольствие от самого учения.

В этом возрасте одним из средств активизации познавательного интереса

детей является игра. Игра побуждает учиться, стремиться узнать новые факты,

овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений, рассуждать.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и

активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Провожу такие игры, как игры - наблюдения, познавательные игры, игры -

путешествия, дидактические игры.

В дальнейшем обучении 1 - 4 классах игра продолжает присутствовать в

учебном процессе. Считаю, что постановка проблем, совместный поиск, игра и

сказки помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке

радостным.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности

школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может

происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание

учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем

определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников –

это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманной отбор содержания

учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются

важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал,

который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение,

заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный

элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в

состоянии ожидания чего – то нового.

Ученики испытывают удивление, когда узнают, что одна сова за год

уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что

сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться

все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к

удивляющему и поражающему воображение. Ещё К. Д. Ушинский писал о том,

что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а

отчасти знаком. Для поддержания познавательного интереса я учу младших

школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание приводит к осознанию того, что у обыденных,

повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о

которых он сможет узнать на уроках. И то почему растения тянутся к свету, и о

свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не

обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки.

Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ,

знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда

выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам

процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать

потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что

в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы

сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к

нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу

учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества

знаний, умений и навыков ученика.

Однако, организация самостоятельной работы – самый трудный момент

урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10

учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять

время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельную работу. Те,

кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически

переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель, не

желая того, помогает ученикам, которые не справились с заданием. В конечном

итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не

справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время

проверки. Как этого избежать? Как научить ученика работать самостоятельно?

Выход из этой ситуации – применение уровневой дифференциации.

Дифференциация может осуществлять по объему заданий, по степени их

сложности и др. Это позволяет и хорошо подготовленным ученикам и ребятам со

слабой подготовкой справится с заданиями, создает ситуацию успеха на уроке,

мотивирует учащихся на дальнейшую деятельность.

Время вносит свои коррективы в образовательный процесс, поэтому арсенал

методических средств каждого учителя постоянно пополняется. Проведение

нестандартных уроков (урок – сказка, игра, путешествие, сценарий, викторина,

уроки – смотры знаний и т.д.) соответствует требованиям современной методики.

Старинная латинская пословица гласит: «Уча других, мы учимся сами».

Подготовка к мероприятиям заставляют учителя «рыться» в литературе, «делать

вылазки в Интернет», таким образом освежая, расширяя, углубляя свои познания,

в результате повышается качество преподавания предмета. Позитивная

эмоциональная атмосфера на уроке, во время проведения мероприятий

способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к

знаниям.

Единство обучения и воспитания на уроках нашло свое применение и

развитие во внеклассной работе. Активизируют познавательный интерес

экскурсии, КВНы, викторины, интеллектуальные игры, олимпиады, защита

проектов и другие формы внеклассной работы.

Ребята моего класса не только принимают активное участие, но и занимают

призовые места. Я вместе с моими учениками радуюсь их успехам, так как

внимание к успехам каждого ученика поддерживает в ученике веру в свои силы.

Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным

стимулом поддержания и укрепления интереса.

Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что

она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их

способностей. Сегодня педагогический подход к воспитательной работе требует

от учителя творческого подхода. По сравнению с уроками, имеющую большую

воспитательную направленность, внеклассная работа - огромное поле

деятельности для развития личностных качеств ребенка.

Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего

школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую.

Внеклассные занятия организую так, чтобы в них были вовлечены все

учащиеся класса или большинство из них, и чтобы каждый ученик, исходя из

своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с

увлечением. У детей внеклассные мероприятия вызывают интерес, их творческую

активность, желание выполнять задания, требующие напряжённой мыслительной

деятельности. Ребята защищали проекты по разным темам, участвовали в

различных олимпиадах и конкурсах. Были участниками научно-познавательных

конференций.

Для развития познавательного интереса были проведены классные часы,

праздники. Проводились встречи с ветеранами Великой отечественной войны,

воинами интернационалистами, встречи с книгой в городской детской библиотеке.

Прошли экскурсии в школьный музей боевой славы, городской музей ДК,

краеведческий музей города Екатеринбурга, выставку ВДВ, клуб ВДВ. Были

организованы поездки в цирк, кукольный театр, театр музыкальной комедии,

оперный театр, ТЮЗ, парк бабочек, Кунгурскую ледяную пещеру. Дети посетили

Сысертский фарфоровый завод, гончарную лавку, дом – музей Бажова, в

Невьянске - наклонную башню и краеведческий музей.

Познавательные интересы - это собственные, внутренние свойства человека,

предшествующие учению, следовательно они зарождаются за пределами

школьной жизни и в их формировании существенную роль играет семья. Семья

играет решающую роль в развитии ребенка и обеспечивает физическое и

эмоциональное развитие человека. Семья играет ведущую роль в умственном

развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом

определяет ее успешность. Но некоторые родители не проявляют интереса к учебе

детей, однако их интересует жизненная карьера ребенка, поэтому для них, прежде

всего, важны достижения в школе, а развитие познавательных интересов и

желания учиться для них не существенно. Важно проводить работу с родителями.

Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии

успехов. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Впечатление от

успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное

отношение к учению. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «все

равно хуже». С другой стороны, преувеличение успеха создает впечатление

несправедливости, когда хвалят за неодинаковые результаты работы. Чтобы этого

не происходило, нужно сравнивать школьника не с другими учениками, а с его

прежними работами, т.е. оценивать продвижение.

Развитие познавательного интереса позволяет моим ученикам добиваться

значительных успехов в учебе, а самое главное - способствует яркой

эмоциональной жизни детей и предоставляет простор их индивидуальности.

Ребята успешно продолжают учиться в среднем и старшем звене школы.

На земле интерес

есть великий волшебник,

изменяющий в глазах всех

существ вид всякого предмета

К.А. Гельвецкий



В раздел образования