Автор: Жадобина Ольга Геннадьевна
Должность: учитель технологии, изо
Учебное заведение: МКОУ "Шегарская СОШ №1"
Населённый пункт: с. Мельниково, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование мастерства молодого специалиста в сфере классного руководства через наставничество"
Раздел: среднее образование
«Совершенствование мастерства молодого специалиста в сфере
классного руководства через наставничество»
Молодой
специалист,
недавно
окончивший
учебное
заведение
и
пришедший работать в школу, вряд ли сможет сразу влиться в учебный и
организационный
процесс
и
грамотно
спланировать
свою
деятельность.
В
целях профессионального становления молодого учителя внедряется система
наставничества, позволяющая уверенно чувствовать себя на начальном этапе
педагогической
деятельности.
Актуальным
является
вопрос
организации
наставничества в сфере классного руководства.
Несомненно, быть классным руководителем – это большой труд, который
требует соответствующих затрат времени и умственной деятельности. Кроме
того, от учителя требуется творческий подход к выполняемым обязанностям,
ответственность
и
знание
обязанностей
классного
руководителя.
Педагог-
наставник,
в
свою
очередь,
должен
иметь
богатый
опыт
организации
внеурочной работы с обучающимися и способность делиться наработанным
материалом.
На первом этапе наставнической деятельности необходимо разъяснить
молодому
специалисту
его
обязанности
как
классного
руководителя.
Наибольший
полезный
эффект
будет
достигнут
посредством
подготовки
наглядных
памяток,
где
можно
отразить
по
блокам
общие обязанности
классного
руководителя;
порядок
организации
работы
с
отстающими
учащимися;
порядок
организации
работы
с
родителями;
методические
рекомендации
по
проведению
родительского
собрания,
внеклассных
мероприятий и др.
Классный руководитель ведет достаточно кропотливую документальную
работу.
В
связи
с
чем
на
данном
этапе
подготовки
молодого
специалиста
необходимо
провести
консультации
по
правилам
ведения
школьной
документации,
в
том
числе,
классных
журналов,
итоговых
отчетов
по
окончании четверти или другого периода, разработки плана воспитательной
работы.
Дальнейшая
совместная
работа
строится
на
основе
принципов
добровольности работы наставника, постоянной контактируемости наставника
и подшефного, взаимного уважения, применения личного опыта наставника,
согласованности действий подшефного и др.
Как
уже
упоминалось
ранее,
наиболее
важная
роль
классного
руководителя состоит в организации внеурочной деятельности обучающихся.
Представляется, что именно внеурочная деятельность «содержит значительные
возможности
для
формирования
инициативности,
самостоятельности,
способности
к
сотрудничеству,
поскольку
в
ней
допускается
меньшая
регламентированность по сравнению с учебной деятельностью» (Долгушева
А.Н., Кадневский В.М., Сергиенко Е.И. Наставничество как педагогический
феномен: история и современность // Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 4. С. 264–268).
В свою очередь, от молодого специалиста требуется большая отдача,
развитие
и
реализация
своего
творческого
потенциала,
проведение
систематической работы с классом по выявлению интересов, склонностей и
способностей
ребят,
а
самое
главное
–
личная
заинтересованность
в
осуществляемой деятельности. Тогда результат не заставит долго ждать.
«Внеурочная
деятельность
организуется
по
направлениям
развития
личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общекультурное, общеинтеллектуальное), в том числе через такие формы, как
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные
общества,
олимпиады,
соревнования,
поисковые
и
научные
исследования, общественно полезные практики, летние оздоровительные лагеря
и др» (Сергиенко Е. И. Наставничество сверстников как способ социального
развития подростков // Формирование научной картины мира человека XXI
века. Горно-Алтайск : Ладомир, 2011. Ч. 1. C. 322–328). Наставник должен
содействовать молодому специалисту на начальном этапе профессиональной
деятельности
в
поиске
потенциально
возможных
мероприятий,
мотивации
активного участия учеников подшефного класса в них на разных уровнях.
Следует также отметить, что с каждым годом педагогическое общество, в
том числе благодаря развитию информационных технологий, располагает рядом
преимуществ для совершенствования мастерства молодых специалистов. Так,
педагоги-наставники создают на авторских страницах блоки для начинающих
учителей, где размещаются образцы рабочих программ, планов воспитательной
работы, памятки, таблицы, отчеты о работе классных руководителей. Также
активно
создаются
банки
наставнических
разработок,
«в
которых
молодые
специалисты
могут
найти
ответы
на
возникающие
вопросы
у
нескольких
наставников, появились дистанционные формы работы с молодыми педагога-
ми»
(Кириллова
И.
О. Наставничество:
модный
тренд
или
осознанная
необходимость? // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. С. 75-
79).
Таким образом, наставничество представляет собой не просто модную
тенденцию,
навеянную
временем,
а
прежде
всего
важный
компонент
организации образовательного процесса, позволяющий молодым специалистам
адаптироваться
к
профессиональной
деятельности,
в
том
числе
в
области
классного руководства.